Как определить пгп страны

Политико-географическое (геополитическое) положение

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте. [16]

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Читайте также:  Развитые страны переселенческого капитализма список

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай». [17]

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.

Источник

Политико-географическое положение государства и его территория

Территория важна для государства как геополитический ресурс, поэтому страны борются за обладание различными землями. Для оценки значимости территории как геополитического ресурса используются как количественные (размеры территории), так и качественные (географическое положение, природные ресурсы) характеристики. Стратегически важными обычно становятся территории, обладающие:

а) выгодным географическим положением, чаще всего — расположенные на важных торговых путях;

б) природными ресурсами, особенно такими, как нефть, драгоценные металлы, алмазы, уран.

Отправной точкой политико-географического исследования государства является анализ его географического положения, которое оценивается с точки зрения его выгодности. Заметим, что географическое положение государства, как и любого другого объекта, можно оценивать по формальному критерию, т.е. через широту и долготу его крайних точек. Но в политической географии более важна качественная оценка географического положения, т.е. его стратегических преимуществ и недостатков.

С давних времен стратегически важными считались территории, имеющие выход к морю, поскольку море открывало более или менее свободный путь во внешний мир. Можно вспомнить борьбу России за выход к морям — Балтийскому и Черному в 18 в. В зависимом положении оказываются т.н. «запертые» государства, не располагающие выходом к морю. Таких государств в мире насчитывается 41, из них 14 — в Африке (учитывая три государства, имеющих выход только к замкнутому Каспийскому морю, которое с точки зрения физической географии является озером). Проблема выхода к морю сейчас актуальна для большинства постсоветских государств — Белоруссии, Молдовы, Армении, Азербайджана, всех центрально-азиатских государств. Не случайно последние активно участвуют в строительстве коммуникаций, ведущих к Индийскому океану через Иран или Афганистан-Пакистан (построена железная дорога, связавшая туркменский город Теджен со столицей иранского Хорасана Мешхедом). Появилась в частности идея создания транспортного коридора через западные и южные районы Афганистана в Пакистан, которую пытались воплотить талибы, захватившие контроль именно над этими районами, и которую поддержала Туркмения, заинтересованная в выходе к Индийскому океану и экспорте природного газа (этот вариант является альтернативой иранскому и поддерживается геополитическими противниками Ирана).

Отсутствие выхода к морю часто порождает зависимость “запертой” страны от соседей. От этого мало страдают страны, входящие в интегрированные, стабильные макрорегиональные сообщества, как например, Австрия. В то же время в конфликтных регионах отсутствие выхода к морю ведет к упадку экономики страны. Так, Македония сильно пострадала в результате закрытия границы с Грецией, через которую в югославские времена республика осуществляла торговые связи (греческий порт Салоники очень активно использовался Югославией). В свою очередь, приморские страны, особенно те, чьи порты обслуживают “запертые” государства, получают большие геополитические преимущества (можно выделить роль таких портов, как Салоники, Бейра в Мозамбике, Лобиту в Анголе). Потеря выхода к морю может восприниматься очень болезненно (Боливия) и приводит к полной переориентации на порты одной из стран (отношения внутриконтинентальной Эфиопии и приморского Джибути, особенно после потери Эритреи). Таким образом, одни страны могут иметь географические преимущества над другими, если они контролируют выходы соседей во внешний мир. В современном мире, в котором открываются границы, и страны интегрируются друг с другом, значимость выхода к морю как геополитического ресурса упала. Однако в любом случае иметь выход к морю дешевле и спокойнее, чем не иметь.

Большое значение для государства имеет контроль за коммуникациями, прежде всего — международными. Особые преимущества, например, получают страны, контролирующие проливы: в мирное время они пополняют казну за счет транзита и обслуживания судов, а в случае конфликта обладают возможностями перекрыть коммуникации. Так, Турция контролирует выход из Черного моря (среди попыток обойти Босфор и Дарданеллы можно выделить проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, напрямую соединяющего Болгарию и Грецию по суше), а Дания — выход из Балтийского моря. Выгодное географическое положение имеют страны, по территории которых проходят важнейшие международные каналы — Египет и Панама. Даже небольшие территории могут иметь важное геополитическое значение. Например, имея в своем составе небольшие острова, страна получает возможность увеличить свои территориальные воды и контролировать важные торговые пути, проходящие неподалеку (острова Токто, Сенкаку и Парасельские в Восточной Азии). Заметим, что местонахождение на мощном торговом пути и транзитная роль стали единственной причиной не просто выживания, но процветания такого крохотного государства, как Сингапур.

