История застывшая в фотографии
Фотоснимок – это память, источник информации, хранящий и передающий образы, действия, традиции, моральное состояние людей, красоту природы и творений человеческих рук. Простое фото в жизни людей, в истории, в искусстве играет очень важную роль. Жизнь, запечатленная в фотоработах полна очарования, проникнута смыслом и тайной, которые требуют постижения. Сегодня эта тема наиболее актуальна, поскольку в этом году фотография отмечает свой 170-летний юбилей.
Рождением фотографии считается 1839 г., когда два французских изобретателя Н. Ньепс и Л. Дагер подарили миру первый фотоаппарат. С тех пор фотографический процесс (в прошлом — дагеротипия) постоянно совершенствуется. За 170 лет много раз менялась техника, появился цвет, новые возможности, а также настоящие мастера этого искусства.
Значительный вклад в развитие искусства фотографии внесли русские фотохудожники Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. Их творчество – национальное достояние русского народа.
Говоря о фотографии, нельзя не упомянуть еще одну, известную каждому арзамасцу, фамилию Сажиных. Семья фотохудожников, четыре поколения занимавшаяся этим делом, также стояла у истоков зарождения искусства светописи в России. Николай Николаевич Сажин – основатель первого фотоателье в Арзамасе был крепостным у графини Уваровой. Правнук его – Вадим Игоревич, пишет: «Однажды графиня проявила добрую волю и отпустила прадеда в Париж учиться на фотографа. По возвращению она даровала ему вольную. После чего путь его лежал в Арзамас.
Открытие собственного фотодела было давней мечтой Николая Николаевича Сажина. Купили небольшой дом на самой окраине ( на улице Новой), где и открыли в 1870 г. первую фотографию «Николая Сажина», оборудовав ее по последнему слову парижской технологии. У себя в павильоне фотостудии он создал целую серию декораций, которые превращали павильон в сцену, а клиентов – в актеров». Фотографии Сажина были для арзамасцев праздником. На них простые крестьяне казались городскими мещанами, мещане – дворянами, а дворяне – завсегдатаями петербургских салонов. Это был краткий миг их придуманной жизни, которая бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение.
Фотодокументы занимают значительное место в составе музейных фондов России. Они обладают более широкими информативными свойствами, чем вещевые источники, так как созданы специально для передачи информации, поэтому в большей степени способны отразить политические, социальные и экономические явления и события. Все они различны по своему происхождению, содержанию и назначению, но отражают важнейшие исторические факты и события, являясь памятниками определенной эпохи.
При определении значения и достоверности событий, явлений, фактов в фотодокументах важно по возможности выявить автора фотографии, его идейно-эстетические позиции, так как фотопроцесс состоит из того, что в кадре и за кадром. Человек и его дело, общественные институты, быт и нравы, интерьер и ландшафт – по одну сторону, и художник с камерой, его видением, включая выбор натуры, темпераментом, культурным багажом и жизненным опытом, его талантом — по другую, о которой мы доподлинно не знаем, но можем предположить. Оказывается, что в фотоискусстве важны обе стороны, и хотя мы видим реально только одну, вторая не менее значима.
Важную роль играет наличие клейм, штампов, почтовых штемпелей на фотографии, текст которых можно расшифровать, а также надписи, особенно сделанные самим автором, помогающие раскрыть характер и историческую ценность личности, события или явления.
Определяя значимость фотографий, отражающих важнейшие исторические события края и его видных деятелей, музейные сотрудники особое внимание уделяют тем из них, которые уже не могут быть воспроизведены и являются уникальным документальным материалом.
В фондах Историко-художественном музее г. Арзамаса насчитывается около 5 тысяч фотографий. Сотрудники музея, учитывая огромную значимость фотоснимков, как исторических источников, активно используют их в своей работе: в экспозиционной, выставочной, научной деятельности.
Особо отметим выставки «Семейный альбом. Век XX» и «Жизнь колхозная», проходившие в музее в 2008 – 2009 г.г.
