- Избирательные цензы
- Избирательные цензы зарубежом
- Избирательные цензы в зарубежных странах: сущность, виды.
- Способы принятия конституций в зс.
- Избирательные цензы в зарубежных странах
- Избирательные цензы: понятие, сущность, классификация. Международно-правовые стандарты. Всеобщая декларация прав человека. Практика выборов. Проблема цензов избирательной системы. Эффективная система представительных органов государственной власти.
- Подобные документы
Избирательные цензы
Рассмотрим понятие и виды избирательных цензов, а также выявим их содержание.
Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.
Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.
В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.
Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, которые проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.
Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.
Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).
Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.
Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.
Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.
Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.
Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.
Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.
В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.
Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.
Источник
Избирательные цензы зарубежом
Под всеобщим избирательным правом понимается некая совокупность правовых требований, предполагающих, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны. Однако данный принцип утверждался постепенно, в течение длительного времени. Так, еще в начале XX в. в Великобритании треть мужчин и все женщины были лишены избирательных прав.
В современных условиях круг лиц, принимающих участие в выборах, достаточно широк. Всеобщности избирательного права не противоречит тот факт, что к гражданам (подданным) предъявляется ряд требований, в соответствии с которыми они могут участвовать в избирательных процедурах.
Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения — избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.
Ценз гражданства означает, что избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. (Например, в Аргентине для приобретения активного избирательного права требуется обладание гражданством не менее трех лет).
Ценз оседлости подразумевает срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей или быть зарегистрированным в качестве кандидата на выборную должность, (например, для кандидата на пост Президента Республики Казахстан ценз оседлости составляет 15 лет, США — 14 лет, Азербайджана, Белоруссии — 10 лет).
Возрастной ценз предусматривает требования к возрасту избирателя и кандидата. Из 150 государств в 109 активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в нескольких — лицам старше 19—21 года, а в четырех странах (Бразилия, Иран, Куба, Никарагуа) — с 16 лет. При пассивном избирательном праве предусматривается более высокий возрастной ценз (для Президента Италии — 50 лет, ФРГ, Эстонии — 40 лет, Белоруссии, Грузии, США, Украины — 35 лет).
Ценз пола является явно дискриминационным и не применяется в избирательном законодательстве демократических государств.
Религиозный ценз распространен в основном в исламских государствах. Например, для того, чтобы быть избранным в парламент Ирана, необходимо исповедовать ислам. Исключения предусмотрены для граждан, исповедующих традиционные для национальных меньшинств конфессии.
Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным уровнем образования. Его разновидностью является ценз грамотности, который означает, что избиратель и кандидат должны уметь писать и читать на государственном языке, в ряде стран к этому требованию добавляется требование знать и понимать конституцию. Сейчас этот ценз, или его разновидность — ценз языка, предусмотрен в конституциях ряда африканских стран (Руанда, Малави), стран СНГ (Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Украина), а также в государствах Балтии — Латвии, Литве, Эстонии.
Имущественный ценз предусматривает наличие у избирателя или кандидата определенной имущественной массы как условие обладания активным или пассивным избирательным правом. Его разновидностью является избирательный залог, который вносится кандидатом перед его регистрацией в избирательную комиссию.
Общим правилом является неучастие в выборах лиц, признанных судом недееспособными.
В ряде государств закрепляется ценз неопороченности, в соответствии с которым не голосуют лица, содержащиеся под стражей по приговору суда.
Ценз несовместимости означает запрет одновременно занимать выборную и иную публичную должности. Несовместимость означает также обязанность для выборного лица освободить ранее занимаемую им должность в случае его избрания. А в ряде государств требуется предварительный уход в отставку прежде чем баллотироваться в кандидаты на выборную должность.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Избирательные цензы в зарубежных странах: сущность, виды.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль
Среди избирательных цензов следует прежде всего указать возрастной. Во многих странах (для активного избирательного права) признается избирательное право за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет — в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех странах — Бразилии, Иране, Никарагуа, и на Кубе, правом голоса пользуются с 16 лет.
Для пассивного права возрастные цензы нередко выше. Например, в Италии чтобы занять должность президента требуется достижения возраста 50 лет. Такое управление требует определенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенный навык решения жизненных проблем.
Еще более важные цензы: оседлости и гражданства, их не надо путать, ценз оседлости обозначает, чтоб гражданин прожил в определенной стране или в данной местности, определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам, а ценз гражданства не требует проживания в этой стране. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст.1 Конституции США 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет.
