- Изобразительное искусство стран междуречья
- Готовые работы на аналогичную тему
- Изобразительное искусство Древней Месопотамии
- Месопотамское искусство Раздел в процессе наполнения и корректировки
- Происхождение
- История
- Месопотамское искусство
- Ранний период (c.4500-3000)
- Третье тысячелетие (c.3000-2000)
- Второе тысячелетие (c.2000-1000)
- Ассирийская империя и падение Вавилона (934-539)
- Коллекции месопотамского искусства
- Месопотамская архитектура
- Знаменитые архитектурные работы в Месопотамии
- Дополнительные ресурсы
Изобразительное искусство стран междуречья
Месопотамия — это район между Тигром и Евфратом. Двуречье – район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.
Основной источник знаний о странах Древнего Востока – это написанные клинописью тексты различного характера. Это религиозные, поэтические, эпические, научные тексты, государственные документы, и даже дошедшие до нас художественные произведения.
Шумеры поселились в районе Месопотамии около 3600 г. до н.э. Этот народ создал оригинальную и могущественную цивилизацию. Они создавали сложные ирригационные (оросительные) системы, воздвигали хорошо укреплённые города. Шумерская культура достигла высокого уровня в следующих областях:
Готовые работы на аналогичную тему
- астрономия;
- математика;
- инженерия;
- медицина;
- музыка;
- литература;
- изобразительное и прикладное искусство.
Около 3000 г. до н.э. шумеры изобрели клинопись (протопись), которую позднее переняли аккадцы, и другие народы Древней Месопотамии.
Из-за постоянно ведущихся войн, архитектура Месопотамии была архитектурой крепостей.
Хорошо укреплённые, тяжеловесные вороты с колоннами, укреплённые рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же пришли бронзовые львы, которые стояли, как правило, с двух сторон от дверей. В культуре Месопотамии известны и другие архитектурные формы. Это купола, башни, своды и арки. Как отмечают историки, сперва появился свод, называемый «ложным», суть которого в том, что каждый последующий слой кладки незначительно выступает над предыдущим слоем, пока сверху не закроется отверстие. Позднее был изобретён так называемый «правильный свод», особенность которого в том, что камни укладывались на сам свод. Жилища в Месопотамии строились из глины или обожженных кирпичей, так как камень было тяжело достать. В зависимости от конкретного древневосточного государства, в центре города мог находиться храм-зиккурат.
Глиптика – яркий жанр древневосточного искусства. Глиптика – это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Глиптика стран Древнего Востока хорошо сохранилась. Этот жанр искусства доказывает, что ранняя шумерская культура была пронизана мифологическими представлениями и ритуальным содержанием.
В шумерской мифологии правители мира называются антропоморфическими богами. Вот некоторые из них:
- центральное божество шумерского пантеона, главный правитель богов – Энлиль;
- владычица неба, богиня войны, любви и плодородия – Инана (в Вавилонском варианте – Иштар);
- бог солнца Уту (в Вавилоне – Шамаш) и другие.
Ключевое свойство художника стран Древнего Востока – знание правил канона и умение на них опираться в процессе творчества. Оригинальность и индивидуальность находились под запретом. С течением времени сформировался оригинальный шумерский эстетический канон, который предписывал изображать фигуру человека определённым образом. Этот канон встречается в плохо сохранившихся произведениях глиптики. На них человеческий нос изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги –сбоку. Человеческое тело изображается не таким, какое оно есть на самом деле, а каким оно должно выглядеть по строгим правилам канона, согласно определённым традициям художественной культуры. Деревья, горы, волны вода в рельефе и глиптике изображаются условно, но при этом учитывалась симметрия и отношения ритма.
Большая часть эстетических правил и стилистических особенностей шумерского искусства, незначительно изменившись, перешли в вавилонскую культуру. Все крупные города Вавилонского государства имели свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приносили сюда дары богу. Зиккураты, как главные религиозные сооружения, постоянно восстанавливали и украшали. В дни торжественных событий и праздников тысячи зрителей смотрели на процессии жрецов, которые поднимались по лестницам к храму под звуки музыки.
Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, на строительство которого было использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей.
