5 секретов увлекательной экскурсии для детей
Опытный экскурсовод и автор оригинальных экскурсий делится своим опытом
Пью кофе и втыкаю гвоздички в апельсины — готовлюсь к экскурсии..
Ароматы цитруса и гвоздики напоминают окружающим о зиме. Люди, проходя мимо моего столика, улыбаются. Апельсиново-гвоздичная терапия действует и на меня: я радостно выбегаю на улицу, а там снег. первый в этом году.
Здравствуй, Рождественская экскурсия! Нет, сегодня день рожденьческая. Дети чудесны, а родители — восхитительны!
Мне часто предлагают вести экскурсии у детей, считая это чем-то достаточно сложным. На мой взгляд, детская экскурсия — удивительное дело, простое и сложное одновременно, но важно, что от детей сразу чувствуешь отдачу, признательность и любовь.
Что самое главное в детской экскурсии?
Несколько советов для мам, пап, бабушек и дедушек, которые гуляют с детьми по Петербургу и хотят, чтобы дети слушали и слышали ваши исторические рассказы:
1. Мыслить яркими образами, которые понятны детям.
Сначала вы сами должны увидеть образ того, о чем рассказываете. Картинка должна быть цветная, подробная и вызывать чувства лично у вас.
Например, садовник Елисеев вырастил в оранжерее для графа Шереметьева землянику в Рождество. Гости — в изумлении, граф в волнении восклицает: «Проси, чего хочешь!»
Очень ярко все себе представляю: и камзол графа, и плетеную корзинку, и снег за окном, мороз до -40 и аромат земляники. Поэтому рассказывать легко. И сами собой рождаются вопросы к детям: «Что случилось дальше, как ты думаешь?» Если картинка яркая, то ребята легко придумывают и погружаются в историю. Куда поехали Елисеевы, когда стали свободны? Что стали делать? Легко им было в Петербурге? А что бы ты стал делать на их месте, будь у тебя 100 рублей? И тут хорошо бы от слов перейти к делу.
2. Найдите вещь, деталь, которая характеризует вашего героя, историю.
Проще, конечно, воспользоваться иллюстрацией, картинкой, фотографией. Но лучше всего найти вещь, которую можно потрогать, понюхать, отгадать загадку связанную с ней. Например, с купцами Елисеевыми я даю ребятам апельсин, на нем гвоздикой выложены буквы фамилии. Буквы разбросаны и из них надо составить слово (апельсинами Елисеев стал торговать на Невском проспекте).
Рассказывая про Петра I, люблю давать детям карту местности Петербурга XVIII века и предлагаю проложить примерный план города (это для детей постарше, конечно). Когда идём в Фотосалон — даю фотографию и предлагаю найти точку, с которой она была сделана. В Летнем саду предлагаю ребятам самостоятельно вылепить некоторые из скульптур. Все, что дети потрогали, приложили усилия к разгадке — запомнится им надолго.
Непросто найти то, что попадает, как говорится, в десяточку, но сам процесс того стоит! Лично для меня — это самое интересное в экскурсии: процесс поиска той самой исторической детали.
3. Лучше меньше, но лучше.
Дети даты не запоминают, особенно когда стоят, слушают даже самые интересные истории от силы минут 5-7. Поэтому весь исторический рассказ надо уложить в 15-20 минут, а всю экскурсию в 1,5 часа максимум.
И после такого погружения оставлять у детей желание узнать больше, но уже самостоятельно. Не так, «что я тебе всё рассказал, а вот ещё вспомнил, послушай меня внимательно». Нет! Наполните ваше общение диалогом, поиском, пробежками, фотографированием и открытиями мест.
4. Поощрение, приз, вкусняшка в конце исторической прогулки.
После экскурсии мы идём обедать, ужинать или полдничать. Очень здорово, если еда, которую вы предложите ребятам, будет иметь отношение к сегодняшней прогулке. Пусть не вся, но опять же деталь запомнится надолго и сделает трапезу «исторической» и увлекательной. И даже если вы чувствуете, что дети устали от исторической информации, можно просто сказать, что наш герой любил именно это.
Если у вас мальчишки и вы побывали в музее Суворова, то съесть гречневую кашу и щи в хлебе — это прямо обязательно. А если вашими героями стали императоры — возьмите с собой кружевную салфетку и парочку фарфоровых тарелочек. Даже в военных походах императоры кушали просто, но всегда с серебром и на фарфоре. И этот день станет особым.
5. И последнее, моё любимое: легко забыть, все что вам говорят и всё, что показывают, но мы никогда не забудем атмосферу, когда нам хорошо.
Атмосфера создаётся вашим увлечением, интересом и желанием поделиться открытиями! Не «мои дети должны знать историю города, в котором живут», а — «Ого, оказывается, первый трамвай пошёл по льду Невы, а первый поезд имел такую же скорость, как и сегодняшние электрички, а загранпаспорт мог выдать старший дворник». И таких открытий множество.
