Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения
Вторник)
Дисциплина: «Всеобщая история»
Группа 78
Урок № 42
Тема. Мир после Второй мировой войны.
Цель: охарактеризовать процесс послевоенного мирного урегулирования, раскрыть процесс создания ООН, показать структуру и функционирование органов ООН.
Методические материалы к уроку.
Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и
мире после войны
Окончание Второй мировой войны серьёзно изменило баланс сил. Выросли значение и роль СССР и США в Европе. Германия исчезла на время с карты мира как суверенное государство. Великобритания и Франция утратили голос в решении судеб континента. В Восточной Европе появились государства с новыми политическими режимами, которые развивались по советской модели.
Уже вскоре после окончания войны стало ясно, что борьба против
единого врага в лице агрессивных сил «Оси» могла сплотить государства только на время, поскольку их интересы нередко являлись взаимоисключающими.
Для Советского Союза были важны две цели, достижение которых
превратило бы страну в влиятельную державу. Первая цель –
обезопасить свои границы и не допустить создания вблизи них плацдарма для возможного нападения на СССР. Вторая цель – создание
такого механизма международных отношений, который позволил
бы решать конкретные вопросы, имеющие значение для Советского
Союза.
Во внешнеполитической области Москва старалась использовать три основных фактора:
1) изменившийся в пользу СССР баланс в Европе, расколовшейся на западную и восточную части, каждая из которых была не столько географическим понятием, сколько политическим;
2) военно-политическая мощь СССР после войны и укрепление его престижа в мире;
3) выросшие численно и усилившие своё политическое влияние зарубежные коммунистические партии, видевшие в СССР гаранта проведения соответствующих их идеологии социально-политических реформ в послевоенной Европе.
Серьёзные изменения произошли и в позиции США. Их военный
и экономический потенциал увеличился. Он стал неизмеримо выше
по сравнению с ранее ведущими европейскими государствами – Великобританией и Францией. К тому же американская экономика пострадала меньше, чем экономика этих стран. Временное прекращение существования Германии также способствовало усилению влияния США в Европе. США стремились не допустить превращения Европы в индустриальный и финансовый центр, неподконтрольный Вашингтону.
И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том или ином регионе мира каждой из сторон. Уже в конце
Второй мировой войны между ними наметилось охлаждение. Экономический и военный потенциал США позволял им претендовать на
ведущую роль. Немалое значение имел и тот факт, что американцы
первыми и наиболее успешно испытали ядерное оружие. Это рассматривалось ими как гарантия их военно-политической мощи и реализации планов нового переустройства мира.
Великобритания вышла из Второй мировой войны существенно
ослабленной. Колониальная империя разваливалась на глазах. Хозяйствениый кризис, усилившееся национально-освободительное движение в колониях и финансовая зависимость от США- всё это подрывало её могущество. В первые послевоенные годы имперские устремления Британии явно не соответствовали её экономическим возможностям. В то же время правящие круги этой страны начали все активнее проводить политику, направленную на создание «особых отношений» с США. При этом традиционная британская дипломатия сочеталась с финансовой, военной и политической поддержкой США.
Из западноевропейских участников Антигитлеровской коалиции в
результате войны наиболее пострадала Франция. К тому же внутри
страны разгоралась борьба между коммунистами, левыми и правыми
силами. Будучи колониальной империей, Франция столкнулась с ростом национально-освободительной борьбы. Соперничество между
Францией и Великобританией вновь усиливалось, хотя и не приобрело такие же острые формы, как в XIX в.
В новых условиях всё явственнее происходило разделение мира
на две части. Одна из них включала западных участников Антигитлеровской коалиции; другая – СССР, позже к нему присоединились страны Восточной Европы, а затем -уже в конце 1940-х гг. Китай. Именно в этот период закладывалась основа двухполюсного мира.
Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения
Одним из важных со стратегической точки зрения регионов
Европы являлись её центральная и восточная части. Политическое
социально-экономическое развитие этой группы стран в межвоенный
период отличалось большим своеобразием, обусловленным исторической судьбой их народов, социальным укладом, традициями и культурой.
Все государства региона можно было разделить условно на две
группы: те, которые являлись союзниками Германии и Италии, и те,
которые были оккупированы силами «оси». По мере приближения
войск Антигитлеровской коалиции к границам союзных фашистам
стран или вступления на территории таких государств в них происходили народные восстания либо перевороты, совершенные сверху.