Исследуя археологические находки стран Древней Месопотамии, учёные установили, что множество явлений и вещей в истории человечества были изобретены здесь. Это право, книги законов, школы, литература, книга рецептов лечения, календарь земледелия, и многое другое. Кроме того, цивилизации Древней Месопотамии внесли значимый вклад в развитии искусства и науки.
Изобразительное искусство Древней Месопотамии
Произведений изобразительного искусства Древнего Востока сохранилось немного. Рассмотрим художественную культуру Ассирии. В росписях и рельефах дворцов ассирийского царства преобладают не культовые, а светские сюжеты. В основном это прославление верховного правителя и его дел. Лицо царя всюду изображено сурово и величаво, но без индивидуальных черт. Правитель одинаково грозен и величественен в любой ситуации, и на охоте, и в бою, и когда пирует с царицей. Мускулы царя, его вельмож и воинов тоже заслуживают внимания. Они огромные, пудовые, как будто сделаны из железа.
Ключевая задача художника – показать величественную роскошь царских облачений, утвари и украшений. Нужно также изобразить жестокость правителя: вырывания языка у пленников, сажание на кол, сдирание кожи, и всё это в присутствии владыки.
В царской охоте и сражениях внимания заслуживают изображения животных. Это вершина ассирийского искусства. Мчащиеся верблюды, которые пластично сгибаются под тяжестью всадников. Яростный конский бег и гордая злость льва. Специалисты отмечают, что искусство ещё никогда не достигало такой силы в изображении сцен, где ключевыми героями становятся верблюд, лев или конь. Ассирийцы переняли религиозные представления, культуры и искусство Вавилонии.
В вавилонском искусстве нельзя встретить погребальных сцен. Все помыслы и устремления жителя Вавилона в земной жизни. Но эта жизнь не сияет радостью и красотой, это жизнь вечно тревожная, наполненная загадками, это жизнь, заключённая в борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, злых и добрых духов.
Интересно отметить и собственно шумерское искусство. Стены шумерских храмов украшались рельефами, которые повествовали как об исторических событиях в жизни города (закладке храма, военном походе), так и о каждодневных бытовых заботах (сбивании масла из молока, доении коров, и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались последовательно от яруса к ярусу. Все изображённые люди и персонажи были одинакового рост, лишь правителя всегда изображали крупнее других. Яркий пример шумерского рельефа – стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (датирована около 2470 г. до н.э.), которая была посвящена его победе над городом Уммой.
Искусство Древнего Востока было оригинальным и самобытным. Одна древневосточная цивилизация сменяла другую, культурные традиции и стилистические особенности искусства переходили от одной стране к другой.
Источник
Месопотамское искусство Раздел в процессе наполнения и корректировки
Часто называемая «колыбелью цивилизации», Месопотамия была значительной древней землей, которая занимала территорию речной системы Тигр-Евфрат, что примерно соответствует современному Ираку, юго-западу Ирана, юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии. Это была земля серии ранних культурных достижений, включая первую систему письма. Повышение благосостояния и безопасности привело к религиозным формальностям поклонения (в храмах) и погребения в мегалитических могилах. Это также привело к важному ряду вкладов в историю искусства, особенно в древней керамике, скульптуре и металлообработке.
Древнее искусство Месопотамии развивали Шумеры, Аккад, Вавилон и Ассирия до шестого века до нашей эры, когда Вавилон пал перед персами. Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 гг. до н.э.) включает в себя множество керамических произведений, разновидностей каменной скульптуры в виде статуй и рельефов, стелл, мозаики, резных цилиндрических печатей и монументальной архитектуры, примером которой являются зиккураты, построенные в Уре, Вавилонском Уруке, Сиалке, Нимруде и в других местах (3200-500 гг. до н.э.) и легендарные Висячие сады Вавилона , построенные в древнем городе-государстве Вавилон, царем Навуходоносором II. Месопотамия была также домом для мегалитического искусства, такого как искусство Каталхоя в Малой Азии. Смотрите также: Искусство Египта (3100-395 гг. н.э.). Для сравнения с дальневосточной глиняной посудой и скульптурой, см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики. Для сравнения с хронологией искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).