Применяется еще моральный, имущественный (устанавливающий определенные нормы собственности), пола, грамотности, религиозный (в иранском парламенте необходимо исповедовать ислам) цензы. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда.
Способы принятия конституций в зс.
Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием. В отличие от парламента это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др. Учредительное собрание нередко продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов. В Нигерии в 1978 г., в Гане в 1979 г., в Турции в 1982г. оно частично избиралось на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначалось военными властями. Такие учредительные собрания обычно играют роль консультативных (в Турции в 1982 г., в Нигерии в 1978 г. они так и назывались консультативными), поскольку их результаты утверждаются уходящими при переходе к гражданскому правлению военными властями. Консультативное учредительное собрание приняло конституцию Кувейта 1962 г., утвержденную королем (эмиром). Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа — Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983г., Бразилии 1988г., в Замбии 1992г.). Парламентами без переименования их в учредительные собрания приняты конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. В отдельных странах конституции приняты над парламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Народным консультативным конгрессом в Индонезии в 1945 г., Великой джиргой в Афганистане в 1987 г., Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.). Конституции нередко принимаются путем референдума — общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Алжир 1996 г., Белоруссия 1996 г. и др.). Референдум — демократический институт, но на нем избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-то поправки он не может. Однако без предварительного обсуждения проекта населением или хотя бы в парламенте гражданину очень нелегко разобраться в таком сложном документе, как конституция. В ряде случаев путем референдума принимались реакционные конституции (в Греции, Родезии и др.). Иногда на референдум выносятся конституции, подвергавшиеся предварительному обсуждению в представительных органах, уже принятые парламентами или учредительными собраниями (Греция в 1975 г., Испания в 1978 г.), а иногда конституции, уже принятые референдумом, затем утверждаются избранными на основе этих конституций парламентами (Бирма в 1974 г., Эфиопия в 1987г.). В некоторых странах конституции были приняты фактически военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению. Военные советы в качестве последней инстанции утвердили принятые консультативными учредительными собраниями конституции, иногда внося в них существенные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989 г.). В отдельных странах социалистической ориентации, где революционно-демократические (единственные) партии осуществляли важные государственные функции, первые конституции непосредственно принимались их высшими органами — съездами (Конго в 1973 г.) или исполнительными комитетами партий (Ангола и Мозамбик в 1975 г.). В настоящее время и в Конго, и в других странах эти конституции заменены. Наконец, в ряде монархических государств происходило октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу» (Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., Саудовская Аравия в 1992 г. и др.). В ходе крушения колониальных империй октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычно после конференций «круглого стола») даровала конституцию своим прежним колониям, объявляемым независимыми государствами.
Источник
Избирательные цензы в зарубежных странах
Избирательные цензы: понятие, сущность, классификация. Международно-правовые стандарты. Всеобщая декларация прав человека. Практика выборов. Проблема цензов избирательной системы. Эффективная система представительных органов государственной власти.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.11.2010 |
Кафедра государственно — правовых дисциплин
По дисциплине: Конституционное право зарубежных стран
На тему: Избирательные цензы в зарубежных странах
1. Избирательные цензы: понятие, сущность, классификация
2. Цензы для ограничения активного и пассивного избирательного права
Современная избирательная система должна соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным в основном после Второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления значения основных политических и гражданских прав и свобод личности, ставших предметом пристального внимания международных организаций и превратившихся из внутригосударственного дела в вопрос межгосударственного значения. Важнейшие из них нашли свое отражение в таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Европейская хартия о местном самоуправлении и др.
Практика выборов связана с наличием избирательных цензов.
Избирательные цензы — это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права. Цензы пассивного избирательного права, как правило, жестче цензов активного права.
Проблема цензов избирательной системы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию цензов, так и по их количеству. Поэтому целью своей работы считаю, что мне необходимо уяснить для себя, какова сущность избирательных цензов, какая существует классификация цензов в зарубежных странах.
1. Избирательные цензы: понятие, сущность, классификация
Термин ценз (лат. census от лат. censeo — делаю опись, перепись) имеет несколько значений и происходит из Древнего Рима. Под этим словом подразумевалась периодическая перепись граждан с оценкой их имущества с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды. Современное значение термина может обозначать какие-либо ограничительные условия, а именно:
1. Избирательный ценз — установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определённых политических прав или условие, необходимое для внесения предприятия в определённый список, реестр; надзор или цензура за содержанием печатной продукции и деятельностью СМИ;
2. Ценз пола — законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам;
3. Возрастной ценз — возрастное ограничение на занятие определенной должности, вид деятельности или же статистическая перепись.
