- 13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
- 13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
- Как правильно выбирать экскурсию
- Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)
- Что делать на самой экскурсии
- ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ ЭКСКУРСИИ
- Как организовать экскурсию для школьников? Топ-5 советов школьным гидам
- ТОП-5 советов школьным гидам
- Совет 1
- Совет 2
- Совет 3
- Совет 4
- Совет 5
- Организационные вопросы: как завоевать доверие?
13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.
Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.
В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.
Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.
Как правильно выбирать экскурсию
1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами — провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.
2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то — всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» — заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.
3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет — 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.
4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз — не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:
- Завтрак.
- Посещение Казанского собора.
- Прогулка по Невскому проспекту.
- Экскурсия в Эрмитаж
- Экскурсия «Ансамбль Стрелки Васильевского острова»
- Экскурсия в Кунсткамеру
Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск — во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.
5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, — тем более. Сделайте утром музей, а после обеда — квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.
Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)
6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам — и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.
7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» — по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.
8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек — и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах — одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.
9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.
Что делать на самой экскурсии
10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных — держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, — не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.
11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.
12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).
13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой — но если нет, оставьте время на магазин.
Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)
Источник
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ ЭКСКУРСИИ
Методические рекомендации
по обеспечению организации выездных мероприятий
образовательных учреждений
Однодневные и многодневные экскурсии.
Дальней туристической экскурсией обучающихся является поездка, в какой – либо город или по какому-нибудь маршруту за пределы Москвы для посещения достопримечательных мест с познавательной (краеведческой) целью.
Дальняя экскурсия может быть ПЛАНОВОЙ, если она проводится по путевке специального экскурсионного учреждения (туристической фирмой), которая берет на себя полное обслуживание группы на месте ее пребывания или САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ, когда она организуется образовательным учреждением.
Количество участников плановой экскурсионной группы определяется путевкой экскурсионной организации (туристической фирмой). Количество самодеятельной экскурсионной группы устанавливается от 15 до 30 человек. При проведении автобусной экскурсии количество участников не должно превышать число посадочных мест в автобусе.
В дальнюю экскурсию могут быть допущены обучающиеся, получившие разрешение врача. Каждая экскурсионная группа сопровождается не менее чем двумя взрослыми на десять детей — руководителем группы и его заместителем.
Назначение руководителя и заместителя руководителя экскурсионной группы учащихся проводится приказом директора образовательного учреждения.
Дальняя самодеятельная экскурсия может проводиться только при наличии официального письменного подтверждения о приеме группы местными органами той области, края, республики или города, куда она направляется.
Оформление пакета документов
на однодневные и многодневные экскурсии,
на организацию выездного лагеря
1. Приказ директора по учреждению, с визами ответственных за жизнь и здоровье детей;
3. Медицинские справки о состоянии здоровья участников (форма допуска оформляется с учетом сложности выездного мероприятия);
4. Журнал инструктажа с педагогами;
5. Журнал инструктажа с детьми;
6. Должностные инструкции руководителей выездных мероприятий;
7. Заявления от родителей;
8. Договор на туристско — экскурсионное обслуживание с указанием реестрового номера;
С целью контроля за выездными мероприятиями ОУ необходимо не позднее, чем за десять дней представить в окружное управление образования следующие документы:
1.Заверенную копию приказа по образовательному учреждению о проведении выездного мероприятия и назначении руководителя и заместителя группы;
2.Список участников выездных мероприятий с указанием фамилии, имени, даты рождения, домашнего адреса, контактного телефона одного из родителей, заверенный директором образовательного учреждения с подтверждением врача о состоянии здоровья;
3.Копию договора на туристско-экскурсионное обслуживание с указанием реестрового номера;
4. Копию маршрутной книжки или маршрутного листа, заверенных в МКК;
5.Официальные письма (факсы) из городов, населенных пунктов, где планируются остановки с ночлегом, подтверждающие согласие местных организаций принять группу и обеспечить ей место для ночлега с соблюдением гигиенических норм;
6. Копию договора о предоставляемых услуг на оздоровление детей.
Источник
Как организовать экскурсию для школьников? Топ-5 советов школьным гидам
Школьные экскурсии — одни из самых запоминающихся поездок в жизни. Положительные эмоции, сплоченность коллектива, внеурочное общение детей и учителей. Совместные поездки считаются не просто заурядным весельем и развлечением, но еще и способом нахождения общего языка с учащимися.
