Зарубежный и отечественный опыт аудита персонала предприятия
Аудит персонала уже на протяжении нескольких десятилетий является неотъемлемой частью оценки эффективности деятельности иностранных компаний. Прогрессивные технологии в области управления персоналом в зарубежных компаниях, применение новых современных технологий учета персонала и автоматизации производства, потребовали осуществление объективной оценки системы управления персоналом, его соответствия необходимым требованиям и условий работы сотрудника компании на конкретном рабочем месте.
Американские компании относятся к подбору и отбору новых сотрудников очень тщательно и затрачивают на это существенные суммы. Естественно, в перспективе данный работник должен положительно проявить себя и оправдать выполнение доверенных ему функций. Для этого в американских корпорациях проводятся различные виды кадрового аудита. Как правило, крупные корпорации имеют собственные отделы аудита персонала, в то время как небольшие компании пользуются услугами специализированных агентств. Методика проведения аудита персонала в американских компаниях основана на рейтинговой оценке персонала в целях формирования кадрового резерва. Кроме того при аудите персонала в компаниях США используются методы психологического тестирования. В отличии, от российской практики кадрового аудита, американские компании заинтересованы не в выявлении проблемы управления персоналом, как первостепенной задачи кадрового аудита, а в реализации программ по совершенствованию системы управления кадрами.
Интересен тот факт, что такие страны как, например, Канада, Великобритания, Ирландия, США не разделяют отдельно управленческий и бухгалтерский аудит персонала, а применяют международные стандарты аудита при проведении аудиторских процедур. Это объясняется тем, что применение международных стандартов аудита, является обязательным требованиям для всех видов аудита. Преимуществом чего, является высокий уровень взаимосвязи системы управления и учета персонала. В российской практике применение международных стандартов аудита также практикуется, особенно последние нескольких лет, в тоже время уровень применения этих стандартов нельзя сравнивать с зарубежными аудиторскими компаниями. Необходимо отметить, что в некоторых европейских странах аудит персонала вышел из управленческого аудита в самостоятельное направление сначала в виде консалтинговой услуги, а затем в обязательную диагностическую процедуру, которая подчиняется всем стандартам аудита, а то есть методологии, юридическому сопровождению, обеспечение кадрами.
В европейских странах аудит в трудовой сфере называется «социальным аудитом». По мнению Р. Ватье – президента международного Института социального аудита и родоначальника социального аудита во Франции, данное понятие — это «инструмент наблюдения, управления и руководства, который по аналогии с бухгалтерской или финансовой ревизией позволяет оценить способность предприятия управлять возникающими или социальными проблемами, вызванными профессиональной деятельностью».
Переходя непосредственно к опыту проведения кадрового аудита в зарубежных компаниях, следует выделить особенности применения IT технологий в этой сфере. Так в компании BMW была разработана такая платформа, как BMW Start. BMW Start стало первым digital-решением, включенным в процесс обучения сотрудников. Одной из функций данной программы является контроль за процессом обучения каждого сотрудника. Так например, в ходе обучения в головном офисе компании могут отследить кто и в какой мере проходит обучение, кто пропускает разные курсы, а кто показывает высокие результаты. Тем самым, данную платформу можно считать одним из способов аудита персонала. Мобильное приложение BMW Start позволило создать систему точечного донесения нужных знаний до определенных сотрудников или их групп и оперативно делиться информацией, касающейся выхода новых моделей, стратегических приоритетов BMW Group, новостей дилерской сети. В дальнейшем планируется расширить контент приложения и добавить туда новые разделы.
В компании ИКЕА разработаны системы должной добросовестности (СДД), на основании которых проводится выездной аудит, в том числе аудит персонала. В ходе которого исследуются:
— при выездном аудите выборочная проверка наличия и соблюдения трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями в установленном порядке.
— при выездном аудите проверка содержания трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями, на соответствие требованиям ст. 57 ТК РФ и срока, на который они заключены, с учетом требований ст. 58 и 59 ТК РФ.
— при выездном аудите проверка наличия книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также внесение записей в трудовые книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ.
— проведение интервью с работниками организации при проведении выездных проверок на предмет отсутствия жалоб со стороны работников на несоблюдение работодателем положений трудового договора.