4. Имущественный ценз (англ. property qualification) — ограничение в правах людей, имущество (или доход) которых меньше некоторой определённой величины. http://ru.wikipedia.org/Ценз
В данном случае, меня интересует понятие «избирательный ценз». В истории права использовались самые разнообразные цензы — возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовтельный, оседлости, служебный, языковой и др. Причем прослеживается тенденция отказа от цензов, ущемляющих права различных социальных групп (происходит отказ от ранее распространенного «полового ценза «, по которому избирательное право предоставлялось только лицам мужского пола). В XIX — начале XX в. были распространены сословный и имущественный цензы. Первый выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.); второй — что избирательное право предоставлялось только лицам с определенным доходом или собственностью. В настоящее время во многих странах применяются цензы: возрастные (достаточно часто); социальные (неучастие в выборах военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции, и др.): политические (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости (Германия, Бельгия, Голландия. Австрия, Швеция и др.).
О необходимости избирательных цензов (как ограничений всеобщего избирательного права) в октябре 1904 года высказывался Д.И. Менделеев. «Спрашивается теперь, как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные ту любовь отстаивать явно, умом поддерживать голос любящего сердца? Задача та сложна и опытным путем — по примерам других народов, — мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью. «Всеобщий, прямой и тайный» выбор народных представителей, чего желает немалое количество наших передовиков, мне представляется не только неосуществимым на деле, но и отнюдь не могущим дать желаемых представителей потому же, что такой выбор при всякого рода допущениях предполагает готовых, ранее намеченных кандидатов и развитие сознательности более или менее равномерным во всем народе. Последнего нигде допускать нельзя, а у нас и подавно, а первое уже по существу говорит против всеобщности и тайны. Признаюсь, что лично я боюсь больше всего преобладания между членами Государственной думы теоретиков, будут ли они из либералов или из консерваторов, и боюсь потому, что, любя свои созревшие мысли более всего окружающего, они должны предпочесть идейное жизненному, а в законах, по мне, это вредно и допустимо лишь в малой дозе. А лицами, имеющими данные склонить к себе всеобщий голос, то есть выступить кандидатами при «всеобщем» голосовании, следует считать лишь идейных теоретиков. Они народу в жизни нужны, честь им и слава, но без преобладания в Думе. Поэтому мое личное мнение против всеобщего голосования. Избрание через выборщиков, установленное у нас, есть единственное доныне возможное, и вся судьба дела определяется не столько количеством выборщиков, сколько их качеством, т.е. цензом». Менделеев Д. Желательное для блага России устройство правительства // Молодая гвардия. 2000. №3. С. 17.
Эволюция избирательных цензов во всем мире осуществляется в направлении либерализации и отмены большинства цензов — расового, имущественного, национального, полового и др. Однако этот процесс происходил не одинаково для различных групп и видов избирательных цензов.
В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования — регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования — предъявляются к кандидатам на выборные должности.
Традиционно деление избирательных цензов на три группы: технические, охранные и дискриминационные.
Технические цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей тех лиц, которые не могут «адекватно» голосовать, т.е. они позволяют упорядочить процедуру и итоги выборов. К числу таких ограничений относятся возрастной ценз, оседлость, гражданство, дееспособность, судимость (нахождение в местах лишения свободы), образование, языковой ценз, религиозный и др.
Наибольшее число разногласий возникает при определении возраста, с которого человеку необходимо предоставлять избирательное право. Развитие избирательного права в этом направлении ведет к снижению возрастного порога как пассивного, так и активного избирательного права. Так, предоставление избирательного права с 15 — 16 лет характерно для Бразилии, Ирана, Кубы, Никарагуа и некоторых других стран. Тенденция снижения возрастного ценза связана со снижением возраста гражданского совершеннолетия.
