- Развитие и ведение кадастра за рубежом
- Кадастр в большинстве государств представлен в формате информационной системы, в которой присутствуют сведения о земельных владениях и записи о правах собственности на объекты.
- Информация, которая собрана в земельном кадастре, используется любым государством для:
- Типы кадастровых систем
- Наполеоновская система
- Немецкая кадастровая система
- Эти страны используют разделенные взаимоконтролирующие подсистемы, которые плотно связаны между собой:
- По той же системе сформирован кадастр в Германии. Структура включает следующие подгруппы:
- Англоязычная система
- Скандинавская кадастровая система
- Кадастр за рубежом
- 1. Наполеоновская административная система
- 2. Немецкая система
- 3. Англоязычная система
- 4. Скандинавская система
- Лекция №6 Тема « Земельно-кадастровые работы за рубежом»
Развитие и ведение кадастра за рубежом
Кадастр в большинстве государств представлен в формате информационной системы, в которой присутствуют сведения о земельных владениях и записи о правах собственности на объекты.
Информация, которая собрана в земельном кадастре, используется любым государством для:
- формирования, распределения, передела или объединения земли;
- оформления и регистрации документов на объекты и земельные участки;
- учета и оценки объектов и участков (объединенные данные служат базой для исчисления налогов);
- для планирования землепользования, контроля за землеустройством.
Таким образом, кадастр за рубежом имеет в основе не только фискальную или техническую функции, но и включает в себя определенный юридический процесс.
Типы кадастровых систем
Правовое регулирование ведения кадастрового учета во многих государствах отличается, но принципиально системы можно разделить на несколько основных типов:
- наполеоновская;
- немецкая;
- англоязычная;
- скандинавская.
Каждый из перечисленных форматов кадастровых систем обладает своими особенностями и используется в определенных странах при управлении землей, в правовой сфере, для фискальных, административных и регистрационных целей, для контроля за использованием земельных ресурсов, для обеспечения сохранности и развития землеустройства, а также для регулирования перехода прав собственности на земельные участки и недвижимость.
Наполеоновская система
Данный формат используется такими странами, как Италия, Франция, Бельгия, Испания, Греция и другими государствами западной, южной и юго-западной Европы.
Ведение кадастра в этих государствах, а также составление реестра по объектам недвижимости курируется Министерством финансов и экономики страны, поэтому кадастровый учет производится исключительно с целью учета и сбора сведений, необходимых для расчета налогооблагаемой базы, которая формируется по земельным участкам.
Реестры недвижимости применяются для учета и защиты прав собственности, они содержат информацию о действительных правах субъекта (собственника) на землю и объекты недвижимости. Также в реестры заносятся все данные о переходе прав, правовых актах в отношении объекта, правах третьих лиц и прочие сведения.
Специфические данные о состоянии грунта, особенностях рельефа местности, наличии природных ресурсов и т.п. собираются и анализируются Минэкономики и Министерством сельского хозяйства.
Также кадастры наполеоновской системы имеют территориальные особенности. К примеру, системы кадастра государств южной Европы имеют более выраженный фискальный формат, нежели системы центральных европейских стран.
Немецкая кадастровая система
Кадастры, базирующиеся на немецкой системе, также применяются в государствах центральной части европейского материка, таких как, Швейцария, Германия или Австрия.
Эти страны используют разделенные взаимоконтролирующие подсистемы, которые плотно связаны между собой:
- регистрационная;
- кадастровая;
- топографо-геодезическая.
Например, в Швейцарии кадастр подразделяется на две группы — регистрация земельных участков и кадастровая съемка. Сведения кадастровой съемки обрабатываются специальной программой и формируются по трем уровням значимости. В швейцарском кадастре регистрируются права на недвижимость, кондоминиумы и земельные сервитуты.
По той же системе сформирован кадастр в Германии. Структура включает следующие подгруппы:
- документы, информация о регистрации собственности, кадастровые карты;
- данные о соглашениях, договорах перехода права и других юридических актах, которые касаются прав на недвижимость и ограничений по ним;
- документация по геодезической и топографической деятельности, касающаяся землеустройства или использования земельных ресурсов.
Англоязычная система
Система используется во многих англоязычных государствах: Великобритании, США, частично в Канаде и Австралии и некоторых других странах. Англоязычная система предусматривает широкое развитие института регистрации прав на собственность.
К примеру, в Англии никогда не существовало классического земельного кадастра. По факту в кадастр современной Великобритании внесена только информация о границах участков и параметрах объектов недвижимости. Регистрацию прав в Великобритании курирует Земельный регистр.
Официальным источником о правах на земельные владения и недвижимость является карта, составленная в 1925 году, которая регулярно обновляется Управлением Землеустройства Ordnance на основании информации, полученной от органов регистрации сделок.
В Соединенных Штатах правовое регулирование и учет земельных ресурсов осуществляется на основании общенационального земельного законодательства, действие которого распространяется на 98% территории США. Многие штаты по-разному ведут кадастровый учет, используя многофункциональные информационные системы.
Скандинавская кадастровая система
Северно-европейские страны (Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция) и страны Балтии применяют скандинавскую систему, представляющую собой масштабный, многофункциональный и единый кадастр, базирующийся на централизованном реестре недвижимости и большом объеме топографических сведений.
Регистрация прав собственности производится централизованными государственными органами, а земельное картографирование курируется провинциальными чиновниками.
К примеру, датский кадастр предусматривает крупномасштабные топографические карты. В основе системы лежит идентификация каждого конкретного участка и контроль за использованием соответствующим целевым использованием земли. Также кадастр используется для распределения собственности на землю и исчисления налоговой базы на основании рыночной стоимости участка.
В Норвегии в кадастр представлен обобщенной информационной структурой, в которой собраны сведения об адресах и параметрах объектах, их собственниках и форме владения. Все данные разделяются на категории и идентифицируются в соответствии с утвержденным законодательством.