Существуют особые случаи географического положения определенного государства. Есть государства, которые со всех сторон окружены территорией другого государства. Такие государства называются анклавами (Сан-Марино, Ватикан, Лесото). Полуанклавами называются государства, которые при этом имеют выход к морю, т.е. одну дополнительную степень свободы (Гамбия, Бруней, Монако). Географическое положение государства во многом определяет характер его отношений с соседями, другими словами — геополитический код. Например, если небольшое слабое государство зажато между двумя мощными соседями, оно может превратиться в буферное государство (Андорра между Францией и Испанией), выбрать для себя геополитический код эквидистанции (Монголия между Россией и Китаем) или принять одностороннюю ориентацию на соседа, более близкого с культурно-исторической точки зрения (Непал и Бутан между Индией и Китаем).

Свои проблемы имеют островные государства. Принято считать, что таким государствам проще обеспечивать свою безопасность, чем пользовалась Англия, которую как бы не касались войны, разворачивавшиеся на континенте (геостратегией Британии стало поддержание баланса сил в континентальной Европе). Можно вспомнить, как Тайвань стал убежищем для бежавших из континентального Китая гоминьдановцев и де-факто превратился в независимое государство. С другой стороны, островитянам в силу своей географической обособленности бывает сложнее налаживать свои внешние связи, хотя этот недостаток не всегда очевиден, поскольку островные государства часто располагаются на торговых путях.

При оценке политико-географического положения государства анализируются не только выход к морю, расположение на важных торговых путях, анклавное, полуанклавное или островное положение. Необходим учет таких параметров, как:

а) число соседей,

б) коммуникации, связывающие государство с соседями,

в) характер и интенсивность связей с внешним миром (конфликты и союзнические отношения, притяжение и отталкивание стран — своеобразная географическая гравитация).

В целом можно говорить о схеме описания политико-географического положения, которое определяется как комплекс отношений данного государства с другими странами и территориями на трех уровнях — локальном (непосредственные соседи), макрорегиональном и глобальном. При этом обязательно учитывается характер связей — этнических, конфессиональных, исторических, экономических и др.

В политической географии особое место уделяется анализу особенностей государственной территории, таких как размеры и морфология.

Сама территория государства издавна воспринимается как его ресурс. Считается, что большая территория означает возможность размещения большего числа объектов — экономических, военных и др., а также располагает достаточным числом убежищ (вспомним представление о невозможности покорения России с ее огромными просторами и тактику М.Кутузова во время Отечественной войны 1812 г.). В свое время Ф.Ратцель видел политическое будущее у обширных пространств Евразии, Южной Америки и Африки, полагая, что объединение большой территории в рамках единого государства автоматически выводит это государство в разряд лидеров. В прошлом приращение территории воспринималось как символ могущества и залог геополитической мощи государства, а самой популярной была имперская политика максимального территориального роста, оказавшая влияние на традиционную геополитику.

Однако проведение имперской политики поставило ее авторов перед сложными проблемами. Во-первых, это проблема эффективного использования территории, иначе значительная часть государства превращается в заброшенную глубинку, у государства просто нет сил, чтобы освоить свои пространства (проблема, знакомая из российского опыта). Во-вторых, это проблема природных ограничителей, которые не позволяют эффективно использовать территорию, поскольку она не пригодна для жизни (Россия, Бразилия, Канада, США). В-третьих, это проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство рано или поздно разваливается, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма (судьба СССР).

Поэтому сама по себе гигантская площадь мало что дает государству. Оборотная сторона территориального роста — комплекс проблем, связанных с недоступностью и разнородностью государственных территорий. Тем временем в современном мире спокойно живут и процветают многие малые государства, которые находят в мире свои “экологические ниши”, например, в качестве туристических или финансовых центров (как Люксембург, ставший одним из организующих центров объединенной Европы). Более того, возникло представление о том, что эффективно интегрироваться способны только малые и средние государства, которые испытывают реальную потребность друг в друге (популярная идея времен европейской интеграции). Отсюда вывод — для политической географии важна оценка не только размеров территории, но и ее качественных характеристик.