Вместе с тем по Конституции Бразилии 1988 года граждане старше 70 лет участвуют в голосовании лишь в том случае, если по собственной инициативе подадут заявку в качестве избирателей. По мнению А.С. Автономова, это имеет положительную сторону. Ведь отдельные граждане в преклонном возрасте по состоянию здоровья не всегда могут сделать осознанный выбор или попросту не имеет интереса к политике. Поэтому их не лишают избирательного права, но оставляют на их собственное усмотрение, а также практически ставят в зависимость от их состояния здоровья реальное участие в голосовании Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2005. С. 176 — 177. . История знает примеры и однозначного лишения избирательного права пожилых граждан.
Ценз гражданства означает, что избирательные права как разновидность политических прав предоставляются только гражданам государства. В ряде государств (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) к выборам местных органов власти допускаются «неграждане», которые постоянно (длительное время) проживают в стране, уплачивают налоги и т.п.
В странах, не закрепляющих принцип равного гражданства, при определении избирательных прав граждан делается различие по основанию приобретения гражданства и времени нахождения в гражданстве. Например, в США правом избрания в президенты страны обладают лишь урожденные граждане (натурализованные такого права лишены), а желающие быть избранными в сенат или палату представителей должны состоять в гражданстве США не менее 9 и 7 лет соответственно. А в Аргентине натурализованному гражданину избирательное право предоставляется только лишь через 3 года.
Основываясь на гражданстве, в ряде стран избирательный корпус был расширен при формировании высших органов власти за счет граждан, проживающих за границей (1979 год — Тунис, 1989 год — Исландия, 1991 год — Швейцария). Решение вопроса голосования таких избирателей различно. В Швейцарии эту проблему решили путем голосования по почте (приказ федерального совета от 16 октября 1991 года), в Италии были созданы избирательные округа за рубежом (ст. 8 Закона «О выборах в сенат» от 4 августа 1993 года), в Турции избирателям, проживающим за границей более шести месяцев и не внесенным в списки избирателей, было предоставлено право голосовать на пограничных пунктах при въезде или выезде из страны в течение 70 дней до выборов и до 17 часов в день выборов Чиркин В.Е Сравнительное конституционное право : учебное пособие..- М., 2002. — С.203. .
Ценз оседлости обозначает необходимость проживания на территории государства в течение определенного срока для получения избирательного права. Этот срок может варьироваться от нескольких месяцев (6 — во Франции, 3 — в Японии и др.) до нескольких лет (США: кандидат в президенты должен проживать на территории страны не менее 14 лет).
Технический ценз судимости предполагает, что лица, находящие в местах лишения свободы, а также обладающие судимостью, не участвуют в выборах. Так, в большинстве штатов США бывшие заключенные в течение нескольких лет по отбытии наказания не участвуют в выборах Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США. М., 1991. С. 34. . Технический ценз судимости не нужно путать с охранным цензом судимости, при котором лишение избирательного права осуществляется за совершение преступлений против государственного строя и т.п.
Языковой ценз и ценз грамотности практически всегда рассматривались в качестве антидемократических. В США ценз грамотности и знания языка был отменен лишь в 1975 году, когда в Акт об избирательном праве 1970 года, были внесены поправки: наложен запрет на использование тестов и иных средств проверки способности читать, понимать и толковать вопросы, связанные с проведением выборовАлебастрова И.А., Рыжов В.А. Основы конституционного права США// Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2001. С.62. .
Религиозный ценз требует, чтобы носитель избирательного права исповедовал определенную религию. Это требование — относительная редкость и обычно распространяется на пассивное избирательное право. В частности, в Иране быть избранным может только мусульманин. Рассматриваемый ценз в некоторой мере обладает дискриминационной направленностью.
Охранные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей тех лиц, голос которых не угоден (не желателен) государству, которые могут «негативно» проголосовать. К числу таких ограничений относятся должностной ценз (ценз рода занятий), судимость за преступления против государства, банкротство и др.
По мнению К.В. Арановского, применение охранных цензов выводит из числа участвующих в выборах те категории лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима, но не связано с нарушением представлений о справедливости Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2000. С. 296. .
Наиболее распространено среди этой категории цензов ограничение избирательного права военных и государственных служащих. Конституция Эквадора 1977 года закрепляет положение, согласно которому лица, находящиеся на действительной военной службе, не могут пользоваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу, Панама, Аргентина, Бразилия и др.) лишены права участия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, флота, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие обязательную военную подготовку, и др. Отстранение военнослужащих от участия в голосовании формально объясняется концепцией «армия — вне политики».
Дискриминационные цензы представляют собой условия, выводящие из числа избирателей ряд лиц по дискриминационным признакам: имущества, пола, расы, национальности и др.
