Методика подготовки и проведения исторической экскурсии
Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:11, доклад
Краткое описание
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.
Файлы: 1 файл
курсовая по иэд икупит1.doc
1. Методика подготовки и проведения исторической экскурсии
1.1. Методика подготовки исторической экскурсии
Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. И первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурсия).
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый-экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификаций форм экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно-неясные экскурсии.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
В настоящее время экскурсионные работники имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов.
Сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.
Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.
Исторические экскурсии способствуют формированию нравственных качеств личности и распространению исторических знаний. В процессе овладения историческими знаниями формируется историческое мышление личности, способной самостоятельно сопоставлять факты, события прошлого и настоящего, видеть исторические явления в их развитии и взаимосвязи с другими событиями и фактами общественной жизни. Местные памятники сохранившие историческую информацию локального характера конкретизируют исторические события и помогают увидеть общие закономерности исторического процесса.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на подгруппы: военно-исторические, общие исторические, историко-краеведческие, археологические, этнографические.
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Выделяют несколько этапов создания экскурсии:
- Определение цели и задачи экскурсии
- Выбор темы
- Отбор литературы и составление библиографии
- Определение источников экскурсионного материала
- Отбор и изучение экскурсионных объектов
- Составление маршрута экскурсии
- Объезд или обход маршрута
- Подготовка контрольного текста экскурсии
- Комплектование «Портфеля экскурсовода»
- Определение методических приемов проведения экскурсии
- Определение техники проведения экскурсии
- Составление технологической карты
- Составление индивидуального текста
- Прием (сдача) экскурсии на маршруте
- Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристкой фирмы.
К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования. Работа считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы. Вся документация должна храниться в туристской фирме. При условии, если экскурсовод штатный или если подготовлен работать в качестве экскурсовода один из ее менеджеров, а не приглашенный по контракту другой экскурсовод.
Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.
Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.
Тема регулирует экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.
Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Выбрав тему нужно подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название – не одно и то же. Название экскурсии – это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.
У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.
Исторические экскурсии имеют следующие особенности: содержание экскурсии содержит достоверные исторические факты, события прошлого и настоящего, связанные между собой; наличие в экскурсии историко- краеведческого материала.
Методика подготовки исторических экскурсий в своей основе сохранила общую для всех экскурсий последовательность различных этапов разработки. Но при разработке исторических экскурсий нужно учитывать специфические требования. Одним из основных этапов разработки исторических экскурсий является подбор исторических фактов, их объяснение, а так же отбор экскурсионных объектов с ним связанных. Экскурсовод должен провести исследовательскую работу, тщательно изучить достаточное количество источников, обеспечивающих достоверность выводов и обобщений. Изучая исторические события, отбирая экскурсионные объекты, составляя текст экскурсии важно иметь в виду, что историческое явление должно быть типичным и отображать историческую связь своего периода; исторический факт должен быть раскрыт в общей цепи исторических фактов и в взаимосвязи с ними.
Отбор исторических фактов – это начало разработки экскурсии. Факты надо объяснять с определенной позиции, на основе принципов научности, объективности, исторической достоверности, связи с современностью, доходчивости и убедительности. Способы реализации данных принципов в каждой конкретной экскурсии зависят от темы экскурсии и исторического материала, заложенного в объектах и составляющего ее содержание.
Сопоставление прошлого и настоящего в исторических экскурсиях позволяет видеть тенденцию общественного развития и при этом активизирует познавательную активность экскурсантов. Этому способствуют также принимаемый прием контраста, характерный для исторических экскурсий. Если в качестве объекта выступает культовое здание (церковь, собор), то экскурсовод на конкретных фактах раскрывает роль и значение религии на различных этапах становления государства. При знакомстве с историко-архитектурными объектами – дворцами, дворянскими усадьбами, недостаточно ограничиться рассмотрением их архитектурно-художественной ценности, здесь необходимо рассказать об условиях, в которых они создавались.
Важным требованием методики разработки исторической экскурсии является умение в каждом конкретном случае определить оптимальное соотношение общеисторического и местного материала. Если объекты исторической экскурсии содержат информацию о факте местной истории, то общеисторический материал будет фоном, используемым в рассказе экскурсовода для исторического анализа событий. Если же экскурсионный объект и связанное с ним событие имеет важное значение, то задача экскурсовода будет заключаться в поиске историко-краеведческих фактов, незнакомых экскурсантам.
Особенности исторических экскурсий определяют требование целостности логической последовательности в показе и в изложении исторического материала. Это требование является главным при отборе объектов, разработке маршрута, написании текста и проведении исторической экскурсии. Наиболее традиционным способом выполнения этого требования является хронологический принцип построения маршрута экскурсии и изложения исторического материала, также можно использовать и тематико-хронологический принцип, когда выбирается определенный угол зрения и под ним события рассматриваются в хронологической последовательности.
