- Стили и направления в изобразительном искусстве
- Изобразительное искусство народов мира. ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Изобразительное искусство народов мира. ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного.» — Транскрипт:
- Художественные стили в хронологической последовательности (Западное искусство)
- Античный стиль (классическая древность)
- Романский стиль (романтика – от Roma – Рим)
- Готика
- Проторенессанс (в Италии)
- Возрождение (Ренессанс)
- Маньеризм (позднее возрождение)
- Барокко
- Рококо
- Классицизм
- Романтизм
- Ампир
- Прерафаэлитизм (направление)
- Реализм
- Импрессионизм
- Модерн (ар-нуво во Франции, либерти в Италии, югендстиль в Германии)
- Примитивизм
- Фовизм
- Кубизм
- Экспрессионизм
- Ар-деко
- Сюрреализм
Стили и направления в изобразительном искусстве
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Источник
Изобразительное искусство народов мира. ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемs2.docme.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Изобразительное искусство народов мира. ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного.» — Транскрипт:
1 Изобразительное искусство народов мира
2 ИЗО – явление чрезвычайно интересное и удивительно многогранное. Это один из самых древних видов художественного творчества, оно возникло задолго до появления первых цивилизаций. Истоками ИЗО, несомненно, являлась потребность людей украшать свою жизнь, дополнять ее красотой и гармонией. Человечество создало целый арсенал средств при создании произведений искусства. Обратимся лишь к наиболее значительным явлениям ИЗО.
3 1. Искусство византийской мозаики Мозаика – вид ИЗО, возникший в эпоху Античности; картины выкладываются из кусочков специального стекла – смальты. Мозаика древних греков и римлян всегда была на светлом фоне, что позволяло передавать пространство реальности. В Византии кусочки матовой или прозрачной смальты — с тончайшей золотой фольгой внутри, закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучу солнца или свету свечи вспыхивать, отражаться золотом. Неровные, мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер таинственностью.
4 Лучше всего сохранились мозаики Равенны – небольшого городка на севере Италии. Здесь в храме Сан – Витале (6 века) представлены мозаики с изображением Христа, пророков и ангелов, византийские императоры, митрополиты и др.
6 Не менее значительны мозаики Мавзолея Галлы Плацидии (5 век) тоже в Равенне.
7 Замечательно изображение ангела в мозаике церкви Успения в Никее (7 век) (Турция, сейчас разрушена) Удивительная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты. Свое искусство «мерцающей живописи» византийские мастера привезли к нам на Русь. Мозаики Софийского собора в Киеве являются подлинными шедеврами.
8 Но широкого распространения искусство мозаики в России не получило, лишь в 18 веке оно было возрождено М.В.Ломоносовым. Петр Первый. Эрмитаж Полтавская битва. Панно 6,5 м в Академии Наук Санкт–Петербурга.
9 2. Древнерусская иконопись Уникальное явление в истории МХК. Беря свое начало от византийской иконописи, русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительно- сти. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню ее богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В доме для иконы отводили «красный угол» — самое почетное место. Слово «икона» означает «образ», «изображение»; она призвана отражать образ мира, созданный Богом. В иконе представлен мир сильных чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенных не столько в реальных образах, сколько в удивительных сочетаниях красок. Вот почему икону называют «умозрение в красках». Мир иконы открывается не сразу. Современному человеку требуются усилия, чтобы понять условный язык иконописи. Тихвинская Божья МатерьТихвинская в чудесахТихвинская в окладе Казанская Божья Матерь
10 «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша». ( 24 ноября память одной из самых известных и прославленных икон, написанных в ХХ веке – мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери. В этот день, 24 ноября, 27 лет назад она начала обильно источать благоуханное целебное мирро.)
11 В основе древнерусской иконописи лежит принцип «обратной перспективы», открывающий возможность увидеть изображение в бесконечно расширяющемся пространстве (предметы расширяются при их удалении от зрителя). Положение во гроб. 15 век Рублев «Троица» 15 ВЕК Рублев «Благовещение»
12 Символичны были и представления о времени, которое как свиток, разворачивалось в пространстве. Цвет также нес символическую нагрузку. Рублев «Рождество Христово» «Христос Вседержитель» До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. На иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. Это переводится как «сущий», то есть тот, к кому сразу относится «всегда был», «всегда есть» и «всегда будет».
13 Первоначально икона создавалась одним мастером. С 16 века над одной иконой трудилась целая артель художников, где каждый выполнял определенный вид работы. Порой икона проходила через десятки рук, прежде чем обретала свое место в храме или доме. Всякая икона начиналась с доски – обычно из липы. На лицевой стороне доски, отступив от края, вырубали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. Главное изображение помещалось в ковчеге, а на полях иконы писали поясняющие тексты или «клеймы с житиями» святых. С века иконы делали уже без ковчега.