Происхождение
Археологические раскопки показывают, что Месопотамия была впервые заселена около 10 000 г. до н.э. неизвестными племенами палеолитических охотников-собирателей. Около 7000 г. до н.э., после короткого промежуточного периода эпипалеолита, культура изменилась от примитивного полукочевого стиля охоты и сбора пищи к более оседлому образу жизни, основанному на выращивании и содержании домашних животных. В течение этой так называемой эпохи «неолита» формирование оседлых общин (деревень, а позже и городов) привело к ряду новых видов деятельности, включая быстрый рост торговли, строительство лодок для перевозки грузов, рост религиозных верований и церемоний. Все это привело непосредственно к улучшению поставок продовольствия и, как следствие, к быстрому росту населения. Возникли новые города, в том числе Эриду, Урук и Ур, а затем Ниневия, Ниппур, Ассур и Вавилон.
ПРИМЕЧАНИЕ. До 1990-х годов предполагалось, что гончарное ремесло появилось только в период неолита (8000-7000 гг. до н.э.), то есть до тех пор, пока люди не сменили кочевой охотничий промысел на более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и животноводстве. Кроме того, плодородный полумесяц Месопотамии был замечен как один из самых ранних центров керамики. Однако недавние открытия китайской керамики в палеолите доказывают, что люди делали горшки за 10 000 лет до появления земледелия. Самые старые в мире горшки можно найти в пещере Сяньрендон (около 18000 г. до н.э.).
История
Самая ранняя из известных цивилизаций Месопотамии выросла около Шумера, на юге современного Ирака, примерно с 5000 г. до н.э. Выросла серия культур, отличающихся своей расписной глиняной посудой. Статуэтки из глины и алебастра с прожилками, амулеты и гербовые печати становились все более изощренными. В Арпачии – круглые сооружения, в Тель-ас-Саване – Т-образные дома, в то время как в Эриду археологи раскопали последовательность святынь – из раннего глиняного кирпича, хижины у сложного поднятого здания с укрепленными стенами. Эти опоры были как декоративными, так и структурными и стали характерной чертой шумерской архитектуры. К концу 4-го тысячелетия произошел ряд культурных инноваций. Появляется гончарная посуда, а также монументальная архитектура, характеризующаяся в Уруке огромными святынями со сложными планами и тщательно продуманными нишевыми стенами, или с углубленными или отдельно стоящими колоннами, усеянными мозаикой из цветных глиняных конусов с геометрическими узорами. В Укаире весь храм был украшен росписью. На цилиндрических печатях вырезали рисунки и это наш основной источник знаний об иконографии разных периодов. Кроме того, мы знаем, что первое использование меди произошло в Шумере еще в 5000 году, как и первое свидетельство иероглифических систем письма (в 3400), первый в истории колесный транспорт (в 3200) и первый клинописный текст. Все эти культурные события являются явными признаками грамотного, организованного общества. Для получения дополнительной информации см. Шумерское искусство (ок. 455-2270 до н.э.).
К 3000 г. до н.э. в результате этих нововведений мы находим обширное развитие городов и создание по меньшей мере 12 городов-государств, каждое из которых управляется царем. Среди них: Киш, Ур, Эрех, Акшак, Сиппар, Ниппур, Адаб, Умма, Ларак, Бад-Тибира, Лагаш и Ларса. Усиливающееся соперничество между этими государствами сделало их уязвимыми для захватчиков, таких как эламиты (ок. 2530-2450), а затем аккадцы (2334-2154) при их основателе Саргоне Аккаде (2334–2279). После падения Аккадской империи, около 2154 года, опустошения гутиан и возрождения шумерской культуры под предводительством Ура, Месопотамия в конечном итоге превратилась в две отдельные нации: Ассирию на севере, и Вавилонию на юге, под предводительством Хаммурапи (1792-1750). Около 934 г. ассирийцы завоевали Вавилон и ко времени Тиглата-Пилезера III они были самой могущественной нацией на земле, контролируя Вавилонию, Египет, Малую Азию, Кавказ, Северную Африку и бассейн Восточного Средиземноморья. Эта нео-ассирийская империя была окончательно разрушена во время падения Ниневии в 612 году альянсом вавилонян, скифов, мидийцев, парфян и других. После падения Вавилона в 539 году Месопотамия стала провинцией Персидской империи Ахеменидов.