С октября по декабрь 2008 г. в музее прошла выставка «Семейный альбом. Век XX», которая проводилась в рамках года семьи в России. Она имела огромное значение для жителей нашего города, так как отражала и историю развития фотоискусства, и историю города и страны в целом, а также духовные ценности эпохи XX века.
Сотрудники музея поставили цель – через фотографии отразить традиции, быт, устав провинциальной городской семьи и последующие изменения в сфере семейных отношений, социальных и духовных устоев; пробудить интерес к теме семейных отношений; показать преимущество семьи, как лучшей из форм человеческого общения.
На выставке было представлено около 80 фотографий и несколько семейных альбомов из фондов музея и личных коллекций горожан. Обладая огромным духовным и материальным потенциалом по изучению семейных отношений, традиций они рассказали о жителях нашего города прошлого столетия.
В основном на выставке были представлены фотопортреты (парные и групповые), которые являются важнейшим и наиболее распространенным видом фотоисточников. В центре внимания посетителей – человек – его поза, жест, лицо, мимика, одежда, прическа. Фотографии позволили проследить, как менялись нравы и мода в течение всего XX века, как люди одевались и вели себя. Портреты начала XX века отличает некоторая театрализация и костюмированность выдают позирование. Вот они: генералы и священнослужители, купцы и чиновники, невесты и актрисы, общественные деятели. Почему так интересуют нас эти свидетельства былой жизни? Фотопортреты дают документально точное представление о тех лицах, жизнедеятельность которых интересует музей. Вглядываясь в их лица и позы, в складки их одежды, где лоснящийся шелк оттенен матовым бархатом, мы чувствуем, что перед нами не просто русские купцы и мещане, а исторические персонажи, сошедшие с полотен художников.
В начале XX в. российская семья представляла собой традиционный тип организации, объединенный кровным родством и общим бытом и носила патриархальный характер. Постепенно идет распад патриархального устоя. К концу 50-х годов XX в. семья стала более демократичной. В последние годы появляются новые тенденции в семейных отношениях: увеличения числа браков с иностранцами, появление многодетных, патронатных семей т. д. Все это отражают фотографии.
Выставка «Семейный альбом. Век XX» позволила проследить и историю развития фотоискусства. Техника съемки с начала XX в. сделала гигантский рывок, усложнилась и упростилась одновременно. Фотографы научились передавать движение, появился цвет, фотографии стали более естественными.
С января по май 2009 г. в Историко-художественном музее проходила выставка «Жизнь колхозная», приуроченная к 80-летию создания Горьковского края, Арзамасского района и началу коллективизации сельского хозяйства, оставившей глубокий след в советской истории. Целью ее было объективно, беспристрастно показать период колхозного строительства на селе. Отразить образ советской деревни 30-х г.г. XX в., произошедшие в ней изменения, судьбы людей, их идеологию.
В основу создания выставки «Жизнь колхозная» легли около 70 подлинных фотографий периода колхозного строительства из альбома Сергея Степановича Садова – краеведа, сельского партийного работника, которые впервые представлялись для показа. На фотографиях отражены жители сел Вторусское, Замятино, Чернуха, Ломовка, Семеново, Саблуково, Пологовка, Мотовилово и других. Они достаточно полно отражают колхозную жизнь в 30-е годы прошлого столетия. Особую ценность представляют подписи к фотографиям. Парные и групповые портреты, видовые и большое количество сюжетных фотографий были представлены посетителям. Конечно, как источники документального характера в отражении действительности наиболее значимы сюжетные, событийные фотографии. Сюжетные мотивы снимков Сергея Степановича Садова просты – неповторимый сельский пейзаж, милые подробности крестьянского быта – обычны, но в то же время уникальны, поскольку являются практически единственным изобразительным памятником той эпохи. Они несут зрительную информацию о политических, экономических, социальных событиях своего времени. Такие фотографии как «Рытье картофеля», «Пчеловоды после откачки медосбора», «Конь производитель», «Уборка сена» отражают отрасли сельского хозяйства Арзамасского района. «Стахановцы на укладке сена», «Бригада на сенокосе», «Гусеничный трактор выезжает на жнивье» — орудия труда колхозников, а «Детские ясли», «Беседа председателя колхоза по окончании рытья картофеля», «Читка газет во время отдыха» — просветительскую деятельность колхозов, были представлены также репрессированные жители. Фотографии, как ценнейший источник, сохранили и рассказывают нам сегодня о жизни арзамасских и советских деревень. В них прошлый век является нам во всей очевидности. Выставку дополняли документы указанного периода, предоставленные Госархивом Нижегородской области, книги, брошюры, предметы сельского быта того времени, отражающие историческую, политическую, идеологическую и культурную жизнь советского государства.
