Как определить долю населения страны

Как определить долю населения страны

Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран — А или В — доля лиц молодого возраста в возрастной структуре населения выше. Объясните причину более высокой доли молодых людей в населении этой страны.

Демографические показатели стран А и В

Показатели Страна А Страна В
Общая численность населения, млн чел. 58,8 28,4
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел. 11,2 11,0
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел. 12,3 1,4
Естественный прирост, ‰ 1 15
Смертность, ‰ 10 6
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 78 68
Доля городского населения, % 90 36
Средняя плотность населения, чел./км 2 240 13

Определим долю лиц молодого возраста.

(11,2 х100) : 58,8 = 19%

(11,0 х 100) : 28,4 = 38%

В стране В доля выше.

Одна из причин — высокий естественный прирост в этой стране и, как следствие, более высокая доля молодых возрастов в населении страны. Другая — низкая продолжительность жизни в этой стране, следовательно, и более низкая доля людей пожилых возрастов.

Источник

Демографические задачи, 9 класс.
учебно-методическое пособие по географии (8, 9 класс) на тему

Расчетные задачи по географии. Подготовка к ОГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
zadachi_po_geografii.docx 52.83 КБ
zadaniya.docx 199.81 КБ
zadaniya_otvet.docx 202.73 КБ

Предварительный просмотр:

Расчетные задачи по географии.

Для формирования опыта творческой развивающей деятельности учащихся на моих уроках географии определенную роль играет метод решения расчетных задач. Большая часть предлагаемых мною задач относится к различным разделам школьного курса физической, социальной и экономической географии. При подготовки данного материала была предпринята попытка собрать ряд наиболее типичных задач по географии, составленных группой преподавателей БГУ в помощь для поступающих на географический факультет, авторами школьных учебников и составителями заданий ЕГЭ. Наиболее эффективно их применение в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них я ввожу на факультативных занятиях и в качестве подготовки к географическим олимпиадам, а в последние два года – при подготовке учащихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы.

Задачи для учащихся IX – XI классов.

Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, — абсолютная численность населения.

Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:

-коэффициент рождаемости Кр — число родившихся на 1000 жителей страны,

— коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,

— коэффициент естественного прироста Кеп , Кр — Кс = Кеп ‰

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т.к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И ) и эмиграцией ( абсолютным числом выехавших из страны – Э ):

Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное ( И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное ( И

Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:

АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ (МП) = ( Р – С ) + (И – Э )

АП – абсолютный прирост населения

Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:

Определение демографических коэффициентов: Определение сальдо миграции:

( ‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) СМ = И – Э

Кс = С/ЧН · 1000 (‰) И – иммиграция

Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) Э – эмиграция

Определение численности населения и абсолютного прироста населения:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ

ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ

АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения

Задачи на определение численности населения страны (без учета миграционных процессов), рождаемости, смертности, естественного прироста.

Задача 1. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн.чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Определим величину естественного прироста населения:

ЕП = КЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн.чел./1000чел. = 761 600чел.

Ответ: численность населения в стране за год увеличится на

Задача 2. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс.чел, а рождаемость составила 10‰.

Определим число родившихся людей за год, а затем — естественный прирост:

Р = КР × ЧН / 1000

Р = 10 ‰ ×500 тыс.чел./1 000чел.= 5 000чел.

ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = — 7 000чел.(естественная убыль)

Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.

Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰ ?

Определим КЕП, а затем – величину естественного прироста населения:

ЕП = КЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 2‰×3 500 тыс.чел./1000чел. =7 000 чел.

Ответ: численность населения увеличится на 7 000 человек.

Задача 4. Определите средние абсолютные величины рождаемости и естественного прирост населения Бразилии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 18,8‰, коэффициент смертности – 9,4‰ (численность населения страны – 172 860 тыс.чел.).

Определим по формулам абсолютные показатели рождаемости и смертности:

Р = 18,8‰ ×172 860 тыс.чел. / 1000 чел. = 3 250тыс.чел.

С = 9,4‰ × 172 860 тыс.чел. / 1000 чел. =1 625тыс.чел.

Ответ: родилось 3,25млн.чеовек, умерло 1,62млн.человек.

Задача 5. Определить средние абсолютные величины рождаемости и естественного прироста населения Австрии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 9,9‰, коэффициент смертности 9,9‰ (численность населения страны 8 131 тыс.чел.).

Определим число родившихся:

Р = 9,9‰ ×8 131 тыс.чел. / 1000 = 804 969чел.

Определим показатели естественного прироста:

ЕП = Р – С = 9,9‰ — 9,9‰ = 0

Ответ: родилось 804 969чел., естественного прироста нет – он равен

Задача 6. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596 тыс.человек.

КЕП = ЕП / ЧН ×1000

КЕП = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰

Ответ: величина годового естественного прироста населения в

промилле составила 3,3‰.

Задача 7. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Определим КР по формуле КР=Р / ЧН ×1000

КР =760 : 52 730 ×1000 = 14,4‰

Вычислим КС =КР — КЕП

КС = 14,4 – 4,2 = 10,2‰

Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰.

Задача 8. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 тыс.человек. За год в стране родилось 112 тыс.человек, а смертность составила 9,1‰.

Определим величину умерших людей за год, а затем естественный прирост:

С = 9,1 ‰ × 10480тыс.чел / 1000чел.= 95368 чел.

ЕП = 112 000чел. – 95 368чел. = 16 632чел.

ЧН2 = 10 480тыс.чел. + 16 632 чел. =10 496 632чел.

Ответ: численность населения в стране на конец года составила

10 496 632 человека.

Задача9. Какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами?

Источник

Тема 3. География населения мира — Рабочая тетрадь 10 класс Максаковский (Ответы и ГДЗ)

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 – экономически развитые страны;

2 – развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении: Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении: ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина – причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства: Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства: Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

По числу стран – английский, французский. По численности населения – английский, хинди и урду. Английский – международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская — русские
Балтийская — латыши
Романская – румыны, французы
Германская – немцы, шведы, англичане
Иранская — персы
Индоарийская — бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы — католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы — мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки — буддисты.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ .

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации .

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс – люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот – городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Бельгия – 97%, Кувейт – 96%, Великобритания – 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.

Источник

Читайте также:  Самые интересные страны мира список
Оцените статью