Месопотамское искусство
Ранний период (c.4500-3000)
В период ок. 500-3000 гг. основным средством неолитического искусства в Месопотомии была керамическая посуда – такого типа и качества, что она намного превосходила любой тип греческой керамики, произведенной до этого момента, – лучшие примеры которой, как правило, были украшены геометрическими узорами или растительными и животными мотивами. Кроме того, различные артефакты и произведения искусства стали украшать драгоценными металлами. Около 3200 г. до н.э. в Вавилоне был создан самый ранний из известных примеров маникюрного искусства, когда мужчины красили ногти колем , древним косметическим средством, содержащим сульфид свинца.
Для сравнения с Древним Египтом, см.: Раннеегипетская Архитектура. Для сравнения с Дальним Востоком, см.: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).
Третье тысячелетие (c.3000-2000)
В течение 3-го тысячелетия появилась скульптура из камня и дерева, отдельно стоящая, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными личными украшениями и декоративными узорами на различных артефактах. Последовательности святынь, раскопанных в долине Дияла, содержали примеры скульптур в круге и свидетельства передовых методов литья меди и бронзы, а некоторые бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса перетаскивания . Медный рельефный декор фасада храма в Аль-Убайд также сохранился. В Уре многие богатые захоронения, некоторые из которых находились в сводчатых гробницах, содержали прекрасное золото, серебро, лазурит, цветные известняки и предметы из ракушек, ювелирные изделия, игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. См., Например, изысканный баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э., раскопанный в Большой яме смерти в Уре), одну из самых захватывающих композиций в истории скульптуры. Глиняные рельефы или стеллы, используемые образованными классами для повествования историй, были другой популярной формой искусства, как и цилиндрические или кубические статуи: см., Например, император Гудея с вазой (c.2150, Лувр, Париж).
В течение этого богатого раннего династического периода Месопотамия была объединена на некоторое время (2334-2154) под семитскими царями династии Аккад, чье искусство иллюстрируется некоторыми интересными рельефами, очень мелкими фрагментарными фигурами в натуральную величину в камне и меди, и некоторыми из самых красивых цилиндрических фигур, из когда-либо вырезанных – работы, которые указывают на присутствие там лучших скульпторов и мастеров металлообработки в регионе. После периода хаоса произошло неошумерское возрождение во главе с Уром. До наших дней дожили бесчисленные статуи – см., например, статуэтку Гудеи из Лагаша (2141-2122 гг. до н.э., Детройтский институт искусств ). Многие из зданий, построенных правителями 3-й династии Ур, раскопаны и первая настоящая зиккуратная или ступенчатая пирамида храма датируется этим периодом. Сравните также: Египетская архитектура Среднего царства.
Второе тысячелетие (c.2000-1000)
Третья династия Ур пала в 2003 году до н.э. до Аморитов, которые переехали из пустыни и основали серию семитских династий. К 1750 году Северная Месопотамия находилась под влиянием Ассирии, а юг контролировался Вавилоном. Касситы из Ирана постепенно приобрели влияние на юге, но сохранили традиционные архитектурные формы, некоторые предметы в Акар-Куфе и кирпичный фасад, украшенный фигурами в натуральную величину в Уруке, показывают некоторую оригинальность. Великим новшеством 15-го века до нашей эры было использование стекла и остекления. Есть несколько примеров многоцветного, непрозрачного стекла из Тель-эль-Римы и Средней Ассирии, например, глазурованного кирпича. Смотрите также: Архитектура Египта Нового Царства.
