- Почему Китай называют «Поднебесной страной»
- С чем связано такое изящное название — «Поднебесная»?
- Значение названия страны на китайском языке
- Как называют страну иностранцы?
- Названия Китая: Срединная земля, Поднебесная и другие
- Срединные государства
- Поднебесная
- Хуася
- Китай
- China
- Китайцы и варвары
- Как китайцы называют свою страну, происхождение слова Китай
- Как китайцы называют Китай
- Как по-другому называют Китай
- Почему русские Китай называют Китаем
- Происхождение слова Китай – этимология
- Что означает слово Китай
- Древнее название Китая
Почему Китай называют «Поднебесной страной»
Китай – удивительная страна с сильными традициями и новыми технологиями. Как только не именуют это великолепное и противоречивое государство иностранцы, но сами китайцы называют свою страну красивым словом «Поднебесная». Так почему Китай Поднебесная страна?
С чем связано такое изящное название — «Поднебесная»?
Небо в культуре и истории Китая занимает совершенно особенное место. Согласно верованиям древних народов, живших на территории современного Китая, души их предков после смерти сливались с небом, а их враги и чужие народы и вовсе не имели неба над головой.
Раннее государство Шан, которое появилось в бронзовом веке, считалось довольно развитым и просвещенным местом. Его правители почитали предков, а их соседи Чжоу многое перенимали у них.
В ходе небольших междоусобиц и объединений в Древнем Китае появилась интересная концепция «мандата неба». Согласно ей именно само небо (духи достойных предков) наделяют властью лучшего правителя или героя, а также прописывают его судьбу. Так китайцы стали считать, что на все воля неба над головой, так, как там находятся самые почитаемые их предки. Отсюда и название «Поднебесная» — та, которая находится под небом.
Значение названия страны на китайском языке
Для всего мира Китай имеет одно название. Для самих жителей государства название состоит из двух иероглифов: 中国 . «Тянь Ся» — так звучит Китай для самих китайцев. «Тянь» переводится, как «день» или «небо». А «Ся» означает «подножие» или «нахождение под чем-либо».
Вот почему Китай называют Поднебесной страной. Помимо этого названия, о Китае можно услышать, как о «срединной земле». «Чжун Го» — срединная империя, которую никто не пытался завоевать тысячи лет. Китайцы очень гордятся своим происхождением и культурой, немудрено, что какой-то период времени они считали себя «пупами земли». И, возможно, считают так сегодня.
На появление таких названий повлияла и география Китая. На территории всей страны есть места, где горные пики впиваются вершинами в небеса, а внизу у гор располагаются древние дворцы, храмы и монастыри. Завораживающее «низкое» небо с красивыми облаками тоже сыграло свою роль в формировании древних представлений и образов разных народов.
Иногда китайцы именуют свое государство «Сыхай». Это слово переводится, как «страны между четырьмя морями». И здесь географическое положение Китая влияет на название. «Сыхай» — более обширное понятие, включающее в себя не только центральные земли, но и все провинции, простирающиеся до самых границ современного Китая. Хотя главной все же остается концепция небесного господства и судьбы.
Как называют страну иностранцы?
Пресловутое «China», которое можно увидеть на многих товарах из Китая, родилось на свет благодаря южным землям государства. Афанасий Никитин в период своих путешествий назвал южные провинции Китая «Чина», как и фарфор, который оттуда экспортировался в Индию.
Великий путешественник Марко Поло, написавший знаменитую книгу «Книга чудес света» о своих путешествиях по Азии и Африке, также определял южные территории, как «Чина», а все остальные земли именовал «Катай». До 17 века эти названия не приживались в разных языках, но затем получили широкое распространение по всему миру.
Но как бы ни называли страну «Поднебесную» жители разных государств, для китайцев она навсегда останется избранной небом землей, находящейся посередине планеты.
Источник
Названия Китая: Срединная земля, Поднебесная и другие
Страна, которую мы знаем как Китай, по-китайски называется Чжунго 中国, что переводится как «Срединные земли», или «Срединное государство» (в китайском языке нет морфологического изменения слов по числам). Названия Китая очень многочисленны.
Срединные государства
Перенесемся мысленно на 2,5 тысячи лет назад, в середину I тыс. до н.э. В то время формально на территории Великой китайской равнины царствовала династия Чжоу (XII в. до н.э. – 256 г. до н.э.). Фактически же Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели междоусобные войны.