По мнению К.В. Арановского, действительно дискриминационными можно считать лишь те ограничения, которые воспринимаются значительной частью общества как несправедливость, неосновательное ущемление прав.
Введение полового ценза в арабских странах (Кувейт, Иран, ОАЭ) обосновывалось предписаниями ислама о статусе женщин. Первоначально почти во всех странах выборы были чисто «мужским делом». Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением, что уделом женщины всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное сочетание трех «К» — Kirche, Kuche, Kinder).
Лишь в 1893 году половой ценз был отменен в Новой Зеландии. До 1917 года женщины имели активное избирательное право также в Австралии, Дании, Исландии. И только в 1918 году женщины обрели избирательное право в Великобритании, в 1920 году — в США, в 1944 году — во Франции, в 1945 году — в Италии, в 1956 году — в Греции, в 1971 году — в Швейцарии Поулсен, Ч. Избирательное право для женщин // Журнал о выборах. 2006. №1. С. 27. .
Дискриминационные цензы имели место в ЮАР, где чернокожее население было лишено избирательного права, в США до 1963 года представители коренных малочисленных народов, проживающие в резервации, не участвовали в выборах.
В теории конституционного права существуют условия, ограничивающие избирательное право, не относящиеся ни к техническим, ни к охранным, ни к дискриминационным цензам.
Среди таких ограничений — моральный ценз. В Пакистане кандидат должен быть благоразумным, справедливым и не склонным к расточительству, и честным, и амином («ameen» можно перевести как «заслуживающий доверия», «надежный», «правоверный»)Москаленко В.Н., Топычаков П.В. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы // Журнал о выборах. 2006. №3. С.22. . В Мексике не голосуют лица, употребляющие наркотики, а в Нидерландах — лица, лишенные родительских прав.
В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни и обладал добрым нравом, свободно распоряжался свои имуществом (т.е. не находился под опекой). Так, статья 34 Конституции Республики Исландия 1944 года гласит: «Всякий гражданин, обладающий правом голоса на выборах в Альтинг и незапятнанной репутацией, может быть избран в Альтинг».
Следующим цензом является ценз несовместимости. Заключается он в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность либо занимающееся определенной деятельностью. Например, согласно французскому избирательному кодексу нельзя одновременно быть депутатом и сенатором. Данный ценз очень схож с должностным охранным цензом (ценз занятий), но преследует несколько иную цель.
В отношении пассивного избирательного права во многих странах устанавливается ценз неизбираемости. Так, в США нельзя участвовать в президентских выборах лицу, занимающему эту должность более двух сроков подряд.
Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим. Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.
2. Цензы для ограничения активного и пассивного избирательного права
Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — право участия в выборах, а также во всех иных политических мероприятиях, имеющих своей целью выявление воли избирательного корпуса (референдум, плебисцит, отзыв, народная инициатива). Данное право предоставляется, как правило, только тем гражданам (подданным) государства, которые отвечают установленным законом требованиям в отношении возраста, местожительства и т. д. (см. Цензы избирательные). В социалистических странах предоставление активного избирательного права обусловлено лишь требованиями совершеннолетия (в СССР с 18 лет) и вменяемости, что позволяет участвовать в выборах, голосовании при референдуме и т. д. всем взрослым гражданам.
Законодательство социалистических стран не устанавливает никаких мер принуждения граждан к осуществлению активного избирательного права. В то же время конституции многих буржуазных стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Гондурас, Мексика, Парагвай, Коста-Рика, Перу и др.) вводят институт обязательного голосования. Отказ от участия в выборах рассматривается в этих странах как правонарушение и влечёт определённую санкцию. Данный отказ называется термином «абсентеизм».
На ранних этапах развития буржуазной государственности активного избирательного права предоставлялось только грамотным мужчинам, владеющим собственностью в определённых размерах. Таким образом, отбор граждан, имеющих право участвовать в выборах, осуществлялся посредством имущественного ценза, культурных цензов (грамотности и образования) и ценза пола.
Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии — один год, в Норвегии — 5 лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены «представители эксплуататорских классов».
