Как определить долю населения страны
Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран — А или В — доля лиц молодого возраста в возрастной структуре населения выше. Объясните причину более высокой доли молодых людей в населении этой страны.
Демографические показатели стран А и В
Показатели | Страна А | Страна В |
Общая численность населения, млн чел. | 58,8 | 28,4 |
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел. | 11,2 | 11,0 |
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел. | 12,3 | 1,4 | Естественный прирост, ‰ | 1 | 15 |
Смертность, ‰ | 10 | 6 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 78 | 68 |
Доля городского населения, % | 90 | 36 |
Средняя плотность населения, чел./км 2 | 240 | 13 |
Определим долю лиц молодого возраста.
(11,2 х100) : 58,8 = 19%
(11,0 х 100) : 28,4 = 38%
В стране В доля выше.
Одна из причин — высокий естественный прирост в этой стране и, как следствие, более высокая доля молодых возрастов в населении страны. Другая — низкая продолжительность жизни в этой стране, следовательно, и более низкая доля людей пожилых возрастов.
Источник
Демографические задачи, 9 класс.
учебно-методическое пособие по географии (8, 9 класс) на тему
Расчетные задачи по географии. Подготовка к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_geografii.docx | 52.83 КБ |
zadaniya.docx | 199.81 КБ |
zadaniya_otvet.docx | 202.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Расчетные задачи по географии.
Для формирования опыта творческой развивающей деятельности учащихся на моих уроках географии определенную роль играет метод решения расчетных задач. Большая часть предлагаемых мною задач относится к различным разделам школьного курса физической, социальной и экономической географии. При подготовки данного материала была предпринята попытка собрать ряд наиболее типичных задач по географии, составленных группой преподавателей БГУ в помощь для поступающих на географический факультет, авторами школьных учебников и составителями заданий ЕГЭ. Наиболее эффективно их применение в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них я ввожу на факультативных занятиях и в качестве подготовки к географическим олимпиадам, а в последние два года – при подготовке учащихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы.
Задачи для учащихся IX – XI классов.
Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, — абсолютная численность населения.
Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:
-коэффициент рождаемости Кр — число родившихся на 1000 жителей страны,
— коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,
— коэффициент естественного прироста Кеп , Кр — Кс = Кеп ‰
(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)
Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т.к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И ) и эмиграцией ( абсолютным числом выехавших из страны – Э ):
Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное ( И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное ( И
Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:
АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ (МП) = ( Р – С ) + (И – Э )
АП – абсолютный прирост населения
Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:
Определение демографических коэффициентов: Определение сальдо миграции:
( ‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)
Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) СМ = И – Э
Кс = С/ЧН · 1000 (‰) И – иммиграция
Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) Э – эмиграция
Определение численности населения и абсолютного прироста населения:
ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ
ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ
АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения
Задачи на определение численности населения страны (без учета миграционных процессов), рождаемости, смертности, естественного прироста.
Задача 1. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн.чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.
Определим величину естественного прироста населения:
ЕП = КЕП ×ЧН / 1000
ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн.чел./1000чел. = 761 600чел.
Ответ: численность населения в стране за год увеличится на
Задача 2. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс.чел, а рождаемость составила 10‰.
Определим число родившихся людей за год, а затем — естественный прирост:
Р = КР × ЧН / 1000
Р = 10 ‰ ×500 тыс.чел./1 000чел.= 5 000чел.
ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = — 7 000чел.(естественная убыль)
Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.
Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰ ?
Определим КЕП, а затем – величину естественного прироста населения:
ЕП = КЕП ×ЧН / 1000
ЕП = 2‰×3 500 тыс.чел./1000чел. =7 000 чел.
Ответ: численность населения увеличится на 7 000 человек.
Задача 4. Определите средние абсолютные величины рождаемости и естественного прирост населения Бразилии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 18,8‰, коэффициент смертности – 9,4‰ (численность населения страны – 172 860 тыс.чел.).
Определим по формулам абсолютные показатели рождаемости и смертности:
Р = 18,8‰ ×172 860 тыс.чел. / 1000 чел. = 3 250тыс.чел.
С = 9,4‰ × 172 860 тыс.чел. / 1000 чел. =1 625тыс.чел.
Ответ: родилось 3,25млн.чеовек, умерло 1,62млн.человек.
Задача 5. Определить средние абсолютные величины рождаемости и естественного прироста населения Австрии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 9,9‰, коэффициент смертности 9,9‰ (численность населения страны 8 131 тыс.чел.).
Определим число родившихся:
Р = 9,9‰ ×8 131 тыс.чел. / 1000 = 804 969чел.
Определим показатели естественного прироста:
ЕП = Р – С = 9,9‰ — 9,9‰ = 0
Ответ: родилось 804 969чел., естественного прироста нет – он равен
Задача 6. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596 тыс.человек.
КЕП = ЕП / ЧН ×1000
КЕП = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰
Ответ: величина годового естественного прироста населения в
промилле составила 3,3‰.
Задача 7. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.
Определим КР по формуле КР=Р / ЧН ×1000
КР =760 : 52 730 ×1000 = 14,4‰
Вычислим КС =КР — КЕП
КС = 14,4 – 4,2 = 10,2‰
Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰.
Задача 8. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 тыс.человек. За год в стране родилось 112 тыс.человек, а смертность составила 9,1‰.
Определим величину умерших людей за год, а затем естественный прирост:
С = 9,1 ‰ × 10480тыс.чел / 1000чел.= 95368 чел.
ЕП = 112 000чел. – 95 368чел. = 16 632чел.
ЧН2 = 10 480тыс.чел. + 16 632 чел. =10 496 632чел.
Ответ: численность населения в стране на конец года составила
10 496 632 человека.
Задача9. Какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами?
Источник
Тема 3. География населения мира — Рабочая тетрадь 10 класс Максаковский (Ответы и ГДЗ)
Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:
1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.
Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:
Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.
Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.
4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)
Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:
1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.
Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)
Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).
Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.
1 – экономически развитые страны;
2 – развивающиеся страны.
Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:
1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;
2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;
3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.
Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:
Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.
Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.
Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.
Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.
Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.
Страны с наибольшей долей детей во всем населении: Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.
Страны с наименьшей долей детей во всем населении: ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.
Объясните причину различий.
Главная причина – причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.
Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.
I тип воспроизводства: Россия, Испания, Эстония, Япония;
II тип воспроизводства: Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.
Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:
По числу стран – английский, французский. По численности населения – английский, хинди и урду. Английский – международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).
Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:
Славянская — русские
Балтийская — латыши
Романская – румыны, французы
Германская – немцы, шведы, англичане
Иранская — персы
Индоарийская — бенгальцы, хиндустанцы.
Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.
Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).
Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:
I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы — католики
II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы — мусульмане
III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки — буддисты.
Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей
Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».
Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:
б) 45 человек на 1 км.кв;
в) 80 человек на 1 км.кв.
Проверьте себя с помощью расчета.
Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.
Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:
Задание 14. Дополните следующие фразы:
1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ .
2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации .
Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:
Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).
Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс – люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот – городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.
Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:
Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).
Бельгия – 97%, Кувейт – 96%, Великобритания – 90%.
Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:
1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон
2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.
Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:
1) Основные исторические этапы развития городов.
2) Главные особенности современного процесса урбанизации.
3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.
4) Сети и системы городов.
5) Основы проектирования городов и градостроительства.
Источник