Царство Чжоу пришло на смену государству Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), первому государственному образованию, существование которого подтверждено как археологическими находками, так и письменными источниками. В истории династии Чжоу выделяются два периода: правление Западной Чжоу (1026-770 до н.э.) и Восточной Чжоу (770-256 до н.э.), когда столица была перенесена на восток страны, в Лои (совр. Лоян). Правление Восточной Чжоу, в свою очередь, подразделяется на два периода: Чунь-цю (Весны и осени, 770-481 до н.э.), получивший свое название от одноименной летописи царства Лу – «Чунь-цю», редактором которой считается Конфуций, и Чжань-го (Сражающиеся царства, 475 или 403 – 256 или 221 до н.э.).
Срединные царства окружали слабозаселенные территории и пустоши. К северу от Китая простирались бескрайние степи, заселенные кочевыми племенами сюнну (известные в Европе как гунны); на западе – высочайшие горные плато и хребты, где жили свирепые племена цянов (предки тибетцев); на юге, за рекой Янцзы – непроходимые болота и тропические леса; на востоке – безбрежные пространства Бохайского залива (который китайцы называют морем), Желтого и Восточно-Китайского морей, а также аллювиальные прибрежные болотистые низменности. Неудивительно, что китайцы ощущали себя жителями центра мира!
Китай в период Сражающихся царств (примерно на 260 до н. э.)
Поднебесная
Другое самоназвание Китая – Тянься 天下, или Поднебесная. Согласно древним представлениям, Небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Там, где круг (Небо) проецируется на квадрат (Земля), по мнению древних китайцев, и находились Срединные Земли. По углам располагались территории, заселенные варварами, которые, как считали китайцы, были лишены покровительства благого Неба.
Китай – континентальная страна. Для древних китайцев их земля вмещала в себя весь мир. В китайском языке есть два выражения, которые можно перевести как “мир”. Одно – “все под Небом”, и другое – “все в пределах четырех морей”. Для народа морской державы, какими были греки, синонимичность этих выражений была бы непредставима. Но в китайском языке это произошло, и тому есть причины.
Со времен Конфуция и вплоть до конца прошлого века (имеется в виду XIX в. – Ред.) ни один из китайских мыслителей не плавал по морям. Конфуций и Мэн-цзы, если судить по нынешним меркам, жили недалеко от моря. Тем не менее в «Беседах и рассуждениях» Конфуций говорит о нем только однажды: “Если мне не суждено достигнуть цели, я сяду на плот и поплыву в открытое море…” (V, 6) … Мэн-цзы не пошел дальше Конфуция, лишь подумывавшего о “путешествии к морю”. Насколько отличались от них Сократ, Платон и Аристотель, жившие в морской стране и путешествовавшие от острова к острову! (Фэн Ю-лань. «Краткая история китайской философии»)
Хуася
Еще одно неформальное название Китая и китайцев — Хуася 华夏, где «хуа» означает «пышный», «великолепный», «цветущий», а «Ся» — название первой, легендарной династии Ся (2205-1765 до н.э.), известной только по позднейшим конфуцианским письменным источникам и не подтвержденной археологическими материалами.
Согласно традиционной китайской историографии, Ся является первой династией. Существует несколько датировок ее правления: 2700, 2205, 2070 – 1765 до н.э. Основателем династии был легендарный Юй, который спас Поднебесную от потопа. До настоящего времени письменных памятников, относящихся к этой эпохе, не обнаружено. Ряд китайских историков и археологов связывают династию Ся с урбанистической археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (центр находится в 10 км к востоку от Лояна).
Император Цинь Шихуанди, родоначальник династии Цинь (221-206 до н.э.), покоривший разрозненные царства Великой китайской равнины, создал первое в истории Китая централизованное государство. Китайцы стали именоваться циньцами, людьми Цинь. В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) произошла консолидация китайского этноса. Китайцы стали называть себя хань жэнь 汉人 (люди Хань, ханьцы), или просто хань 汉, а свой язык – хань юй 汉语 (речи Хань). Эти слова существуют в китайском языке до сих пор.