Прежние союзники Германии разрывали отношения со своими бывшими «друзьями» и объявляли им войну. В большинстве государств
региона были установлены переходные буржуазные правительства, а
в ряде случаев, где ранее существовали монархии, сохранены и они.
В страны, оккупированные германскими и итальянскими войсками,
после освобождения возвращались эмигрантские правительства. В отдельных из них, как, например, в Югославии, у власти оказались правительства, созданные коммунистическими силами. В обществах этих стран были сильны ожидания политических перемен. Так как большая часть из них в межвоенный период имела авторитарные режимы, большинство населения не желало возврата к
прежним условиям жизни. Одновременно усилилось влияние коммунистических и социал-демократических партий. Присутствие на территориях государств Центральной и Восточной Европы советской военной администрации серьёзно влияло на расстановку политических сил в регионе.
Активизация компартий, которым оказывалась помощь Москвы, по-разному воспринималась в обществах этих государств. Однако на данном этапе, в условиях ликования на волне победы и симпатий в отношении Советского Союза, их деятельность пользовалась поддержкой. К тому же они постоянно подчёркивали, что являются сторонниками демократии. В тех случаях, когда антикоммунистические силы оказывали сопротивление местным компартиям и их советским союзникам, к ним применялись репрессии. На протяжении 1945-1946 гг. ситуация в восточноевропейских странах характеризовалась стремлением каждой из существовавших там политических сил – коммунистов, социал-демократов и др. – укрепить свои позиции и войти в органы власти.
Создание ООН
В ходе Второй мировой войны возник вопрос о создании международной организации, которая взяла бы на себя функции обанкротившейся Лиги Наций.
Осенью 1944 г. на конференции в Вашингтоне в имении Думбартон -Окс представители СССР, США, Англии и Китая подготовили предложение о создании ООН и обсудили основные положения Устава этой организации.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. США, СССР и Англия приняли решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско учредительной конференции ООН. Участниками конференции могли быть все государства, объявившие войну Германии и Японии до 1 марта 1945 г. Право стать членами ООН получили Украинская и Белорусская ССР.
Конференция в Сан-Франциско проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в ней принимали участие около 300 делегатов от 46 стран мира. При обсуждении Устава ООН возникло две проблемы: первая касалась принятия решений в Совете Безопасности, вторая – вопрос опеки над колониями и зависимыми территориями.
В принятом на конференции Уставе ООН отмечалось, что целью новой организации является поддержание международного мира и безопасности коллективными мероприятиями, развитие дружественных отношений между странами, осуществление международного сотрудничества при решении проблем экономического, социального и гуманитарного характера. ООН была основана на принципах суверенного равноправия всех членов, мирного улаживания споров, воздержания от применения силы. ООН не имела права вмешиваться во внутренние дела, кроме случаев, когда такое вмешательство было необходимо для поддержки мира.
Официальной датой создания ООН считается 24 октября 1945г., когда был утвержден Устав ООН.
ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ООН
Генеральная Ассамблея | Входят все члены ООН. Работает сессийно. Рассматривает вопросы в пределах Устава ООН. |
Совет Безопасности | Состоит из пяти постоянных и шести (со временем из 10) непостоянных членов. Все вопросы решаются постоянными членами единогласно. Цель:поддержание мира и безопасности. Применение санкций, в том числе и военных. |
Экономический и Социальный совет | Изучает международные проблемы. Готовит рекомендации для Генеральной Ассамблеи. В его составе действуют специальные функциональные комитеты (в том числе по правам человека, статистике и т.п.) |
Международный Суд | Рассматривает споры между государствами, признавшими юрисдикцию Суда. |
Секретариат ООН | Возглавляет Генеральный секретарь ООН. Выполняет административные функции. |
Домашнее задание.Выполните задание:
1. Предоставьте интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны в виде таблицы.
Источник
§ 1. Коренные изменения в международном положении страны
Основные направления перестройки внешней политики СССР. Изменение характера связей Советского Союза с зарубежными странами определялось ломкой природы Советского государства. Курс на реставрацию капитализма означал постепенное снятие главного — классового противоречия между СССР и ведущими державами Запада.
Основными способами умиротворения западных держав явились: во- первых, решение германского вопроса на невыгодных для Советского Союза условиях, во-вторых, новый подход к проблеме общеевропейской и глобальной безопасности и, наконец, в-третьих, отказ от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов, имеющей социалистическую окраску.
Руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым предприняло усилия к тому, чтобы установить доверительные отношения со странами Запада, а также активизировать процесс разоружения, и в первую очередь — ядерного. Во многом благодаря политике СССР были достигнуты соглашения по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В Вене успешно завершились переговоры по сокращению вооруженных сил 23 стран Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО, в результате чего в Париже (1990 г.) был подписан соответствующий договор, останавливающий гонку обычных вооружений в Европе. Кроме того, лидеры 22 стран подписали декларацию, провозглашавшую отказ от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любой страны. Показывая свое стремление к ядерному разоружению, руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым в одностороннем порядке объявило мораторий на все ядерные испытания, который затем продлевался.
Вопрос о Германии был ключевым. Его решение предполагало ликвидацию препятствий и выработку механизма объединения двух немецких государств и прекращение прав и ответственности четырех государств, государств — победителей Германии во Второй мировой войне. На переговорах о будущем Германии, в которых принимали участие представители Англии, Франции, СССР, США и двух немецких государств — ГДР и ФРГ, делегация СССР не смогла настоять на том, чтобы процесс объединения был бы именно процессом объединения, а не поглощения, и объединенная Германия не являлась бы членом НАТО. Вступивший в действие с 1 июля 1990 г. Договор о заключении между ними финансового, экономического и социального союза явился основанием поглощения ГДР Западной Германией. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. министрами иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции при участии министра иностранных дел Польши, исходил уже из факта существования объединенной Германии — ФРГ . В соответствии с ним страны — победительницы во Второй мировой войне отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, а объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних и внешних делах. СССР принимал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, размещенные в Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор закреплял незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность ее вооруженных сил и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР.
ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. N 16. Ст. 452.
В 80-е гг. так же, как в Советском Союзе, начинается реставрация капитализма в европейских социалистических странах, и антикоммунистические силы получают господство в их органах власти. Большинство этих государств занимает четкую антисоветскую позицию и направляет свои усилия во внешнеполитической деятельности на укрепление отношений со странами Запада, на разрыв особых связей с СССР в рамках международных организаций социалистических стран и вступление в блоки капиталистических государств.
В ноябре 1990 г. в Париже состоялась встреча глав государств и правительств 34 стран — участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам встречи была принята Хартия для новой Европы, в которой отмечались изменения, произошедшие за последние годы, а также подчеркивалась положительная роль СССР во всех переменах. Главной заслугой Советского Союза, по мнению Запада, было невмешательство в сложные внутриполитические процессы, протекавшие в странах Центральной и Восточной Европы.
Наметившийся процесс преодоления конфронтации со странами Запада и то, что пришедшие к власти в Восточной и Центральной Европе антикоммунисты заняли откровенную антисоветскую позицию, заставляло руководство СССР пересматривать свою политику в отношении друзей и союзников. Такая политика СССР совпала с действиями политического руководства бывших социалистических стран, направленными на быстрейшую интеграцию их в европейское и мировое сообщество. Эти государства проводят политику, ведущую к ликвидации ОВД и СЭВ. Дополнительным толчком к упразднению социалистического содружества явились кризис, охвативший СССР и выразившийся в ослаблении экономики, развале партии, взрыве национализма и сепаратизма, а также политика СССР в решении немецкого вопроса, которые показывали, что раздираемому внутренними проблемами СССР все тяжелее нести бремя великой державы, что он больше не в состоянии не только поддерживать своих внешних друзей, но и последовательно отстаивать собственные геополитические интересы на международной арене. Таким образом, в тот период, когда СССР все более ослабевал и последовательно разрушался, складывались основы дипломатической изоляции нашего государства в условиях сохранения и укрепления военного и политического союза бывших его противников в холодной войне.
Организация Варшавского договора была распущена 1 июля 1991 г. единогласным решением руководителей стран-участниц, собравшихся в Праге. За год до этого на Московском совещании Политического консультативного комитета страны — участницы Варшавского договора высказались за роспуск только военных органов Организации и трансформацию этого союза из военно-политического в политиковоенный.
Такая же судьба ожидала и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В рамках этой организации существовал особый замкнутый рынок с собственными ценами на сырье и готовую продукцию и особым порядком расчетов между участниками. С переходом СССР с 1 января 1991 г. на расчеты с членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте судьба последнего была предрешена. СЭВ был распущен 28 июня 1991 г. на своем последнем заседании в Будапеште.