Фототворчество имеет большую историческую и художественную ценность. Ученые-историки, исследователи архитектуры, жизни и творчества великих людей постоянно обращаются к фотографиям как объективным, архиточным и информационно насыщенным историческим источникам.
Снимки – это волнующие документы прошлого, доказательство связи времен . Они рождают острое, щемящее чувство сопричастности иной эпохе. Теперь, когда мы учимся ценить эту связь времен, творчество фотографа возрастает в своем значении материализованной исторической памяти фоторассказа о Родине.
Благодаря фотографиям, жизнь в наши дни обретает особое звучание и ценность как объективное, не затронутое страстями времени свидетельство. Сквозь призму исторического опыта, сквозь магический кристал времени в них проглядывает глубокий человеческий смысл. Даже многое из того, что кажется сейчас наивным и архаичным, излучает обаятельное простодушие и подкупает чистосердечностью.
Щеглетова А.Е. научный сотрудник историко-художественного музея г. Арзамаса
Источник
Как фотография сохраняет историю
С тех пор, как появился жанр репортажной съёмки, фотография выполняет важнейшую историческую функцию — сохранять события жизни каждого человека, запечатлевать для вечности самые важные моменты и помогать следующим поколениям представить жизнь их отцов и дедов. Спустя столько лет фотографии остаются живыми и глубоко трогают наши чувства.
Репортаж — особенный жанр, который требует от фотографа сильной эмоциональной вовлеченности, умения видеть мир и ловить моменты. Сегодня преподаватель онлайн-фотошколы Fotoshkola.net — Кирилл Брага расскажет историю создания одной репортажной серии.
«Фотографировать людей всегда очень интересно! Даже несмотря на то, что это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Людям интересны люди! И поэтому, снимая репортажный портрет, нужно уделять максимум внимания деятельности людей, снимать их жизнь и занятия, рассказывая о них, то бишь о нас, фотоистории.
Герой моей небольшой фотоистории Вячеслав Васильевич с несколькими помощниками своими руками построили яхту и исполнил свою давнюю мечту — прошёл на ней по Средиземному морю по пути Апостола Павла. Он бороздил на своей яхте просторы Чёрного, Эгейского, Средиземного, Ионического и Адриатического морей. Человек, для которого море и вера в Бога — вся его жизнь. Очень позитивный, жизнерадостный, с богатейшим жизненным опытом. А как капитан управляет своей яхтой — сплошное заглядение! Он — часть её, а она — часть его. Кажется, будто судно подвластно одной только его мысли, вере и страсти к своему делу.
Послушав его историю, рассказ о путешествиях и разных удивительных случаях в море, я постарался раскрыть его характер, с помощью фотографии показать этого человека в его родной стезе: на яхте посреди волн. Сложно дать какую-то конкретную инструкцию, как снимать такого человека. Тут самое главное — впечатлиться его историей, впитать её как губка и просто снимать. Проникнуться, одним словом. Снимать, как чувствуешь, но не как думаешь. Ловить его эмоции, показывать человека таким, какой он есть, не ставить его, общаться с ним, располагать к себе и позволить ему вести себя так, как он привык. Снимаемый человек должен быть максимально естественным, не стеснённым действиями фотографа.