Китай
Русское слово «Китай» произошло от названия кидани (китаи), с которыми первоначально столкнулись русские в результате освоения Сибири и Дальнего Востока в XVII-XVIII вв. Это были кочевые монголоязычные племена, которые некогда обитали на территории Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. В 907 году они основали государство Ляо, границы которого протянулись от Японского моря до Восточного Туркестана. Империя Ляо просуществовала до 1125 г. и стала одной из могущественных империй Азии, неоднократно воевавшей с Китаем. В период правления династии Сун (宋, 960-1279) кидане захватили значительные территории Северного Китая и императорский Китай вел длительную борьбу с ними.
China
В античные времена, когда шелк был основной статьей китайского экспорта и высоко ценился в Европе, греки и римляне называли Китай «Серика» («Страна шелка»). Из Китая шелк транспортировался по маршрутам Великого шелкового пути. Впоследствии Китай стали именовать Cina (англ. China) – по названию династии Цинь. China также переводится как «фарфор»: в Новое время китайский фарфор, как и шелк, высоко ценился в Европе и был неизменным атрибутом модного тогда стиля шинуазри («китайщина»; в России в стиле шинуазри построены некоторые дворцы Царского Села, Ораниенбаума и др.). В эпоху правления династии Цин (1644-1911) европейцы начали активно осваивать Китай, особенно с середины XIX в., и имя China окончательно закрепилось в европейской традиции.
Великий шелковый путь – сеть караванных дорог, которая существовала в античности и в Средние века, связавшая страны Восточной Азии со Средиземноморьем. Маршрут начинался в Чанъани (совр. Сиань, КНР), далее проходил через Ланьчжоу в Дуньхуан. Там он раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная – мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Южный Памир, далее – в Бактрию, а оттуда – в Парфию, Индию, на Ближний Восток и страны Средиземноморского бассейна. Термин был введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году. Великий шелковый путь оказал значительное влияние на все страны региона. В настоящее время правительство Китайской Народной Республики реализует проект Нового Шелкового пути – цепь скоростных автобанов и железных дорог, которые должны связать Китай с другими странами Европы и Азии, способствовать углублению экономических, политических, культурных связей Евразийского континента и иметь важное интеграционное значение для всего мира.
После революции 1949 г. страна официально стала называться «Чжунхуа жэньминь гунхэго» 中华人民共和国 – Китайская Народная Республика, буквально означает «Срединная цветущая страна всеобщей гармонии народа».
Китайцы и варвары
Издревле в Китае сложилось довольно высокомерно-пренебрежительное отношение к иноземцам, которых часто именуют лаовай 老外 («варвар», букв. «дилетант», «профан»). Даже в XIX в., после того, как Китай был опустошен западными странами в ходе Опиумных войн (первая Опиумная война – 1840-1842, вторая Опиумная война – 1856-1860) и находился в положении полуколонии, существовал китайский этноцентризм. Согласно одному историческому анекдоту, императрица Цыси (1835-1908) одно из писем королеве Виктории (1819-1901) начала словами: «Приветствую тебя, королева варваров».
Я слышал, что варвары изменялись [под влиянием] Китая, но еще я не слышал, чтобы варвары изменяли [что-либо] в Китае. (Мэн-цзы)
Со времен глубокой древности в Китае сложилось почтительное отношение к государству и государственным институтам. Государство мыслилось как большая семья, вышестоящих и нижестоящих членов которой связывают чувства отцовской любви и сыновней почтительности. Это нашло отражение и в современном китайском языке, где слово «государство» буквально означает «страна-семья» (гоцзя 国家), а слово «все» — «большая семья» (дацзя 大家).
За многовековую историю (сами китайцы говорят о «пятитысячелетней истории» страны) в китайской цивилизации выработались ценности, которые продолжают играть существенную роль и в настоящее время, оказывая влияние на все сферы жизни, от политики, до личных взаимоотношений: превознесение древности, почтение перед старшими, уважение традиций, коллективизм, идеал гармонии, представления о цикличности времени и истории и т.п.
Источник
Как китайцы называют свою страну, происхождение слова Китай
Наверное, каждый народ мира называет свою страну или даже местность, им населяемую, по-своему. Иногда, правда, бывает и так, что внешние заимствования «пересиливают», полностью или частично заменяя оригинальное самоназвание, и тогда это самоназвание уходит, или приобретает поэтический оттенок, а оставшееся внешнее заимствование со временем становится уже официальным названием страны или местности. В том числе, а в ряде случаев и главным образом, в иноязычных источниках.
Так, например, случилось с Финляндией. Так когда-то произошло и с Русью, Русией, едва ли не в одночасье ставшей Россией.
