Изображение идеального общественного строя как уже существовавшей или существующей где то страны

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ» в других словарях:

Антиутопия — Содержание 1 История 2 Отличия антиутопии от утопии … Википедия

Утопия — У этого термина существуют и другие значения, см. Утопия (значения). Утопия (др. греч. τοπος «место», ου τοπος «не место», «место, которого нет»)[1] жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий… … Википедия

АНТИУТОПИЯ — в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно… … Философская энциклопедия

утопия — УТОПИЯ особый способ социального предвидения, результатом которого является идея или образ совершенного государства, призванного служить образцом общественного устройства. Как особый жанр У существует на грани между собственно литературой … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНТИУТОПИЯ — самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе… … Новейший философский словарь

антиутопия — (см. анти. + утопия) в художественной литературе проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном процессе. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. антиутопия и, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

Читайте также:  Похожие деньги разных стран

Антиутопия — духовное идейное течение современной общественной мысли. В антиутопии показывается, что попытки создать идеальное общество (утопия), достичь самых прекрасных общественных идеалов, сконструировать «справедливый мир» приводят к катастрофическим… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Утопия 14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Утопия-14 — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Утопия 14 (роман) — Механическое Пианино (Утопия 14) Player Piano (Utopia 14) Автор: Курт Воннегут Жанр: научная фантастика, антиутопия Язык оригинала: английский Серия: Зарубежная проза XX века … Википедия

Источник

Утопия и антиутопия (Осипов, 2014)

УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (греч. и — нет и topos — место, т. е. «место, которого нет»; по другой версии, греч. ού — благо и τόπος — место, т. е. «благословенная страна») — изображение идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь. Сам термин «утопия» ведет происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора, опубликованной в 1516 году. В 19—20 веках этот термин приобрел характер отрицательного обозначения сочиальных и трактатов, содержащих нереальные планы радикального преобразования общества.

Традиционные описания совершенного общественного строя восходят к античным легендам о «золотом веке», «земном рае» и т. д., об «островах блаженных», якобы открытых мореплавателями в эпоху великих географических открытий 15—18 веков («Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и аналогичные сочинения их многочисленных эпигонов). В 17—19 веках широкое распространение получили также различные утопические проекты воплощения в жизнь идеалов социальной справедливости (Г. Мабли, Морелли, Ф. Бабёф, К. Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Разновидностью утопических сочинений нового времени были также многочисленные трактаты о «вечном мире» (И. Кант, И. Бентам, В.Ф. Малиновский и др.).

По мере развития научных знаний об обществе утопия в значительной мере утрачивает свое позитивное значение, хотя в начале 20 века она испытала кратковременное возрождение благодаря творчеству Г. Уэллса, считавшего сочинение утопий и их критику одной из основных задач социологии, а также Ж. Сореля. Исследование утопического сознания занимает большое место и в социологии знания К. Манхейма. В социологической литературе утвердилось деление утопии на «утопию реконструкции», ставящую своей целью преобразование общества, и «утопию бегства» от социальной действительности. В 70—80-е годы получил распространение термин «обоснованная утопия» для обозначения социальных программ воплощения в жизнь «предпочитаемого будущего».

Октябрьская революция 1917 года в России и последовавший подъем освободительных движений в мире были восприняты на Западе как реальная угроза насильственного воплощения утопии в действительность. Подобные опасения породили специфическое направление в общественной мысли и литературе в середине 20 века, получившее название антиутопии. Социальным содержанием антиутопии является убеждение в недостижимости идеального обществ, строя, в том, что любые попытки воплотить утопию превращаются в насилие над социальной действительностью и приводят к худшему, чем прежде, состоянию общества, прокладывая путь к тоталитаризму.

