Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и стадии.
Избирательный процесс — это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.
Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:
— в президентских республиках — через строго определенные промежутки времени (в США — в первый вторник ноября каждого четного года);
— в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:
а) по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы);
б) в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы);
в) в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные выборы).
Избирательный процесс состоит из определенных стадий:
1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).
2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
3. Установление избирательных участков . Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей ; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.
4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д.
5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков . В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. Существуют 2 системы:
— постоянная — избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии — США);
— периодическая — в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция и др.).
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов. Способы выдвижения кандидатов:
— самовыдвижение — подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
— партийное выдвижение — официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай — праймериз (первичные выборы — в США, Турции);
— выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
— выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).
Эти способы во многих странах комбинируются.
7. Предвыборная агитация. Начинается в большинстве стран после регистрации кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления.
Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах президента США в 1996 г. было израсходовано 53 млрд. долл.).
8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями — Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).
16. Избирательные системы в зарубежных странах: понятие и виды.
Избирательная система — совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.
Мажоритарная предполагает следующее подведение итогов – для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного ИО или страны в целом. В одномандатных округах: голосование за конкретного кандидата, как правило, представителя определенной партии. Многомандатные округа: партия выставляет партийный список, избиратель голосует за партийные списки в целом, партия победившая забирает все мандаты по данному округу. Мажоритарная система не может адекватно отразить реальную расстановку политических сил на выборах. Абсолютное (50% + 1 голос; малоэффективна, часто требуются повторные выборы) и относительное (США, Великобритания, Канада, Индия – победителю необходимо получить больше голосов, чем у других кандидатов, а на сколько больше – неважно; хорошо работает когда баллотируются 2 кандидата, если 1 – объявляется победителем без выборов) большинство. Редко встречается мажоритарная система квалифицированного большинства.
Пропорциональная ИС – избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ – полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей – страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС – система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.). Панаширование – голосование за кандидатов из разных списков (Швейцария), сильно искажает пропорциональную систему, используется людьми безразличных к политике и ориентирующихся на личные качества кандидатов.
Смешанная избирательная система построена на сочетании мажоритарной и пропорциональной систем. Она может быть симметричной и ассимтричной. Смешанная изб сист признается симметричной, когда кол-во избирательных депутатов по мажорит и пропорц сист равное. Ассиметрична, в случае избрания не одинакового кол-ва депутатов по мажорит и пропорц сист.
17. Референдум в зарубежных странах: понятие и виды.
Референдум – это форма демократии, сутью которой является голосование граждан по какому-то важному конкретному вопросу, либо за принятие или отмену законопроекта путем всенародного голосования.
Референдумы могут быть:
-общенациональные (проводимые в масштабах страны);
-региональные (охватывают население крупного района страны);
-местные (в масштабах города).
-конституционные (предметом референдума является проект новой конституции либо поправки к ней);
-законодательные (предполагают утверждение закона).
-обязательные (проведение которых предусмотрено конституцией или иным законодательным актом);
-факультативные (не носят обязательный характер);
-международно-правовые (на которых решаются вопросы связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами);
-административные (на которых ставятся различные государственно-управленческие вопросы внутригосударственного уровня).
Плебисцит является весьма близким по смыслу понятием референдума.
Плебисцит – это референдум по вопросам политической судьбы территории, на которой живут граждане, т.е. по вопросам, связанными с международно-правовыми последствиями.
Немецкие государствоведы под термином «плебисцит» понимают все виды голосования вообще, включая и выборы.
Французы под плебисцитами понимают голосование, при помощи которого граждане выражают одобрение или неодобрение главе государства и проводимой им политике.
18. Глава государства в зарубежных странах: понятие, юридические формы, полномочия главы государства в зарубежных странах.
Глава государства — это верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единства и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.
В большинстве современных государств глава государства, как правило, единоличный. В монархиях — это монарх, в республиках — президент. Глава государства в зарубежных странах может быть коллегиальным. На сочетании коллегиальных и частично единоличных элементов построен институт главы государства в Китае.
Юридические формы главы государства: единоличный монарх, унаследовавший свою должность; единоличный монарх, назначенный своей семьей; единоличный монарх федеративного государства, выбранный монархами субъектов федерации, четвёртая форма — единоличный президент, пятая — коллегиальный орган, шестая — глава правительства (в землях ФРГ), седьмая — представитель британского монарха, восьмая — единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть.
Глава государства может входить в какую-либо ветвь власти либо не входить ни в какую. Президент США — глава государства и исполнительной власти. Президент Индии — глава государства и входит в состав парламента (ст. 79 Конституции). Президент ФРГ не может входить ни в какую ветвь власти (ст. 55 Конституции). Президент Франции выступает как арбитр, обеспечивающий своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5 Конституции).