В объединении разрозненных исторических фактах важную роль играют логические переходы и портфель экскурсовода. Среди наглядных средств, входящих в портфель экскурсовода, следует выделить карты, схемы, они применяются, если речь идет о масштабных событиях, когда экскурсионные объекты разбросаны по большой территории, и охватить их единым взглядом экскурсанты не могут.
1.2. Методика проведения исторических экскурсий
Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.
В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т.п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом:
- объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое;
2) обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов;
3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии;
4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии;
Источник
Индивидуальный текст экскурсии
Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Анна. И сегодня я ваш экскурсовод. Мы с вами, сегодня собрались, для того, что бы прослушать очень интересную экскурсию. Тема нашей экскурсии « Малахов курган памятник – двух оборон». Маршрут нашей экскурсии проходит по территории Малахового кургана, здесь вы увидите много памятников, орудий, оборонительную башню, места смертельных ранении Нахимова и Корнилова, единственное дерево пережившее ВОВ. Я порошу вас не отставать от группы, в ходе экскурсии отвечу на ваши вопросы.
Ну а теперь вернёмся к теме нашей Экскурсии!! Малахов курган — не просто исторический памятник, это священная земля для каждого севастопольца, здесь решалась судьба первой обороны Севастополя. Название кургана, как поясняет одна из версий, связано с именем отставного военного моряка Михаила Малахова, который был весьма уважаемым человеком на Корабельной стороне, одним из первых поселившимся у подножья кургана. Его дом стоял на склоне этого кургана. К Малахову часто приходили за советом, помощью, за судом: он был человеком честным и справедливым. Так и говорили: «Пойдем к кургану, к Малахову». Курган постепенно стали называть его именем.
Курган внешне, может, и не очень впечатляет — холм как холм. Высота его всего 97 метров над уровнем моря, но слава кургана велика. В течение одной сотни лет курган дважды становился ареной жесточайших битв.
Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годы Малахов курган, господствующий над окружающей местностью, был ключевой позицией левого фланга обороны. Тут находился и главный бастион Корабельной стороны, который после гибели вице-адмирала В.А. Корнилова стали называть Корниловским.
Здесь французские войска вели самые яростные штурмы. Однако овладеть курганом неприятелю удалось лишь после одиннадцатимесячных боев, когда многодневными артиллерийскими бомбардировками были снесены оборонительные сооружения и иссякли силы его защитников. Потеря Малахова кургана предрешила исход 11-месячной обороны города.
В период обороны на Малаховом кургане было девять батарей, две из них воспроизведены в 1958 году. На них установлены подлинные корабельные пушки времен Крымской войны. Пушки отлиты из чугуна и имеют вес от двух до семи тонн. Много сил нужно было приложить морякам, чтобы затащить их на бастионы. Пушки стреляли сплошными и разрывными (бомбическими) ядрами. Несмотря на несовершенство вооружения и на нужду оборонявшихся буквально во всем, две мощные имперские державы не могли взять Севастополь почти год.
Первый штурм города неприятель сумел предпринять только через девять месяцев после начала осады, 6 июня 1855 года. Штурм этот был героически отбит защитниками Севастополя. О событиях этого дня рассказывает Панорама обороны Севастополя, расположенная на бывшем четвертом бастионе.
На Малаховом кургане сражались многие выдающиеся герои обороны: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин, сестра милосердия Даша Севастопольская, участник многих вылазок в стан врага матрос Кошка. По ночам смельчаки-охотники (как их называли) захватывали трофеи, пленных, разрушали неприятельские укрепления, а главное — это было очень мощное психологическое оружие. После Крымской войны название «Малахов курган» стало известно во всем мире. В 1856 году французский маршал Пелисье, который в 1855-1856 годах командовал французской армией в Крыму, был удостоен титула «герцог Малаховский». В Германии есть форт Малахов, небольшой город под Парижем стал называться «Малакоф».
Прославился курган и во время второй обороны Севастополя.Поэтому Малахов курган — мемориальный комплекс памятников двух войн: Крымской и Великой Отечественной.