По большей части, система аудита персонала в зарубежных компаниях, является исключительно внутренней информацией, поэтому, действующие схемы и методы проведения кадрового аудита, довольно сложно найти даже на официальных сайтах зарубежных компаний. В российских организациях наблюдается аналогичная ситуация. Не все компании, а вернее только их маленькая часть, раскрывают особенности проведения аудита персонала.
Рассматривая российскую практику аудита персонала на предприятиях, необходимо рассмотреть этот процесс и его особенности как на не больших, так и на крупных компаниях.
Одним из механизмов мониторинга соблюдения трудовых прав в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» являются кадровые аудиты, в рамках которых проводится проверка процессов, связанных с оформлением трудовых отношений, организацией оплаты и стимулирования труда работников, обеспечением защиты персональных данных работников при их обработке с использованием и без использования средств автоматизации. В ходе аудитов проверяются также порядок оформления дисциплинарных взысканий, которые могут быть связаны с соблюдением работниками Кодекса деловой этики (например, запрашивается информация о работе родственников в прямом подчинении). Мониторинг проводится в отношении соответствия бизнес-процессов и деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» трудовому законодательству РФ, нормативным документам Компании и иным требованиям, установленным правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В 2019 году такие проверки были проведены в ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», ООО «ЛУКОЙЛ-Транс» и нефтешахтном производственном предприятии «Яреганефть». По результатам проведенных аудитов разрабатываются рекомендации по совершенствованию процессов управления персоналом в организациях Группы «ЛУКОЙЛ». В рамках аудитов проводится также анализ действующих систем управления.
Компания ПАО «КАМАЗ» ведет планомерную работу по повышению престижа рабочих и инженерных профессий. ПАО «КАМАЗ» ценит энергичных и заинтересованных в профессиональном росте сотрудников рабочих специальностей и ставящих перед собой достижимые цели инженеров. В компании имеется отдел внутреннего аудита, который в том числе проводит кадровый аудит. Основными методами проведения кадрового аудита на предприятии, являются: анализ кадровых документов, интервью и анкетирование. о результатам проведенного аудита формируются мероприятий по улучшению работы персонала.
В ПАО «Аэрофлот» функционирует система контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, включающая Ревизионную комиссию, Комитет по аудиту Совета директоров, органы управления, менеджмент Компании, а также департамент внутреннего аудита. Именно последний, разрабатывает аудиторские процедуры, выполненные в отношении ключевых вопросов аудита кадров.
Для проведения аудита персонала в ООО «Фанам Синема» издается приказ, где приводится порядок проведения проверки кадровой документации. Также разрабатывается подробный план проведения аудита персонала, что значительно облегчает этот трудоемкий процесс. Аудит кадровой документации в ООО «Фанам-Синема» необходим для ознакомления с состоянием документационного оформления трудовых отношений также для оценки соблюдения трудового кодекса РФ и определения фронта работы по устранению недочетов. В процессе аудиторской проверки определяются и вносятся поправки в Правила внутреннего трудового распорядка, т.к. этот документ является основополагающим и регламентирующим трудовые отношения и процессы взаимодействия отделов предприятия.
Подводя итоги, необходимо отметить, что процедура проведения аудита персонала, как на российских, так и в зарубежных компаниях, в большинстве случаев, является системой внутреннего аудита, лишь некоторые, преимущественно небольшие и средние по размерам компании, при проведении аудита персонала, пользуются услугами сторонних организаций, что связанно с нецелесообразностью иметь в структуре таких предприятий отдельного специалиста по управленческому аудиту.
Таким образом, по результатам проведенных исследований, можно сделать следующие, основные выводы:
— в современных условиях кадровый аудит является значимой процедурой для предприятия, которая проводится с целью определения эффективности системы управления персоналом;
— в общем виде под аудитом персонала, следует понимать периодически проводимый анализ состояния трудовых ресурсов предприятия, а также эффективность управления ими;
— грамотно проведенный аудит персонала помогает руководству принимать обоснованные решения и формировать сбалансированную кадровую стратегию, а также стратегию развития предприятия;
— аудит персонала — это процедура, которую, как правило, проводят сторонние организации, специализирующиеся на консалтинге, так как здесь очень важен именно взгляд со стороны, оценка независимых экспертов.