Наиболее известными и повлиявшими на общественное сознание нашей эпохи стали антиутопии Е.И. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир» и «Обезьяна и сущность», Дж. Оруэлла «Скотный двор» и «1984», сочинения Э. Берджесса, М. Янга, У. Голдинга, Р. Бредбери, С. Лема, И.А. Ефремова и других писателей. В антиутопии убедительно выявилось осуждение тоталитарного общественного строя, а также смятение значительной части интеллигенции перед лицом возможных грядущих отрицательных последствий НТР, манипуляции сознанием и поведением людей, оправданная тревога за судьбу личности и человеческого права в предельно регламентированном и бюрократизированном обществе.

Современная социология рассматривает утопии и антиутопии как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности. Значение утопии определяется ее социальным содержанием и идеологическим назначением. Утопия является выражением интересов определенных классов и социальных слоев, как правило, не находящихся у власти. Многие основные принципы демократии, ныне действующие нравственные и законодательные нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в утопии. Вместе с тем авторы утопий, как правило, убеждены в возможности разрешить все противоречия общества с помощью применения какой-либо универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от социального зла. Отсюда антиисторизм утопии, отрыв от реальности, нигилизм по отношению к действительности, стремление конструировать социальные отношения по принципу «все должно быть наоборот», упование на поддержку выдающихся личностей, филантропов и т. д.

Положительное значение утопии в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях, и может также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. По-своему утопии стимулировали развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и сценариев в целях анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 542-544.

Источник

Изображение идеального общественного строя

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Изображение идеального общественного строя «, 6 (шесть) букв:
утопия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова утопия

Определение слова утопия в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ас. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строи будущего]. И прил. утопический, -ая, -ое. У. социализм (восходящее к «УТОПИИ».

Википедия Значение слова в словаре Википедия
« Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия » или просто « Утопия » — книга Томаса Мора (1516), название которой стало нарицательным для всего жанра . Написана на латинском языке.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
утопии, ж. (от греч. и — не и topos — место). Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием «Путешествие в землю Офирскую».

Примеры употребления слова утопия в литературе.

Если Аид таит для них столько опасностей, они, должно быть, чувствуют себя совершенно спокойно на другом конце планеты, например в Утопии, где находится их подземный город.

Пока ищут его формулу, мимоходом заметим, что своими позитивными сторонами алхимия и утопия схожи: пытаясь делать былью в разных областях мечту о родственной, если не тождественной трансмутации, первая винит в своих неудачах не подлежащее изменению в природе, вторая — не подлежащее изменению в истории.

Старые мечты и настроения мыслителей, пытавшихся в большинстве случаев изложить их в форме художественного воссоздания будущего, утопий — вылить свои, иногда точные научные мысли, в форму научных социализма и анархизма, — всегда частью наукой схваченные, — как будто близятся к реальному, в известной мере, осуществлению.

Под напором мировых волн пали утопии гуманизма, пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т.

Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране — бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием соци-ализма122 пугачевским пониманием классовой борьбы123 которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Значение слова «утопия»

1. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. || Произведение, рисующее картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества.

2. Неосуществимая мечта; вымысел, фантазия. — Задание в сто восемьдесят тысяч кубометром — это… — лысый подбирал слово, — утопия! Н. Островский, Как закалялась сталь.

[По названию вымышленной страны Утопия с идеальным общественным строем в одноименном романе английского писателя 15—16 вв. Томаса Мора]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Уто́пия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου — «благо», то есть «благое место») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427—347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

УТО’ПИЯ, и, ж. [от греч. u — не и topos — место]. 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием «Путешествие в землю Офирскую». [От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15—16 вв.).]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

уто́пия

1. жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества ◆ Наконец, в эту сатиру проник существенный сюжетный элемент, благодаря сочетанию её с жанром фантастических путешествий в утопические страны (утопия искони тяготела к народно-праздничным формам) и с пародиями на спуски в преисподнюю и подъЕмы на небо. М. М. Бахтин, «Сатира», 1945–1950 г. (цитата из НКРЯ)

2. красивая, но несбыточная мечта ◆ Дело в том, что «сюрпризы» на эстраде — вещь неизбежная, оберечься от них — такая же утопия, как оберечься на улице от ветра. Григорий Коган, «Работа пианиста», 1963 г. (цитата из НКРЯ)

Уто́пия

1. фант. «идеальная страна», описанная в одноименной книге Томаса Мора ◆ Сюда же принадлежал Фома Мор, автор знаменитой Утопии, в которой он излагал идеальное понятие об государстве, друг Эразма и всех европейских гуманистов, навлекший на себя прежде справедливое обвинение — он был канцлером после Вольсея — в жестоком гонении протестантизма. Т. Н. Грановский, «Лекции Т. Н. Грановского по истории позднего средневековья», 1849–1850 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: запирать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Идеальный мир

Утопия — изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем, либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.