Источник
Кадастр за рубежом
Кадастр – это современная земельная информационная система, основанная на земельных участках, содержащая записи о праве на недвижимость.
Данное утверждение было принято ООН и Международной федерацией геодезистов. Декларации были подписаны 18–22 марта 1996 года в Bogor (Индонезия), а после 22 октября 1999 года в Bathurst (Австралия).
Рассмотрим основные особенности земельного кадастра, в зависимости от того, к какой группе относится страна. Мировые кадастровые системы принято разделять на четыре основные группы:
Страны, использующие наполеоновскую административную систему;
Страны, использующие немецкую систему;
1. Наполеоновская административная система
К этой группе можно отнести страны Западной Европы, Юго-Западной и Южной части, такие как: Франция, Италия, Испания, Греция и некоторые другие.
Для группы свойственно разделение при тесном взаимодействии земельного кадастра с реестром недвижимости. В кадастре аккумулируется информация необходимая для налогообложения, которую специально группируют по земельным участкам.
Реестры недвижимости предназначенны для регистрации, защиты прав собственности. Это происходит путем публикации перед третьими лицами. Регистрируются реальные права собственника на недвижимость, юридические акты, интересы третьих лиц и прочее.
Кадастры, которые используются в Южной части Европы, имеют более фискальный характер, чем у стран Центральной Европы. Это связано с тем, что здание является важным объектом для налогообложения. Например, Италия создала свой новый реестр строений, который является частью кадастра.
Греция не имеет всеобъемлющего однородного национального кадастра, однако ее правительство работает над учреждением подобной общенациональной системы.
2. Немецкая система
К этой группе можно отнести страны Центральной Европы, такие как: Германия, Швейцария, Австрия.
Для группы свойственно выделение взаимосвязанных, взаимоконтролирующих подсистем. Это такие подсистемы, как:
Например, в Германии реестр собственности состоит:
из кадастровых карт, документов с записями о собственности;
банка кадастровых карт с документацией о топографо-геодезических работах, которые затрагивают землеустройство и землепользование;
реестр документов, хранящий соглашения и другие правовые акты, касающиеся прав собственности и ограничений, другие документы.
Кадастровая система Швейцарии состоит из основных элементов:
Кадастровая съемка определяется данными для специальной модели, имеющей восемь информационных слоев. Данные таких съемок образуют трехуровневую иерархию и основываются на системе национального контроля. Эти данные основываются на проекции Меркатора (геодезической системе координат), которая в настоящее время адаптируется к требованиям GPS.
Содержание земельного кадастра Швейцарии является в основном регистрация прав:
недвижимости (земельных участков, включая здания);
3. Англоязычная система
К этой группе относятся страны: США, Великобритания, множество провинций Канады, некоторые штаты Австралии и другие страны.
Этим странам свойственно большее развитие системы регистрации прав, вместо земельного кадастра. В этом смысле, в Великобритании не существует земельного кадастра вообще.
Учет земель, например, в Великобритании ведется издавна. О чем свидетельствует одна из древнейших записей тысячелетия по землепользованию, которая была произведена еще в 1086 году в Англии. В это время было произведено знаменитое обследование недвижимости Англии, согласно указа Вильгельма Завоевателя.
В Великобритании имеется 3 вида прав собственности:
Бессрочное безусловное владение на правах собственника. То есть, при покупке недвижимости владельцу в полную собственность передаются не только здания, но также и земля, где они находятся. Обычно для продажи в бессрочную собственность предоставляются частные домовладения, поместья, виллы;
Владение на правах аренды. Эти условия используются для квартир, домов, участков земли или целых деревень. В таком случае предметом продажи являются только здания, но не сама земля. Собственник земли передает владельцу недвижимости только права аренды земли на оговоренное количество лет. Срок может быть как один год, так и до тысячи лет. Собственник недвижимости должен платить ежегодный земельный налог своему формальному собственнику земли;
Коллективное владение, управление недвижимостью. Большое количество квартир предлагаются для продажи вместе с долями в собственностях на здания. При этом владельцы квартир с правом аренды, которые проживают в здании, имеют право выкупить коллективно право собственности на само здание, а также принять управление домом на себя.
4. Скандинавская система
К этой группе относятся страны Северной Европы: Финляндия, страны Балтии, Дания, Норвегия, Исландия и Швеция.
Этим странам свойственно создание единого, созданного на основе крупномасштабных точных топографических карт и многоцелевого кадастра, имеющего централизованный реестр собственности. Кадастр преимущественно создан по образцу немецкой системы.
За реестры собственности отвечают центральные государственные офисы. Картографирование участков недвижимости проводится на уровне провинций.
Кадастровая система Швеции состоит из реестра недвижимости и земельной регистрации. Работа реестра недвижимости автоматизирована в единую электронную систему, которая заменила устаревший книжный вариант — это и есть информационная единая система ландшафтного районирования территории.
В Швеции реестр недвижимости основывается на административной регистрации всех объектов недвижимости. Регистрация также включает индексную карту недвижимости, которая хранится раздельно с текстовыми реестрами. Для сельской местности индексная карта недвижимости основывается на картах землепользования.
«Специализированное землеустроительное бюро» выполняет все виды кадастровых работ. Как связаться с нами можно узнать в разделе Контакты
Чтобы оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться.
Источник
Лекция №6 Тема « Земельно-кадастровые работы за рубежом»
Лекция №6 Тема « Земельно-кадастровые работы за рубежом».
1. Классификация зарубежных кадастровых систем.
Землю в общепринятом смысле рассматривают как пространственный ресурс (территорию), в юридическом отношении в зарубежных странах (при наличии института частной собственности) как определяющий атрибут недвижимой собственности, под которой понимают, как правило, находящиеся в частной собственности землю, природные ресурсы, здания и сооружения.