Сейчас мы находимся у Главного входа на Малахов курган. Арку украшает массивный дорический портик с датами на фризе: 1854-1855 гг. Широкая парадная лестница ведет на вершину кургана. Лестница раздваивается и снова соединяется, образуя большую лужайку с ухоженным газоном. Отсюда открывается вид на весь Севастополь: центральная часть города; Владимирский собор — усыпальница адмиралов, трое из которых погибли здесь, на Малаховом кургане; открытое море; Константиновская батарея у входа в Севастопольскую бухту; Северная сторона Севастополя, увенчанная пирамидой храма св. Николая на Братском кладбище.Теперь мы с вами поднимемся по этой лестнице
Сейчас мы находимся на первой широкой горизонтальной площадке , на которой находятся два памятника. Тот, что слева — времен Крымской войны, справа — Великой Отечественной. Давайте пройдём к памятнику который находится правее. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, которые в мае 1944 года освобождали Севастополь от фашистов. Командовал ею генерал-майор Хрюкин. В составе армии сражался ночной бомбардировочный женский полк под командованием Евдокии Бершанской. Девушки летали на самолетах с перкалевыми крыльями ПО-2, вылетали только ночью, так как самолеты были несовершенны, в случае попадания снаряда горели, как спички. На этих самолетах летчицы наводили ужас на врага, фашисты называли их ночными ведьмами. Более сорока летчиц полка
были Удостоены звания Героя Советского Союза.
Монумент представляет собой гранитную скалу, с которой «взлетает» истребитель. В качестве прототипа для мемориального самолета использован один из лучших истребителей Второй Мировой Як-3. Сооружен памятник военными строителями в июле 1944 года, реставрирован в 1994 году. Рядом с памятником установлены гранитные доски, на которых перечислены летные соединения и части, которые участвовали в освобождении Севастополя.
Теперь проследуем в левую сторону площадки. Здесь находится — небольшой беломраморный монумент, установленный в 1892 году надбратской могилой русских и французских воинов. В ней покоятся воины, погибшие в последнем бою на Малаховом кургане 27 августа 1855 года.
Когда в последний день первой обороны французы ворвались на Малахов курган, русские предприняли несколько контратак, дрались самоотверженно, в результате потери были очень большими и с одной, и с другой стороны. Погибших в этом бою похоронили в одной могиле. Хоронили французы, которые высоко оценили мужество своих противников.
Над белым постаментом возвышается черная стела с черным крестом. Символизм цветов объясняет надпись на французском языке, выбитая на тыльной стороне монумента: «Их воодушевляла победа и объединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдата». На лицевой стороне памятника выбиты слова: «Памятник воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении 27 августа 1855 г.».
В годы Великой Отечественной войны памятник был сильно поврежден, восстановлен в 1960 году.
С этой площадки, которую французские солдаты прозвали «чертовой», начинается главная аллея Малахова кургана, возраст ее уже приближается к пятидесяти годам. Деревья на этой аллее высажены партийными, государственными и общественными деятелями СССР и зарубежных стран, Героями Советского Союза, космонавтами (в том числе и Юрием Гагариным). Раньше у деревьев стояли таблички, на которых были написаны фамилии. Называлась эта аллея аллеей Дружбы.
А теперь пройдёмте по аллее. Итак слева вы видитеМощное корабельное орудие.Это подлинная корабельная пушка времен Второй мировой войны. Калибр пушки — 130 мм, дальность стрельбы — 20 км. На этом месте стояло второе орудие (впереди за деревьями — первое). В октябре 1941 года эсминец «Совершенный» подорвался на фашистской мине. С него сняли орудия, установили на суше. Так была создана батарея «Малахов курган». Пушки обслуживали моряки эсминца (60 человек), командовал батареей капитан-лейтенант Матюхин. Так и называли батарейцев — «матюхинцы». Батарея оказывала поддержку нашим частям на Мекензиевых горах (в 16 км к северу), на Северной стороне города.
Матюхинцы сражались до последних дней обороны. 30 июня 1942 года фашисты захватили Малахов курган. Силы были неравны. Ocтавшиеся в живых уходили на юго-запад Севастополя и там продолжали сражаться. Многих постигла участь других защитников города: они попали в плен. Пушки, которые вы видите, сняты с эсминца «Бойкий». Они точно такие же, как были на эсминце «Совершенный», и стоят здесь как памятники морякам, защищавшим Севастополь.
Пройдя немного дальше мы видим необычный памятник. Это дерево-памятник — старый миндаль, он пережил Великую Отечественную войну. Когда освободили Севастополь, на Малаховом кургане была сожжена даже земля, конечно, вся зелень погибла, и только маленькое обожженное деревце миндаля выжило и зацвело. На нем осталась всего одна живая ветка. Но каждую весну она покрывается белыми цветами, символизируя торжество жизни над смертью.
Теперь обратите внимание на центр аллеи, в ней установлена бронзовая рельефная карта бастиона «Малахов курган»(архитектор А. Шеффер). На карте указаны батареи, пороховые склады, укрытия — все, что было здесь во время обороны 1854-1855 годов. В районе угла, направленного в сторону противника, так называемого исходящего, обозначена Оборонительная башня,в которой теперь располагается филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
Давайте пройдём к Оборонительной башне. Эта башня-донжон — единственное каменное оборонительное сооружение на бастионе. Оно было построено летом 1854 года на средства жителей Севастополя по проекту военного инженера Ф.А. Старченко. Построена башня из инкерманского камня. Толщина стен нижнего яруса — 152 см, верхнего — 88 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке было установлено пять крепостных восемнадцатифунтовых пушек. На башне укреплена мемориальная доска с наименованием полков и частей, защищавших Малахов курган во время первой обороны.