В литературоведении XX—XXI веков утопии, как и антиутопии, рассматриваются в ряду жанров научной фантастики.

Утопия — это детальное описание воображаемой культуры, которая предоставляет читателю картину альтернативной реальности для критики собственной современности с интеллектуальных и эмоциональных позиций. Если автор и/или читатели воспринимают описываемую реальность как существенно превосходящую объективную действительность, — это эвтопия (то есть «настоящая» утопия); если описываемая реальность мрачна и значительно уступает объективной, — это дистопия, то есть антиутопия.

Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания традиционно воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критика существующего строя, а также попытки предвосхитить будущее общества.

Термин

Понятие «утопии» было предложено Томасом Мором в заглавии его трактата «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Термин изначально подразумевал известную двойственность: «несуществующая страна» одновременно оказывалась «страной блаженства», становящейся образцом для подражания. Благодаря переводам «Утопии» Мора, неологизм в течение XVI века распространился практически во всех европейских языках, а в дальнейшем расширил значение, превратившись из описания идеальной страны в литературный и политический жанр.

Предел

В 2004 году Джеймс Мэтью Моррис и Андреа Кросс предложили шесть руководящих принципов, эмпирически описывающих границы «утопического»:

  • Любой утопист предполагает существование совершенного или близкого к совершенству человеческого сообщества, лишённого базового конфликта, причём такое состояние представляется достижимым для целых наций, обществ и даже всего человечества. При этом совершенное общество предполагается существующим в физическом времени и пространстве, что отличает его от разнообразных религиозных идеалов.
  • Утопия, существуя в сознании её автора, предполагает реализацию, что отличает её бесплодных мечтаний одиночек и всякого рода маргинальных мыслителей.
  • Мыслитель-утопист предполагает пластичность человеческой личности. Рационального и морального воспитания, а также перестройки на данных основаниях законов всего общества и государства достаточно для постепенного или мгновенного изменения существующего порядка вещей.
  • Утопия представляет собой конкретный план или модель (основанный на базе религии, разума или науки). Если применить модель в нужное время, она представит высшую альтернативу настоящему для тех, кто ей последует.
  • Утопия может быть и негативной ( дистопия ), в этом случае она критикует утопические идеи и схемы, показывая их нежизнеспособность и непригодность для практического осуществления, а также беды для всего человечества в случае реализации утопических идеалов.
  • Утопия — ни в коем случае не эскапизм (стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий) и не способ совместного и приятного времяпрепровождения. Утопия предполагает реформизм, то есть улучшение тех или иных сфер в общественной, политической или этической жизни или в интересах тех или иных групп и субкультур. Базис любой утопии обязательно включает всеобщность и перфекционизм, они же свойственны мировидению каждого утописта.