В правовом отношении характерными особенностями недвижимой собственности являются гласность владения и законодательно установленный общественный контроль за способом использования земли и другой недвижимости. Институт гласности владения с древних времен связан с тремя важными особенностями землевладения:
необходимостью официальной регистрации объекта владения, т. е. с официальной фиксацией границ участков владений на местности и в документах;
необходимостью официальной регистрации субъекта владения для обеспечения ему гарантий права собственности;
необходимостью регистрации и контроля ограничительных отношений, связанных с неотъемлемыми правами других граждан и коллективов на пользование территорией, например с обеспечением прав доступа к дорогам или воде через территорию частного землевладения.
Гласность владения во многих зарубежных странах обеспечивается специальной регистрационной системой — земельным кадастром, в том числе официально поддерживаемой государством системой юридической регистрации прав собственности на землю. Кадастр служит механизмом формирования общественного самоуправления, гарантом прав собственников и организации государственного и местного налогообложения недвижимости. Кадастр или информационная кадастровая система являются также средством общественного контроля, территориального планирования и управления.
В земельных кодексах большинства европейских стран земельные участки различают по следующему правовому положению:
аренды с наследственным правом застройки;
аренды на срок с правом продления;
аренды на определенный срок.
Перечисленные формы правовых отношений допускают совместное обладание правами собственности или правами распоряжения на землю одновременно несколькими физическими или юридическими лицами, как в равных, так и в заранее установленных количественных долях.
Право собственности обеспечивает наибольшую полноту распоряжения недвижимостью и включает право передачи прав собственности на всю недвижимость или ее части другому лицу или лицам путем купли-продажи, обмена, дарения, наследования, а также сдачи в аренду или заклад.
Право собственности на землю и недвижимость традиционно и повсеместно ограничивается интересами соседних землевладений, местной общины, муниципалитета, города и государства. Со временем, особенно в поселениях, эти ограничения переросли в сложные ограничительные и согласовательные системы землепользования, из которых следует отметить применяемые с середины 19 в. в Европе, а ныне повсеместно законы о функциональном зонировании, об охране окружающей среды и защите природных ресурсов, о планировании и строительстве, о компенсациях, принудительных выкупах и изъятиях участков земли. Таким образом, право собственника распоряжаться своей землей ограничивается в интересах общества многочисленными законами и положениями, из которых отметим законы о приобретении, о функциональном использовании, строительные кодексы и правила, законы об охране исторических и культурных памятников, об охране недр и природной среды, государственные и муниципальные положения о территориальном планировании и т. д.
Кроме различий в правах собственности и распоряжения, земельные кодексы большинства стран различаются по их правовому положению в системе налогообложения и по юридическим условиям получения и передачи прав собственности на рынке недвижимости. Например, в Германии право муниципалитета или общины на преимущественный выкуп участка не распространяется на участок наследственного права аренды жилой застройки. Соответствующие права и их ограничения определяются законами о налогообложении, о приобретении земли и недвижимости, а также законами, регулирующими государственные и общественные потребности, например определяющими процедуры отведения земель под магистрали, энергетические сети, общественные здания и сооружения и т. д.
В большинстве стран различают следующие виды собственников:
муниципалитеты, общины, городские и сельские советы и коммуны; религиозные или общественные недоходные организации;
кооперативы, товарищества, акционерные общества, фирмы;
иностранные государства, иностранные организации или иностранные частные лица.
В течении многих столетий развивались кадастровые системы многих типов, и их различия часто зависели от местного культурного наследия, физической географии, типа землепользования, технологии и т. д. Кадастры могут быть классифицированы по-разному, в частности:
по первоочередной функции (например, для оказания поддержки налогообложению, для составления документов по оформлению перехода права на недвижимость, распределения земли или мер по управлению многоцелевым землепользованием);
по типам записываемых прав (например, частная собственность, права на пользование, горные отводы для разработки материалов);
по степени ответственности государства за обеспечение точности и достоверности данных (например, полный мандат государства, разделение ответственности между обществом и физическим лицом);
по месторасположению и юрисдикции (например, городские и сельские кадастры, централизованные и децентрализованные кадастры);
по множеству способов сбора информации о земельных участках (в том числе наземные съемки с привязкой к геодезической сети опорных точек, некоординированные наземные съемки и измерения, аэрофотосъемка, преобразование существующих записей данных о предыстории в цифровую форму и т. д.).
Все эти факторы позволяют определить необходимую разрешающую способность и масштаб графических данных (в том числе кадастровых карт), тип и характеристики данных, записываемые как в графические, так и в атрибутивные файлы, а также организационную профессиональную ответственность по управлению данными.
Другими данными, влияющими на формат и управление кадастром, являются:
история, культура и традиционные системы земледелия;
физическая и экономическая информация;
традиционные системы управления на государственном и местном уровнях;
приоритеты земельной политики для юрисдикции.
В большинстве зарубежных стран ответственность за управле ние кадастровой информацией исторически распределена между несколькими государственными органами власти и профессиями. Земельная регистрация обычно являлась правом судов и лиц юридической профессии; картографирование, межевание земельных участков и сопровождение данных о земельных участках для финансовых целей, для регулирования землепользования, а также для целей перераспределения земли входили в ответственность лиц, осуществляющих съемку. В таких регионах, как Северная Америка, лица, представляющие другие профессии, традиционно несли ответственность за планирование землепользования, оценку стоимости земли и земельное налогообложение.
Одним из основных последствий развития современных автоматизированных земельных информационных систем явилось формирование более тесной координации между организациями, несущими ответственность за формирование кадастровых данных в своей сфере деятельности. Поэтому в ряде стран информация, необходимая для разных целей, сконцентрирована в единой информационной системе или организован обмен информацией между разными системами.
Западноевропейские кадастровые системы, как отмечалось, в общих чертах одинаковы: регистр участков, кадастровые карты и ведение правовых записей. Техника учета владений различается, хотя реестр участков недвижимости имеет каждая страна. Такой реестр может быть собственно Поземельным регистром (Поземельной книгой) или же его составной частью. Кадастр (или совокупность результатов кадастровых съемок) и Поземельный регистр, как правило, ведет единая организационная служба, реже — эти службы различны, но кооперируются между собой в обмене данными для взаимного контроля и образования многоцелевого кадастра.
