Как написать экскурсию по селу

Необычное путешествие по селу

Моя работа посвящена изучению культурных достопримечательностей села Троицкий Сунгур, в котором проживаю я. На территории моего села расположено много интересных достопримечательностей, которые хорошо знают местные жители. Но у меня появилось такое желание, чтобы о них знали не только жители моего села, но и жители нашего и других районов и областей, а может даже и других стран.

Кроме того, данная работа отличается:

1.1. Актуальностью.В настоящее время среди нас, молодого поколения, возрос интерес к изучению краеведения. Только краеведение располагает богатейшими возможностями в формировании у учащихся патриотических чувств, вызывает живой интерес к природе родного края, к людям, традициям, культурным и другим ценностям малой Родины.

1.2. Новизной.Комплексным изучением села Троицкий Сунгур раннее специально не занимались. Поэтому конкретных обобщающих научных источников нет. Разрозненная информация имеется в краеведческом музее р.п. Новоспасского, в школьном музее, в администрации Троицко-Сунгурского поселения, в материалах периодической печати.

Цель работы: разработать экскурсионный маршрут «Необычное путешествие по селу» и апробировать его.

Задачи работы:

1) собрать и изучить комплексный фактический материал по культурным достопримечательностям села;

2) описать культурные достопримечательности села;

3) провести социологический опрос на тему «Как вы относитесь к тому, чтобы в нашем селе организовать экскурсионный маршрутпо селу;

4) разработать экскурсионный маршрут;

5) разработать проект сценария экскурсии «Необычное путешествие по

6) разработать правила посещения и поведения на туристическом маршруте;

7) разработать и распространить экскурсионный рекламный буклет.

2. Методы исследования

В своей работе я использовала следующие методы:

1) маршрутный метод;

2) исторический метод;

3) описательный метод;

4) аналитический метод.

3. Результатыисследования

Я разработала экскурсионный маршрут «Необычное путешествие по селу». Протяжённость его 1,5 км. На экскурсионном маршруте есть объекты исторического значения, зоны отдыха, и особо охраняемая территория — Чёрная берёза (Приложение 1).

Посещать этот маршрут можно в дневное и ночное время. В ночное время остановиться можно в лесном массиве, разбив палатки. В лесном массиве имеется родник и пруд. Посещать маршрут можно в любое время года. Длительность маршрута определяется самими посетителями. В этом селе живу я, и мне хорошо известны особенности и проблемы родного села.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начало маршрута «Необычное путешествие по селу» берет от Церкви Святой Троицы.

Церковь Святой Троицы. В советское время церковь в нашем селе была разрушена. В 2003 году заложили первый камень на месте будущего строительства храма. А уже через два года новый храм Святой Троицы принял своих прихожан. В настоящее время в церкви проходят службы по субботам, воскресениям и в православные праздники. Кроме обязательных служб, для желающих свершаются таинства крещения и венчания.

Затем маршрут продолжается в Мемориальном комплексе.

Мемориал погибшим воинам. В нашем селе в середине 80-х годов была открыта аллея Славы, здесь же находился памятник погибшим односельчанам.

В 2002 г. в центре села заложили Мемориал погибшим воинам ульяновцам. В 2004 г. начались работы по озеленению и благоустройству мемориала. Памятник павшим воинам на аллее Славы демонтировали и перенесли в центр села. По инициативе Мясникова Г.Н. сюда же были завезены танк Т – 34 и артиллерийская пушка, которые побывали на полях сражений в Великой Отечественной войне. Композицию завершает пятиконечная звезда – Вечный огонь. Торжественное открытие мемориала состоялось в мае 2005 г.

Мемориал воинам — землякам. В честь ульяновцев, побывавших в горячих точках Афганистана и Чечни, смонтировали постаменты для башен БМП и БТР. Эти башни сняты с боевых машин. В центре мемориала возвышается боевой вертолет – Ми — 1. На мраморных плитах высечены фамилии погибших земляков. Торжественное открытие мемориала состоялось в октябре 2008 г.

Музей под открытым небом. В нём представлена сельскохозяйственная техника 60-х и 70-х годов, а также Аллея славы, где размещены фотографии заслуженных людей Троицко — Сунгурского поселения.

Черная береза – особо охраняемая территория местного значения. Образована в 1983 году, площадь 10 кв. метров.

Чёрная берёза – совершенно необъяснимый с позиций здравого смысла природный феномен. Среди обычного смешенного леса на небольшой поляне стоит дерево со стволом и листьями берёзы, но вместо белого ствол покрыт чёрным бархатом. Появление этого необычного дерева легенда связывает с трагической любовью и одиночеством местной девушки. «Пусть бы стала я лучше древом жалостным, чтобы горе – несчастье моё люди видели и вместе со мной плакали…». К Чёрной берёзе приезжают молодожёны и завязывают ленточку счастья. Приезжают сюда полюбоваться на чудо природы жители не только Новоспасского района, но и соседних районов и областей.

Школьники нашей школы постоянно следят за состоянием этого уникального дерева.