Чтобы получить вдохновенные картинки, есть два «ключика». Первый — вы ни в коем случае не должны ставить себя выше того, кого снимаете. Пусть это звучит немного напыщенно, но это именно так. А второй — вы должны стать снимаемому персонажу другом, даже на то недолгое время, которое проводите с ним рядом. Даже если это один час, день, неделя.
На съёмке я использовал объективы 17-40 f4 и 50мм f1.4 и камеру с матрицей размером 35мм. Широкий угол был необходим, чтобы показать как можно больше мачт и парусов и создать для портрета сюжетное окружение, которое поможет больше рассказать о герое. Оснастка корабля здесь — символьный элемент, и в сочетании с голубым небом и солнышком смотрится очень эффектно. А 50мм — для того, чтобы делать средние и средне-крупные планы с фокусом на эмоциях или движении человека. Таким образом, удалось получить цельную фотоисторию, которая рассказала о характере интересного и необычного человека».
Источник
Старинная фотография как история прошлого
Исследовательская краеведческая работа учащейся учебной группы «Активисты школьного музея» Александры Костиной представляет историю семьи на старинных фотографиях семейного фотоархива. Работа заняла 1 место на областном этапе Всероссийского конкурса иследовательских краеведческих работ «Отечество» в 2001 году, стала участником финала Всероссийского конкурса «Отечество», заняла 2 место в III Областном конкурсе исследовательских краеведческих работ в г. Черноголовка, получила диплом 1 степени на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnaya_fotografiya_kak_istoriya_proshlogo_-_kopiya_-_kopiya.doc | 753 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Старинная фотография как история прошлого
Автор: Костина Александра Дмитриевна, 8 класс МБОУ СОШ №1 г. Ногинск Московская область
Научный руководитель: Григорьева Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮТ «Городская станция юных туристов»
г. Ногинск, Московская область
Фотография – это одно из величайших изобретений человечества, благодаря которому сохраняется память о людях и событиях. Особый интерес представляют старинные семейные фотографии. Эти фотографии отличаются от современных по своему виду. Обязательно черно-белые, часто наклеенные на твердую основу – паспарту. На некоторых из них можно прочитать на обратной стороне фамилию фотографа. Или увидеть какие-нибудь надписи, пометки, штампы. Но главное на таких фотографиях — это люди. Глядя на них, хочется спросить, как они прожили свою жизнь, что видели, о чем мечтали. Но фотографии – это немые свидетели прошлого. Только по сохранившимся в семье сведениям можно узнать какие-то подробности. Каждый факт прошлого помогает представить жизнь наших предков, сравнить ее с сегодняшней жизнью. Несколько старинных фотографий хранится и в нашей семье. Для меня они стали источником познания не только семейной истории, но и истории родного города. У нас в семье помнят о моих прапрабабушках и прапрадедушках, и даже есть их фотографии. Мама и бабушка помогли мне составить родословное дерево (см. приложение №1,1) и рассказали некоторые факты из жизни предков. На занятиях в школьном музее «Связь поколений» мы изучаем свою родословную. К сожалению, не все учащиеся нашей учебной группы знают историю своей семьи, могут рассказать о жизни предков и представить их на фотографиях. Это говорит о том, что в наше время существует проблема сохранения истории семьи. К сожалению, в ходе исследования у меня тоже оказалось недостаточно информации о судьбе предков. Работа с разными источниками помогла мне представить по фотографиям некоторые возможные факты их жизни. Исследование показало, что узнавать летопись семьи, изучать семейный архив — интересно и познавательно. Особенно старые фотографии. Ведь они — источник познания не только истории семьи, но и нашей общей истории.