Общая черта западноевропейских кадастровых информационных систем состоит в том, что они обеспечивают систематический охват всей территории и непрерывное обновление данных. Для земельной информационной системы это единственная гарантия ее эффективности.
К общим чертам следует также отнести и сходство техники ведения информации в регистрах. Как правило, участки характеризуются типом землепользования, площадью, типом размещенных строений, месторасположением, информацией о владельце и ссылками на другие регистры и информационные системы, содержащие дополнительные сведения о территории и владельце. Эти данные в совокупности с другими информационными системами позволяют получать многостороннюю информацию о собственниках и об участках их владений.
Исключение из общего правила — английская система, эквивалентная кадастру в общеевропейском понимании. В Англии кадастр содержит только картографическую информацию, в основ ном о границах участков и составе недвижимости. Английская система меньшее значение придает централизации систематических сведений о собственниках недвижимости.
По историческим причинам все кадастры Западной Европы имеют сходные черты. В той или иной степени они в своей основе содержат принципы французского кадастра, которые были определены Наполеоном I в начале 19 в. Главным принципом было наличие двух частей: словесного описания и карты, отражающей размещение и границы всех земельных участков. Карты с кадастровыми номерами делали систематически на основе съемок, содержащих полевые заметки, на которых были основаны карты.
В континентальной Европе понятие кадастра в современном толковании означает ведущуюся государством систематическую классификацию и оценку земли посредством топографической съемки границ участков собственности и ведения реестра участков и их владельцев.
Таким образом, существует понятие кадастра как специфической системы описания территории, поддерживаемой картами, которое включает не только описание границ участков и тип землепользования каждого участка, но также информацию о земле и ее владельце. Первоначальная цель кадастра заключается не в том, чтобы обеспечить права землевладельца. В Германии, например, этим занимался местный судья, который и вынужден был вести «Grundbuch», т. е. соответствующий реестр правовых отношений, связанных с участками собственности. Во Франции это было регистрационное учреждение — «Bureau des hipothegues», которое объединяло подобные реестры нескольких соседних земель. В Англии и ее бывших колониях слово кадастр известно лишь в сочетании «кадастровая съемка», а институт кадастра в ранее приведенном определении отсутствует.
В 1985 г. Международная группа экспертов по землеустройству и информационным системам в землепользовании утвердила следующее определение. «Кадастр — это систематически поддерживаемый публичный реестр сведений о недвижимости на территории страны или региона, основанный на топографической съемке границ участков собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения. Очертания границ участков и их обозначения отображают на крупномасштабных картах».
Основными принципами земельного кадастра в зарубежных странах можно назвать следующие:
1. Кадастр будет бесполезным, если он не завершен полностью
на анализируемой территории.
2. Работу необходимо вести на солидном фундаменте данных.
3. Затраты должны быть соизмеримы с ожидаемыми средними
прибылями от ведения кадастра.
4. Записи должны служить не одной, а нескольким целям.
5. Кадастровая единица должна быть единой земельной едини
цей, надежно защищенной законом.
6. Земельные записи должны вести на базе определенных зе
мельных участков (единиц), а не по персонам (лицам, владельцам).
7. Затраты на учреждение записей должны быть определены
правительством.
8. С самого начала надо учесть затраты на содержание и обнов
ление данных.
9. Проектирование земельно-учетных систем должно быть ори
ентировано на будущее.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫХ СИСТЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Как отмечалось, общность черт прочих европейских кадастровых систем объясняется тем, что все они, прямо или косвенно, происходят от французского образца. Главной целью французской кадастровой системы было обеспечение поземельного налогообложения. И до сих пор он обслуживает фискальную систему: его данные являются основой начисления различных видов поземельных и имущественных налогов, касающихся недвижимости. Хотя во Франции Поземельный регистр не существует, кадастр сам по себе используется как реестр участков недвижимой собственности и их владельцев. Однако французский многоцелевой кадастр не обеспечивает систематического информационного покрытия всей территории страны. В настоящее время крупные города (Лилль, Марсель и др.) создали собственные многоцелевые кадастры своих территорий.
Основные задачи современного французского земельного кадастра сводятся к 3 группам: технической (составление кадастровых планов); земельной (идентификация и описание земельных участков — парцелл, установление их землевладельцев); налоговой (оценка земель и определение обоснований и норм земельного налога). В стране имеется 5 региональных информационных центров Главного управления налогов (в Аменье, Анже, Орлеане, Руа-не, Версале), которые выполняют почти исключительно кадастровые работы: осуществляют руководство по созданию кадастровой документации, определяют основания для обложения налогом для сообщения местным властям, занимаются изданием перечней и сообщений по налогообложению, касающемуся поземельного налога, моделированием возможных изменений в налогообложении. Штат всех пяти региональных информационных центров насчитывает около 1250 чел. В последнее время Национальный банк земельных данных содержит около 40 млрд единиц информации.
Сейчас во Франции осуществляется:
перевод черновых кадастровых планов, хранящихся в кадастровом бюро, на прозрачную основу фотоматериала;
массовое производство стандартных кадастровых планов;
идентификация планов некоторых больших коммун;
переработка кадастра в зонах, где современный план неполноценен;
создание микрофильмов кадастровых планов;
издание кадастровой документации на микрофишах;
передача земельных файлов потребителям.
