- Страна происхождения товара: правила определения и подтверждения
- Что такое страна происхождения товара?
- Правила определения страны происхождения
- Классификатор стран происхождения товара
- Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?
- Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ
- Особенности перевозки грузов третьих государств или как ездить в Россию с 20 декабря 2015 года
Страна происхождения товара: правила определения и подтверждения
Определение страны происхождения товара часто вызывает некоторые сложности. В статье мы поговорим об этом понятии, и какими правилами необходимо руководствоваться. Узнаем, где найти правильные наименования стран, и какими документами подтвердить территорию производства продукции.
Что такое страна происхождения товара?
20.11.2009 г. в г. Ялте было заключено «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара» (ред. от 03.11.2017 г.). Согласно нему страна происхождения товара – государство , являющееся участник ом Соглашения, и в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/перерабо тке в соответствии с Правилами , утвержденными действующим законодательством.
Определения «страна происхождения то вара» и «наименование происхождения товара» не являются тождественными. Согласно ст. 1516 Г К , наименование – это определенное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.
Также следует различать страну происхождения и местонахождения производителя. Если в заявке на участие в торгах по 44-ФЗ указать производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несо ответствия документации .
С трана регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Например, продукция может быть китайского производства , а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple ).
Правила определения страны происхождения
Да нные правила относятся к продукции , ко торая была полностью произведена на территории государства – участника Соглаш ения, либо частично обработана /переработан а на такой территории.
К полностью произведенной продукции относятся :
а) природные ресурсы , добытые под землей, в водоемах и воздухе указанной страны;
б) производство растительного характера , выращенное и ( или ) собранное в данной стране;
в) животные, появившиеся и выросшие в данном государстве ;
г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
е) продукция морско го рыболовного промысла и иная продукция морского промысла;
ж) продукци я, полученная на перерабатывающем судне данной страны из сырья, указанного в пункте «е» ;
з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
и) отходы и вторичное сырье , полученные в результате пр оизводств а или иных действий по переработке, а также б /у изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
к) высокотехнологичная продукция, произведенная в открытом космосе на космических судах ;
л) товары, произведенные в данной стране из сырья, указанного в пунктах «а» – « к » .
Для определения СПТ может быть использован кумулятивный метод , в случае последовательной обр аботки/переработки .
Если конечный продукт произведен на территории государства – участника Соглашения, но из сырья других государств – участников Соглашения, п одтвержденные сертификатом формы СТ-1 , то территорией происхождения будет являться государство , в котором он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.
Если сертификат формы СТ-1 о происхождении сырья из других государств — участников Соглашения отсутствует, то определение страны происхождения к онечного продукта происходит на основании критерия достаточной обработки/переработки ( пункты «а», «б», «в» ).
Если в производстве участвует третья сторона – не участник Соглашения, СПТ определяется на осно вании критериев достаточ ной обработки/переработки:
а) изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности хотя бы одного из пе рвых четырех знаков, произошедшее в рамках обработки/переработки;
б) выполнение необходимых производств енных и технологических действий , по итогам которых тов ар считается происходящим из того государства, на территории которого эти действия имели место;
в) правило адвалорной доли, когда цена применяемого сырья иностранного происхождения достигает фикс ированной процентной доли в стоимости конечного продукта .
Если сырье для производства происходит из иностранного государства, то СПТ считается террито рия, где был произведен конечный продукт . Однако иностранное сырье может использоваться, если оно имеет товарную позицию, как у конечного продукта и его стоимость не более 5% конечного продукта.
Классификатор стран происхождения товара
Постановлением Госстандарта России от 14.12 .2001 № 529-ст. (ред. от 29.05. 2019 г. ) принят Общероссийский классификатор стран мира ( ОКСМ) . Его можно найти , например, на сайте classificators . ru
В шапке страницы можно воспользоваться системой быстрого поиска по коду:
Или воспользоваться предложенной таблицей , в к оторую входят наименования государств (краткие и полные), цифровой и буквенный коды:
К часто встречаемым ошибкам относятся:
- Использование сокращений, не отраженных в классификаторе . Например, РФ, КНР или США. Согласно утвержденному положению правильными будут варианты: «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе.