Как китайцы называют Китай
Не стал исключением и Китай. Здесь, впрочем, ситуация несколько иная – древних самоназваний у него, как минимум, два, и они, ни в коей мере не испытав каких-либо влияний извне (сказалась значительная удалённость от вездесущих «цивилизованных» европейцев), благополучно сохранились до настоящего времени.
Китаем, как и «Чайной» или «Хиной», китайцы свою страну, разумеется, никогда не называли, как и самих себя китайцами.
Самоназвание наших соседей по планете – хань или ханьцы или же ханьжэнь (не путать с ещё одной туземной народностью хани!), и таковых в Поднебесной насчитывается, по разным оценкам, от 92 до 95%%. А по всему миру их вообще больше миллиарда человек. Включая китайских евреев. (Ух ты, подумали мы в этом месте – есть, оказывается, на свете и такие!) Стало быть, хань(-цы) – это государствообразующий, для Китая так сказать титульный народ. Поговаривают, что истоки этого имени – в названии древней императорской династии Хань.
Ну, то есть те же османы, только наизнанку.
Поясним. Во времена существования Османской империи (нынешняя Турция), её жители на протяжении нескольких столетий назывались османами, по имени правившей тогда султанской династии, основателем которой был некий Осман. Это уже потом только они стали турками…
Но это народность, а вот свою страну вышеупомянутые хань(-цы) именуют просто Чжунго – дескать, натурально мы – пуп земли, «Срединное царство-государство». Скромненько так и со вкусом.
Как по-другому называют Китай
Второе неофициальное название Китая, не менее, а то и ещё более древнее – Тянься, Поднебесная. И здесь опять-таки прослеживаются «монархические начала»: мол, царский трон совсем уж под самым небом пребывает – до Бога, мол, высоко, до царя далеко и всё такое. Так когда-то решил сам Конфуций. А он для каждого нынешнего китайца – непререкаемый авторитет, практически отец родной. Такой же, как и сам товарищ Председатель Мао или, того хлеще, Жёлтый император Хуан-ди.
Почему русские Китай называют Китаем
В некоторых современных источниках не исключается западное заимствование этого названия в русский язык – от Cathay, очевидное искажение, которое было принесено в Средневековую Европу знаменитым венецианцем Марко Поло.
Кстати, в современном английском языке это средневековое название Китая сохраняется наряду с куда более привычным нам China и также означает нынешнее официальное название страны – Китайская Народная Республика.
Происхождение слова Китай – этимология
Одна из околонаучных версий происхождения существительного Китай – от имени некогда могущественного народа кидани или кидань-монголов – кочевого племени, занимавшего пастбища Манчжурии ещё в V-VI веке по Рождеству Христову и через несколько столетий, в раннем Средневековье уже, умудрившегося создать собственное царство Ляо в районах современного Северо-Восточного Китая. Государство это просуществовало, правда, совсем недолго и кануло в Лету за четыре столетия до того, как первые русские купцы проникли в Поднебесную.
Что означает слово Китай
На сей счёт существует ещё несколько версий, одна другой краше – например, древнерусская, славянская. Вот-де московский Китай-город. Это вам не «чайна-таун» какой-нибудь (с чем мы, понятное дело, не можем не согласиться), а крепостная стена: «кий» – стена из чего-то там древесного, а «тай»… м-ммм… ну, это просто окончание такое. А ещё «кит» или «кита» – плетень или некое защитное сооружение, вполне мощное, возводимое по принципу плетня – такими плетнями, например, защищали русские редуты в Севастополе во время Восточной (Крымской) войны 1853 – 1856 годов. И тогда они легко выдерживали удары вражеских пушечных ядер…
К слову сказать, Китай-город в Москве возник только в первой трети XVI века, а потому к чему-либо древнерусскому отношения, хотя бы и опосредованно, вовсе не имеет. Впрочем, некоторые специалисты видят в его названии тюркские корни – дескать, речь идёт о срединном (среднем) крепостном кольце, окружавшем самый центр столицы Московского государства. Кстати, этой версии придерживался знаменитый знаток Москвы краевед П.В. Сытин.
Древнее название Китая
Наряду с Тянься, то бишь Поднебесной, в современном Китае имеют хождение ещё несколько древних названий этой страны: почти неприличное для русского уха Хуася – «Грандиозное великолепие», Сихай – «Четыре моря» и так далее.
Источник