В Германии существующая кадастровая система, развившись из налогового кадастра, оформилась как часть юридической системы и содержит данные о владельцах и владениях, развернутые сведения о функциях землепользования и данные топографических съемок. Реорганизация всей информационной службы землеустройства, происходившая с 1935 г., а затем после 1945 г. в связи с послевоенной реконструкцией страны, привели к пересмотру прежде существовавшей кадастровой системы. В Германии производство кадастровых карт было объединено с обработкой данных, касающихся землепользования и землеустройства. С 1970-х годов в землях, округах и крупных городах создают автоматизированные банки данных о недвижимости, включающие информацию Поземельных книг, кадастра недвижимости, налогового кадастра и картографический материал. В результате устанавливаемых связей между различными информационными службами в настоящее время в Германии формируется многоцелевой автоматизированный банк данных о земле и недвижимости. В совокупности с другими автоматизированными банками данных этот банк формирует общенациональную информационную систему, позволяющую решать широкий круг проблем, связанных с землепользованием, территориальным планированием и экономикой недвижимости.
Особенностью кадастра в Австрии является ведение в Поземельном регистре отдельных книг для железнодорожных участков и горных книг. В настоящее время в Австрии создают автоматизированную систему, объединяющую Поземельный регистр и кадастр недвижимости в общий банк данных о земле и недвижимости.
В Швейцарии кантоны, образующие Конфедерацию, традиционно независимы в земельной политике, поэтому налоги на землю и недвижимость полностью поступают в местный кантональный бюджет. Кадастровые службы кантонов организованы во многом самостоятельно: государством установлена форма и содержание книг Поземельного регистра, но ведомство, ведущее этот регистр, определяет сам кантон. В одних кантонах — это отдел суда, в других — специальные службы, имеющие юридические права регистрации, поскольку кадастр в Швейцарии имеет юридический характер. Ответственность за правильность ведения Поземельных книг несут непосредственно власти кантона. В последнее время (после 1991 г.) правительство рассматривает проект организации общенациональной кадастровой системы на основе разработки единых информационных стандартов и объединения кантональ ных кадастров с автоматизированными банками данных о населении, территории, коммунальном хозяйстве, инженерных и энергетических сетях и т. д. Проект рассчитан на 20 лет, требует значительных капиталовложений, в связи с чем правительство рассматривает возможность приватизации геодезических служб, прежде финансировавшихся государством и кантонами. Следует отметить, что в швейцарских городах созданы службы, которые на основе кадастровой информации выпускают специализированные карты высшего класса точности, содержащие данные о городской территории и коммунальном хозяйстве.
В Швейцарии все изменения в земельно-кадастровой документации вводятся в базу данных кадастра, находящуюся в государственной информационной системе о земельных участках. Теоретический опыт создания локальных информационных систем, включающих данные о земельных участках, показал различия между основными, или первичными, моделями, в которых данные вводятся по результатам непосредственных измерений и кодируются в запоминающих устройствах и производными моделями, когда данные вводятся с существующих информационных систем, например с карт, т. е. моделями с более высокой степенью абстракции. Швейцарская земельная информационная система строится главным образом на первичных данных.
В 1975 г. кадастровой службой Нидерландов были начаты работы по составлению крупномасштабной базисной карты. Кадастровая служба стала и главным потребителем этой карты, поскольку топографические данные имеют важное значение в обновлении кадастровых карт. В результате этих работ разработана автоматизированная система для цифрового картографирования и обновления, как топографического, так и кадастрового. Примерно в то же время были начаты исследования по возможности создания земельных информационных систем. Одним из первых был проект, выполненный в 1976 г. в Делфтском университете. Эта информационная система учитывала административное деление и функциональное районирование территории страны, линейные коммуникации и отдельные объекты. ЗИС включает 5 основных элементов: государственные земельные налоги; юридические сведения об охране земель; специальные сведения для органов, контролирующих использование земель; объект землепользования; информация, необходимая для планирования. Сейчас кадастровые управления объединены в единую систему с информационным центром в г. Херлен, где кадастровые данные хранятся в 28 логически разделенных базах данных, т. е. для каждого управления имеется одна база данных для ведения кадастра и одна — для ипотечного контроля. Эту систему называют автоматизированной кадастровой регистрацией. Базы данных формируют банк данных автоматизированной кадастровой регистрацией. Автоматизацию проводили в 3 этапа. Сначала был внедрен автоматизированный указательимен, затем проведена автоматизация кадастровых записей. На последнем этапе совмещались данные главных книг и книг регистрации участков указателем имен, что позволило создать единое структурное целое. На этот этапе вводили автоматизированный ипотечный реестр. Автоматизированное ведение кадастра включает ряд частных систем, действующих в интерактивном или пакетном режиме. Автоматизированный ипотечный контроль в дополнение к традиционным ссылкам на кадастровые документы дает также информацию о категории залога, порядке погашения долга, сумме долга, ставке процента, способе погашения ссуды под недвижимость, а также данные о кредиторе (банке, пенсионном фонде и т. д.) и должнике по закладной.
В Дании кадастр ведется под управлением Кадастровой коллегии, действует автоматизированная кадастровая система, в которой информация хранится на твердых дисках. Информация в кадастровой системе содержит данные об участках, каждый из которых имеет свой номер. В эти данные входят номер файла, куда отнесен участок, срок последнего утверждения изменений и другие сведения, важность которых определяет кадастровая коллегия. В базу данных входит также информация, поступающая от геодезистов: площадь участков, каждой частной дороги, водоема и т. д. Она содержит также данные о всех обязательствах и включает кадастровую карту. Кроме того, для удовлетворения потребности в информации для планирования землепользования Министерство сельского хозяйства Дании и земельное информационное бюро разработали обширную базу данных и автоматизированную систему обработки данных с учетом параметров, характеризующих почвенные, лесные, водные и сырьевые ресурсы. Эта система работает с 1975 г. Система обработки данных основана на применении для тематического картографирования. Она приспособлена к датской почвенной классификации. Сбор данных о почвах начали в 1975 г. и завершили в 1980 г. Результатом стали 400 листов многоцветной карты в масштабе 1 : 50000. Затем карта была оцифрована для составления компьютерных почвенных карт разных масштабов и с различными сочетаниями параметров. Компьютерная система может вычислять площади почвенных типов и других контуров для административных районов, речных бассейнов и т. д. Все основные данные почвенной классификации хранятся в легко доступной базе данных, которая постоянно пополняется новыми данными о почве.
