Как объяснить детям что такое экскурсия

Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.

«Экскурсия, как форма обучения

детей дошкольного возраста»

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

  • Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  • Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
  • Литературные;
  • Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

  • Городские (обзорные и тематические);
  • Заочные (видеосюжеты);
  • Загородные (автобусные и пешеходные);
  • Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • — Учебные;
  • — Экскурсии – прогулки.

Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.

Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

  • Вводную беседу с напоминанием о её цели;
  • Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Сбор природоведческого материала;
  • Игры детей с собранным материалом;
  • Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

Подготовительный этап:

  • Изучение и подбор литературы;
  • Определение целей и задач;
  • Изучение экскурсионных объектов;
  • Отбор фото и видеоматериалов;
  • Составление маршрута экскурсий;
  • Подготовка текста экскурсии;
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.

Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.

Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.

Список литературы:

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.

6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.

Источник

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста
консультация на тему

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_kak_forma_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 13.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид совместной деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Экскурсия — это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

• По составу участников;

• По месту проведения;

• По способу передвижения;

• По форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

• Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

• Военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи;

• Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

• Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

• Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

• Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

• Городские (обзорные и тематические);

• Загородные (автобусные и пешеходные);

Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, развивает творческое отношение к миру. Сделать мир музейных экспонатов понятным и значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

— экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

— для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

— постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

— на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, родному городу, краю. Велика роль экскурсий и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, картин вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная деятельность,как форма обучения детей дошкольного возраста.

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде обучающих игр, и реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой .

Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том ч.

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста&raquo.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г.

Источник

Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности

Любовь Белоглазова
Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности

Экскурсия одна из форм

образовательной деятельности и проводится

со средней группы детского сада.

Экскурсии проводятся с целью ознакомления

с природой—природоведческие и для

ознакомления с трудом взрослых и

окружающей жизни. Все экскурсии носят

характер познавательного развития детей и

расширяют кругозор детей, развивают речь,

учат наблюдать, анализировать,

делать новые открытия, воспитывать любовь к

родному краю. Отметить сезонные изменения

в природе нужно посещая одни и те же места.

Планирует экскурсию воспитатель исходя из программного материала и особенностей окружающей местности.

Педагог ставит цель прогулки—экскурсии, определяет место и путь, с учетом физических возможностей детей. Учитываются дороги, состояние погоды и за день—два воспитатель проходит и просматривает маршрут, находит нужные объекты и место экскурсии. Определяет объем знаний, которые дети должны получит во время экскурсии. Какие яаления будут представлены детям их последовательность, на какие части делится экскурсия и планируется коллективная, индивидуальная работа, зоны отдыха. Создать интерес можно с помощью загадок, поговорок, стихов.

Воспитатель подготавливает детей к предстоящей прогулке, говорит им о цели прогулки, на что нужно обратить внимание, что будут собирать, повторяет правила поведения на дороге, в общественных местах и на природе. Провести подготовку такого характера можно в играх, тренингах, чтобы дети могли правильно вести себя и реагировать быстро в новой ситуации. Учить быть внимательными и заботливыми друг с другом, соблюдать общие правила передвижения коллективом, делать новые открытия и уметь делиться ими с друзьями.

Дети должны знать куда пойдут, зачем пойдут и какую одежду нужно для этого одеть. Подготовить экскурсионное снаряжение для сбора материала в группу для дальнейшей работы, экспериментов и рассматриваний. Материал для сбора на экскурсии и все снаряжение хранится должно на видном месте и при отправлении в путь дети распределяют между собой кто понесет какое снаряжение. Общие цели объединяют детей в коллектив, учат работать в группе, а также можно приучать готовиться и нести снаряжение в паре. Вместе с детьми тщательно продумать с детьми какой материал они будут собирать для дальнейшей работы.

экскурсии включают в себя:

— сбор природоведческого материала,

игры детей с собранным материалом

Взависимости от времени, года, погодных условий, цели экскурсии части воспитатель может варьировать. на месте экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Коллективное наблюдение является основной частью экскурсии, с помощью которого решаются все основные задачи.

Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений. Обратитьвнимание детей помогут различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Познавательный интерес развивает рассказы из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями.В качестве примера можно привести вопрос: «Как вы думаете, береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, в лесу, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» леса и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Во время дидактических игр дать возможность детям проявить активную заботу, экологическую грамотную позицию по отношению к объектам природы.Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством

или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО):

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Образовательной области «Речевое развитие»

— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок

Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сто-рону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способ-ность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообраз-нымиестественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра. Со-ставляется конспект.В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ру-чей и т. д.

Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.

Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями.Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток, пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материа-ла, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой де-ятельности.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь ла-геря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т. д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – “Туристический поход”. Составить свою небольшую туристиче-скую песню.

Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе.На при-валах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.

Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

• Богина Т. Л. : «Режим дня в детском саду» — М. : «Просвещение», 1987г.

• Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» — М. : «Просве-щение», 1983г.

• Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М. : «Просвещение», 1991г.

• Лучич М. В. : «Прогулки с детьми в природу» — М. : «Просвещение», 1969г.

• Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» — М. : «Просвеще-ние», 1976г.

• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М. ,«Просвещение», 1986г.

• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М. ,«Просвещение», 1983г.

Сайт МАААМ http://www.maam.ru/obrazovanie/nashi-ekskursi

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Клуб «Почемучек», одна из эффективных форм работы с родителями В прошлом году, мы с коллегой по группе, предложили нашим родителям организовать клуб «Почемучек». Родители нам предлагали разнообразные.

Кружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьми Кружковая работа — как одна из форм совместной деятельности с детьми Макарова Мария Юрьевна, воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Музыкально-литературная гостиная-одна из форм культурно-досуговой деятельности «О Музыке» Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде Разноцветном, расписном И раздвинулся вдруг стены Вся.

Прогулка-одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами.

Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.

Словесная игра как одна из форм партнерской деятельности взрослого и ребенка Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре. Словесные игры как одна из форм партнерской деятельности взрослого.

Видеоотчет как одна из форм работы с родителями Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят.

Источник

Читайте также:  Метро автозаводская достопримечательности рядом
Оцените статью