Лесной массив. Лесной массив разнообразен растительным и животным миром. Растительность представлена ярусно. Встречаются и краснокнижные растения, например, прострел луговой, в народе его называют подснежником.

Большой пруд находится в лесном массиве, в летнее время на нём встречаются отдыхающие, на берегу пруда ловят рыбу любители рыбалки.

Затем маршрут продолжается опять в село.

В центре села можно развлечься на детской площадке, расположенной рядом с детским садом. На ней много детских аттракционов.

Стадион расположен на территории школы. Он оборудован спортивными снаряжениями.

Каток расположен на стадионе. Он работает в зимнее время. На катке всегда многолюдно. На нем проводятся соревнования по хоккею.

Маршрут заканчивается у бассейна. Бассейн был построен в селе в 80-е годы, а реконструирован в 2006 году. Он отвечает современным технологиям. Бассейн имеет четыре дорожки, его длина – 25м, глубина – то 150 до 185 см. Имеется русская баня, сауна, мини — холодный бассейн, комната для чаепития.

Затем я провела социологический опрос на тему «Как вы относитесь к тому, чтобы в нашем селе организовать экскурсионный маршрут. Проанализировала опросные листы:

В опросе принимали участие 615 жителей села.

Приведу пример анализа некоторых вопросов анкеты:

  1. 75% жителей считают, что все объекты, относятся к достопримечательностям села, а 25% считают, что зоны отдыха — это не достопримечательность;
  2. 65% считают, что наше село может привлекать туристов, а 35%- не может.

Затем я разработала правила посещения и поведения на туристическом маршруте.

Чтобы увлекательно проходили экскурсии, я вместе с ребятами школы разработала проект сценария экскурсионного маршрута « Необычное путешествие по селу ».

Чтобы привлечь туристов к достопримечательностям, я создала рекламный буклет.

Практическое значение моей работы является тем, что экскурсионный маршрут апробирован учащимися школы.

С 2008 года учащиеся школы в качестве экскурсоводов проводят экскурсии по данному маршруту:

  1. для участников муниципального слета старшеклассников;
  2. для учащихся школ района;
  3. для учителей района и гостей села;
  4. для участников областных агитпоездов;
  5. для СМИ, как на муниципальном, так и на областном уровне.

Участвуя с данным проектом в конференциях, конкурсах мы имеем следующие результаты:

3 место в областной краеведческой конференции обучающихся.

1 место в областной конкурс на лучший проект туристско-краеведческого маршрута среди обучающихся «Мой край».

1 место в районной краеведческой конференции обучающихся.

1. Итак, я собрала и изучила комплексный фактический материал по культурным достопримечательностям своего села.

2. Дала описание культурные достопримечательности села.

3. Провела социологический опрос и сделала анализ.

4. Разработала экскурсионный маршрут.

5. Разработала проект сценария экскурсии «Необычное путешествие по селу».

6. Разработала правила посещения и поведения на туристическом маршруте.

7. Разработала и распространила экскурсионные рекламные буклеты.

Мы рады, что наш экскурсионный маршрут пользуется популярностью среди жителей села, района, области и туристов других регионов. Таким образом, мы учащиеся ни когда не забудем свою Малую родину и свои знания передадим нашим детям, внукам и правнукам. И я уверена, что мое родное село будет существовать еще ни один век.

Источник

Экскурсия «Путешествие по селу»
материал (старшая группа)

Программное содержание экскурсии: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свое село.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_puteshestvie_po_selu.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по селу»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свое село.

Скажите, пожалуйста вы любите совершать прогулки по улицам нашего села?

— Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

— Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существует адрес?

— Какие улицы нашего села вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий села, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход: Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего села.

— Как называется центральная улица села Головчино?

По ходу следования к центральной улице воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице, затем поворачиваем направо и попадаем на улицу», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

— Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

— Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

— Какие деревья посажены на улице?

— Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

— Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

— А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

— На какой свет мы будем переходить дорогу?

— Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С.Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов.

— Какие магазины вы видите справа от нас, слева?

— Вы часто с родителями ходите в магазины?

— Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

— Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

— Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

— Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

— Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

— Какие бывают дома?

— Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий? Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение

Источник

Туристско-экскурсионный маршрут по селу Дубенки «Моя малая родина»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Дубенского муниципального района РМ

МАРШРУТ ПО СЕЛУ ДУБЕНКИ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Фалина Галина Ильинична,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр детского творчества».

с. Дубенки- 2017г.

Содержание проекта маршрута.

Техническое и краеведческое описание маршрута.

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы, попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. Учитывая, как привлекательна природа в Дубенском районе, какие здесь имеются исторические, природно-культурные значимые места, совместно с обучающимися объединения «Юный краевед» МБУДО «Центр детского творчества» Дубенского муниципального района Республики Мордовия разработали туристско-экскурсионный маршрут «Моя малая родина» по наиболее интересным и значимым местам села Дубенки.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема экологического и патриотического воспитания среди молодежи стоит очень остро.

