Избирательные системы страны европы

Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды

Избирательная система — совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.

Виды

1. Мажоритарная — в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Различают три вида мажоритарной системы:

• относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

• абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.

• квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) — Чили).

Наряду с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной системы:

— система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) — в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);

— кумулятивный вотум (от лат. cumulatio — скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному — все голоса (Бавария).

2. Пропорциональная — строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными — Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии.

Пропорциональная ИС – избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ – полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей – страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС – система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.).

31.

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.

Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии.

Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.

В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку», и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом.

Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.

Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей, но этим, в большей степени, грешат партии.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post).

Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Источник

Избирательные системы стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Содержание

Особенности избирательной системы в Германии

Особенности избирательной системы в Бельгии

Особенности избирательной системы в Чехии

Особенности избирательной системы в Испании

Общие черты избирательных системм Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы.doc

Введение

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами данной работы являются рассмотрение избирательных систем ведущих стран мира, их сравнительный анализ.

В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.

Особенности избирательной системы в Германии

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту.

Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия, состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым.

Бундестаг избирается всем народом Германии. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.

в ФРГ формирование верхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборного управления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель). Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

Как такого понятия «сессия парламента» в германском праве нет. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии.

ФРГ используется заградительный 5%-ый порог.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Особенности немецкой избирательной системы

Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры федерального канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федерального канцлера, и за его преемника. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспуск парламента.

Можем сделать вывод, что Германия имеет смешанную избирательную систему.

Особенности избирательной системы в Бельгии

Избирательная система Бельгии складывалась на протяжении всего периода существования бельгийского государства со времени революции 1830 года.

Право тайного голосования действует в Бельгии с 1877 года.

По избирательному закону от 30 декабря 1899 года Бельгия стала первой в мире страной, в которой была введена пропорциональная избирательная система по методу д’Ондта. Эта система была подтверждена избирательным законом от 9 мая 1919 года, который ввёл равное избирательное право для мужчин и части женщин, достигшие 18-летнего возраста.

По закону от 27 марта 1948 года всеобщее избирательное право было распространено на всех женщин-избирателей. Кроме того с 1988 года каждое полугодие происходит обязательная регистрация избирателей. Ценз пассивного избирательного права для избрания в нижнюю палату бельгийского парламента — 21 год, в верхнюю — 35 лет.

С 2006 года в выборах может принять участие (но не быть избранным) любой иностранный гражданин при условии 5-летнего проживания на территории Бельгии, регистрации в избирательном списке и после подписания обязательства соблюдать Конституцию и законы Бельгии, а также европейскую Конвенцию прав человека.

Основные положения современной избирательной системы Бельгии

•Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

•Голосование носит обязательный характер при обязательной регистрации избирателей (2 раза в год).

•Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет.

•Результаты голосования определяются согласно пропорциональной избирательной системе по методу д’Ондта.

Особенности избирательной системы в Чехии

Чехия (чеш. Cesko), официальное название Чешская Республика – согласно Конституции, принятой 16 декабря 1992 года, является парламентской республикой.

Глава государства – Президент. Президент избирается каждые пять лет Парламентом. Президенту предоставлены полномочия: предлагать судей Конституционного Суда, распускать парламент при определённых условиях, накладывать вето на законы. Он назначает премьер-министра, а также других членов правительственного кабинета.

Чешский парламент двухпалатный, состоит из Палаты депутатов (Poslanecka snemovna) и Сената (Senat). 200 делегатов Палаты депутатов избираются на 4-летний срок, на базе пропорционального представительства. 81 член Сената имеет мандат на шесть лет. Переизбрание трети состава Сената производится каждые два года на основе мажоритарных выборов, которые проводятся в два тура.

Право голосовать на выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. В Палату депутатов может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года.

Депутаты избираются по спискам политических партий. После избрания представители партий создают в Палате депутатов депутатские клубы. В Сенат может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право голоса и достигший 40 лет. 14 избирательных округов совпадают с 14 регионами страны.

Политические партии должны преодолеть 5-процентный порог для вхождения в Парламент, в то время как коалиции двух партий необходимо собрать 10 процентов голосов, а коалиции трех партий 15 процентов.

Количество депутатских мандатов для каждого региона не является фиксированным и определяется только после выборов, по формуле, предусмотренной законом о выборах, исходя из общего числа голосов, отданных за те партии, которые преодолели 5-процентный порог на национальном уровне.

Закон о выборах не содержит положения о национальном или международном наблюдении за порядком проведения выборов. Положение о международных наблюдателях содержится в постановлении Государственной избирательной комиссии Чешской Республики, которое также определяет, что Министерство внутренних дел является органом, который будет аккредитовать наблюдателей.

Особенности избирательной системы в Испании

Избирательная система Испании, будучи по сути своей инструментом, гарантирующим демократическое голосование, а также преобразование голосов в политическое представительство, оказалась действительно эффективной моделью, настолько эффективной, что она оставалась жизненно устойчивой и неизменной на протяжении двадцати лет после того, как ее принципиальные положения были одобрены на основе консенсуса на первом этапе переходного периода.

К тому, что было уже сказано, следует добавить еще, что ценность избирательной системы Испании заключается в ее политической функциональности и легитимности, которые она постепенно приобретала в ходе многочисленных избирательных процессов,

избирательная система Испании, которая теоретически может рассматриваться как самая лучшая в мире, на практике может оказаться бесполезной.

Во избежание риска подобного рода, и в Конституции, и первом варианте Закона о Выборах (L.O.R.E.G.) был установлен правовой подход, Поэтому в Испании правительство или администрация не имела законного права регулировать или вводить положения, которые бы сказывались на избирательном законодательстве.

Операции по подготовке и пересмотру Переписи избирателей: Испанские граждане получают право избирать и возможность быть избранными на выборах по достижению 18-ти летнего возраста, и они автоматически включаются в список избирателей.

Испанцы, постоянно проживающие за рубежом, также включаются в специальный список избирателей. Иностранцы из стран членов Европейского союза и Норвегии, постоянно проживающие в Испании, также вносятся в список избирателей.

В настоящее время при проведении выборов, за месяц до назначенной даты, в качестве первого шага проводится перепись избирателей, и ежемесячные списки электората вывешиваются для всеобщего обозрения на избирательных участках неделю спустя после объявления о проведении выборов.

Общие черты избирательных систем Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Несмотря на существенные отличия в политике и экономике стран они имеют общие черты избирательного права и избирательных систем, применяемых при формировании верхних палат парламента. А именно:

  • Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту
  • Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании
  • Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет
  • равное избирательное право для мужчин и части женщин
  • Используется заградительный 5%-ый порог
  • Президент выбирается на 5 лет и др.

Заключение

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Источник

Читайте также:  Начало xx века страны ближнего востока
Оцените статью