- Указание города или региона без страны. Например, «Московская область» ил и «Владимирская область». П равильным является указание на «Российскую Федерацию».
- Указание «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
- Недопустимы фраз ы типа «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. Верным решением будет указать «Российская Федерация».
Какими документами подтверждается СПТ и где их взять?
Соглашение предлагает для подтверждения СПТ Сертификат по форме СТ-1 и декларацию соответствия.
Сертификат СТ-1 можно найти в Приложении 2 Соглашения. Он включает в себя все необходимые сведения: грузоотправитель/грузополучатель, наименование выдавшей страны, транспортное средство и его маршрут, номер Сертификата и др. (см. Рис. 3) Документ действителен 1 год с момента выдачи.
В Приложении 5 Соглашения можно найти Декларацию происхождения . Она подписывается уполномоченным лицом продавца/изготовителя/отправителя продукции и выглядит следующим образом:
Для подтверждения производства продукции на тер ритории ЕАЭС, часто применяются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, полученные в Торгово-промышленной палате, либо копии контрактов инвестиционного характера .
Если заказчик не потребовал дополнительные документы, то государство проис хождения необходимо только зад екларировать. При этом исполнитель должен указывать достоверную информацию , иначе заказчик может не подписать контракт либо расторгнуть его в одностороннем по рядке, а данные о поставщике направить в РНП.
Указание страны происхождения товара по 44-ФЗ
С 1 января 2020 года заказчики в обязательном порядке устанавливают в закупочной документации требования к указанию СПТ . Раньше СПТ требовалось указывать лишь в случаях применения национального режима.
Национальному режиму посвящена статья 14 44-ФЗ, в ней отражены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного происхождения, или они ограничены в допуск е .
Список таких товаров строго регламентирован Постановлениями П равительства :
- Программно е обеспечени е ( ПП №1236).
- Продукци я машиностроения (ПП №656).
- Товар ы легкой промышленности (ПП №791).
- Продукци я из списка ( ПП №9 ) .
- Мебел ь и товар ы деревообрабатывающей деятельности (ПП №1072).
- Радиоэлектроник а ( ПП №878 ).
- Медицински е издели я (ПП №102) и лекарст ва (ПП №1289).
- Продукт ы питания (ПП№832).
В отношении товаров , произведенных в государствах ЕАЭС (Армения, Белоруссия , Казахстан, Киргизия, Россия) применяются 15%-е преференции.
При подаче документов для участия в тендере происхождение товара указывается в заявк е . Также к заявке нужно будет прикрепить необходимые д екларации и сертификаты , которые потребовал заказчик. Если указанные документы участник не предоставил, это будет основанием для отклонения заявки .
Таким образом, заявки на участие должны содержать наименование страны происхождения товара для будущей поставки. Для этого необходимо обращаться к Об щероссийском у классификатору. В противном случае заявку могут отклонить.
Источник
Особенности перевозки грузов третьих государств или как ездить в Россию с 20 декабря 2015 года
С 20 декабря 2015 года в России вступают в силу Особенности выполнения международных автомобильных перевозок грузов третьих государств, утвержденные Приказом Министерства транспорта России №301 от 14.10.2015 года (далее – Особенности). Данные Особенности приняты в целях толкования и применения отдельных положений ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок…» №127-ФЗ.
Разберемся, какие изменения произойдут в работе международных автомобильных перевозчиков (далее – Перевозчиков) в связи со вступлением в силу указанных Особенностей. Точнее ответим на вопрос, как ездить с 20 декабря 2015 года в Россию?
Сразу оговоримся, что названные Особенности в данном обзоре будет рассматриваться в контексте применения к перевозчикам из стран Европейского Союза.
Основное изменение, которое вводится указанным приказом Минтранса, состоит в том, что с 20 декабря 2015 года применяются специальные правила для перевозки грузов третьих государств.
