Как определить вид бюджета страны

Государственный бюджет и его виды

Содержание:

Бюджет – смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок. Государственный бюджет – прибыль и расходы страны за определённый промежуток времени, фиксируемые в смете с указанием каналов прибыли и расходов. Государственный бюджет закреплён правительственными силами государства и специализированным законодательным учреждением. В конце года правительство отчитывается о состоянии бюджета.

Функции государственного бюджета – регулятор денежных каналов в государстве, осуществление контроля за действиями правительственного органа, информирует о намерениях субъектах государственной власти субъектам экономической деятельности, назначает функции и комплекс операций правительству.

На экономическом макроуровне решаются вопросы денежной регуляции с помощью бюджета. Бюджет выполняет роль формирования конечного спроса, через него проходят денежные операции, оказывает влияние на базовые экономические показатели.

Доходы государственного бюджета представлены финансовой суммой, потупленной от сборов налоговой платы физическими и юридическими лицами и налогов федерального, регионального и местного вида. Формирование доходов бюджета производится с помощью действия специализированного налогового законодательства. Деньги официально переходят в бюджет со временем их перевода организацией на счёт бюджетного органа. Остаток на бюджетном счету данного года переводится на следующий год.

Налоговые доходы представлены получением денежных средств от налогового законодательства, сюда относятся федеральные, региональные и местные налоги. Неналоговые дохода представлены суммы за пользование государственным имуществом, продажи собственности государства, денежные доходы от предоставляемых услуг государственными организациями; штрафы; бюджетные ссуды.

Читайте также:  Современное название страны сиам

К доходам от использования имущества относится собственность государства: аренда за сдачу помещения, проценты кредитных организаций, доход от уставного капитала в сельскохозяйственных обществ, доходы от акций.

Собственные доходы бюджетов – частичные или закреплённые доходы, соответствующие государственному бюджету. К регулирующим доходам бюджета относятся федеральный и региональный тип налогов, устанавливающий сумму отчислений в бюджет государства.

Государственные доходы – финансовые суммы, составляющие национальный бюджет, разделяющиеся по виду поступления в имущество и распоряжение правительства для создания денежной базы и дальнейшего выполнения функций социально-экономической политики, безопасности государства.

Доход государства состоит из трёх компонентов: прямых налогов, неналоговых денежных сумм и бюджетных фондов государства.

Расходы государственного бюджета:

  • в первую очередь финансирование производится промышленной сфере, которая удовлетворяет базовые потребности общества;
  • осуществление социально политики и управления;
  • безопасность и оборонительные силы государства;
  • правоохранительная деятельность специализированных служб;
  • повышение уровня здравоохранения;
  • образование населения.

Капитальные расходы направлены на инвестиционную деятельность государства. Текущие расходы обеспечивают работу государственных органов самоуправления и бюджетных фондов.

Расходы бюджета представлены формами: ассигнований государственного бюджета на организации, средства, оплачиваемые за работу на государственных контрактах; субсидии и трансферты, кредиты, погашения долгов перед другими государствами.

Виды государственного бюджета

Источниками финансирования бюджета представлены:

Внутреннее финансирование – доходы от продажи акций и иных ценных бумаг, ссуды, полученные с другого уровня государственного бюджета, средства ЦРБ.
Внешнее финансирование – продажа ценных бумаг на мировом уровне, кредиты в международных организациях и фондах, кредиты иностранными государствами.

Бюджету необходимо обеспечивать гибкость в экономической политике, т.е. не иметь привязку доходов к расходам, включенность прибыли и расходов подконтрольных государству и иерархия бюджета, выполняющая функцию автономности оных.

Покрытие дефицита в бюджете осуществляется с помощью выпуска денежных единиц в общества, выпуск облигаций, взятие внешнего долга, т.е. кредиты от других государств.

Меры по сокращению дефицита представлены:

  • Пересмотр неналоговой системы для улучшения работоспособности;
  • Пересмотр условий государственных долгов;
  • Надзор за поступлениями и расходами средств в государственном бюджете;
  • Сокращение финансирования на неприбыльные отрасли;
  • Приостановление систем льгот и выплат.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

  1. Внутренние – представлены кредитами от кредитных организаций в валюте страны, заем денежной суммы от другого государства, осуществляемый с помощью выпуска ценных бумаг.
  2. Внешние – государственные займы в иностранной валюте, кредиты от правительства, организаций, физических или юридических лиц иных государств.