Это был период, в течение которого ассирийцы объединили свое королевство и разработали каменную скульптуру, о чем свидетельствуют монументальные статуи и рельефы, которые украшали дворцы ассирийских царей. Особенно запомнается их резная каменная рельефная скульптура, частый декоративный элемент на императорских памятниках и дворцах. (См. Примеры в коллекциях Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке и Британского музея.) Эти рельефы содержали сцены царских охотничьих вечеринок и батальных сцен. Особое внимание уделяется формам животных, таких как лошади и львы. Для сравнения, человеческие фигуры одинаково детализированы, но относительно жестки и выглядят как деревянные. Среди наиболее известных примеров ассирийского искусства – резьба по алебастру с охотой на льва, изображающая Асурнасирпаль II (9 век до н.э.) и Ассурбанипал (7 век до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее. (Сравните: хеттское искусство : 1600-1180 до н.э.). См. Также ранний вавилонский рельеф, озаглавленный «Код Хаммурапи» (ок. 1750 г. до н.э., Лувр, Париж). Влияние на месопотамскую резьбу этого периода, несомненно, оказывала египетская скульптура, а также произведения древне-персидского искусства, в то время как сама она повлияла на различные направления эгейского искусства – включая минойское искусство (Крит) и микенское искусство (Пелопоннес) – как а также раннее этрусское искусство (современная Италия) и другие восточно-средиземноморские культуры бронзового века.
Ассирийская империя и падение Вавилона (934-539)
Ассирийцы появились в 10 веке до нашей эры как доминирующая сила на Ближнем Востоке. Они построили огромные дворцы, храмы и зиккураты в Ниневии, Нимруде, Хорсабаде, которые охраняли каменные портальные львы и крылатые быки. Свои походы и подвиги они записывали в длинных надписях, в подробных невысоких рельефах на известняковых плитах, в узлах на бронзовых воротах, в застекленных кирпичных панелях и в росписи фресок. Среди их трофеев было много разных видов искусства, в том числе многочисленные бронзовые чаши, мебельная фурнитура и таблички из слоновой кости, вырезанные в разных стилях, которые технически превосходны и часто очень красивы. Эти объекты, однако, в основном относятся к другим культурам. Прошло некоторое время, прежде чем вавилонские города возродились, но под властью халдейских царей в конце 7 и 6 веков до н.э. они были украшены храмами и дворцами, включая знаменитые Висячие сады Навуходоносора, которые, как предпологается, были построены над серией сводчатых залов разной высоты. Ворота Иштар и идущий от них процессный путь были украшены быками, драконами и львами в невысоком рельефе на ярко застекленных кирпичах. Персы под руководством Кира Великого положили конец этой вавилонской династии в 539 г. до н.э., а затем Месопотамией управляла серия иностранных династий – Ахеменидов, Селевкидов, Парфян и Сасанинов, которые, однако, начиная с Селевкидов, основали свою столицу в окрестностях Вавилона. В течение столетия шумерское, аккадское, вавилонское и ассирийское искусство были бы забыты, поскольку мир начал восхищаться греческой скульптурой, примером которой являются архитектурные и рельефные скульптуры Парфенона, а также возвышенные статуи представляющие период высокой классики греческой скульптуры, выполненные такими мастерами, как Фидий (488-431), Мирон (работал в 480-444) и Поликлет (работал около 450-430). Об искусстве в Древнем Египте см.: Архитектура позднего Египта.
Другими известными примерами трехмерного искусства, созданного в Месопотамии, являются: Голова (800-700 до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Черный обелиск Шалманезера III (860-825 до н.э., Британский музей), известняковая статуя Крылатого Быка (ок. 720 г. до н.э., Лувр, Париж), которая охраняла ворота Хорсабадского дворца Саргона II и Быка у Иштарских ворот Вавилона (605-560 г. до н. э., Музей Пергама, Берлин). Кроме того, археологи обнаружили шедевры резьбы по слоновой кости, а также исключительные бронзовые сосуды, украшенные в ассирийском стиле, которые были созданы финикийскими и арамейскими мастерами.
Коллекции месопотамского искусства
Произведения древних культур Шумеров, Аккадской империи, Ассирии, Вавилона и неоассирийской империи можно найти в постоянных коллекциях нескольких лучших мировых художественных музеев. Вот краткий список известных произведений искусства, не упомянутых выше.
Самаррская плита (5000 г. до н.э.), Музей Вордерасиатиш, Берлин.
Блюда халафа (4900, период халафа) Британский музей.
Ящик для хранения Сиалк (3500, Сиалк III периода), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Священник царя, статуэтка из известняка (3300, урукский период), Лувр, Париж.
Ваза Варка в алебастре (3200, период Урука), Музей Ирака, Багдад.