Начнем с определения того, что является грузом третьего государства.
Груз третьего государства – груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства (ст.1 ФЗ №127-ФЗ). Смотри Схему 1.
Это определение появилось в редакции закона, вступившей в силу с 24 февраля 2015 года, но фактически не применялось.
Применение определения груза третьего государства на практике означает, что в большинстве перевозок в РФ, когда продавцом товара согласно инвойса выступает фирма из третьего государства, такая перевозка будет рассматриваться российскими транспортниками в качестве перевозки грузов третьих государств со всеми вытекающими последствиями. При перевозках из России, грузом третьего государства, как правило, будет считаться груз, проданный фирме, которая зарегистрирована не в стране регистрации перевозчика и его транспортного средства.
Дальше разберемся, как правильно возить груз третьего государства. Ответ на этот вопрос как раз и дают указанные выше Особенности.
Особенности определяют, что перевозка грузов третьих государства может выполняться как на основании российских разовых разрешений («дозволов») на двустороннюю перевозку, так и на основании разрешений на перевозку с / на территорию третьих государства, и на основании многосторонних разрешений CEMT. Смотри Схему 2.
Далее установим, когда возможно осуществлять перевозку грузов третьих государства на основании двухсторонних разрешений («дозволов»).
Особенности предусматривают несколько вариантов перевозки, в рамках которых возможно осуществление перевозок грузов третьих государств в Россию по разрешениям на двустороннюю перевозку:
- перевозка в Россию из страны регистрации транспортного средства и фирмы перевозчика;
- перевозка из России в страну регистрации транспортного средства и фирмы перевозчика;
- перевозка грузов из морского порта;
- перевозка грузов из таможенного склада.
Указанные виды перевозок грузов третьих государств возможны при условии соблюдения ряда требований, наличия полного и правильно оформленного пакета документов.
Требования по каждому варианту перевозки и необходимые документы приведены в Схемах 3-6.
Первые два варианта перевозки (Схема 3, 4) предусматривают обязательное наличие среди перечня обязательных документов поручения отправителя.
Содержания данного документа и предъявляемые к нему требования указаны в Схеме 7.
Отдельные изменения в связи с осуществлением перевозок грузов третьих государств коснулись перевозок по многосторонним разрешениям (CEMT). В частности, установлены сроки въезда иностранных транспортных средств после завершения предыдущей перевозки. Смотри Схему 8.
Основные выводы, относительно вступивших изменений с 20 декабря 2015 года.
- На практике началось применение нового вида международных перевозок – перевозка грузов третьих государств.
- Груз третьих государств можно перевозить по многосторонним разрешениям CEMТ, по разрешениям («дозволам») на двустороннюю перевозку и разрешениям на перевозки в / из третьих стран.
- Вид допустимого для конкретной перевозки груза третьего государства разрешения зависит от соблюдения ряда установленных Особенностями условий, полноты и правильности оформления документов.
- Текущая редакция Особенностей содержит в себя ряд формулировок с неоднозначным содержанием.
По это причине нет четкого понимания и логики Законодателя по следующим вопросам:
– Необходимо ли среди документов на каждый рейс иметь Сертификат происхождения товаров, при том что с точки зрения Законодательства РФ и Таможенного Союза данный документ не является обязательным? – Необходим ли данный документ при перевозке из России?
– Как будет осуществляться перевозка товаров, сопровождаемых ветеринарными / фитосанитарными сертификатами, при наличии требования о совпадении страны регистрации транспортного средства со страной происхождения товара? В частности, когда транспортное средство не могло быть в стране погрузки даже теоретически, а до страны начала перевозки данный товар был доставлен другим видом транспорта?
Ясного понимания по данным вопросам нет и у должностных лиц транспортной инспекции России. Не исключено, что в данных формулировках Особенностей Законодателем допущены технические ошибки (опечатки).
В настоящее время нашей компанией подготовлен запрос в Ространснадзор в целях получения официальных разъяснений по спорным вопросам.
Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»
Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»
Источник