Удивляйтесь, играйте, открывайте историю вместе с детьми! Любовь к городу она внутри нас, и ребенок все чувствует и понимает, просто говорить об этой любви надо творчески. К взрослым экскурсиям у меня примерно такой же подход. И пусть это не всегда понимают коллеги по цеху, но разбудить внутреннего ребёнка в серьёзном взрослом — это очень увлекательно!
На заставке фрагмент фото jasoncedit/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0
Источник
Как организовать интересные экскурсии для детей
Как организовать интересные экскурсии для детей, например в музей, так, чтобы проведённая экскурсия осталась ярким и запоминающимся событием для ребёнка? Чтобы знакомство с искусством или историей было интересным и запоминающимся событием?
Большинство родителей на различные интересные экскурсии для детей, выставки и в музеи, детей водят с собой, но не каждый родитель может верно продумать организацию этих посещений. Мы часто не представляем, как взаимодействовать с ребёнком на каком-либо мероприятии, как правильно преподнести ему смысл данного мероприятия. От этого у ребёнка могут остаться не очень яркие и познавательные впечатления от проведённых экскурсий или посещения музеев. Общение с историей в таком случае не окажет нужного влияния на общее развитие ребенка.
Первый приход детей в музей на интересную детскую экскурсию должен стать большим событием в их жизни. Поэтому лучше не совмещать это мероприятие с другими важными событиями в жизни ребенка, как, например, начало учебного года или возвращение из летнего детского лагеря. Лучше всего, чтобы посещение полезной и интересной экскурсии для детей происходило в моменты относительно спокойного течения жизни. В этом случае в их сознании с большей вероятностью отпечатаются какие-либо образы и впечатления, которые впоследствии займут своё место в голове ребенка и будут способствовать дальнейшему правильному развитию восприятия искусства или истории.
Родителям или организаторам необходимо заранее предупредить детей о предстоящем мероприятии. Будет хорошо, если вы покажете им какие-то фотографии, картинки или расскажете интересную историю о местах, которые им предстоит увидеть, тем самым вы сумеете подготовить и завлечь их для будущего мероприятия. Ещё один важный момент – это чтобы на мероприятие пошла небольшая группа ребят сверстников, им необходимо делиться впечатлениями с ровесниками, им проще высказывать свои мнения сверстнику, нежели кому-то из взрослых. Дети всегда понимают своих сверстников.
Источник
Интерактив в экскурсиях. Идеи для гидов и активных родителей про то,как сделать экскурсии для детей 10-13 лет более интересными.
«После нескольких поездок в Сочи мы с детьми устроили мозговой штурм и ниже идеи, которые родились у меня и моих детей.
Пишу скупо, так как неудобно на телефоне:)
1. Экскурсия должна носить игровой и привлекательный характер.
В конце желательно предусмотреть какие то призы, пусть символические, но дети это любят.
Рогатки, компасы или иное самобытное, с чем в жизни мало сталкиваются.
Важно, что все задания, должны быть связаны одной нитью.
Они должны привести к достижению какого-либо результата и поощрения в конце экскурсии за него.
2. Неплохо каждому выдать черно-белую карту, где после каждого объекта надо отмечать, где были.
Можно распечатать маленькие фото, выдать клей карандаш и приклеивать в машине после осмотра.
Условие: место на карте каждый определяет сам.
3. В дороге дать посмотреть несколько попутных роликов о месте, куда едем.
Но это должно быть интересно.
Потом Сергею в личку скину для примера ролик рэп про Евразию, который моя дочь использовала для доклада в школе.
Одноклассники были в восторге.
4. Одно из заданий должно быть с компасом.
Это интересно и полезно.
Вариант, который предложили дети — с навигатором. Им это ближе:)
т. е. просим детей отыскать какое-то недалеком место самим.
5. Каждая остановка это несколько объектов.
Детям необходимо выдать фрагмент какого то объекта (цветная распечатка размером 10на10 см).
Они должны найти данный фрагмент в живом мире.
Это моментально повысит их внимательность и позволяет и увидеть то, на чтобы ранее они не обратили внимания
6. Если мы говорим про Абхазию, то в дороге не повредит послушать национальную музыку.
Скажу сразу, что детям эта идея не понравилась:)
Но музыка очень четко позволяет понять характер нации.
И 10 мин в машине дети потерпят:)
В Абхазии много памятников павшим в войне 1992-1993 г. Можно очень кратко рассказать об этой войне и дать прослушать одну из военных песен.
7. Граница: долго, нудно, неинтересно.
В это время обязательно должна быть активность.
Как идея: простые кроссворды по теме экскурсии, а еще очень неплохо выучить несколько ключевых или смешных слов на абхазском.
Дети потом с удовольствием похвастаться ими в школе.