Туристско-экскурсионный маршрут это проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и взрослых ценителей природы и истории. Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране природно-культурных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов.

Цель маршрута: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине.

В основу трассировки маршрута положена существующая дорожно-тропиночная сеть. Он не представляет опасности и сложности для прохождения (не имеет крутых склонов, осыпей и т.д.). Информативность достигается путем рассказов экскурсовода.

Создание туристско-экскурсионного маршрута «Моя малая родина» тесно связано с программным материалом для краеведческого кружка. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных школьных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и деятельностью человека.

2. Содержание проекта маршрута.

Паспорт туристско-экскурсионного маршрута

«Моя малая родина»

Нитка маршрута – с. Дубенки, МБОУ «Дубенская СОШ» — Никольская церковь – Мемориал Памяти – Бобровая плотина на р. Сюксюрма – родник «Чай лисьма» — Парк культуры и отдыха. Аллея Славы – Бобровая плотина на р. Ахматовка (с. Ардатово).

Наименование экскурсионного маршрута – “Моя малая родина”.

Протяжённость маршрута- 2,5 км.

Время прохождение маршрута – 2 часа.

Пеший способ передвижения по маршруту.

Движение – начинаем экскурсию от Дубенской средней школы по центру села в сторону реки Сюксюрма и церкви, затем в обратном направлении движемся по правую сторону к роднику «Чай лисьма», далее- к парку, и по шоссейной дороге в сторону села Ардатово.

Землепользователь – администрация Дубенского сельского поселения Дубенского муниципального района РМ.

Назначение маршрута – формирование экологической и исторической культуры школьников, проведения экскурсионной работы, исследовательской деятельности.

Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, научно-исследовательская работа.

Маршрут сезонный- весна, лето, осень.

Наличие экскурсоводов на маршруте – педагог и обучающаяся МБУДО “Центр детского творчества”, 2 человека.

Основные объекты маршрута:

Никольская церковь с. Дубенки.

Бобровая плотина на р. Сюксюрма.

Родник «Чай лисьма».

Парк культуры и отдыха с. Дубенки. Аллея Славы.

Бобровая плотина на р. Ахматовка (с. Ардатово).

Характеристика села Дубенки. Дубенский район расположен в восточной части республики в долине реки Чеберчинка, на автомагистрали Саранск- Ульяновск. Граничит с Атяшевским, Большеберезниковским и Чамзинским районами республики и Сурским районом Ульяновской области, занимает площадь 896 кв. км. Село Дубенки является районным центром Дубенского района. Природные условия характерные для района можно соотнести и с нашим селом. Рельеф района представляет собой волнисто-увалистую равнину с сильно расчлененной овражно-балочной сетью. Увалистый рельеф способствует образованию оврагов, интенсивному стоку дождевых и талых вод, появлению эрозийных процессов. Территория села соответствует окончанию Приволжской возвышенности. Этим объясняется неровный характер рельефа района и села по сравнению с западными частями Мордовии.

Наиболее распространенные почвы в земельных угодьях нашего села- серые лесные почвы. Черонозем распространяется на открытых дерново-луговых участках, приуроченных к возвышенным частям бассейна реки Сюксюрма. Встречаются на западной окраине села обширные участки торфяно-болотных почв, к ним прилегают улицы Набережная, Луговая, Советская. Когда-то здесь велись торфяные разработки. Сегодня- это практически пустующая земля.

Климат в районе умеренно-континентальный.

Гидрографическая сеть нашего села состоит из небольших рек Сюксюрма и Покш сельме, которые относятся к притокам второго порядка реки Сура. Сюксюрма протекает с запада на восток и имеет протяженность 13 км. В настоящее время это мелководная речушка, в бассейне которой 5 благоустроенных родников.

Объект 1. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь.

Судьба любой деревеньки, поселка, города неразрывно связана с церковью, так повелось издревле. Церковь благословляла новорожденных, напутствовала венчающихся, провожала в последний путь умерших, сопровождала человека всю его жизнь. Храм не похож на прочие здания. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. А что по своей форме напоминает купол? Оказывается пламя свечи, а маковка — форму луковицы. Купол же, заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу– Иисуса Христа.

Дубенки имели церковь, построенную, по всей видимости, еще в царствование Екатерины II. В 1864 году Дубенскими прихожанами был построен деревянный храм. Престолов в нём было два: главный (холодный) во имя Живоначальной Троицы и в трапезе (теплый) во имя Святителя и Чудотворца Николая. С 1918 года на Дубенскую церковь, как и по всей Советской России, начались гонения, выразившиеся в 1929 году закрытием храма. Вскоре из села в Симбирск уехал последний настоятель Никольской церкви протоирей Николай Введенский, а дьякон Федор Чаткин был арестован и пробыл в сталинских лагерях до 1933 года, а в 1937-ом году был расстрелян. Церковь дошла до наших дней в сильно изувеченном виде. Возродившемуся приходу пришлось заново отстраивать колокольню и вновь придавать оскверненному зданию храмовый вид. Церковь заново освящена как Никольская. К дубенскому храму приписана каменная церковь в селе Енгалычево (1820 год), представляющая собой очень интересный памятник классицизма. Еще один приписной приход – эрзянское село Пуркаево (бывшее Налитово), где имеется молитвенный дом.