В ХХ в., особенно после II мировой войны, под давлением народных масс условия предоставления активного избирательного права подверглись существенной демократизации: повсеместно отменен имущественный ценз; резко сократилось применение цензов грамотности и образования (сохранился только в Иране, Таиланде и некоторых странах Латинской Америки) и т. п. Почти во всех странах, за исключением Швейцарии, Испании, Парагвая и Иордании, активное избирательное право было предоставлено и женщинам. Государства, недавно завоевавшие независимость, не восприняли ограничений в области активного избирательного права существующих в праве буржуазных государств, — в них, как правило, введено всеобщее избирательное право. Ковлер А.И., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 2000.C.105.
Для получения пассивное избирательного право установлен и более высокий возрастной ценз, чем для активного избирательного права. В большинстве стран он составляет 25 лет (Бельгия, Гана, Италия, Ливан, Нидерланды, Пакистан, США, ФРГ, Япония и др.), в Австрии — 26, в Иране, Ливии, Турции — 30 лет. В странах, где существует двухпалатный парламент, для того чтобы быть избранным в верхнюю палату, требуется ещё более высокий возраст (в США, Индии и Японии — 30, в Бразилии, Франции и на Филиппинах — 35, в Бельгии, Ливии и Турции — 40 лет). Баглай. М. В. Зарубежных стран. 6-е издание, измененное и дополненное. Москва. 2007. С. 190.
Что касается России, то здесь возрастной ценз и срок проживания составляют:
* для кандидатов в Президенты РФ — 35 лет, срок проживания в РФ не менее 10 лет;
* для кандидатов в депутаты Государственной думы — 21 год;
* для глав исполнительной власти субъектов федерации в зависимости от региональных законов — от 20 до 30 лет;
* для кандидатов в депутаты законодательных органов субъектов федерации — 21 год при постоянном проживании на территории соответствующего региона;
* для кандидатов в главы местного самоуправления — в зависимости от законов региона и положений о выборах;
* для кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления — 21 год при постоянном проживании на территории соответствующего муниципального образования.
Как видно из этих данных, в России, в отличие от США, не применяется ценз оседлости по отношению к кандидатам в депутаты Государственной Думы, а также претендентов на должность главы исполнительной власти субъектов РФ на уровне областей, т.е. губернаторов.
Образовательный ценз для кандидатов в представительные органы имеется в Бразилии, Лаосе, США, Турции и др. странах. В некоторых странах кандидаты в члены парламента должны пройти проверку интеллектуальной, моральной и даже финансовой пригодности. В Лаосе, например, членами Национального собрания могут стать только лица, имеющие диплом о высшем образовании или занимающие государственные посты, или выплачивающие довольно высокие налоги. В Турции сенаторы должны иметь диплом о высшем образовании, в Иране в верхнюю палату могут быть избраны только лица, которые ранее были либо членами нижней палаты парламента по крайней мере трёх созывов, либо министрами, послами, председателями палат, генеральными прокурорами, председателями апелляционных судов, профессорами или адвокатами (со стажем от 15 до 20 лет), владельцами собственности, выплачивающими налоги в размере 500 тыс. риалов. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2000. С. 297.
Во многих государствах кандидаты в члены представительных органов должны внести довольно крупную сумму в качестве избирательного залога (т.е. залог избирательный). Устанавливая все эти цензы (особенно имущественный), буржуазное государство стремится ограничить возможность избрания в парламент представителей трудящихся.
Помимо цензов, о которых было сказано выше, существуют еще, хотя и встречаются редко, религиозные цензы. Так, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно активно исповедовать ислам. В России до революции 1917 г. также существовали религиозные цензы. Так, в ряде случаев на определенные должности не могли быть избраны лица иудейского вероисповедания. В настоящее время Конституция Российской Федерации запрещает какие-либо ограничения по этому признаку.
Особую группу образуют так называемые «моральные цензы». Это требования избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо иметь «высокие моральные качества» или «вести достойный образ жизни». В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни, обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом. В Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав.
Нелишним будет упомянуть и о таком цензе, как ценз неизбираемости, т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)//РГ . 21.01.2009. . Аналогичные ограничения установлены в законодательстве многих субъектов Российской Федерации.
Вызывают интерес и такие цензы, как партийный ценз, расовый ценз, служебный ценз и ценз национальности.
Партийный ценз — требование избирательного закона, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к одной из политических партий.
Служебный ценз — требование избирательного закона, ограничивающее избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.
Расовый ценз — требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы.
Ценз национальности — требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.