— существует следующие методы аудита персонала предприятия: метод прямого наблюдения, метод анализа документов; метод опроса; метод сравнения по парам, рейтинг сравнения и метод сравнительных анкет; метод тестирования;
— в российской и зарубежной практике организации и проведения кадрового аудита компании, как правило, пользуются, либо услугами сторонних специализированных организаций, либо иметь в своем штате сотрудника или даже целый отдел, занимающийся вопросами аудита персонала.
Источник
В рамках международной практики выделяют несколько этапов развития аудита.
1-й этап. Исторически обусловленное возникновение аудита. Существует несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам». Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах в условиях концентрации производства и капитала и создания АО. В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами.
Собственник (инвестор) все реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая их менеджерам. Объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия. Такое мнение и мог высказать аудитор. При этом целью проведения проверок становится не выявление и исправление ошибок и искажений (как было до этого), а оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибыли.
2-й этап. Появление выборочного аудита.
На рубеже XIX-XX вв. в мире наблюдается бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий. Бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита. Американский аудит отделяется и начинает развиваться независимо от внешнего мира.
3-й этап. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с данным в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, котораая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, обязательно должны были быть заверены бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой.
4-й этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля.
В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.
В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.
С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь консалтинговой деятельности.
Формируются два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства):
– в США и Великобритании относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соотвествующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;
– в странах Западной Европы аудит жестко регламентируется правительством.
5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита.
В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (далее – МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (сравните: в России уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган – Министерство финансов).
К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира.
Стоит отметить, что основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с учетом общественных интересов. МФБ действует посредством своих комитетов.
Международный комитет по аудиторской практике (далее МКАП) будет постоянно действующим комитетом Совета МФБ. МКАП был основан в 1977 г. для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире.
Эта задача им реализуется путем выпуска Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние не относится к нормативным документам, в них содержатся разъяснения положений, отраженных в самих стандартах, а также необходимые комментарии. Головной офис МКАП находится в Нью-Йорке.
Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (в форме национальных нормативов или положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).
К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югословию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.
Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.
В начале 2001 г. руководство МФБ провело ревизию (критическое исследование) организационных вопросов деятельности МКАП. Международная рабочая группа, состоящая из представителей, имеющих опыт внедрения стандартов как на национальном, так и на международном уровнях, подготовила отчет с предложениями, которые могут привести к существенному изменению деятельности Комитета. Так, по мнению исследователей, в обозримом будущем крайне важно развитие Комитета в следующих направлениях:
– четкое формулирование цели деятельности Комитета, которая должна заключаться в развитии и повышении качества МСА в целях удовлетворения интересов Общества;
– получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
– изменение организационной структуры самого Комитета;
– максимально возможное повышение степени прозрачности и открытости деятельности Комитета;
– внедрение практики составления годовых отчетов о деятельности Комитета, систем стратегического планирования и бюджетирования и вынесение их на открытое обсуждение;
– проверка и устранение любых неточностей и двусмысленностей в аудиторских стандартах;
– повышение объемов финансирования.
Необходимость уточнения цели деятельности Комитета обоснована, в первую очередь, глобализацией рынков капиталов и ценных бумаг. Поскольку данные сферы бизнеса относятся к высокорисковым, то резко возрастает необходимость единого подхода к организации бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и проведения аудита такой отчетности.
Без единых аудиторских стандартов организовать эффективную работу международных рынков инвестиций невозможно. Поэтому задачи МКАП состоят, с одной стороны, во внедрении аудиторских стандартов во всем мире, с другой стороны, в постоянном их совершенствовании «в целях удовлетворения интересов Общества». В связи с данным необходимым условием и главной стратегической задачей будет также получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (для Международных стандартов финансовой отчетности – МСФО – такое одобрение уже получено).
В марте 2002 г. в Куала-Лумпуре состоялся 73-й и заключительный съезд МКАП: в том же году Комитет был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board). Сегодня Совет насчитывает 18 членов из 15 стран.
В середине 2002 г. был одобрен новый МСА № 545 «Аудит измерения и раскрытия в финансовой отчетности справедливой стоимости». Понятие справедливой стоимости схоже с понятием рыночной стоимости активов и обязательств. Данный стандарт особенно актуален для рынка финансовых инвестиций (ценных бумаг), поскольку для последних справедливую стоимость определить чрезвычайно сложно. В стандарте можно увидеть характеристику как самих активов и обязательств, способов определения их справедливой стоимости, отражения соответствующей информации в финансовой отчетности, так и решения проблемных вопросов аудита в этой области.