5 октября 1854 года в первую же бомбардировку Севастополя верхний ярус башни был снесен снарядами неприятеля, нижний же cлужил укрытием. В нем располагались перевязочный пункт, пороховой склад, походная церковь и штаб контр-адмирала В.И. Истомина, командовавшего четвертой дистанцией оборонительной линии (в которую входил Малахов курган). 7 марта 1855 года Истомин инспектировал выносное укрепление Малахова кургана, так называемый Камчатский люнет (впереди за оборонительной башней), где был убит наповал вражеским ядром, которое поразило его в голову. Это была большая потеря для защитников Севастополя.
Слева от башни вы видите Противоштурмовую батарею. На этом месте во времена войны, находилась фрунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Теперь пройдем вверх по дороге за башню. Здесь вы видите Батарею на гласисе, также здесь установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала Нахимова
28 июня 1855 года Нахимов стоял на гласисе и наблюдал за позициями французов. Как всегда, адмирал был в форме с золотыми эполетами, представляя хорошую мишень для французских штуцерников (штуцер — ружье с нарезным стволом). Командир четвертой дистанции, в которую входил Малахов курган, капитан первого ранга Ф.С. Керн (родственник Анны Керн) попросил его спуститься в укрытие, Нахимов довольно резко отказался. Несколько пуль ударили рядом в бруствер, он успел сказать: «Они сегодня довольно метко стреляют», как одна из пуль попала ему в левый висок. Никакие старания медиков не могли спасти адмирала, и через два дня, не приходя в сознание, Нахимов скончался.
В этот день скорбел весь Севастополь. Очевидец писал, что не было в городе человека, который с радостью не отдал бы свою жизнь за жизнь адмирала. 1 июля Павел Степанович был погребен рядом со своим незабвенным учителем Лазаревым и боевыми товарищами, погибшими на Малаховом кургане, Корниловым и Истоминым. В некрологе Нахимову сказано: «Мир праху твоему, умный, искусный и опытный, страстно любивший свое искусство и своих подчиненных, равно любимый ими, всегда хладнокровно-мужественный, добрый сердцем, великий умом и мужеством, честный, великодушный человек!». Близко знавшие адмирала Нахимова писали: «всецело преданный службе, он вне нее не знал и не имел никаких интересов». Всего себя он отдал военно-морской службе, не обзавелся семьей. Его сослуживцы-моряки были его семьей, все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга. «Все здесь так явно и сильно воодушевлено душой и силой Нахимова, что невозможно не осознавать, что он действительно олицетворяет настоящую эпоху, и нельзя представить, что было бы без него. » Ночевал, где придется, спал, не раздеваясь, потому что собственную квартиру отвел под лазарет для раненых, а личные деньги адмирала шли на помощь семьям моряков. О его отваге и презрении к смерти ходили легенды. Появление адмирала на батареях и бастионах сопровождалось громким восторженным «Ура!». С Нахимовым умерла душа Севастопольской обороны.
Пройдя далее вы видите батареи Сенявина, Емельянова. Справа от батарей находится памятник Корнилову., установленный на месте ранения Корнилова (архитектор А. Бильдерлинг, скульптор академик И. Шредер). На постаменте, верх которого отображает часть укрепления, помещена фигура смертельно раненного адмирала. Правой рукой он указывает на город, его слова, сказанные перед смертью, начертаны ниже, звучат как призыв или даже приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». Справа — фигура матроса-артиллериста, которому придано сходство со знаменитым героем-матросом П. Кошкой. У подножия памятника — крест, выложенный по приказу Нахимова севастопольскими юнгами из вражеских ядер.
Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался. Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны с целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.
Начертанные на постаменте слова умирающего Корнилова приводили в ярость фашистских оккупантов, заплативших за взятие Севастополя страшную цену. Поэтому памятник они разрушили: бронзу вывезли, а постамент взорвали. Восстановлен памятник к 200-летию Севастополя. За основу был взят первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.Малахов курган — место подвига сотен, тысяч защитников города. Отметим, что среди тех, кто сражался на Малаховом кургане, был и отец «красного лейтенанта» Петра Шмидта — П.П. Шмидт, командовавший противоштурмовой батареей, а вместе со знаменитым Н.И. Пироговым и профессором Киевского университета X.Я. Гюббенет боролась за жизнь раненых и мать Шмидта Е.Я. Вагнер.
Итак, наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Вы очень хорошие слушатели. Я готова ответить на ваши вопросы.
Источник