„Дед“ по абхазски „Бабаду“))
Напомнило придуманное в СССР (только терминатор из современного):
Кальян-арба — паровоз
Арматур-батыр — Терминатор
Саксаул-бала — Буратино
Ик-Пук-вода — кока-кола
Шампур батыр — Д’Артаньян
Кошмар апа — Баба Яга
Ишак-матрос — зебра
Нибельмес-бала — Незнайка
Кызым-балык — русалка
Автоген Ага — змей Горыныч
8. Можно предусмотреть в дороге небольшие мастер-классы.
Например, заранее заготовить простые мешочки для саше, а в горах собрать самшитовые листочки, которые успокаивают, сложить и залить тут же.
Готов подарок, кот ребенок обязательно найдет кому подарить. Или какие то травы для чая.
9. На водопадах все привязывают ленточки. У всех они одинаковые.
Заранее гид готовит ленточки для детей, в пути они их подписывают или рисуют или иное.
Это уже не массовое, а свое уникальное, которое останется на месте.
10. Гидом заранее должны были найдены места для крутых селфи.
Это не те места, где фотографируют мама с папой на фоне памятника.
Это что то иное, что и выкладывается в сети и показывает, что ребенок непомерно крут: например (что выбирали мои дети):
фото из страшных зарослей,
фото на краю моста и т. д.
главное, чтобы их заранее подобрал гид, чтобы они были безопасны, не обязательно красивы, но уникальны.
И эту уникальность надо подчеркнуть. Дети будут вам благодарны.
11. В конце экскурсии для закрепления материала можно в машине дать детям заранее подготовленные ребусы, в каждом из которых спрятано название мест, которые мы посетили.
Сергей, вам пришлю в личку то, что придумала Мария по Абхазии.
Если захотите, выложите в форум, может кто то захочет воспользоваться.
На этом пока мы иссякли, но предложенные выше идеи можно развивать дальше.
Главное, не предлагать им их, как задание, а подавать именно как увлекательную игру.
И конечно, если детей будет хотя бы двое. Так интереснее.
Если дети не очень большие до 10 лет, то чтобы дать родителям спокойно наслаждаться прекрасными видами, детям можно предложить поиск клада. Для каждого нового места делается своя небольшая карта. Она дает возможность найти карту следующего места. И так далее. Последняя карта указывает место клада. Причем для малышей это может быть любая коробка ч мелкими монетами. 100 рублей мелочью (по 10, 50 коп, рублю) это очень много — проверено:)
Еще при поездке в Абхазию обязательно стоит рассказать детям про традиции и обычаи данной страны, особенно те, которые не совсем привычны для России: традиции, связанные с гостепреимством, свадебные обряды, кровная месть, воспитание детей и иные. Они совершенно уникальны и покажут детям, что есть совершенно другая жизнь. И это обязательно запомнится, так как выбивается из обычных рамок.
Например, что означеет Абхазский флаг.
Еще одна интересная тема: все дети любят загадывать желания. Даже мой маленький 3х летний сын, увидев единственную звезду на небе рассказывает ей, какую машинку он хотел бы получить на день рождения.
Поэтому на экскурсии для небольших детей стоит использовать данную возможность.
А можно написать свое самое заветное желание, потом сделать из записки корабль и отправить его в плавание по озере Рица, и в момент, когда корабль доплывет до ближайшей реки, желание исполнится! Легенда в данном случае может быть любая:) главное не обещать исполнения сразу, так как может быть разочарование.
Хотя данная игрушка не только для детей. Сейчас пишу его и понимаю, что сама с удовольствием запустила бы кораблик с желаниями:)
Спасибо вам, за готовность к профессиональному росту. Мы путешествуем очень часто, но я первый раз отдыхаю в России за последние 15 лет. Мои дети знают Европу лучше, чем Россию. И приезд в Сочи, это как раз сознательное желание показать детям, что у нас есть замечательные места.
Если честно, не ожидала достаточно высокого уровня сервиса, который увидела в Сочи и очень обрадована, что обратилась к вашей семье за помощью в поездке. Уверена, что именно благодаря таким людям, как вы российский сервис растет и развивается.
Более того, скажу, что есть желание как-нибудь вырваться с мужем на несколько дней, чтобы узнать Сочи и Абхазию с новой романтически-экстремальной стороны.
Еще раз спасибо и удачи в вашем бизнесе! Вы делаете будущее этого края. »
Наташа, своим сообщением Вы украсили наше сегодняшнее утро)) и ободрили для дальнейшего развития.
Еще раз утверждаюсь в своих жизненных наблюдениях — уровень счастья человека зависит от его уровня благодарности Богу, миру, людям, обстоятельствам и т. д.
Ждем Вас с мужем для романтически-экстремальной поездки в Абхазию.
Почему бы не встретить так закат на пляже в Гаграх?
Источник