Тема исследования : старинная фотография как источник познания жизни людей и истории. Гипотеза: нескольких поколений моей семьи были жителями подгороднего фабричного села Глухова и города Богородска. Объект исследования : приметы прошлой жизни на фотографиях из семейного архива. Предметы исследования : факты из истории Глухова, города Богородска; связь жизни моих предков с историей фабричного села, родного города; особенности старинной фотографии.
Цель исследования: доказать на примере семейного фотоархива, что старинная фотография может быть источником познания не только истории семьи, но и родного края, фактов и событий прошлого времени. Задачи исследования: установить по родословному дереву семьи свое родство с представителями старшего поколения и выявить родственников по материнской линии, представленных на фотографиях; определить по фотографиям факты из жизни предков, их связь с историей фабричного села Глухова, города Богородска; описать по приметам прошлого времени на старых семейных фотографиях черты жизни родных и их современников; проанализировать особенности старинных фотографий. Методы исследования : изучение семейного архива, составление родословного дерева семьи; беседа с родными и близкими, запись воспоминаний; знакомство с материалами интернета; работа в библиотеке, в архивах городского краеведческого и школьного музеев, чтение историко-краеведческой, научно-популярной, энциклопедической литературы; экспедиции по Глухово, центру города Ногинска; наблюдение, рассуждение, размышление, сопоставление; обработка и анализирование собранных материалов.
Практическое значение работы:
— сохранение памяти о жизни прошлых поколений;
— изучение фактов истории родного города, края, страны по фотографиям из
— пополнение банка данных краеведческого отдела городской станции юных
туристов результатами исследования;
— представление работы перед учащимися школ города и района;
— проведение экскурсий на основе исследованного материала по историческим
местам города, в школьном музее;
— публикация результатов исследования в периодической печати.
Послание из прошлого
На старинной фотографии из семейного архива (см. приложение №1,2) я обнаружила на обратной стороне надпись: «Съ Рождеством Христовымъ на добрую память.1913г.». Это была почтовая открытка — поздравление с праздником на имя Николая Федоровича Тройнова. Он жил по адресу: город Богородск, фабрика Морозова, казарма Юбилейная, 39. Обратного адреса не было. На открытке стояли два почтовых штампа. Один из них принадлежал городу Богородску Московской губернии с указанием даты: 21 декабря 1913 года. На другом можно было различить часть слова «Ярослав…». Дата почти стерлась, была видна только первая цифра 2. В правом верхнем углу была наклеена марка с изображением какого-то человека. Фотография пожелтела от времени, чернила выцвели, нижние уголки были оторваны. Но лицо человека, на ней изображенного, мне понравилось. Оно было добрым, спокойным. Он стоял прямо, слегка откинув голову, на фоне какого-то пейзажа, положив руку на резную деревянную стойку. Я долго разглядывала эту открытку с обеих сторон. Кто этот человек? Как и почему его фотография оказалась у нас в доме? Кто такой Николай Федорович Тройнов? Где находилась казарма Юбилейная в Глухово? И кто, наконец, изображен на почтовой марке? Чтобы ответить на эти вопросы, мне пришлось, прежде всего, обратиться к родным. Оказалось, что Николай Федорович Тройнов — мой двоюродный прапрадедушка, муж сестры моей прапрабабушки по материнской линии. А на фотографии (см. приложение №1,3) изображен его брат. Как видно по адресу, мой прапрадед Н.Ф. Тройнов жил в Глухово. Брат поздравляет его с праздником и присылает вместо письма свою фотографию, как почтовую открытку. Тот факт, что фотография могла быть открыткой и дойти до адресата без конверта, показался мне необычным. В наше время фотографии так не посылают. А раньше это, оказывается, было возможно. И, как видим, доходило. Удалось установить, что на марке изображен российский император Александр III: в верхних уголках видна буква А, под ними цифра III. Александр III (1881-1894) был отцом последнего русского царя Николая II (1894-1918), который в 1913 году правил Россией (20, стр.421-425). Значит, марка была выпущена раньше указанной даты. По штампу можно предположить, что фотография прислана из города Ярославля. Почему отправитель выбрал такую форму поздравления? Вероятно, потому, что фотографироваться в то время было модно. Фотография в конце XIX — начале XX века уже вошла в жизнь и была доступна населению (10). В уездных городах, таких, как Богородск, были свои фотоателье, которые принадлежали частным фотографам. Но почему стоит дата 21 декабря? Ведь мы празднуем Рождество 7 января. До революции 1917 года исчисление велось по старому стилю с расхождением на 14 дней, поэтому Рождество отмечалось 25 декабря. Значит, поздравление отправлено накануне праздника. Из этого следует, что братья, как верующие люди, почитали церковные праздники, относились друг к другу с уважением, вниманием и любовью. К сожалению, семейная летопись не сохранила имени и фактов жизни брата Н.Ф. Тройнова.