Здание храма, после его закрытия было переоборудовано в районный дом культуры, в котором также были размещены – библиотека, Дом пионеров, ДОСААФ, а в последующее время филиал Саранского телевизионного завода. В середине 90-х годов прошлого века здание храма, как и дом священника, были возвращены церкви с помощью прихожан.

Начавшаяся реставрация храма продолжалась по сегодняшний день. Очень много старания и настойчивости вкладывает в нее Благочинный района отец Андрей, в миру Зубанов Андрей Николаевич.

Объект 2. Мемориал Памяти.

Советский народ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. одержал великую победу, разгромив фашистскую Германию. Очень дорого досталась нам эта победа. Свою лепту в это великое дело внесли жители нашего села и района.

Во время войны на фронт было призвано 558 уроженцев села Дубенки, из которых не вернулось с поля боя 317, не считая 105 человек эвакуированных, жителей Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, призванных Дубенским райвоенкоматом. 75 вернувшихся воинов стали до конца жизни инвалидами.

В 70 годы прошлого столетия в центре села, возле Никольского храма, был построен памятник советскому солдату. На его стелах выбиты имена жителей села, погибших в Великой Отечественной войне. Люди чтят память погибших воинов. В начале 80-х на левом берегу Сюксюрмы расчистили площадь, на которой некогда находилось волостное управление, затем столовая, склады райпо. Было задумано строительство комплекса- Мемориала Памяти, воинам, погибшим в годы войны. Эту идею строительства Мемориала внесли А.Г.Морозова- первый секретарь райкома КПСС и Г.И. Коробков. Активное участие принимали промышленные и строительные организации райцентра. Мемориал Памяти открыли в 1985 году в честь 40-летия Победы. Возле него посадили аллею елочек, которые со временем разрослись.

В 2008 году произведена реконструкция Мемориала. Ежегодно на день Победы и в другие торжественные дни здесь проходят митинги и возлагаются цветы к подножию памятника. Наш долг с уважением относиться к памяти погибших земляков, которые защищали Родину и подарили нам мирную жизнь!

Объект 3. Бобровая плотина на реке Сюксюрма.

В сентябре 2015 г. проводя исследование экологического состояния реки Сюксюрма на участке между первым и вторым мостом через реку в центре села, по правому берегу была обнаружена плотина. Стало ясно, что это работа бобров. Речной бобр– околоводный зверь, длина тела 70-80см, очень массивный, с плоским как лопатка хвостом. Длина хвоста около 30см, ширина 10-12см, покрыт роговыми щитками. Без хвоста зверёк не мог бы подгрызать деревья. Дело в том, что при работе он упирается в землю именно хвостом. Хвост служит ему и веслом, и рулем. Незаменим хвост и при нырянии, особенно в момент опасности. Всё тело бобра одето тёплой шубой, и только благодаря голому хвосту он избавляет от излишков тепла. Слух у бобра отменный, хотя маленькие уши едва заметны среди меха. Коренные зубы обычно не имеют корней; резцы позади изолированы от ротовой полости особыми выростами губ, которые, смыкаясь, препятствуют попаданию воды в ротовую полость, в то время, как зубы торчат наружу. Такое устройство позволяет животному грызть под водой, не захлебываясь.

Жизнь бобров начинается с постройки жилища. Свой дом они строят на реке, но чтобы это сделать, им нужно перекрыть течение реки и поднять уровень воды. Бобры строят плотину, чтобы образовалось озеро. Строительный материал – бревна, ветки, камни, ил, грязь, глина. Бобры ищут самое узкое место в реке, валят деревья, затем к запруде таскают камни, ветки. Строительство начинается с того, что бобры вертикально втыкают в дно ветви и стволы, укрепляя промежутки ветвями и тростником, заполняя пустоты илом, глиной и камнями. В качестве опорного каркаса они часто используют упавшее в реку дерево, постепенно обкладывая его со всех сторон строительным материалом. Все скрепляют глиной и илом, тщательно утрамбовывают лапами. Каждый день трудятся бобры, и плотина понемногу растет. Бобрам все время приходится ремонтировать плотину, заделывать протечку. Понижение уровня воды в пруду опасно тем, что обнажаются входы в жилище – норы. Они обычно располагаются под водой на глубине 30-50 см. Для возведения плотины выбираются места, где деревья растут ближе к кромке берега. Для строительства и заготовки корма бобры валят деревья, подгрызая их у основания, отгрызают ветки, затем разделяют ствол на части.

Бобры любят спокойный и уединенный образ жизни. Живут они поодиночке или семьями. Семейный участок иногда занимается семьёй в течение многих поколений. Небольшой водоём занимает одна семья или холостой бобр. Бобры активны в сумерки и ночью. В случае опасности ныряют, издав сигнал тревоги – громкий шлепок хвостом по воде.

