Как налоги способствуют развитию страны

Основные функции налогов и их влияние на состояние страны

Влияние налогов на развитие экономики

Слово «функция» по своему значению — это исполнение, обязанность, роль. Что же должны выполнять налоги? От выбранной системы налогообложения зависит уровень развития экономики всего народного хозяйства любой страны. Она отображает приоритетные направления в развитии государства. При этом они зависят от политики действующей власти. Снижение налогового давления на материальное производство ведет к массовому росту его объемов, внедрению новых технологий, улучшению финансового положения граждан страны. Ярким примером может послужить экономика и налоговая политика Китая. Именно реформа налогового законодательства в 1994 году вывела страну на третье место по уровню экономики в мире. В китайском варианте в функции налогов входило дать толчок развитию производства за счет уменьшения их количества, простоты и «прозрачности» начислений, т. е. они сработали как регулирующий механизм.

Налоги в период становления государства

В некоторых странах, особенно находящихся в стадии становления, в большинстве случаев государственные власти прибегают к фискальным функциям налогов – наполнение казны любыми путями. Это оправдано в период начала развития государства. Необходимо укреплять позицию страны как на внутренних рынках, так и на мировых, но в период стабильности и процветания такая политика в налоговом законодательстве вряд ли будет уместна.

Налоговый пресс. Последствия

Усиление налогового давления на юридических и физических лиц ведет к тому, что производство уводят в «тень». Тем самым государство обкрадывает само себя, недополучая прибыль. Тормозятся социальные программы, предприятия не могут финансировать внедрение новых технологий, что снижает конкурентоспособность продукции на рынке потребления, ухудшается материальное положение граждан, усиливается расслоение населения на бедных и богатых. Это чревато забастовками, волнениями среди народных масс.

Читайте также:  Цитата про историю своей страны

Основные функции налогов должны применяться в сочетании друг с другом. Дополнять и взаимодействовать между собой. Быть как можно понятнее и разумнее. Налоги в фискальном понимании должны обуславливать экономическую целесообразность их регулирующей роли. Если происходит застой в какой-либо отрасли народного хозяйства, то следует применять льготное налоговое обложение. На это сразу отреагируют инвесторы. Но в то же время налоги, недополученные в результате таких послаблений от этого вида производства, лягут на других налогоплательщиков. Поэтому от действия государственной власти зависят политика, экономика, процветание всей страны. От того, какие функции налогов и сборов заложены в систему налогообложения, зависят взаимоотношения государственных органов и самих налогоплательщиков, полнота и своевременность пополнения бюджета.

Источник

Влияние налоговой политики на развитие отраслей экономики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики:

Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип — политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

1) Использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

2) Использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

В современной России для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 14 различных их видов (в России до 1999 года действовал 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Через налогообложение формируются также фонды, за счет которых государство:

— Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

— Финансирует социальные программы — пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

— Обеспечивает свою оборону и безопасность;

— Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

— Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов — служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике — служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике — быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов — по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц, в том числе предпринимателей).

Главные объекты налогообложения:

прибыль (доход) предприятий,

добавленная в процессе производства стоимость,

оборот товаров и услуг,

Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений;

замена одних способов или форм обложения другими;

дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок;

изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и непроизводственную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения и т.д.. Расходы организаций, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Источник

Влияние налогов на экономику страны

экономические науки

  • Лунева Кристина Владимировна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • НАЛОГИ
  • СТАВКА
  • ЭКОНОМИКА

Похожие материалы

В данной статье представлена проблема видения системы налогообложения Российской Федерации, которые совершаются в настоящем периоде, и предлагаются пути усовершенствования и развития налоговых проблем.

Налог — обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система в Российской Федерации включает огромное число налогов, пошлин, сборов и других иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с и юридических лиц на территории РФ.

Процедура, условие взыскания и взыскание налоговых сумм с налогоплательщика обуславливается Налоговым Кодексом РФ и перечнем федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК РФ). Главные черты налоговой системы России описывается в главе 2 НК РФ.

Основу системы налогообложения России составляют налоги и сборы. Так же стоит учесть, что таможенные пошлины не вступают в структуру налоговой системы, потому что относятся к сфере таможенного регулирования.