Подводя итог выше сказанному мной, то можно сделать вывод о том, что, если ранее термин «избирательные цензы» ассоциировался с ограничениями не в самом лучшем смысле этого слова (например, имущественный ценз не допускал к решению важных общественных вопросов граждан, не имеющих достаточно высокий минимум имущества), то сейчас в большинстве стран мира они имеют более позитивное значение. На сегодняшний день наиболее распространены ценз гражданства, ценз оседлости, возрастной ценз (который как в России, так и некоторых других странах для осуществления активного избирательного права составляет 18 лет). Также в некоторых странах распространен образовательный ценз. Без него просто невозможно построить эффективную систему представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Достаточно интересный вывод можно сделать из текста Конституции Российской Федерации, который состоит в том, что Президентом Российской Федерации теоретически может стать даже безграмотный человек. Здесь остается надеяться лишь на разумный выбор, который в руках граждан Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание на одну интересную деталь. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает необходимость введения избирательного залога как альтернативы сбору подписей для регистрации кандидата. Таким образом, кандидат вместо сбора подписей может внести избирательный залог в случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Размер залога не может составлять более 15% от установленного этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения (блока). Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда на специальный счет соответствующей избирательной комиссии. Каждый гражданин обладает активным и пассивным избирательным правом, но далеко не каждый кандидат может внести залог, потому как для большинства кандидатов сумма избирательного залога является весьма значительной. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что избирательный залог по сути выполняет функцию избирательного ценза.
Таким образом, мы видим, что избирательные цензы хотя и являются ограничениями, но они необходимы для реализации гражданами своих избирательных прав.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)//РГ . 21.01.2009.
2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. М., 2005. — 460 с.
3. Алебастрова И.А., Рыжов В.А. Основы конституционного права США// Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2001. — 390 с.
4. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2000. — 477с.
5. Баглай. М. В. Конституционное право Зарубежных стран. 6-е издание, измененное и дополненное. Москва. 2007. — 498 с.
6. Ковлер А.И., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 2000. — 507 с.
7. Менделеев Д. Желательное для блага России устройство правительства // Молодая гвардия. 2000. №3.
8. Москаленко В.Н., Топычаков П.В. Исламская республика Пакистан. Эволюция избирательной системы // Журнал о выборах. 2006.
9. Чиркин В.Е Сравнительное конституционное право : учебное пособие..- М., 2002. — 465 с.
Подобные документы
Понятие избирательной системы. Принципы формирования представительного органа власти в различных странах. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Выборы в Российской Федерации. Избирательная система в современной России.
курсовая работа [36,0 K], добавлен 20.01.2011
Определение понятия и изучение избирательной системы как совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав и проведения выборов в органы государственной власти. Анализ типов избирательной системы и избирательных прав.
контрольная работа [20,8 K], добавлен 25.04.2011
Характерные особенности организации избирательной системы. Классификация выборов по территориальному признаку, объекту и времени проведения. Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы. Анализ российской избирательной системы.
контрольная работа [45,1 K], добавлен 04.10.2011
Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права. Избирательная система: понятие, виды, основные черты. Особенности избирательных систем зарубежных государств. Конституция и партийно-политическая система.
реферат [24,8 K], добавлен 11.10.2006
Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы. Государственная Автоматизированная Система «Выборы». Виды выборов и избирательных систем. Принципы организации и их проведения на примере муниципального образования город Новошахтинск.
реферат [139,8 K], добавлен 22.05.2009
Исторические этапы появления и развития понятия «права человека». Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека. Постатейное рассмотрение Всеобщей декларации 1948 года. Особенности принципа всеобщего уважения прав.
реферат [25,8 K], добавлен 17.03.2012
Избирательная система: понятие, виды, основные черты. Избирательное право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права. Избирательное право — система конституционно-правовых норм.
реферат [15,4 K], добавлен 05.03.2004
Совершенствование законодательства о выборах как основа развития избирательной системы Российской Федерации. Понятие, принципы, основные модели регулирования финансирования выборов. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (блоков).
курсовая работа [58,3 K], добавлен 14.02.2010
Ознакомление с особенностями мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Характеристика основных принципов избирательного права. История развития избирательной системы в России. Конституционно-правовое регулирование президентских выборов в РФ.
реферат [34,8 K], добавлен 01.07.2014
История создания всеобщей декларации прав человека. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека. Влияние декларации прав человека на развитие прав и свобод в мире. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Республики Казахстан.
дипломная работа [85,1 K], добавлен 09.11.2010
Источник