Многоцелевой кадастр Швеции начали преобразовывать в многоцелевую информационную систему о земле и недвижимости с 1976 г., в результате слияния автоматизированного банка данных о недвижимости с банками данных о населении, экономической статистики, налогообложения и данных переписей. Собственно земельный кадастр состоит из двух регистров: поземельного и недвижимой собственности. В 1936—1974 гг. реализована программа создания национального фонда кадастровых карт, производимых на основе фотокарты масштаба 1 : 10000 и покрывавших всю территорию страны единой систе мой описания границ участков и зданий. С 1974 г. для этого используют кадастровые карты масштаба 1 :20000, информацию для составления которых подготавливают на основе общегосударственного автоматизированного банка данных о недвижимости. Кадастровые карты плотно застроенных городских территорий производят или заказывают местные муниципальные службы, и они имеют крупный (вплоть до 1 : 500) масштаб.
Подобно шведской системе, норвежский кадастр объединен в информационную кадастровую систему, содержащую сведения о владениях, владельцах, адресах и типах зданий. Различные группы данных могут быть связаны друг с другом и географически локализованы через координатные или идентификационные коды объектов. Как в Швеции, так и в Норвегии стандарты описания объектов и информационные связи между ними установлены законодательно, а сами системы являются государственными и их разработка и внедрение финансирует правительство.
В Норвегии работает система GAB, объединяющая кадастровую информацию. Она состоит из 3 реестров: земельных участков, адресов и строений. Решение о ее создании было принято норвежским парламентом в 1987 г.
Реестр земельных участков содержит данные для всех участков с правом полной земельной собственности; для всех арендуемых участков, имеющих собственный номер в земельной книге, в которой отражены правовой титул на землю, ипотека и т. д.; для всех квартир или других частей строений, которые зарегистрированы как самостоятельная собственность; для других возможных объектов, которым дан номер в земельной книге. Реестр адресов содержит данные для всех объектов, которым дан официальный адрес, а также о тех объектах, для которых есть временный адрес в виде, например, номера земельного участка.
Реестр строений содержит данные для всех единиц строений и для каждой квартиры или части здания (например, магазин). Участки в реестре земельных участков идентифицируют с помощью официального номера собственности. Реестр содержит данные об имени и адресе владельца участка, времени оформления участка, площади и виде землепользования. Роль локализующих данных играют координаты одной опорной точки. Привязку к другим реестрам осуществляют с помощью ключа к этим реестрам.
Все реестры системы — официальны. В частности, реестр земельных участков является официальным реестром участков, где можно найти все участки, которым дан официальный регистрационный номер. В земельную книгу заносят только те участки, владельцы которых нуждаются в юридической регистрации правового титула на землю, ипотеки и т. д. Большинство земель, которыми владеют государственные органы, регистрируют в системе GAB.
В 1982 г. данные о существующих участках из земельных книг
были перенесены в автоматизированную систему. Эта работа выполнена геодезическими управлениями. Потребителями информации являются центральное статистическое бюро, налоговые органы, органы контроля над ценами, а также другие (общественные и частные) пользователи.
В Финляндии значительное время вели работы по созданию банка данных по земельному кадастру, который в основном сформирован к 1995 г. Существующие до этого времени реестры не имели точных данных о местонахождении недвижимости, поэтому этот недостаток был исправлен с помощью цифровой кадастровой карты. Технически это реализовано в виде отдельной базы данных на основе существующего земельного кадастра. Базы данных земельного кадастра и цифровая кадастровая книга будут иметь логическую целостность.
Национальное геодезическое управление Финляндии в 1979 г. приступило к созданию ортофотокарт в масштабе 1 : 5000 на всю территорию страны, которые несут и кадастровую информацию. Поскольку в Финляндии действует множество различных кадастров, у цифровой кадастровой карты появляется еще одна важная функция — она становится системой связи между кадастрами.
Небольшое отличие в организации кадастра Финляндии от других стран заключается в том, что регистры сельских территорий содержит государство, а регистры городских территорий являются органами муниципальной администрации. С переходом в ближайшем будущем к общенациональной электронно-информационной системе эти различия исчезнут.
Итальянский кадастр схож с системами, распространенными в центральной Европе. Связь кадастра регистра участков с данными о владельцах (поземельным регистром) возможна только с использованием имен владельцев. Объединение этих двух регистров на базе автоматизированного банка данных потребует и изменений в регистрационной системе. Одна из существенных особенностей итальянского кадастра состоит в ведущемся систематически с 1939 г. регистре зданий.
В Италии предварительные исследования по вопросу «механизации» земельного кадастра были начаты в 1951 г. С 1961 г. министерство финансов стало использовать механографический метод перезаписи актов в отдельных провинциях. В последующие годы был создан механографический центр Управления государственных монополий. В 1968 г. был учрежден электронно-вычислительный центр Управления кадастра, а со следующего года начались широкомасштабные работы по переводу практического кадастра на новые методы. Данные и акты кадастра (перечень участков, приходно-расходный реестр, перечень владельцев) вводят в память единого компьютера, находящегося в Риме и имеющего выход на 138 терминалов на местах. Для последующего обновления актов периферийные управления составляют соответствующие
модели, в которых фиксируют изменения в недвижимости. Модели необходимы также для составления новых перечней. Периодически информация передается от терминалов местных управлений в электронный центр кадастра в Риме. Получив сведения, обработчик обеспечивает печатанье новых перечней, отправляемых в периферийные управления (налоговые инспекции). Поэтому обновление перечней может осуществляться посредством их замены. Планируется децентрализация электронного оборудования и размещение его в местных органах, с тем чтобы печатать акты непосредственно на местах. В базе данных электронного центра кадастра содержатся данные регистрации, т. е. имена владельцев, сведения о вступлении во владение, размеры площадей, характеристики качества, классы и уровни доходов, но не содержится графической информации, т. е. кадастровой карты. С начала 80-х гг. администрация кадастра осуществляет интенсивный процесс перевода кадастровой карты в цифровую форму.