Государственный долг – денежная сумма государства по непогашенному кредиту, включая определяемые проценты. Обслуживание долга – оплата процентной сумы и постепенная выплата займа.

Внутренний государственный долг – невыплаченная денежная сумма, накладывающая финансовые обязательство на правительство. Представлены рыночными долгами (денежный долг на внутреннем рынке), нерыночные (исполнение бюджета, где долг перечисляется в государственный)

Причины, способствующие возникновению внутреннего государственного долга:

  1. Получение кредитов от банков, физических или юридических лиц в национальной денежной единице.
  2. Размещение облигаций от лица правительства.
  3. Бюджетные ссуды предоставляются с одного уровня бюджетной системы на другой.

Внешний государственный долг – непогашенные внешние кредиты государства и невыплаченные проценты международным банках и организациям. Несоблюдение сроков погашения долгов ведёт к санкциям государства.

Реструктуризация государственного долга – пересмотр требований погашения займа. Наблюдается в случае невозможности оплаты долга государством.

Меры по управлению государственным долгом:

  1. Недопуск долговых ситуаций, где ресурсы государства задействованы на выплату займа.
  2. Поиск финансовых средств на выплату государственной задолженности.
  3. Эффективные методы ведения денежных средств.
  4. Нейтрализация пагубных воздействий в ходе выплаты долга.

Источник

Виды государственного бюджета

1. По территориальному признаку бюджет Российской Федерации подразделяется на следующие виды:

1.2. Территориальный (региональный), включает бюджеты автономных республик, автономных областей, краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга.

1.3. Местный — это бюджет административного района, города.

1.4. Консолидированный бюджет, представляет собой совокупность всех вышеназванных бюджетов.

2. По соотношению величин доходной и расходной частей бюджет бывает:

2.1 Сбалансированным, когда его доходы и расходы равны.

2.2 Дефицитным, если расходы бюджета превышают доходы.

2.3 Профицитным, когда доходы бюджета больше расходов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр). При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Основные статьи расходной части бюджета

1.Трансфертные платежи в денежной или натуральной формах.

2.Затраты на общественные блага.

3.Выплаты процентов по государственному долгу.

Источник

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджет РФ

Бюджетную систему Российской Федерации регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 6 данного документа понятие бюджета предполагает следующее.

Бюджет — форма образования и использования финансирования, предназначенного для денежного обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.

Согласно статье 10 рассматриваемого кодекса бюджет страны включает три уровня:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных госфондов, которые утверждаются в виде федеральных законов.
  2. Региональный бюджет и бюджет территориальных внебюджетных госфондов закреплены в законах субъектов федерации.
  3. Местные бюджеты, регламентируемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления или уставами муниципалитетов.

Местные бюджеты делятся на два подуровня :

  1. Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципалитетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
  2. Бюджеты городских и сельских поселений.

Виды бюджетов в России

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет представлен в виде федерального закона. Этот документ считается основным финансовым планом страны. Утверждение закона о федеральном бюджете является одной из функций Федерального Собрания.

Функции федерального бюджета:

  • стимулирование соцполитики;
  • налаживание внутригосударственной экономики;
  • перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода;
  • контроль над денежными потоками.

Структура рассматриваемого бюджета предполагает наличие доходной и расходной части.

Формирование доходной части осуществляется за счет двух видов поступлений:

  1. Налоговых, к которым относятся налоги, федеральные сборы, таможенные платежи, госпошлина.
  2. Неналоговых, то есть доходов от эксплуатации и продажи личного имущества, частичной прибыли унитарных предприятий.

Состав доходной части главного бюджета государства обусловлен потребностью страны в денежных средствах, возможностями разумного и результативного применения этих финансов. Также существует зависимость от действующей экономической политики в данный промежуток времени.

Структура расходной части бюджета представлена двумя составляющими:

  1. Расходы на текущие нужды, то есть на реализацию работы органов государственной власти, бюджетных организаций, поддержку нижестоящих бюджетов и конкретных экономических отраслей.
  2. Траты капитальные нужды, включающие расходы на внедрение новшеств, вложения, на воспроизводство производственных мощностей экономики.