Колени Булл, серебряная статуэтка (3000, прото-эламский период), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Львица, известняковая статуэтка (2900, прото-эламский период), Бруклинский музей.
Шумерские Вотивные статуи, гипс/известняк (2600), Музей Ирака, Багдад.
Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф (2500), Британский музей.
Стандарт Ур, известняк, мозаика из лазурита (2500), Британский музей.
Царь Аккада, медная голова (2250, Аккадская Империя), Музей Ирака, Багдад.
Стелла Нарам-Син, известняковый рельеф (2230, Аккадская империя), Лувр, Париж.
Гудея из Лагаша, бюст диорита (2075, нео-шумерский период), Лувр, Париж.
Чаша для козерога, бронза, золото, лазурит (1970, династия Симашки), Лувр, Париж.
Королева ночи, терракотовая скульптура (1775, вавилонский период) Британский музей.
Ассирийский царь со свитой, полихромная плитка (870, Ассирийская Империя), Британский музей.
Львица, пожирающая мальчика, рельеф из слоновой кости (800, финикийский стиль), Британский музей.
Бронзово-серебряный шар из Нимруда (800, период Ашурнасирпаль II), Британский музей.
Умирающий лев, алебастровый рельеф (635, Нео-Ассирийская империя), Британский музей.
Барельеф со львом , Вавилон (585) Лувр, Париж.
Чтобы увидеть, как месопотамская керамика вписывается в эволюцию гончарного дела по всему миру, смотрите: Керамика Хронология (26000 до н.э. – 1900).
Месопотамская архитектура
Хотя обрабатываемые земли были расширены посредством орошения, природные и минеральные ресурсы страны были скудны. На севере было несколько скальных обнажений, но на юге пришлось импортировать камень; финиковая древесина была волокнистой, что ограничивало ее использование. Таким образом, глиняный кирпич, камышовые циновки из болот и битум из Хита были основными строительными материалами. Кирпичи, как правило, иссыхались на солнце, поэтому необходимо было проводить ежегодную перекраску. Если дом был заброшен, сначала из него забирали драгоценные деревянные балки и перемычки, после чего он быстро превращался в руины, которые скоро использовались под фундамент следующего дома. В течение определенного периода времени скопившиеся обломки поселения часто образовывали крупную насыпь или «тел» – отличительную черту ближневосточной археологии, возникшую в результате использования глиняного кирпича, а не камня.
Наиболее важные из сохранившихся архитектурных памятников Месопотамии в грубом хронологическом порядке:
(1) храмовые комплексы в Уруке (4-е тысячелетие до н.э.);
(2) храмы и дворцы Хафаджа и Телль Асмар в долине реки Дияла, относящиеся к раннему династическому периоду;
(3) Святилище Энлиля в Ниппуре и Святилище Нанны в Уре;
(4) города среднего бронзового века Алалах, Алеппо, Эбла, Мари и Култепе;
(5) дворцы позднего бронзового века в Ашуре, Богазкой, Нузи и Угарите;
(6) Дворцы и храмы железного века: Нимруд, Хорсабад, Ниневия (Ассирия), Вавилон (Вавилония), Тушпа, Ван Калеси, Кавустеп, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам (Урартян), Каркамис, Телль-Халаф и Каратеп. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
Знаменитые архитектурные работы в Месопотамии
Белый храм в Уруке, Ирак (3200-3000 гг. до н.э.)
Зиккурат в Сиалке, Иран (2900 г. до н.э.)
Зиккурат в Уре (c.2113-2096 до н.э.)
Зиккурат Агаргуф, Ирак (ок. 1500 г. до н.э.)
Ассирийский город Ашур, Ирак (1400-900 до н.э.)
Зиккурат Чока Занбил, Суза (1250 г. до н.э.)
Дворец Ашур-Насир-Пал II в Нимруде, Ирак (879 г. до н.э.)
Нергалские ворота в Ниневии (ок. 700 г. до н.э.)
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (605-562 гг. до н.э.)
Ворота Иштар, Вавилон (ок. 600 г. до н.э.)
Гробница Кира Великого, Пасаргады (ок. 530 г. до н.э.)
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше об эволюции древнего искусства, посмотрите эти ресурсы:
Источник