В политической географии сложилось представление об “идеальном государстве”. Такое государство обычно имеет круглую или шестиугольную форму, по его краям расположены горные хребты, а в центре находится заселенная равнина. В качестве примера приводится Франция, государство с относительно правильной формой, границы которого проходят по Альпам и Пиренеям, а в центре расположена равнина Иль-де-Франса. Конечно, и Франция далека от идеала, которого в истории, вероятно, не существовало. Рассуждения об “идеальном государстве” выводят на анализ распределения государственной территории, другими словами — ее морфологии. Действительно, оценка геометрической формы государства имеет важное значение. Компактная форма означает большую интегрированность территории с помощью коммуникаций, меньшие затраты на оборону. С другой стороны, государства вытянутой, неправильной формы оказываются более уязвимыми. Коммуникации в этих странах имеют большую протяженность, существуют труднодоступные ареалы, которые сложно оборонять и развивать экономически, возникают трудности, связанные как с управлением территориями, так и с их обороной, в удаленных районах может развиться сепаратизм.

Поэтому проблема неудобства распределения государственной территории исследуется в политической географии. Возможны следующие случаи:

а) государство “неправильной” формы. В качестве примера можно привести Хорватию, форма которой напоминает подкову, но только ее стороны сходятся под острым углом. Восстание сербов, проживающих как раз в месте схождения двух частей Хорватии, буквально разрезало страну на две части, и доступ в Далмацию некоторое время был возможен только по морю. Говорят и о т.н. “вытянутых” («шнурочных») государствах, которые протянулись вдоль побережья на многие сотни километров (Чили, Норвегия, Вьетнам).

б) фрагментированное государство (например, государство-архипелаг, “разбросанное” между множеством островов). Примерами служат Индонезия, Филиппины. В таком государстве существуют особые проблемы управления и обороны, на отдельных островах легко может развиться сепаратизм (в Индонезии сепаратистское движение существовало на Молуккских островах, на Филиппинах основные проблемы связаны с крупным островом Минданао на южной окраине государства). Некоторые “разбросанные” государства оказываются нежизнеспособными, например, Пакистан, который в 1947-71 гг. состоял из двух частей, удаленных одна от другой на полторы тысячи километров. Государство было выделено после распада Британской Индии по конфессиональному признаку, но его географические диспропорции (большинство населения проживало в Восточном Пакистане, а правящая элита происходила из Западного Пакистана) стимулировали распад, в результате которого выделился независимый Бангладеш, бывший Восточный Пакистан. В то же время “двойная” Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан, без особых проблем сохраняет свою территориальную целостность.

в) государство, имеющее в своем составе эксклавы — небольшие районы, отрезанные от основной территории государства землями других стран. Эксклавы есть в Анголе (Кабинда), Омане (район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива), США (Аляска) и др. На постсоветском пространстве эксклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, мелкие эксклавы имеют Армения, Узбекистан, Таджикистан. Эксклавы являются уязвимыми с военной точки зрения, их сложно оборонять, доступ на их территорию при желании может перекрыть соседнее государство (так, вопросы транспортного сообщения с Калининградом России приходится решать в кооперации с Литвой). Эксклавы часто играют роль стратегических форпостов, поэтому одновременно они могут быть и стратегически важными, и уязвимыми в силу своего географического положения (Калининградская область — западный форпост России). Кроме того, в эксклавах может возникнуть сепаратистское движение, как это было в Кабинде, которая является главным производителем ангольской нефти. Время от времени возникают проекты “исправления” неудобного распределения территории. Можно вспомнить т.н. “план Гобла” по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, который предусматривал присоединение к Армении Нагорного Карабаха с Лачинским коридором, а к Азербайджану — Зангезура (южные районы Армении), что снимало с Нахичевани статус эксклавной территории.

г) государство, имеющее на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд. В таких странах усиливаются автономизм, обособленность территорий. Так, во время вооруженных конфликтов в Таджикистане расположенный в Памирских горах Бадахшан был фактически отделен от остальной территории страны (тем более, что снабжение этой территории с советских времен велось из киргизского Оша, связь с которым надежнее, чем с западными районами Таджикистана). В некоторых случаях возрастает внешняя зависимость государства. Так, основной путь в Ферганскую долину Узбекистана проходит не через Кураминский хребет, а по территории Таджикистана через Ленинабад (Ходжент).

Источник

Оцените статью