Определяющими моментами формирования расходной части федерального бюджета являются основные государственные функции, установленные на законодательном уровне. На первом месте в очереди на финансовое обеспечении стоит социальная сфера, а именно оборона, правопорядок, здравоохранение, культура и пр.

Оптимальным при составлении федерального бюджета считается его сбалансированность. Данный принцип предполагает равенство доходной и расходной части. Однако сбалансированный бюджет достаточно редкое явление.

Ситуация, когда доход превышает расход, называется профицитом и считается положительной. В случае превышения расхода над доходом имеет место дефицит. Считается, что при небольшом перевесе в сторону расходов экономика испытывает положительное влияние, так как небольшой дефицит подстегивает ее на развитие. В ситуации с большой разницей в пользу расходов может возникнуть рост инфляции. Также большой дефицит представляет опасность в виде экономической нестабильности, увеличением госдолга. Все перечисленное в итоге грозит дефолтом.

Закрепление финансового плана государства в виде закона определено необходимостью отслеживания расходования бюджетных средств и источников дохода. Бюджет позволяет делать прогнозы по исполнению масштабных госпрограмм, контролировать соблюдение бюджетного законодательства.

Бюджеты субъектов Федерации

Для реализации задач, относящихся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, существует региональный бюджет.

Функции бюджета субъектов РФ:

  1. Объединение денежных средств, составляющих финансовую базу для работы органов представительной и исполнительной власти региона.
  2. Гарантия финансово-хозяйственной автономности субъектов государства в использовании средств на социально-экономическое развитие.
  3. Стабилизация уровня экономического и социального развития региона.
  4. Финансирование бюджетных учреждений субъекта Федерации.
  5. Выделение финансов на развитие экономики, социальной сферы, промышленности и сельского хозяйства.

Доходная часть регионального бюджета поступает в распоряжение органов государственной власти субъекта РФ на безвозмездной основе.

Доходы бюджета региона состоят из следующих источников:

  1. Налогов и сборов субъекта РФ.
  2. Части федеральных налогов и сборов.
  3. Доходов от использования имущества региона.
  4. Дотаций из бюджетов других уровней.
  5. Части прибыли госпредприятий унитарной формы, чье имущество является собственностью субъекта Федерации. Данные средства в законодательно установленном размере остаются от уплаты налогов и других обязательных платежей.
  6. Доходов от оказания платных услуг госучреждениями региона.
  7. Штрафов и других поступлений.

Расходная часть регионального бюджета включает:

  1. Траты на обеспечение работы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
  2. Расходы на исполнение региональных целевых программ.
  3. Финансирование СМИ региона.
  4. Обеспечение отдельных гос. полномочий, получаемых муниципалитетом от региональных властей.
  5. Финансы на обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ.
  6. Средства на организацию выборов и референдумов региона.
  7. Траты на формирование государственной собственности субъектов РФ.
  8. Финансирование международных и внешнеэкономических связей региона.
  9. Денежные средства на содержание и развитие гос. организаций субъекта.
  10. Финансовую поддержку местных бюджетов.
  11. Компенсацию доп. расходов в результате решений органов государственной власти региона, приводящих к дефициту местных бюджетов.
  12. Иные траты при реализации полномочий субъектов РФ.

Местные бюджеты

Финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления осуществляется за счет местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют данный вид бюджета.

Структура рассматриваемой формы распределения средств предполагает доходную и расходную часть.

Доходы местного бюджета складываются из следующих денежных средств:

  1. Собственные доходы, к которым относятся местные налоги, штрафы и благотворительные взносы.
  2. Субвенции, то есть финансирование из вышестоящего бюджета для обеспечения переданных от субъекта РФ полномочий.
  3. Дотации на покрытие дефицита из бюджета региона.
  4. Субсидии на содержание предметов общего ведения.
  5. Заимствования местных бюджетов.

Расходы местного бюджета:

  1. Средства на решение вопросов местного значения (перечень определен законодательством РФ и законодательством региона).
  2. Траты на выполнение полномочий, полученных от региональных и властей.
  3. Расходы на обслуживание и погашение муниципального долга по займам и ссудам.
  4. Средства на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.
  5. Прочие траты, установленные уставом муниципалитета.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации

Консолидированный бюджет субъекта Федерации — это объединенный бюджет, который складывается из регионального бюджета и свода бюджетов муниципалитетов, находящихся на территории субъекта РФ. Данное понятие дает полную картину всех доходов и расходов конкретного региона.

Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет составляют консолидированный бюджет государства. Этот термин используется в статистической работе и планировании бюджета. Консолидированные бюджеты не несут правовой нагрузки.

Что такое государственный внебюджетный фонд

Переход государства к рыночной экономике обусловил необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд — форма перераспределения и реализации денежных средств для финансирования социальных потребностей граждан. Рассматриваемые фонды находятся под управлением органов государственной власти.

Главное назначение таких фондов заключается в обязательном социальном страховании, подразумевающем совокупность государственных правовых, экономических и организационных мер. Эти меры направлены на возмещение последствий изменения финансового или общественного положения граждан и наступления социальных страховых рисков, к которым относятся:

  • потребность в медицинской помощи;
  • утрата дохода по причине наступления страхового случая (болезнь, производственная травма, наступление пенсионного возраста, беременность и материнство, инвалидность, потеря кормильца, потеря работы и др.);
  • дополнительные траты застрахованного лица/членов его семьи вследствие наступления страхового случая.

Финансовые ресурсы данных фондов не включены в состав бюджетов и являются федеральной собственностью страны. Фондовые деньги не могут быть изъяты. Деятельность этих организаций регламентируется федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», где установлен порядок из создания, функционирования и ликвидации. Бюджеты фондов ежегодно утверждаются федеральными законами.

Субъекты обязательного социального страхования:

  • работодатели в роли страхователей;
  • некоммерческие организации в качестве страховщиков;
  • застрахованные лица и прочие органы, организации и граждане.

Финансы внебюджетных фондов находятся на хранении на банковских счетах организаций, определенных Правительством государства. Целевое расходование денежных средств на финансовый год установлено законодательно.

Существуют федеральные и территориальные внебюджетные гос.фонды.

Органы управления фонда составляют проект бюджета организации. Затем документы рассматривает и утверждает Федеральное Собрание Российской Федерации параллельно с принятием федерального бюджета. Федеральное казначейство страны осуществляет исполнение бюджета фондов. Отчет об исполнении составляют органы управления фонда. Этот документ подлежит утверждению законодательными органами в виде закона. Исполнение бюджета государственных внебюджетных фондов контролируют органы, осуществляющие контроль над исполнением соответствующего бюджета.

Разновидности внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.

Доходная часть бюджета ПФ:

  • единый социальный налог;
  • средства федерального бюджета;
  • пени и другие денежные санкции;
  • доходы от временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • пожертвования физических лиц и организаций;
  • средства, выделяемые из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
  • превышение сумм страховых взносов, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате пенсий;
  • прочие источники.

Расходная часть бюджета ПФ:

  • выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
  • доставка пенсий;
  • финансирование работы ПФ;
  • выплата базовой части трудовых пенсий;
  • выплата пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
  • прочие цели.

Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.

Фонд социального страхования

Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.

Средства фонда складываются из следующих источников:

  • единый социальный налог;
  • страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
  • средства федерального бюджета;
  • остаток средств с прошлого финансового года;
  • иные поступления.

Расходы бюджета ФСС:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортное обслуживание;
  • обеспечение научно-исследовательских работ по охране труда;
  • страховые выплаты в связи с наступлением несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
  • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;
  • оздоровление детей;
  • оздоровление граждан, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.

К основным функциям фонда можно отнести следующие:

  • обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели;
  • осуществить контроль над использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Задачи фонда обязательного мед. страхования:

  • гарантия соблюдения прав граждан на медпомощь с точки зрения финансирования;
  • обеспечение финансовой стабильности системы ОМС и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи;
  • контроль над целевым использованием средств ОМС.

Доходная часть ФФОМС:

  • единый социальный налог;
  • доход от размещения временно свободных средств;
  • остаток средств с предыдущего финансового года;
  • прочие поступления.

Расходы фонда:

  • реализация оздоровительных целевых программ по оздоровлению;
  • обеспечение проф. подготовки и переподготовки кадров;
  • создание нормативного страхового запаса;
  • компьютеризация системы ОМС;
  • оплата медикаментов;
  • оказание медицинской помощи в условиях массовых заболеваний, катастроф и др.;
  • формирование материально-технической базы здравоохранения;
  • содержание фонда и др.

Источник

Оцените статью