-правом участия в формировании правительства.
— право объявления чрезвычайного положения
— обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости воздействовать на парламент.
— созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента.
— право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента
— назн-т внеочередные или очередные выборы.
— право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий.
— участник законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.
— право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.
— является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.
— назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.
— принимает дипломатических представителей иностранных государств.
— право ведения международных переговоров.
-право объявления войны и закл-я мира, хотя для этого требуется санкция парламента.
— право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;
-право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;
-право присвоения почетных званий и титулов
19. Понятие, формирование, структура и полномочия парламентов в зарубежных странах.
Парламент- это избираемый населением (частично назначаемый) высший законодательный представительный орган государственной власти.
Главной функцией депутатов парламента является принятие законов. Парламентская деятельность помимо законодательной функции включает в себя и представительскую функцию, под которой понимается деятельность парламента по открытому и публичному обсуждению важнейших вопросов страны. Принято считать, что первый парламент появился в Англии. Его создание было компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими двумя группами населения.
Классификация зарубежных парламентов.
2) По объему их компетенции:
а) с абсолютно ограниченной компетенцией (установлен точный перечень полномочий (конгресс США));
б) с абсолютно неограниченной компетенцией (юридически не определен перечень полномочий, они издают законы, касающиеся любой стороны жизни (парламент Италии, Новой Зеландии));
в) парламенты с относительно ограниченной компетенцией (парламенты, которые обладают как бы меняющейся компетенцией, в большинстве случаев это касается федеративных государств (ФРГ, Индия)).
3) По принципу устройства высшей государственной власти выделяют 4 модели:
а) характерно для парламентарных республик, где парламент работает на основе принципа парламентского ответственного правления. Характерные черты — институт политической ответственности правительства, парламент наделен правом вотума недоверия правительству (Италия, Болгария);
б) характерно для стран с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения власти. Парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента, существует жесткий принцип «сдержек и противовесов» (конгресс США);
в) третья модель парламента имеет место в странах со смешанной формой правления, сочетающие в себе элементы парламентарной и президентской системы (Франция);
г) парламенты, играющие так называемую «декоративную» роль. Это законосовещательные органы, выполняющие в основном консультативную роль (испанские страны).
Новейшей классификацией парламентов считается деление законодательных органов на активные, реактивные, маргинальные и минимальные.
Активные – участвуют как в принятии законов, так и в формировании правительства либо его отставки (США).
Реактивные – существуют в странах, где доминирует исполнительная власть, но в тоже время парламенты влияют на правительство (Австралия, Великобритания).
Маргинальные – жестко контролируются верховной исполнительной властью, и их вклад в реальную политику весьма незначительный.
Минимальные – являются парламентами только по назначению.
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются как правило путем всеобщих и прямых выборов.
Основные способы формирования верхних палат двухпалатного парламента: 1. По принципу наследования. Наследственный пр-п был заложен в основу формирования верхней палаты британского парламента..
2. формирование верхней палаты посредством назначения. Причем следует разграничить назначение всего состава членов верхней палаты либо части членов главой гос-ва, а иногда и главой правительства.
3. посредством выборов. В данном случае следует рассмотреть порядок формирования верхних палат путем а) прямых выборов; б) непрямых выборов. А) В США сенат избирается прямыми выборами, независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Б) Во Франции верхняя палата избирается косвенными выборами. Сенаторов избирают специальные коллегии в каждом департаменте, куда входят депутаты от региональных и генеральных советов.
4. формирование смешанным путем, при котором могут сочетаться элементы выборности, назначения, а также иметь место наследственный принцип. (сенат Италии: избирается 315 сенаторов, каждый бывший президент пожизненный сенатор по праву, Президент может назначать пожизненным сенатором пять граждан, прославивших родину).
Пост председателя верхней палаты замещаются по-разному:
1. избирается сенаторами из своего состава (Франция); 2. назначается правительством (Англия): 3. Назначается главой гос-ва; 4. становится вице-президент (США); 5.В Австрии в Федеральном совете председательствуют поочередно каждые полгода в афавитном порядке названий земель, причем первый тот, который был выдвинут Федеральный совет первым.
20. Правительство в зарубежных странах: понятие, компетенция, структура, политическая ответственность правительства и его членов.
Правительство представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Правительства разных стран различаются по способу формирования, внутренней структуре, по объему полномочий.
В современных зарубежных странах в зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:
1. Внепарламентский способ формирования правительств — правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.(США)
2. Парламентский способ формирования правительства применяется в странах с парламентарными формами правления.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав
Источник