В Испании работы по составлению кадастра включают составление планов (планиметрических карт), фотограмметрию территории участка, выявление его размеров, границ и числа его владельцев. Земельно-кадастровая база данных на машиночитаемых носителях в стране отсутствует.
В Греции ведут работы по созданию единой общенациональной кадастровой системы, удовлетворяющей всем современным техническим и юридическим требованиям.
Великобритания — мировой лидер в переходе на компьютерные методы картирования, что требует данных в цифровой форме. Поэтому традиционные графические картографические материалы, в том числе и те крупномасштабные планы, которые играют роль кадастровых карт (за неимением целостной системы земельного кадастра), постепенно переводятся в цифровую форму. Со временем информацию в цифровой форме можно будет получить непосредственно в полевых условиях, но пока еще требуется обычная топографическая съемка, результаты которой затем переводятся в цифровую форму. В связи с большим числом топографических карт этот процесс рассчитан на десятилетия.
В начале 60-х годов в США в связи с возрастающим значением планирования и разработкой нового землеустроительного законодательства, а также развитием компьютерной техники все большее внимание при проведении учета земель стали уделять созданию земельных информационных систем.
Все множество созданных в США информационных систем, связанных с земельными ресурсами, можно разделить на непространственные (например, учетные) и пространственные, среди которых выделяются географические информационные системы, включающие земельные и другие (например, социально-экономические) информационные системы. В ряду земельных информационных систем особое место занимают системы, в основе кото рых в качестве учетной единицы рассматриваются парцеллы (кадастровые участки).
Основная единица земельной собственности в США — индивидуальный земельный участок, на котором расположены интересующие объекты местности. Земельный участок задается тремя характерными признаками: адрес, геодезические данные и оценочный индекс. На карте, наряду с индивидуальными участками, показывается авто-и железные дороги, гидрография. Такая карта, независимо от точности, представляет интерес для широкого круга пользователей.
В США предпринимались попытки прогнозировать создание общей информационной системы (ЗИС), основой для создания которой служит картографический материал, полученный на основе аэрофотосъемки. После дигитализации содержания карты каждому земельному участку (парцелле) присваивается оценочный индекс, сведения о землепользователе и координаты центра участка. Эти координаты затем вводятся в систему управления данными. Желательна привязка карты к государственной системе координат.
Ведение системы учета земель осуществляет группа управления. ЗИС должна охватывать потребности не только одного округа в США, но и других. Дело в том, что у одних имеются файлы данных, а у других — карты, на которых показаны данные, подлежащие включению в общую систему.
В рамках работ по данной системе корпорацией Information Graphies был разработан экспериментальный проект по созданию многоцелевого кадастра на г. Бербанк (шт. Калифорния), объединяющий четыре кадастровые системы (общественные работы; водоснабжение, электричество и канализация; газоснабжение; ТВ-кабели).
Цифровые карты используют для создания пространственной модели. Кроме того, по рекомендации Федерального комитета по опорным геодезическим сетям в банк данных системы вводят данные опорных сетей I и II порядков. С помощью этой системы и в соответствии с технологиями искусственного интеллекта создаются файлы данных. Основными требованиями являются гибкость и разделение информации в файлах.
Повторное вычерчивание карт или отдельных ее частей считается невыгодным. Благодаря современному оборудованию и методологии создается земельная информационная система, позволяющая изолировать и защитить данные от несанкционированного доступа. Любой пользователь, заплатив соответствующую стоимость, приобретает право доступа к общей системе, которая позволяет сократить судебные процессы, связанные с земельными границами, уменьшает иски и решает все спорные вопросы в административном порядке или путем переговоров.
Земельная многоцелевая регистрационная система, используемая с 1974 г. в округе Форсис (шт. Северная Каролина), базируется на современной технологии, широко использующей компью терную технику, современные достижения геодезии и фотограмметрии, автоматизированное картографирование. В эту регистрационную систему данные о правах на земельную собственность заносятся в специальные указатели, сгруппированные как по парцеллам, так и по владельцам земельной собственности, при этом каждой парцелле дается кадастровый номер, указывающий ее месторасположение. Для каждой парцеллы введено около 485 характеристик, которые переведены на цифровые файлы. В настоящее время создается земельная многоцелевая регистрационная система на уровне всего шт. Северная Каролина (в 1986 г. в ней принимало участие 65 из 100 округов штата).
Комплексная ресурсная и кадастровая учетная система шт. Аляска, разработанная Министерством природных ресурсов штата, включает шесть взаимосвязанных программ. Первая программа — это высокоширотная программа НАСА, благодаря которой к настоящему времени 95 % территории штата покрыто цветной инфракрасной унифицированной ресурсной фотографической съемкой в масштабе 1 : 63360 и черно-белой ресурсной фотографической съемкой в масштабе 1 : а полученные фотоснимки систематизированы автоматической цифровой системой землеустроительного бюро. Цель второй программы — орто-фотографическое картографирование для оценки существующего геодезического контроля. Третья программа посвящена установлению прибрежных морских границ. Четвертая программа введена для кадастрового картографирования, основной целью которого является установление и маркирование границ земельных участков. Для этих целей в штате создана автоматическая система регистрации земель, включая оснащенную компьютером чертежную машину, в которую будет поступать информация из ортофотогра-фических программ. Все поступившие в систему данные будут храниться в компьютерной памяти файлов. Цель пятой программы географической информационной системы — формирование программы ресурсного картографирования, необходимой для осуществления эффективного регионального планирования (сбор всей имеющейся информации о ресурсах штата, ее систематизации и создание комплексных систем). Инвентаризационное картографирование ресурсов штата осуществляется в масштабе 1 : выборочных районов — в масштабе 1 : 63360, 1 : 31680 и крупнее. Шестая программа предусматривает создание земельного информационного центра, обеспечивающего данные для принятия решений по использованию земель и освоению территорий.