Зато точно известно, что Николай Федорович Тройнов был жителем подгороднего фабричного села Глухова. Это значит, что жизнь его семьи была связана и с городом Богородском. Во-первых, об этом свидетельствует адрес на поздравительной открытке. А во-вторых, это подтверждает другая фотография ( см . приложение №1,5) , на которой изображен сам Н.Ф. Тройнов с женой Марией. Она – родная сестра моей прапрабабушки по материнской линии. Значит, брат Н.Ф.Тройнова – мой двоюродный прапрадедушка. Из-за недостатка информации нельзя сказать точно, чем занимались супруги Тройновы, живя в Глухово. Но зная историю фабричного села и сопоставив ее с примерной датой, когда могла быть сделана фотография, можно с уверенностью сказать, что их жизнь была связана с Богородско-Глуховской мануфактурой. Прапрадед, судя по его виду, мог работать мастером или приказчиком у Арсения Ивановича Морозова, а бабушка, возможно, была ткачихой. Глухово в то время было уже развитым фабричным селом. Свое развитие оно получило благодаря ткацкому производству. К 1913 году здесь были построены электростанция, литейно-механический завод, набивная, отделочная и ново-ткацкая фабрики, строились мастерские по их обслуживанию. В 1913 году на фабриках Глухова работало 10 000 рабочих, а к 1914 году уже 13 000. Продукции выпускалось на 22 млн. рублей (13) . Среди многочисленного населения фабричного села были и мои предки Тройновы. В поселке было все необходимое для жизни людей. Он мог существовать независимо от города и в прежние времена по своему благоустройству даже превосходил уездный город Богородск. Несмотря на это, жители Глухова часто бывали по различным делам в Богородске. В том числе, чтобы сфотографироваться.
О чем рассказала фотография
Фабричный поселок Глухово был в трех верстах от Богородска и не входил в черту города. Но фотография Тройновых сделана именно в Богородске. Это подтверждает тот факт, что на ее обратной стороне значится имя известного в городе фотографа В.П.Куприянова (см. приложение №1,4) . Известно, что свое фотоателье он открыл на Соборной площади в 1912 году. Об этом событии писала в №21 газета «Богородская речь» от 20 мая 1912 года (3,стр.60). В заметке «Современная фотография» говорится: «Сим уведомляю проживающих в гор. Богородске и его окрестностях, что мною открыто фотографическое ателье для производства всевозможных снимков. Все ново, все усовершенствовано по последней технике фотографии…». В каком же году могла быть сделана фотография? Возможно, в год открытия ателье. Но на фотографии уже значатся две медали, которые фотограф получил за свое мастерство. Для этого нужно было время. Значит, снимок сделан после открытия ателье, то есть после 1912 года. И наконец, на паспарту золотым тиснением напечатано: «Современная фотографiя, г. Богородскъ».