Для экосистем малых рек средообразующая деятельность бобров имеет ключевое значение. Именно бобрам принадлежит наибольшая заслуга в формировании нового ландшафта. Устройство запруд на реке, превращает засушливые берега реки в пойменный влажный лес, растительность меняется, появляются влаголюбивые растения: различные виды осок, заросли рогоза, лабазника, крапивы. Бобры не только спасают землю от эрозии, но и благодаря их неутомимому труду на обширных территориях появляются плодородные почвы, появляется новая жизнь. Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов.

Объект 4. Родник «Чай лисьма».

В начале 17 века по среднему течению реки Сюксюрма (недалеко от нынешних железобетонных мостов, где находится улица Манина — «Алыпе») были разбросаны палатки и несколько домов татарской деревушки Нагаево.

Мусульмане — увлеченные и стремительные чаепитцы. Чай в селе Ломаты (будущая родина нагаевских татар) пьют каждый день по несколько раз. Особенно любят татары цейлонский чай с мягкой прохладной водой, без железа и прочих примесей…

Вот такой-то родник они нашли на левом берегу Сюксюрмы и с большой нежностью и бережливостью благоустроили его, содержали в идеальной чистоте. А когда через 20 лет они уехали всей деревней служить воеводе Неклюдову (современное село Ломаты), то долгое время приезжали сюда, как они называли — в «Чай колодец», с бочками за свежей водой для чая.

Поселившиеся здесь мордва Найманова, установили деревянный столб на верху с бюстом, похожим на женщину — «Ведь ава» и преклонялись ей. Название родника новые переселенцы не изменили, лишь родник переиначили по-мордовски. Отсюда брали, как впрочем, и сейчас, воду для питья, для чая. Здесь построена беседка- домик с неглубоким срубом и лавочками для сиденья.

Тропинка к «Чай лисьма» давно превратилась в проторенную широкую дорогу, и нет в селе родника, так почитаемого и любимого.

В чем секрет такого явления? Это — прежде всего в прохладной и чистой воде. Когда-то в 20 веке дубёнцы варили из хмеля брагу и пиво. Воду для этого они брали их трех колодцев: «Вирь лисьма», «Айгор лисьма» и «Чай лисьма», которая не замерзает в самые сильные морозы и не мелеет в летнюю жару…

Далее, продолжая экскурсию по центру села, мы проходим мимо особой достопримечательности Дубёнок — это аллея из тополей, посаженная в 1912 г. в честь 100-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. В настоящее время многие деревья вырублены в связи со строительством необходимых объектов инфраструктуры села.

Объект 5. Парк культуры и отдыха. Аллея Славы.

Парк культуры и отдыха — это лесопарк, расположен в южной части села Дубенки. Практически со всех сторон, парк окружен живыми строениями и разделяет первый и второй микрорайоны села. Парк имеет вытянутую форму с севера на юг. Протяженность её составляет около 700 метров, ширина с запада на восток составляет около 80 метров. Площадь территории парка составляет 2 га. Парк представляет собой широкую аллею по краям окруженную деревьями.

Деревья были посажены в период с 1954 по 1964 годы. Первыми были посажены березы, это стало центральной рощей парка, а через несколько лет остальные деревья( ель, сосна, лиственница, клен). В центре парка была оставлена специальная поляна для будущей танцевальной площадки и проведения торжественных мероприятий. Соответственно средний возраст деревьев составляет 65 лет. Доминирующими видами деревьев являются ель и береза. Из кустарников произрастает- рябина, боярышник, шиповник. Из травянистых растений- одуванчик, клевер, подорожник, пижма. А также культурные цветковые, высаженные в клумбы- тигровые лилии, бархатцы, петунии и др. На территории парка гнездится большая колония грачей с численностью около 1000 особей. В летний период встречаются: зяблик, обыкновенная овсянка, белая трясогузка, обыкновенная каменка, зимой- синица, щегол, большой пестрый дятел, снегирь.

Когда саженцы подросли, в парке по инициативе А.Г.Морозовой, строителями МСО была построена высокая сцена- трибуна с подмосткой, а также расширена центральная дорога для асфальтирования будущей Аллее Героев. С этого времени в парке стали проводиться дни района.

В 1980 году парк заасфальтирован, в 1985 году в парке культуры и отдыха была открыта Аллея Героев, которую в разные годы украсили бюсты знатных уроженцев Дубенского района. В 2009 году произведена реконструкция и благоустройство парка и Аллеи Героев.

Парк имеет большое эстетическое значение для жителей села. В центре парка расположена Аллея героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., уроженцев Дубенского района, переименованная в Аллею Славы. Здесь установлены 9 бюстов наиболее знаменитых уроженцев района.