Основные цели земельной регистрационной системы шт. Массачусетс — улучшение процедуры передачи земель благодаря наличию точных данных о правах на земельную собственность, формирование базы данных для реальной оценки земельной собственности с целью упорядочения налогообложения, обеспечение быстрого доступа к основным данным о земельных участках, необходимым для проведе ния землеустроительных работ на государственных и частных землях, обеспечение необходимой информационной базы для освоения земель и городского и регионального планирования.
Цель кадастровой многоцелевой информационной системы прибрежной зоны шт. Висконсин — формирование базы земельных данных для проведения эффективного контроля за использованием земель; шт. Калифорния — формирование баз данных для создания жизнеобеспечения и устойчивости землепользования и инфраструктуры в экстремальных условиях (при землетрясениях).
В Канаде существует множество информационных систем, имеющих непосредственное отношение к земельным ресурсам, но среди действующих или планируемых почти нет комплексных. В то же время для проведения систематических работ по инвентаризации земель разработана наиболее комплексная из существующих в мире информационная географическая система, оснащенная ЭВМ и предназначенная для чтения, хранения, анализа и сравнения самых различных карт ресурсов и использования земель, социальной и экономической информации, перевода данных с инвентаризационных карт непосредственно в базы данных, отбора и подсчета площади ареалов земель, пригодных для определенного вида землепользования, а также для составления на основе исходных инвентаризационных карт целевых карт. Благодаря такой технике сравнительный анализ, например, 6 тыс. листов карт, потребовавший бы при старых методах не менее 1650 человеко-лет работы, может быть выполнен в течении нескольких суток. Таким образом, компьютерные программы инвентаризации земель обеспечивают не только накопление и хранение различных данных, но исключительные возможности для пространственного и количественного анализа.
В 1981 г. была начата разработка земельной информационной системы POLARIS в провинции Онтарио, рассчитанной на 1. 5 лет, в связи с чем были приняты новые законодательные акты с целью улучшения системы регистрации земель, создания цифрового файла данных границ землевладений и их картографирования. В свою очередь Министерством природных ресурсов провинции Онтарио было разработано более 45 земельных индексов и составлен с помощью ЭВМ перечень земельных индексов более половины общинных земель провинции.
Министерством земель, парков и жилищного строительства провинции Британская Колумбия создана автоматизированная информационная система общинных земель провинции для фиксирования права собственности на землю. В этой провинции около 60 подразделений отвечают за сбор информации о земельных ресурсах.
В 1987 г. в провинции Альберта принята координационная программа по информационным системам, имеющим отношение к земельным ресурсам, в результате чего было выявлено и зарегистрировано более 150 таких систем.
В провинции Саскачеван проводят цифровое кадастровое кар тографирование основных городских земель, которое затем будет распространено на сельские земли.
В провинции Квебек с 1985 г. проводят реформу земельного кадастра с целью обновления геодезической основы составления базовых карт и кадастровых карт на цифровой основе в масштабах 1 : 20000 и 1 : 10000, а также создания автоматизированного учета земель для многоцелевого пользования.
В Японии кадастровые работы ведут в соответствии с Законом о Национальной земельной съемке и субсидирует их Национальное земельное агентство. Исполнителями работ выступают местные органы власти, геодезическое обоснование создает Институт географической съемки (GIS).
Контракты на выполнение полевых работ заключают с частными геодезическими компаниями. Проверяют результаты съемки и карты местные органы власти.
Кадастровые карты изготавливают в различных масштабах, например, для городской территории — 1 : 250 или 1 : 500, фермерских территорий — 1: 500 или 1 : 1000, для лесных и пастбищных угодий — 1 : 2500 или 1 : 5000. Каждому масштабу соответствует определенный класс точности.
Помимо кадастровых карт ведут кадастровую книгу, в которой детально описывают земельные участки (наименование, месторасположение отдельных участков, данные классификации земель и т. д.). Кадастровые карты хранят в префектурах и земельных регистрационных комиссиях. Местные власти отвечают также за составление сводных карт масштабов 1 : 2500. 1 : 5000, карт классификации землепользования и карт форм землевладений. На основе этих карт составляют серии: национальная базовая карта, лесная базовая карта, городская карта планировки, которые используют для различных правительственных работ.
Национальное земельное Агентство и местные органы власти изготовляют карты классификации земель, которые состоят из трех основных тематических групп: классификации ландшафта, геологии земной поверхности и почвенных карт.
Становление правовых систем Англии, Франции, Германии, Швеции, США и других стран происходило несколько веков, в течении которых формировались, отрабатывались и отторгались жизнью многочисленные правовые механизмы регулирования земельных отношений в ходе их естественной эволюции при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.
В результате в зарубежных странах в течении длительного времени накапливался опыт правового регулирования ведения земельного кадастра. Его анализ позволяет сделать вывод о существенных различиях в понятиях земельного кадастра, его организационной структуре, содержании и способах ведения. Это обусловлено двумя причинами: первая — исторические, геополитические и экономические особенности управления земельными
ресурсами этих государств; вторая — особенности их национальных правовых систем.
В одних странах земельный кадастр служит только фискальным целям и включает такие характеристики недвижимости, которые могут влиять на размеры налогообложения. Поэтому его называют фискальной налоговой кадастровой системой.
В других странах основным назначением земельного кадастра является защита прав на землю через различные системы регистрации (регистрация прав собственности либо регистрации документов о передаче прав, называемая иначе «регистрацией сделок»), где фиксируют информацию о правах на недвижимость, о передаче прав, об ограничениях, обременениях и владельцах недвижимости. Это называют юридической (правовой) кадастровой системой.
Соотношения между этими кадастровыми системами в различных странах со временем меняются. Они либо разделяются, либо, наоборот, пересекаются, либо объединяются в единую систему многоцелевого кадастра.
Источник