Стоит выделить, что система налогов в России определяется не только как комплекс налогов и сборов и даже не «система налогообложения». К налоговой системе можно отнести, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • ‒ нормы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; ‒ положения возникновения, порядок исполнения, изменения и прекращения обязанностей лиц по взиманию налогов и сборов;
  • ‒ права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ‒ ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • ‒ формы, виды и методы надзора за выполнением налогового законодательства;

В Российской Федерации функционирует трехуровневая налоговая система, которая содержит в себе федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также НК РФ определил специальные налоговые режимы Они учитывают специальные условия и нормы уплаты налогов. Кроме этого он определил статьи, которые могут освободить от необходимости уплаты отдельных разновидностей налогов.

Стабильная и устойчивая налоговая система в стране благоприятно оказывает большое влияние на экономику страны, финансовое обеспечение государства и социальную устойчивость. По этой причине, государство должно создать наилучшую налоговую систему. Но подобная цель почти невыполнима, так как любая деталь может повлечь за собой совершенно разные последствия. В том числе, экономика пребывает в непрерывном формировании, поэтому и налоговая система никак не способна быть статичной, она должна улучшаться и регулярно достигаться до уровня экономики, в тоже время, содействуя дальнейшему её формированию и совершенствованию.

К значимым вопросам системы налогообложения принадлежит метод расчета НДФЛ. Учитывается, что увеличивающаяся процентная ставка, которая действует в место пропорциональной, по этому виду налогов заметно бы разграничила границы общества между бедными и богатыми, в тоже время, способствуя расширению «среднего класса», численность которого в России очень мала.

Главной трудностью налоговой системы является фискальная нацеленность, проявляющаяся в установлении жесткого режима базы налога. Это привело к необходимости отделения налогового учета из системы бухгалтерского. В РФ наблюдается сильное налоговое бремя, чем в зарубежных странах. Например — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26 %, а с 2015 года их ставка возрастет до 34 %). Чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли страны необходим большой запас денежных средств. Государство берёт их из населения, постоянно повышая налоги. В конечном итоге субъекты налогообложения не могут вовремя уплатить налоги. Это отражается на их производственной деятельности, приводящее к снижению производства. Результатом является сокрытие налогов, появление недобросовестных налогоплательщиков и рост теневой экономики.

В данный момент налоговая система РФ не полностью соответствует потребностям в современном развитии страны. В тоже время, она даже не побуждает к развитию таких областей как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Всё это приводит к необходимости усовершенствования системы налогообложения.

Так же одной из проблемных точек является непрекращающиеся нововведения в налоговом законодательстве. Постоянное изменение НПА подталкивает к риску для физических и юридических лиц, в том числе отказ зарубежных компаний сотрудничать с российскими компаниями.

Большое внимание, привлекает проблема малоэффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекции и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают чётких результатов. Вследствие некачественной подготовкой кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособность грамотно осуществить ревизию многие фирмы с лёгкостью уходят от уплаты налогов.

В России высокий процент операций, проводимых незаконно. Это способствует расширению теневой экономики, которая не всегда положительно влияет на экономику страны в целом. В результате того, как будут решаться данные проблемы, будет зависеть результативность формирования доходов бюджетов на всех уровней, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния нашей страны.

По пункту «Б» части 1 статьи 114, Конституция Российской Федерации окончательно закрепила принцип единой финансовой политики, проводимой в стране. Налоговая политика есть составная часть финансовой политики, а также мощный инструмент в руках государства в сфере регулирования социально-экономических отношений. Первый случай подразумевает регулирование государством собственных средств хозяйствующих субъектов. В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговый механизм обретает юридическую форму посредством налогового законодательства, при этом осуществляя управление им. Если рассматривать налоговый механизм через призму реальной практики, то можно сделать вывод, что он различен в конкретном времени и пространстве. Во-первых, действия на различных уровнях управления неоднозначны. Существенны различия и во временном отношении. Налоговые отношения упорядочиваются благодаря налоговому механизму. А способствуют этому налоговое право и основы управления налогообложением.

Налоговый механизм объединяет два абсолютно противоположных начала: планирования и стихийно-рыночную конкуренцию. А в результате обособленности производителей, а также противоречивости их интересов возникают неизбежные плачевные последствия.

Таким образом, грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы. Главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочной периоде это формирование эффективной налоговой системы, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы.

Список литературы

  1. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.
  2. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан¬сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Оцените статью