Пуркаев Максим Алексеевич (1894-1953гг.) родился в бедной крестьянской семье в селе Налитово (в 1965г. переименовано в село Пуркаево). Испытывая тяжелое материальное положение, семья Пуркаевых уезжает на Ленский золотой прииск. В 1911г. они возвращаются на родину. Через четыре года Максима Алексеевича призвали в Царскую армию, где он служил ратником ополчения 2 разряда. В 1918г. по призыву советской власти идет служить в армию. Его назначают командиром роты, в которой служат татары, русские, чуваши и мордва. Затем он будет командовать батальоном, с августа 1919г. – полком Симбирской железной стрелковой дивизии на Южном и Западном фронтах. Смелого и требовательного командира полюбят бойцы. С осени 1926г. Максим Алексеевич- заместитель начальника штаба 33 стрелковой дивизии, затем начальник 48 Тверской стрелковой дивизии, начальник штаба Московского военного округа. Каждое повышение- это признание раскрываемого таланта крупного военоначальника, военной тактики и стратегии применительно того времени.

В 1934-1936 годах учится в Военной академии имени Фрунзе, уже будучи в звании ком. Брига, командует дивизией, а весной 1938г. стал начальником штаба Белорусского военного округа, разрабатывает план освободительного похода нашей армии в Западную Белоруссию и за его успешное проведение награжден вторым орденом Красного Знамени( первым был награжден в гражданскую войну).

В первый же день Великой Отечественной войны Максим Алексеевич назначается начальником штаба Юго-Западного фронта, а в конце июля направляется в распоряжение Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова в группу по формированию и обучению новых частей и соединений на территории Приволжского военного округа. В августе 1942г. Пуркаев назначается командующим Калининским фронтом. За успешное проведение операции по освобождению города Великие Луки был удостоен ордена Кутузова I степени и звания генерала-полковника. С мая 1943г. Пуркаев- командующий войсками Дальневосточного фронта. За хорошую подготовку войск фронта Максим Алексеевич получил орден Ленина, а в 1944г. ему присвоено звание «генерал армии».

После войны М.А. Пуркаев был командующим Дальневосточным военным округом, начальником штаба и одновременно первым заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока, а в июне 1952г. – начальник управления высших учебных заведений Министерства обороны СССР, а 1 января 1953г. Максим Алексеевич скоропостижно скончался. На родине Пуркаева установлен его бюст. В городе Саранске его именем названа улица.

Ягунов Павел Максимович (1900- 1942гг.), родился в селе Чеберчино в бедной крестьянской семье. После окончания Чеберчинской школы вместе с родственниками уехал в Среднюю Азию. В 1919г. был призван в Советскую армию, участвовал в боях с белоказаками и английскими интервентами. Окончил в 1923г. Ташкентское военное училище им. В.И.Ленина. Осенью 1941г. полковник Ягунов назначен командиром 138 горно-стрелковой дивизии, которая с середины января 1942г. будет воевать на Керченском полуострове. А в мае принимает руководство обороной в поселке Аджимушкай, защищая подступы к переправе через Керченский пролив. Когда немцы овладели полуостровом, наши воины отошли в каменоломни у поселка Аджимушкай и заняли там круговую оборону. В этих же каменоломнях находились несколько тысяч местных жителей. Фашисты стали пускать в каменоломни ядовитый газ. Оставшиеся в живых после удачной вылазки разбирали трофеи. Тогда-то в руках Ягунова и взорвалась граната.

Героическая оборона Аджимушкая продолжалась до октября 1942г., а в ноябре 1943г. будет освобожден, в каменоломнях были сотни останков его защитников. В 1987г. найдены останки командира и 30 воинов, они с воинскими почестями перезахоронены в братской могиле с надписью на мемориальной плите: «Полковник Ягунов Павел Максимович- командир Аджимушкайского гарнизона и 30 неизвестных солдат 1942 года».

Денисов Алексей Александрович (1907- 1976гг.) родился в селе Петровка. Окончил местную школу, работал в хозяйстве родителей.

В Советскую армию Алексей Денисов был призван в 1929 году, а через три года окончил ленинградскую пехотную школу. За образцовое выполнение боевых заданий в войне с белофиннами ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а эскадрилья была удостоена ордена Красного Знамени.

Затем была Великая Отечественная война. Её Денисов встретил в звании майора, подполковника, командира 13- отдельной Краснознаменной авиаэскадрильей. В годы войны Денисов был награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной звезды, медалями…

В родном селе установлен его бюст, а в селе Дубенки его именем названа улица.

Манин Александр Андреевич (1921-1944гг.)- уроженец села Чеберчино. После окончания местной семилетки, продолжил учебу в Дубенской средней школе. Затем, окончив краткосрочные учительские курсы, начинает работать учителем математики в Чеберчинской средней школе. Заочно поступает в педагогический институт.

Осенью 1940г. Александр Манин призван в Советскую Армию. Завершив учебу в артиллерийском училище, стал наводчиком, немного позднее командиром орудия. Храбро воюет на Невской Дубровке, под Маркино и Шлиссербургом. Солдаты и офицеры батареи любили его за веселый нрав и открытый характер, сметливый ум. В январе 1944г. 871-й легкий артиллерийский полк участвовал в полном снятии блокады Ленинграда и освобождении Гатчинского района. 25 января 1944г. наши бойцы захватили станицу Войсковицы и небольшой населенный пункт Илькино. Таким образом, была перерезана железная дорога Красногвардейск- Кингисепп, по которой отступали немцы. Им позарез нужна была эта дорога, поэтому они бросили в атаку пехоту и тяжелые танки «тигр».