14 Для того, чтобы предохранить живопись от трещин, на лицевую сторону доски наклеивали холщовую ткань – паволоку, а поверх нее наносили левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея. Изображения сначала процарапывалось, золотилось, затем на него наносили темперу – краски, растертые на яичном желтке. Сначала накладывали контуры, потом тени, потом одежду, предметы и, наконец, самое важное – лики. «Личное письмо» (лицо) считалось самой сложной работой, требующей мастерства. Для завершения иконы ее покрывали олифой из льняного масла, томившегося полгода в горячей печи. Теперь к работе приступали резчики и ювелиры: делали оклады и инкрустировали их самоцветами и жемчугом.
16 Феофан Грек. Богоматерь Донская. 14 век Андрей Рублев. Спас. 15 век
17 Дионисий. Распятие. 16 век Симон Ушаков. Спас нерукотворный. 17 век
18 3.Искусство книжной миниатюры Востока Наивысшего расцвета она достигла в веках в Иране, Ираке, Афганистане, Азербайджане, Турции и Индии. В мусульманском мире к книге относились как к драгоценности. Их писали от руки каллиграфы, оформляли художники – миниатюристы. Книжная миниатюра – сложный и творческий процесс: сначала мастер тщательно разглаживал бумагу, лоснил ее, наносил рисунок, потом расписывал его темперой. Прелесть миниатюры заключалась в тонкости рисунка, многокрасочности, прорисовки деталей. Она не знает перспективы, в ней нет светотени; изображение человека передается плоскостно, нет передачи душевного состояния действующих лиц, только выразительные жесты. Как сказал Гете: «Восточная миниатюра, как и восточная поэзия ведет нас через мир путем сравнений образов, путем сопоставления и нагромождения предметов». Мир восточной миниатюры – это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны и очаровательны.
19 Азербайджан. 15 – 17 век
20 Излюбленными сюжетами миниатюры стали исторические легенды, народные сказания, сцены пышных царских пиров, охоты, портреты правителей. Бехзада. Портрет султана Хусейна. 16 век Афганистан. Фарибурз, представший перед Кей-Хосровом. «Большеголовый Шахнаме». Гилян.1494 г. Миниатюра к «Хамсе» 15 век
21 » Макам аль-Харири». Иран.14 век Индийская миниатюра «БАБУР-НАМЕ». XVI ВЕК
22 Камолиддин Бехзада – «Восточный Рафаэль»( ) Афганистан. На формирование личности Бехзада и его мировоззрения большое влияние оказал Алишер Навои, визирь, поэт во времена правления Султана Хусейна Байкара. Историки считают, что Навои был непосредственным покровителем молодого таланта.
24 «Бабу́р-наме́» («Записки Бабура») воспоминания Захир ад –дина Мухаммеда Бабура( ), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана.
Источник
Художественные стили в хронологической последовательности (Западное искусство)
Для порядка в голове. И вообще, это интересно. Представлены основные стили, распространенные на значительное территории Западной Европы, без подробного их описания. На самом деле стилей, школ, направлений гораздо больше, также существовали разные ответвления. Терминология появилась 18,19, 20 веках.
Античный стиль (классическая древность)
Примерно 8 век до н. э. – 5 век н. э. Границы условны. Это время соответствует расцвету культуры Древней Греции и затем Древнего Рима. После раздела Римской империи многие культурные традиции были переняты Византией.
Древние греки создали образцы для подражания в области скульптуры и архитектуры. В Древней Греции была развита вазопись.
Древние римляне оставили множество храмов, скульптурных портретов, фресок. Искусство Древнего Рима – это сочетание практичности и торжественности.
Романский стиль (романтика – от Roma – Рим)
1000-1200 гг. ( 10-12, начало 13 века. средневековье). В наибольшей степени этот стиль относится к архитектуре, перенявшей приемы Древнего Рима. Прямые формы, яркие цвета, круглые арки, своды, массивные стены, маленькие окна. В изобразительном искусстве господствует религиозная христианская тематика. Распространяются горельефы, витражи.
Готика
12 – 16 века (высокое и позднее средневековье). Стрельчатые арки, узкие и высокие башни, цветные витражи (в том числе готическая роза), сакральная живопись (большое количество разных символов). Продолжает господствовать религиозная тематика.
Проторенессанс (в Италии)
13-14 века. Этап развития итальянской культуры. Переходный период от Средневековья к Возрождению. Появляется интерес к античному, желание наглядно отобразить реальность. Появляются светские темы.
Яркие представители: Чимабуэ, Пьетро Каваллини, Джотто, Дуччо.