По следам старого адреса
При Морозовых население фабричного села увеличивалось с каждым годом. К 1913 году оно насчитывало 13 000 человек. Хозяева Глухова строили жилье для своих рабочих и служащих (16). Ими было построены многоэтажные казармы, каждая из которых имела свое название: Власовская, Детиновская, Англичанская, Брюсовская и др. (см. приложение №2,6). Где стояла казарма Юбилейная? Из истории Глухова известно, что в поселке раньше не было названий улиц. Жилые районы назывались слободами. В Глухово были Красная, Троицкая, Старообрядческая слобода. Красная слобода – это центр поселка. Здесь находились управляющая контора Богородско-Глуховской мануфактуры, торговые лавки, больничный городок, клуб приказчиков. (12). Можно предположить, что Н. Ф. Тройнов был приказчиком в одной из торговых лавок в центре Глухова. Весь его вид (см. приложение №1,6) — белый воротничок, галстук, подкрученные усы — говорит о том, что он был не рабочим, а служащим. Здание Юбилейной казармы не сохранилось, но, по воспоминаниям старожилов, она стояла в центре Глухова, напротив клуба приказчиков. Н.Ф. Тройнов мог служить приказчиком в одной из торговых лавок Морозова, которые находилась рядом с клубом.
Приметы прошлой жизни
Мои предки, как люди верующие, поздравляют друг друга с Рождеством. Известно, что хозяева Глухова были старообрядцами. Но для рабочих господствующей православной веры А.И.Морозов, последний владелец фабрик, построил в начале ХХ в Троицкой слободе церковь Святой Живоначальной Троицы, куда могли ходить мои предки. Может быть, там венчались. До наших дней церковь не сохранилась. На ее месте сейчас стоит магазин. (11) . Интересно, что в адресе на открытке не указано название поселка. Там написано: «…г. Богородскъ, ф . (т.е. фабрика) Морозова…». Почта находилась в Богородске (см. приложение2,5) . Вероятно, в Глухово не было своего почтового отделения, поэтому письма приходили на городскую почту. Как могла почтовая открытка-фотография попасть к нам в дом? В Глухово жила семья моей родной прапрабабушки, сестры Марии Тройновой. Ее имя, в семье не помнят, но известно, что ее мужа звали Родион Фомин. Очевидно, что фотография досталась ей от родной сестры Марии, жены Н.Ф. Тройнова, а со временем дошла до нашей семьи от родных по материнской линии. На старинной фотографии (см. приложение №1,7) прапрабабушка со своими детьми: сыном Иваном (пропал без вести в годы Великой Отечественной войны), старшей дочерью (имя неизвестно) и младшей дочерью Лидой, моей прабабушкой. Лидия Родионовна Фомина родилась в 1912 году. На фотографии ей год или два. Она сидит на руках у матери, широко раскрыв глаза, и держит в руках куклу. Такие игрушки в то время были только у детей из богатых семей. Но можно предположить, что эту куклу ей дал подержать фотограф, чтобы она не боялась фотографироваться и не плакала. Ведь снимки тогда сопровождались громкой вспышкой, а вид фотографического аппарата мог вызвать у ребенка испуг (6,стр.64-66) . Лидия Родионовна прожила долгую жизнь, работала на Глуховском комбинате ткачихой. Ее судьба тоже связана с Глухово, с Богородском. Сохранились еще две ее фотографии в молодости (см. приложение №1, 8-9). Вероятно, они были сделаны другими богородскими фотографами, которых в городе было много.
В альбоме «Уездный город Богородск на старых фотографиях» (17) представлены работы богородских фотографов, сделанные более ста лет назад. Авторы издания, местные краеведы М. С. Дроздов и М. В. Золотарев, пишут: «Мы не знаем, как выглядели богородские фотографы, как складывалась их судьбы. Но дело они свое знали и делали хорошо. И их фотографии – это не только сохраненная ими память, но и память о них» (там же, стр.108). На старинных фотографиях можно прочитать имена: «А.Н. Милославов Художественная фотография г. Богородск Московск. губ. Негативы хранятся», «Фотография П.С. Афанасьева в Богородске Московской губ., Казарменная пл., д. Ивановой. Негативы для повторения сохраняю» и другие (11). Богородские фотографы сохранили для нас память о далеких предках. Каждая их фотография сегодня – это целая история жизни людей и событий.