Гедонизм и элитаризм

В англоязычном мире наиболее известен роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932); в нём описано жёстко стратифицированное общество с евгенической инженерией. Идеология этого общества — «фордизм» — полностью подчинила человечество научному идеалу, и превращает социум в механизм. Память о прошлом уничтожена. При этом в эффективном тоталитарном государстве господствует гедонизм(этническое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом целью жизни), являющийся сильнейшим «лекарством от реальности». Хаксли как писателя чрезвычайно беспокоило, что в мире победившей машинной цивилизации рабство становится привлекательнее, чем когда-либо, из-за страха перед будущим и желания стабильности для «маленького человека». Переиздавая роман в 1946 году, Хаксли писал в предисловии, что мечтает о мире, в котором наука и техника служат человеку, а не порабощают его. Эту линию Хаксли продолжил в книге «Обезьяна и сущность» (1949), посвящённой страхам перед неконтролируемым развитием науки. В 1958 году Хаксли выпустил публицистический трактат «Возвращение в дивный новый мир», в котором писал, что мир стремительно движется к описанному им состоянию. Особенно писателя беспокоил неконтролируемый рост населения, распространение наркотиков и, как следствие, возможность успешного использования технологии контроля над сознанием. Напротив, человеческое стремление к свободе явно шло на убыль, чему активно способствовали средства массовой информации. Свобода информации для Хаксли стала главным методом противодействия массовым манипуляциям и всеобщему потребительству.

Антиутопии

Творчество Джорджа Оруэлла, особенно роман «1984», относилось ко времени, когда тоталитаризм явил миру свою истинную сущность; поэтому антиутопическая модель Океании (вымышленный военно-политический блок) основана не на манипулировании удовольствиями, а на перманентном страхе наказания. Соответственно, главной темой Оруэлла было злоупотребление властью, а не прогрессом, как у Хаксли.

Г. Клэйс полагал, что «1984» включал, как минимум три смысловых слоя. Во-первых, мир Оруэлла был откровенной сатирой, во-вторых, объектом сатиры был не тоталитаризм как таковой, а множество аспектов жизни современной ему Англии. В-третьих, Оруэлл был глубоко разочарован социалистическими движениями и считал, что руководство социалистическими партиями испорчено стремлением к власти и, следовательно, никакой интеллектуал или общественный лидер не сможет стать высокоморальной и честной личностью в мире победившего социализма.

Хотя изначально «1984» рассматривался как антисталинистский текст, в литературоведении XXI века утвердилось мнение, что Оруэлл написал сатиру на модерн и капитализм, для которой сталинизм и нацизм были вторичны, хотя и удобны как форма выражения. Сам Оруэлл писал, что не предполагал нападать на социализм как таковой или Лейбористскую партию, пришедшую в 1945 году к власти. Как сатира на тоталитаризм, «1984» включает две генеральные темы: во-первых, тотальной лояльности, которая приводит к появлению ключевых понятий «новояз» и «двоемыслие». Во-вторых, это тема вездесущности государства, которое вторгается даже в частную жизнь посредством «телекранов», осуществляющих контроль над внутренним пространством жилища, и которые нельзя выключать даже по ночам. Одной из важнейших философских тем «1984» является атака на понятие объективной истины. Правда в романе диктуется сверху, а противостоять коррумпированной интеллигенции, сращённой с порочной политикой, не может никто.

Несмотря на то, что «1984» стал одной из самых известных антиутопий в истории культуры, базовые тенденции жанра проявились намного ранее (Джек Лондон «Железная пята» 1907г., Олаф Стэплдон «Последние и первые люди» 1930г.) Именно после Второй мировой войны писатели все чаще обращались к теме тоталитаризма, гедонизма, капитализма и либерализма. Среди множества подобных произведений стоит отметить «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, «Повелитель мух» Голдинга, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, «Заводной апельсин» Бёрджесса, и многих других.

Сегодня мы способны превратить мир в ад, и мы уже на пути к этому. Мы также способны превратить его и в противоположность ада. Это означало бы конец утопии, то есть опровержение идей и теорий, использующих понятие утопии с тем, чтобы выступить с осуждением определённых социально-исторических возможностей. «Конец утопии» также может быть понят как «конец истории» в том смысле, что новые возможности человеческого общества и окружающей его среды нельзя больше считать ни продолжениями старого, ни даже существующими с ними в одном и том же историческом континууме. Скорее, они предполагают разрыв с историческим континуумом; они предполагают существование качественного различия между свободным обществом и по-прежнему несвободными обществами — различия, которое, по словам Маркса, делает всю предшествующую историю лишь предысторией человечества.

Герберт Маркузе — немецкий и американский философ, социолог и культуролог

Источник

Оцените статью