Некоторые психологи уверены, что школьные экскурсии должны организовывать не реже чем два раза в год. Для этого и существуют каникулы, на которые можно отправиться в увлекательное путешествие. Чтобы правильно распланировать время, договориться с гидами, обговорить маршрут с водителем, объяснить родителям важность поездки, организатор должен позаботиться об экскурсии заранее.
ТОП-5 советов школьным гидам
Совет 1
Для начала определитесь, какие классы вы готовы объединить. Чаще всего запланированные экскурсии — это группы детей приблизительно одной возрастной категории. Упустить этот момент нельзя не только с точки зрения одинаковых интересов, но и тематики экскурсии. Например, детям начальных классов не особо будет интересен поход в киностудию «Мосфильм» (программу экскурсии можно посмотреть здесь). Аналогично и со старшеклассниками, которые будут не в восторге от детских забав.
Совет 2
Выбор тематического направления организованной экскурсии. Ученикам 1-4 классов лучше не усложнять экскурсионную программу, поскольку в этом возрасте больше интереса вызывают фееричные зрелища, чем длительные познавательные экскурсии.
Для старшеклассников желательны организованные школьные экскурсии с подтекстом к изучению определенного курса, прохождению темы по учебному плану. Уместным будет поход в музей или галерею, знакомство с писателем или художником. Это поможет усвоить школьный материал и максимально приблизит учеников к творчеству известной личности. Такая экскурсия будет гораздо интересней обычного урока и надолго запомнится школьникам.
Совет 3
Ориентируйтесь на погоду и время года. Если есть возможность отправиться в другую область, погулять по паркам и садам, это прекрасно. Детям в любом возрасте такие экскурсии нравятся больше всего. Предварительно обсудите с ними выбранный организатором маршрут, чтобы было четко ясно, что они смогут увидеть. К новогодним каникулам открывают множество праздничных выставок. Посетить главную елку страны или музей ледяных скульптур актуально в предновогоднюю суету.
Совет 4
Определите общие интересы детей. Сделайте соцопрос и постарайтесь выявить, что нравится школьникам. Традиционные экскурсионные программы — это походы в музей, театр, галерею, выставку, завод, фабрику и в другие места. Если же вы намерены разнообразить и внести новое представление об экскурсиях, выберите более современные варианты: мастер-классы для мальчиков и девочек, театрализованные спектакли одного актера, вебинары, интерактивные игры и квесты. Способов привлечь внимание и вызвать желание поехать на экскурсию достаточно много, главное, найти подход ко всем детям.
Совет 5
По завершению экскурсии посетите спокойное место, где можно обсудить день и поделиться впечатлениями. У вас появится возможность понять, что понравилось больше, что не запомнилось вовсе. Такие посиделки за чаепитием необходимы с точки зрения психологии.
Организационные вопросы: как завоевать доверие?
Как только вы определились с экскурсионной программой, нужно позаботиться об ее реализации. Ехать с детьми может классный руководитель, школьный организатор и один-два родителя. По факту составления маршрута совместно обсудите, каким образом лучше и дешевле заказать автобус. Вариантов несколько: через фирму, которая занимается перевозками либо самостоятельно договориться с перевозчиком. Второй вариант влечет полную организаторскую ответственность.
Транспортное средство, на котором вы планируете с детьми добраться до пункта назначения, должно соответствовать современным стандартам: наличие ремней безопасности, комфортные сидения, оснащение зеркалами и видеорегистратором. Если родители готовы платить больше, можно выбрать автобус с телевизором, кондиционером и прочими удобствами. У водителя должны быть в порядке все документы, особое внимание обратите на лицензию.
Когда вам удалось договориться с водителем или заключить договор с фирмой, перейдите к внутренней организации. За день до отправления обговорите с детьми или родителями, что им необходимо взять с собой. С учащимися проведите беседу по технике безопасности и обсудите критические моменты, которые могут случиться в дороге. Убедитесь, что все школьники знают ваш номер телефона и могут всегда связаться с вами.
Загородные экскурсии организовать сложнее, поскольку требуется разрешение родителей. Официальные документы за 3 дня до поездки отправляют в ГИБДД, только после этого можно собирать чемоданы. В автобусе должен быть медработник, который в случае необходимости окажет первую помощь.
Не бойтесь брать на себя ответственность организатора. Все это вернется к вам детским смехом, благодарностью и отличным настроением!
Туроператор по школьным экскурсиям «Веселое Путешествие»
Источник