Параллельно с ликвидацией социалистического блока происходит и пересмотр политики СССР в региональных конфликтах, отказ от силовых методов их решения. В контексте этой политики решался вопрос об Афганистане, где находились советские войска, принимавшие участие в боевых действиях на стороне центрального правительства. В мае 1988 г. вступили в силу Женевские соглашения по Афганистану. Начался вывод советских войск с территории этой страны под контролем ООН.
Разрушение СССР привело к тому, что его бывшие члены повели неодинаковую, порой даже принципиально различающуюся внешнюю политику.
Внешняя политика России и других республик. Основы внешнеполитической доктрины России накануне разрушения СССР были изложены ее Президентом Б.Н. Ельциным в его выступлении на пятом (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Они сводились к следующему. Во-первых, Россия намеревалась войти в мировую экономику на равных со всеми суверенными государствами правах, и поэтому намечается линия на прямое участие республики в международных финансовых и торговых организациях, соглашениях и конвенциях, на проведение преобразований валютной и внешнеторговой системы в соответствии с международными стандартами.
С разрушением СССР и Организации Варшавского договора Россия оказалась в Европе в начале 90-х гг. вне военно-политических союзов. Отказавшись от прежних целей и задач внешнеполитической
деятельности и не выработав самостоятельной доктрины, основанной на геополитических, стратегических и исторических реальностях
Российского государства, руководство страны начинает безоговорочно следовать политике США и НАТО. Острый внутриполитический и экономический кризис не способствовал активной и самостоятельной внешней политике, поэтому только наличие ядерной мощи и сохранение способности за 30 минут уничтожить США не позволяли окончательно сбросить со счетов мнение России в международных делах.
Ликвидация СССР осуществлялась хотя и бывшими высшими партийными руководителями, но имела выраженный антикоммунистический характер, что весьма импонировало западным «друзьям». Однако Запад беспокоило будущее стратегических сил
бывшего СССР. Поэтому в кратчайшие сроки завершаются
соответствующие переговоры, и 3 января 1993 г.
В этот период в подходе правящих кругов России к вопросу о разоружении просматривается недооценка глобального значения военной мощи державы и стратегического оружия в частности, а также паритета в этой области между великими державами. Доказательством может служить выступление Президента России Б.Н. Ельцина в Грановитой палате на приеме по случаю подписания Договора СНВ-2, где он, в частности, сказал: «Считаю важным, чтобы мощь России как великой державы впредь определялась не количеством ракет, а уровнем благосостояния ее граждан, развитием культуры, образования, национальных традиций». Результаты не замедлили сказаться. С Россией перестали практически считаться в международных делах как с великой державой. Ее уделом стало безоговорочное следование в русле политики США, даже вопреки своим экономическим и политическим интересам, что ярче всего проявилось в балканских делах, а также в давлении на Россию при заключении крупных выгодных контрактов на поставки в развивающиеся страны высокотехнологичной продукции и оружия.
В условиях ухода с международной арены социалистического военного блока и ослабления России судьбы государств и народов начинают вершить США и их союзники по НАТО. Делаются попытки заменить ООН Североатлантическим блоком.
Одновременно, вопреки логике событий, поднимается вопрос о приеме бывших социалистических стран Европы и некоторых республик бывшего СССР без России в НАТО. России предлагается партнерство с НАТО, означающее на деле, как показали события на Балканах, слепое и безоговорочное одобрение действий США и их союзников, которые не только не согласовывались с Россией, но и информацию о которых Россия получала, как правило, уже после свершившегося факта.
Хотя и поздно, происходит осознание сложившейся реальности и Россией.
Что касается других республик Советского Союза, ставших независимыми государствами, то они ведут разную политику как по отношению к Западу, так и по отношению к России. Многовековые экономические, культурные и иные связи требуют восстановления единства, за которое высказывается большинство населения. Однако правящие круги этих суверенных государств смотрят на объединение по- разному. Наиболее активно стремится к сближению с Россией Белоруссия. Определенные интеграционные тенденции видны со стороны Казахстана. Зато украинское руководство все больше посматривает на Запад, здесь даже поговаривают о вступлении республики в НАТО. Наиболее сильны антироссийские, антирусские и прозападные тенденции в Прибалтике.
Рассматриваемый период войдет в историю как время кардинальных изменений в системе международных отношений, сложившейся за последние десятилетия. Их существо заключается в преодолении разделения мира на два лагеря, возглавляемых двумя великими державами, прекращении холодной войны, установлении нового международного статуса России.
Источник