Реакцией на события, происшедшие на рубеже XX XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита.
В частности, существенно пересмотрены положения МСА № 500 «Аудиторское доказательство» («Audit Evidence»). В дополнение к «традиционным» видам аудиторских доказательств (тесты контроля и процедуры проверки по существу) появились еще и процедуры, направленные на оценку рисков (Risk assessment procedures).
Предполагается, что с их помощью аудитор должен в определенной степени достичь понимания деятельности аудируемого лица, а также среду, в которой оно функционирует, систему внутреннего контроля с тем, чтобы оценить уровень риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности.
В новой редакции МСА № 500 также значительно расширен перечень утверждений, на базе которых подготовлена финансовая отчетность (Financial statement assertions). Так, вместо привычных и уже понятных российскому читателю семи постулатов подготовки финансовой отчетности (существование; права и обязательства; возникновение; полнота; стоимостная оценка; измерение; представление и раскрытие) появились самостоятельные и относительно обособленные группы допущений: а) относительно классов хозяйственных операций и событий в проверяемом периоде; б) по формированию статей баланса на конец проверяемого периода; в) по представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности.
В новой редакции стандарта № 240 предусмотрена большая ответственность аудитора по выявлению искажений в ходе аудита финансовой отчетности.
Зарубежным и российским исследователям еще предстоит работа по изучению, анализу, комментированию и практическому внедрению положений новых аудиторских стандартов.
Рассматривая историю возникновения аудита в России, крайне важно отметить, что в царской России указанный институт финансово-экономического контроля не был широко развит, хотя само слово «аудит» в России появилось еще во времена Петра I и означало – «слушающий». Институт проверяющих был первоначально введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. В России их называли присяжными бухгалтерами, но признания и широкого распространения они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. При этом между аудитором и ревизором, как мы уже выяснили, есть разница.
В советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, поскольку в условиях командно-административной системы управления необходим был контроль, направленный на поиск упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, выявление и наказание виновных.
Аудит, в его собственном смысле, был не нужен. При всем этом крайне важно отметить заслуги советских исследователей теории и практики проведения ревизий, поскольку именно они разработали в значительной степени методическую основу и инструментарий контрольных мероприятий, которые могут быть использованы по настоящее время в ходе аудиторских проверок.
Изменения в нашей стране произошли только в 1990-х гг. в связи с упразднением министерств, ведомств, государственного управления во многих областях. Вместе с ведомствами упразднили и ведомственный контроль, соотвествующие им контрольно-ревизионные органы. Объективно проявилась необходимость организации альтернативного контроля, поскольку в рыночной экономике влияние государства ограничено. Стихийно стали появляться первые аудиторские фирмы, в первую очередь, специализирующиеся на аудите отчетности совместных предприятий (для иностранных инвесторов), налоговом аудите. В этот период вообще не было никаких законодательных и нормативных документов по аудиту, стандартов аудиторской деятельности.
В ситуации 100%-ного отсутствия нормативного регулирования вышли Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (от 22 декабря 1993 г. № 2263) и утвержденные им «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые впервые определили нормативную базу осуществления в России аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.
В 2001 г. вышел Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Это первый законодательно оформленный документ, определяющий проведение аудита в России, учитывающий отечественную практику деятельности аудиторских фирм в течение первых 15 лет. Необходимо отметить, что закон разработан на базе международных положений.
Существующие на сегодняшний день отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности одобрены Комиссией по аудиторской деятельности, которая была организована и действовала при Президенте РФ. Сегодня Комиссия упразднена.
До разработки и утверждения правительством новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 6 февраля 2002 г. № 80 на территории России будут применяться одобренные Комиссией по аудиторской деятельности стандарты (в настоящее время насчитывается около 40). Существующие российские стандарты аудиторской деятельности в тоже время были разработаны на базе международных и поэтому очень близки к ним по содержанию.
По нашему мнению, российские стандарты аудита в будущем должны разрабатываться исключительно в соответствии с МСА, а существующие в необходимых случаях – пройти стадию доработки с целью их приведения в соответствие международным требованиям, поскольку применение специфических стандартов может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров и инвесторов.
Источник