Шел тяжелый неравный бой, но артиллеристы стояли насмерть. Два танка «тигр» шли прямо к орудию старшего сержанта Манина. Тремя выстрелами был подбит один и поврежден второй, подобное было по всей линии обороны. Враг не прошел, он был разбит подоспевшими нашими войсками. В этом бою погиб старший сержант Александр Андреевич Манин….

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1944г. Манину А.А. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск связи города Санкт-Петербурга хранится 75 миллиметровая пушка ЗИС-3 № 15588, расчетом которой командовал Манин Александр Андреевич.

Сегодня имя Героя Советского Союза Манина А.А. носят улицы в селах Чеберчино и Дубенки.

Бровцев Николай Михайлович (1915- 1945гг.) уроженец села Турдаково. Окончил Кабаевскую семилетнюю школу. Проработав немного в колхозе «Валскень Зоря» уехал из Турдакова в город Дзержинск, где работал на заводе. В 1937г. был призван в Советскую Армию. В Пскове окончил полковую школу и курсы младших командиров. В 1939г. стал командиром взвода.

С первых дней войны Бровцев воюет на Северном фронте. Затем после ранений и госпиталей будет 3 белорусский фронт, тяжелые бои в Восточной Пруссии. Последний бой для Бровцева произошел 15 апреля 1945г. В этот день немцы решили прорвать оборону в лесном массиве Флангервальд и выйти в тыл наших частей. Вражеская пехота шла в атаку, неся огромные потери, при поддержке танков… Капитан Бровцев лично командовал боем, который несколько раз переходил в рукопашные схватки. Даже оставаясь тяжело раненным, Николай Михайлович продолжал сражаться, и погиб за несколько минут до вступления в бой подошедших подразделений….

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1945г. Бровцеву Н.М. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3 степени, Отечественной войны 2 степени, красной звезды, медалями. Его имя ныне носит рыболовецкий траулер в Калининградской области, улица в Дубенках, а на родине Бровцева в селе Турдакове установлен бюст и мемориальная доска на доме, в котором прошли детские годы героя.

Жадейкин Максим Степанович (1914-1944гг.)- уроженец села Пуркаево (Налитово). Родился в крестьянской семье, учился в местной школе, а когда подрос, уехал с односельчанами на Алдан, где работал плотником, бригадиром строителей на золотых приисках Алдана. С 1942г. Максим Степанович призван в Советскую Армию. С июля месяца командир отделения роты противотанковых оружий 22-й гвардейской мотострелковой бригады Воронежского фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944г. Жадейкину максиму Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После Днепра были другие, не мене тяжелые бои. И повсюду Жадейкин сражался отважно, снискав себе славу меткого истребителя танков. Шел январь 1944г. Советская армия, подобно урагану, выметала с нашей земли фашистских захватчиков. Жадейкин, только что, получив высокую награду Родины, дрался с еще большим упорством, зная, что с героя спрос особый. В том заснеженном январе Максима Степановича не стало.

Бюсты героя Советского Союза М.С.Бровцева установлены в селе Пуркаеве, городе Алдане и селе Дубенки.

Бурнаев Сергей Александрович (1982-2002гг.)- уроженец села Дубенки. В 1987г. семья Бурнаевых уехала из Дубенок в поселок Заокский Тульской области. Здесь Сергей успешно окончил среднюю школу и пошел работать на местный завод, где трудился с отцом.

В мае 2000г. Сергей призывается служить. Служит во внутренних войсках спецназа «Витязь». В последующем году он на шесть месяцев выезжал в Чечню, потом снова служит в родной части. Он думал о завершении службы и свадьбе, к которой готовились родственники. Вторая командировка в Чечню началась 10 декабря 2001г. 27 марта 2002г. по оперативным данным разведки спецназовцы узнали, что в школе №4 города Аргуна находится склад с оружием и возможно боевики. В тот же день 70 спецназовцев на 7 бронетранспортерах подъехали к заданному объекту и, окружив школу, начали операцию. В подвале школы спецназовцы были вынуждены вступить в бой с засевшими там боевиками. В какой-то момент один из них швырнул гранату в ноги четырем спецназовцам. Их гибель была неминуема. Командир группы сержант Бурнаев в отчаянном броске накрыл гранату. Взрыв был глухим. Сергей погиб, зато его товарищи остались целы. Вскоре они с подоспевшими бойцами уничтожили 8 боевиков и их боевой склад.

Указом Президента России В.В.Путина от 16 сентября 2002г. сержанту Сергею Александровичу Бурнаеву будет присвоено (посмертно) звание Героя России, а 10 ноября того же года эта награда будет вручена родителям- Александру Семеновичу и Валентине Васильевне.