Представители нескольких поколений нашей семьи жили в Глухово. Их жизнь была связана и с городом Богородском. Глядя на старинные фотографии, можно представить, свидетелями каких событий своего времени они могли стать. В 1914 году начнется первая мировая война, за ней — гражданская. В 1917 году произойдет революция. В 1930 году Богородск будет переименован в Ногинск. А в 1941 году начнется Великая Отечественная война (14). Несмотря на тяжелые испытания, мои предки выжили в трудные годы, продолжили свой род. Связь нашей семьи с Глухово не прерывается. Сегодня это красивый, благоустроенный район нашего города. Здесь находится школа, в которой я учусь. В школьном музее «Связь поколений» я изучаю историю малой родины. Моя судьба так же, как и судьба моих предков, связана с нашим городом, с Глухово. Это исследование стало для меня увлекательным путешествием в прошлое, помогло мне узнать интересные факты родной истории.
В результате исследования сделаны следующие выводы:
1). По старинным фотографиям из семейного архива можно изучать не только историю семьи, но и историю малой родины, страны. 2). Несколько поколений моей семьи были жителями подгороднего фабричного села Глухова и города Богородска. 3). В начале ХХ века фотография становится обычным явлением в жизни людей. 3). В отличие от современной, старинная фотография имела свои особенности и назначение.
Познавательная ценность исследования
Фотографии из семейного архива стали для меня источниками познания не только истории моей семьи, но и истории малой родины. По ним я смогла прочитать страницы семейной летописи, узнать о событиях нашей истории, заглянуть в прошлое родного города, поселка Глухова, понять, как изменилась жизнь, изменился наш город, его жители. В результате исследования удалось подтвердить фактами предположение о том, что жизнь нескольких поколений моих предков была связана с Глухово, с городом Богородском.
- Записи воспоминаний родственников по материнской линии семьи Костиных.
- Фотографии из семейного архива.
- Альманах «Богородский край» / «О чем писали газеты и журналы» («Современная фотография»), № 4, 1996 .
- Альманах «Богородский край» / «О чем писали газеты и журналы» («Уездная жизнь»), №2, 1996.
- Даль В. И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» (современное издание), М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.-348 с.
- Детская энциклопедия, «Открытия и изобретения» .- М.: Изд-во «Махаон», 2008.
- Детская энциклопедия, «Открытия и изобретения».- М.: Изд-во «РОСМЭН», 2008.
- Зданович Л. И. «Богородский край: история и современность», Российский Остеон-фонд.- Ногинск, 2008.
- Ожегов С. И. «Словарь русского языка». Гос. изд-во иностранных и национальных словарей.- М., 1957.
- Материалы интернета («История фотографии»).
- Материалы городского краеведческого музея.
- Материалы музея «Связь поколений» школы №1 г. Ногинска.
- Материалы Глуховского хлопчатобумажного комбината.
- Справочные материалы по историческому краеведению, 1 и 2 часть.- Ногинск, 2005-2007.
- Сборник текстов экскурсий «От школьного порога», 1-ая и 3-я часть.- Ногинск, 2005/ 2007.
- Статьи краеведов в местной печати об истории Глухово: Е. Смирнова, Е. Андрианова, С Якушева.
- Фотоальбом «Уездный город Богородск на старых фотографиях», авторы-составители М. С. Дроздов, М. В. Золотарев.- Ногинск, 1994.
- Энциклопедия «Величайшие творения человечества».- М.: Изд-во «АСТ», 2001.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», ред. А. А. Дорохов, т. 3.- М., Изд-во «Педагогика», 1978 г.
- Энциклопедия российских царей. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001г.- 448 с.
Источник