Возрождение (Ренессанс)
Начало 14 века – конец 16 века. Зародился в Италии. Возродился интерес к античной культуре, пейзажу, человек изображается реалистично, появляются портреты обычных людей (светских лиц), а не только святых. Изучается перспектива, композиция. Художники уделяют внимание изучению анатомии, чтобы достоверно изобразить человека.
Великие представители Ренессанса: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, Сандро Боттичелли, Эль Греко.
Маньеризм (позднее возрождение)
1520-1590 гг. Кризис Ренессанса, новые поиски в искусстве. Удлиненные, слегка деформированные фигуры, изломанные линии, манерные позы, эффектные жесты, контрастные тона.
Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Арчимбольдо, Бронзино.
Барокко
17-18 века. Центр опять Италия. Пышные формы, чувственность, динамичность. Естественность становится не модной. У женщин появляются пышные прически, корсеты. Мужчины бреются, душатся духами, носят парики. Архитектура барокко – это большие пространства, колоннады, атланты и кариатиды, сложные формы куполов, множество статуй.
Представители барокко: Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Хальс, Веласкес.
Рококо
18 век. Стиль зародился во Франции. Подробнее здесь .
Классицизм
17-19 век. Возвращение к идеалам античности. Строгие линии, идеальные пропорции. Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Иван Аргунов, Дмитрий Левицкий.
Романтизм
Конец 18-начало 19 века. Был распространен в европейской и американской культуре. Противостоит холодному расчету классицизма. Представители Франциско Гойя, Уильям Тернер, Каспар Давид Фридрих, Теодор Жерико.
Ампир
Зародился в эпоху Наполеона Бонапарта (первые 30 лет 19 века). В России был распространен при Александре I. Поздний классицизм. Стиль архитектуры и прикладного искусства – королевский стиль. Колонны, пилястры, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефные изображения львов, орлов, оружия, другой военной символики.
Прерафаэлитизм (направление)
Вторая половина 19 века (начиная с 1848 года). Название подчеркивает связь с художниками эпохи раннего Возрождения «до Рафаэля». Стиль зародился в Британской империи в эпоху королевы Виктории. Возвращение к искренности и простоте.
Представители: Россетти, Уильям Хант, Джон Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Джон Уотерхауз и другие.
Реализм
конец 18, 19-20 века. Изображение окружающего мира как можно точнее и объективнее. (Отсюда «гиперреализм» – такое точное изображение, что не отличить от реального объекта ). В России среди представителей реализма передвижники.
Гюстав Курбе, Жюль Бретон, Хомер, Томас Икинс, Эдуард Мане и многие другие.
Импрессионизм
Конец 19 (1874) — начало 20 века. Зародился во Франции. Применяются методы, позволяющие наиболее естественно и живо запечатлеть мир. Вместо четких контуров применяют мелкие раздельные мазки. Используются различные теории цвета. Краски можно не смешивать на палитре, а использовать эффекты их сочетания на холсте. Искусство становится более демократичным, доступным.
Клод Моне, Эдуард Мане, Дега, Ренуар, Писсарро, Сислей и многие другие.
Модерн (ар-нуво во Франции, либерти в Италии, югендстиль в Германии)
Конец 1880-х- 1914 гг. Возник в Англии. Сочетание искусства и практичности. Отказ от прямых линий и углов. Использование металла и бетона. Появление стиля связано с бурным развитием промышленности, прикладного искусства. Представители в изобразительном искусстве: Густав Климт, Тулуз-Лотрек, Вильгельм Трюбнер, Оуэн Джонс.
Примитивизм
Зародился в конце 19 века. Обдуманное упрощение изображения. Анри Руссо, Пиросмани, Бабушка Мозес, Екатерина Медведева, Павел Леонов. В стиле примитивизма работал Марк Шагал .
Фовизм
1904-1908. «Дикий стиль». Обобщение формы и пространства, объема и рисунка. Нет светотени и перспективы.
Кубизм
Начало 20 века. Зародилось во Франции. Трехмерный объект раскладывается на простые элементы, и на плоскости он виден как бы со всех сторон.
Экспрессионизм
Начало 20 века. Выражает эмоциональное состояние художника. Яркие представители Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Отто Мюллер.
Ар-деко
1925-1935 гг. Строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Применение стекла, зеркал, бронзы, слоновой кости, кожи. Из тканей – шелк, сатин, тафта, бархат. Основные цвета черный и белый, цвета драгоценных камней, кремовые, шоколадные оттенки.
Сюрреализм
1920-е-и до сегодня. Искусство аллюзий и парадоксов. «сверхреализм». Художникик-сюрреалисты Сальвадор Дали, Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст.
Дальше идет огромное количество стилей и направлений, которые лучше изучать отдельно.
Источник