Суродеев Николай Максимович (1921- 2004гг.)- уроженец села Поводимово. Родился в небогатой и небольшой крестьянской семье. Окончил Поводимовскую семилетку, затем Дубенскую среднюю школу. После её окончания, прошел учительские курсы и стал работать учителем в Поводимовской семилетке, заочно учась в педагогическом институте.

С 1940г. Николай Максимович в Советской Армии служит, воюет в зенитном батальоне, участник обороны Тулы. Ранения, госпитали и снова фронт. Участник Курского сражения и заграничного похода. Имеет семь боевых наград.

После войны Николай Максимович возвращается в родное село и снова становится учителем в школе, затем инструктором, заведующим организационным отделом Дубенского райкома партии. С февраля 1955г. он избирается председателем поводимовского колхоза им. Ленина, где работает до июля 1977г. за время работы в этой должности проявил себя хорошим организатором колхозного производства, знающим и любящим свое дело.

Николай Максимович за успехи, достигнутые в сельскохозяйственном производстве, много раз был участником ВДНХ. Награжден Малой золотой и Большой серебряной медалями. Ему были присвоены звания: «Мастер высоких урожаев конопли», «Мастер высокой культуры земледелия», «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». А в 1973г. он стал Героем Социалистического Труда.

Последующие десять лет он руководил Дубенским маслозаводом.

Мартьянова Екатерина Евдокимовна (1917-2007гг.) – уроженка села Ардатово. Родилась в бедной крестьянской семье. Учиться много не пришлось- надо было помогать семье, зарабатывать на еду. С 15 лет она легко выполняет все домашние работы, а также в местном колхозе им. Калинина. Её муж вскоре после начала Великой Отечественной войны погиб на фронте. Она осталась с двумя дочерьми. Работала на оборонительном Сурском рубеже и в полеводческой бригаде.

Отгремели военные бури, подросли дети. Екатерина Евдокимовна работает в звене по выращиванию технических культур, затем её избирают звеньевой. 1965 год особенным не отличался. Работали, как и прежде, нисколько не думая о награде, а только о получении высокого урожая и высоком заработке. А именно тогда её звено стало победителем среди звеньев колхоза и района. Урожай оказался самым высоким.

Высокая награда не заставила себя долго ждать. Правленцы тихо шептались о ней, но такого не ожидал никто. Екатерину Евдокимовну срочно вызвали в правление колхоза. Председатель правления Павел Андреевич Булавкин тепло обнял и взволнованно заговорил: «Поздравляю, Екатерина Евдокимовна с Героем, а теперь садись у телефона и жди поздравлений…».

— «Это победа всего звена»- спокойно ответила звеньевая.

Новый 1966 год встретили в звене дружно. Высокая награда вдохновляла на новые победы. И это зов полностью оправдал себя. Коноплеводческое звено многие годы будет в числе лучших звеньев колхоза и района, а затем по выращиванию технических культур станут высокомеханизированными на полную потребность, обеспечивая кормами животноводство колхоза.

В 2008г. на Аллее Славы парка культуры и отдыха был открыт бюст звеньевой коноплеводческого звена, Герою Социалистического Труда Мартьяновой Екатерине Евдокимовне.

Объект 6. Бобровая плотина на реке Ахматовка.

Бобровая плотина на реке Ахматовка (граница села Дубенки и села Ардатово) обнаружена около двух лет назад жителями села Ардатово. Плотина построена недалеко от моста через реку, по которому идет дорога внутрирайонного значения. Река Ахматовка неширокая и неглубокая, на берегу растут тополя и осины. На месте сооруженной бобрами плотины река чуть сужается и повалено дерево. Здесь то и построена плотина. Длина её составляет около 5 метров, высота- около метра. На берегу немного заболочено.

Этот объект маршрута выбран для сравнения с бобровой плотиной на реке Сюксюрма и ознакомления с природой окрестности села Дубенки.

Наглядно-иллюстративный и картографический материал маршрута. Карта туристско-экскурсионного маршрута по селу Дубенки «Моя малая родина»: Фото 1. Фото 2. Родник «Чай лисьма» Начало реставрации церкви с. Дубенки. Фото3. Парк с. Дубенки. Фото 4. Аллея Героев в парке. Фото 5. Бобровая плотина на реке Ахматовка Выводы.

В нашем поселении есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали, потому что в каждом селе есть свои особенные достопримечательности, красивая природа, интересные объекты. Надо в будущем создавать для туристов условия: строить кемпинги, организовывать экскурсии.

Пройдя данную экскурсию, наши учащиеся и гости могут открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому.

Для того, чтобы дети в школе стремились больше узнать о своей родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края.

Баженов Н. «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск.

Дубенский район. История. События. Люди.// г. Саранск, «Красный Октябрь», 2008г.

«Здесь я живу». Материалы из истории села Дубенки. Библиотека МБОУ «Дубенкая СОШ».

Источник

Читайте также:  Виртуальная экскурсия по городу новокузнецку
Оцените статью