- Государственный строй стран мира: таблица, описание. Типология стран по государственному строю
- Государственный строй стран мира. Таблица
- Абсолютная монархия
- Арабские республики
- Исламские республики
- Конституционная монархия
- Парламентские республики
- Президентская республика
- Социалистические республики
- Виды республик
- Федерации
- Заключение
- Государственный строй и государственное устройство стран мира
Государственный строй стран мира: таблица, описание. Типология стран по государственному строю
Характерной особенностью современного человеческого общества является политическое устройство государств, которое отражает их историю и традиции, цели и задачи на будущее, а также настоящее. Чтобы понять это, займемся составлением таблиц государственного строя стран мира. В обзоре будут охвачены государства, существующие в настоящее время на всех континентах.
Государственный строй стран мира. Таблица
Начнем наш обзор со стран, в которых сохранен монархический строй. Из приведенной ниже таблицы отлично видно, что в Европе такое государство всего одно – Ватикан. Оно является самым маленьким в мире (из официально признанных) и представляет собой вспомогательную суверенную территорию Святого Престола.
Типология стран по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Абсолютные монархии | Азия | Бруней-Даруссалам, Государство Катар, Государство Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия | Король, эмир, султан, президент |
Европа | Государство-город Ватикан | Папа римский |
Абсолютная монархия
В современном мире она считается устаревшей формой государственного устройства стран. В таких государствах во главе стоит монарх, власть которого фактически не ограничена. Нынче находит место лишь в странах арабско-мусульманского мира. Но и здесь есть исключения.
Например, Объединенные Арабские Эмираты — это федерация нескольких мелких исламских государств, а главу федерации (президента) ОАЭ выбирают их эмиры (правители, которым власть передается по наследству).
В Европе к этой категории относится только Ватикан. Другие части света от абсолютной монархии уже давно отказались.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Арабские республики | Африка | Египет, Сахарская Арабская Демократическая республика (частично признанная) | Президент |
Азия | Сирия |
Арабские республики
Отражают собой этнический состав государств, приверженность арабским культуре и традициям.
Государственные учреждения в них подчас функционируют с учетом требований шариата. Представляют собой вариант арабо-исламской демократии.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Исламские республики | Азия | Афганистан, Иран, Пакистан | Президент, аятолла |
Африка | Мавритания | Президент |
Исламские республики
Государственная религия тут — ислам. Все государственное устройство подчиненно законам шариата. В каждой стране, впрочем, есть особенности. Например, Иран умудряется иметь одновременно двух лидеров: духовного (аятоллу) и политического (президента).
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Конституционные монархии | Европа | Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды (Голландия), Норвегия, Швеция | Премьер-министр. Формально и по традиции — князь, король (королева), великий герцог |
Америка | Антигуа и Барбуда, Белиз, Содружество Багамы, Барбадос, Сент-Винсент и Гренадины, Гренада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Канада, Сент-Киттс и Невис, Ямайка, Сент-Люсия. | Премьер-министр (формально — английская королева) | |
Океания | Тувалу, Австралийский Союз, Соломоновы острова, | ||
Океания | Самоа | О ле Ао О ле Сало | |
Океания | Тонга | Премьер-министр. Формально и по традиции — король | |
Азия | Королевство Бахрейн, Королевство Бутан, Иорданское Хашимитское Королевство, Королевство Камбоджа, Малайзия, Королевство Таиланд, Япония | ||
Африка | Лесото, Марокко, Свазиленд |
Конституционная монархия
Существует данный государственный строй в странах мира практически на всех континентах, но наиболее он любим в Европе. Монархии там осознали неизбежность общественного прогресса (где-то после кровавых революций, а где-то на чужом примере). Реальная власть в таких государствах принадлежит парламенту и премьер-министру, который и есть глава страны (де-факто). Впрочем, не везде роль монарха сведена к формальностям. Вполне обладает властью король Малайзии. Он там не наследный, а выбираемый, хотя и пожизненный.
Особая форма «конституционной монархии» принята в бывших британских колониях. Ради традиции главой этих территорий является монарх Великобритании. Но это только формально. Например, Канада или Австралия в своих решениях уже давно не прислушиваются к мнению Лондона. В большинстве таких государств, на самом деле, государственным строем правильнее считать парламентскую республику.
Мы не стали выделять в отдельную категорию дуалистические и парламентские монархии. Все это формы конституционной. В первом случае монарху четко прописывают полномочия, в которых он вполне правомочен. Во втором случае монарха выбирают, после чего он фактически становятся пожизненным президентом.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Парламентские республики | Европа | Австрия, Албания, Сербия, Болгария, Венгрия, Федеративная республика Германии, Литва, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово (частично признанное), Латвия, Македония, Молдова, Польша, Португалия, Сан-Марино, Словения, Финляндия, Хорватия, Словакия, Черногория, Мальта, Чехия, Эстония | Премьер-министр, канцлер (отчасти — президент) |
Африка | Алжир, Кабо-Верде, Ливия, Маврикий, Эфиопия | ||
Азия | |||
Океания | Вануату, Науру, Фиджи | ||
Америка | Тринидад и Тобаго |
Парламентские республики
Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства. Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция. Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.
Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Президентские республики | Азия | Абхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная) | Президент |
Африка | Ботсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан | ||
Америка | Аргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор | ||
Европа | Беларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция | ||
Океания | Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау |
Президентская республика
Это очень распространенная форма государственного устройства. Здесь вся власть принадлежит всенародно выбранному президенту. Глава страны может быстро принимать решения и предпринимать нужные действия.
В президентской республике могут цвести пышным цветом как демократия, так и тоталитарный режим. Особенно хорошо это видно на примере стран Африки, Азии, Латинской Америки, где военный переворот без смены строя — обычное дело.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Социалистические республики | Азия | Вьетнам, Китай, КНДР (Северная Корея), Шри-Ланка | Президент, председатель |
Америка | Куба |
Социалистические республики
Ставят своей целью построение строя социальной справедливость с ориентиром на идеи марксизма-ленинизма. Первой такой страной на планете Земля был Советский Союз. С распадом СССР исчезли из соцлагеря и другие страны, направив свое развитие по другим путям.
Виды республик
Говоря о республиках, заметим, что этот тип государственного устройства очень разнообразен. Довольно много стран называют свою республику смешанной, президентско-парламентской, а также федеративной (где внутри государства имеются отдельные федерации, как в России) или унитарной. Еще раз повторим, что во всех республиках существует конституция. По форме это может быть демократическая республика, а по факту — почти монархия.
Еще одна таблица государственных строев стран мира представлена ниже.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Федерации | Европа | Босния и Герцеговина, Швейцарская конфедерация | Члены Президиума, федеральный канцлер |
Федерации
Это страны со сложной историей и межнациональными отношениями. Например, Боснией руководят аж четыре главы (по одному от каждой этнической группы страны). Они и образуют правящий президиум, а если голоса по какому-то государственному вопросу в нем разделяться, то проголосовать может специальный представитель ООН.
Заключение
Подводя итоги темы о государственном строе и устройстве стран мира, следует сказать, что современные государства тяготеют к демократическим институтам власти. А ведь еще двести лет назад такая форма правления принималась далеко не всеми. Тогда «трендом» была конституционная монархия, но развитие общества не стоит на месте. Даже традиционно замкнутый исламский мир дал в этом смысле трещину.
Источник
Государственный строй и государственное устройство стран мира
Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т.д.)
Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.
Государственно-территориальное устройство – способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами; разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти.
Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.
Республика – (лат. res – дело и publis – общественный, «общее дело») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
От республиканского устройства правления, от лица народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, или на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).
1) парламентская – верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство идет в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик принадлежат ФРГ, Италия, Индия и др.;
2) президентская – в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и т.п.);
3) президентско-парламентская – роль президента и парламента уравновешены (Россия, Украина и т.п.).
В мире 3/4 стран – республики. Эта форма правления распространена особенно широко, так как считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками является большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки и др.
Монархическая форма правления имеет меньшее распространение.
Монархия (лат. monarcha – «единовластие») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, шаху) и, как правило, передаётся по наследству.
Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией.
Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии, возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган
Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией – это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Объединенные Арабские Эмираты – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями.
Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».
Конституционная монархия существует в двух формах:
Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).
Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). В настоящее время Великобритания, Дания, Швеция.
Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).
Великобритания – самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.
Япония – практически единственная империя в мире. Император страны – символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.
Еще одной разновидностью монархии является теократическая.
Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Примером теократической монархии является Ватикан.
Форма государственного устройства – территориально-организационная структура государства, которая устанавливает порядок деления страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.
По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация.
Унитарное государство – (от лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, за которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и др.).
Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на следующие виды: децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.
Федеративное (от лат. foederatio – союз) государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, которые юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.
Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; создает наряду с федеральными, свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы; располагает своей конституцией и текущим законодательством; может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.
Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
— территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
— в союзном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
— субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
— при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
— основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
Тем не менее, во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько большая, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария, не признают за членами федерации права на свободный выход из нее.
В мире начисляется 23 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации, выделяют:
— историко-географические федерации (образовались путем исторического объединение федеральных единиц в единое государство): Австралия, Мексика, Австрия, ОАЭ, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Сент-Китс, Невис, Федерация Микронезии, Венесуэла, США, Канада, Коморские острова, ФРГ Малайзия;
— национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованны на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Пакистан, Индия, Россия, Мьянма, Швейцария, Нигерия, Югославия.
Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация.
Конфедеративное государство (объединение) – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.
Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.
В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:
— конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
— конфедеративное устройство не единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
— сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
— государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Конфедерация нередко рассматривает как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. Конфедеративные государства недолговечные: они или распадаются, или превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США). Ныне формально в мире существует одна конфедерация – Швейцария, которая в XIX ст. фактически стала федерацией.
Источник