Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Уровень экономической активности (экономически активное население
к численности населения соответ-ствующей возрастной группы)
ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек
Уровень безработицы, процентов
3.Трудовые ресурсы– это часть населения страны, которая по возрасту и состоянию здоровья фактически работает или способна к трудовой деятельности.
Таким образом, в состав трудовых ресурсов включают:
· трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
· фактически работающих подростков моложе 15 лет;
· фактически работающих пенсионеров.
Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризую-щаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.
Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологиче-ской и статистической позиций.
Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, рас-селение, брачность, миграция и пр.
Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономиче-ские отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.
Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.
Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.
Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).
Возраст служит главным критерием при определении численности экономически ак-тивного населения, т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Экономически активное население — это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и без-работных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.
4.Численность трудовых ресурсов рассчитывают двумя методами:
1. Демографический: население трудоспособного возраста за вычетом инвалидов I, II групп, включая работающих подростков и пенсионеров.
2. Экономический: фактически работающее население (занятое), включая занятых в личном, подсобном и фермерском хозяйствах, плюс учащиеся с отрывом от производства, безработные и остальные неработающие лица трудоспособного возраста.
Результаты расчетов этими методами могут не совпадать из-за маятниковой миграции населения.
5.Баланс трудовых ресурсов представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрываются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в ее распределении по видам экономической деятельности, а также между отдельными регионами страны.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов – ресурсной и распределительной частей, составляется по среднегодовым данным (табл. 3.1).
Первая часть балансахарактеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части баланса производится распределение трудовых ресурсов на занятых и не занятых в экономике.
Баланс трудовых ресурсов
Численность трудовых ресурсов
трудоспособное население в трудоспособном возрасте
иностранные трудовые мигранты
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые
лица старше трудоспособного возраста
Распределение численности трудовых ресурсов
I. Среднегодовая численность занятых в экономике
(сумма строк с 08 по 30)
…..Далее с 14 по 30 по видам экономической деятельности
Общественные объединения (организации)
Экстерриториальные организации и органы
II. Население, не занятое в экономике
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте:
военнослужащие, российские граждане, работающие за границей,
безработные, домохозяйки и др. население, не занятое в экономике
в процентах к трудовым ресурсам
6.Основными задачами статистики трудовых ресурсов являются:
· характеристика наличия, состава и структуры трудовых ресурсов, определение их перспективной численности;
· изучение текущих данных об экономической активности населения, занятости и безработицы, а также определение факторов, влияющих на них;
· изучение структуры занятости по отраслям, секторам, профессиям;
· характеристика естественного воспроизводства и миграции трудовых ресурсов;
· оценка состояния и развития рынка труда, спроса и предложения, конъюнктуры и напряженности на рынке труда;
· исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуре и динамике;
· изучение фондов рабочего времени и эффективности их использования.
Решение этих задач лежит в основе политики правительства, направленной на обеспечение занятости, наращивание трудового потенциала и повышение эффективности его использования с позиции достижения максимальных социально-экономических результатов.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.
Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:
общей численностью трудоспособного населения;
количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:
состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.
Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.
Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.
Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. Количественные включают показатели численности трудовых ресурсов и их состава (по полу, возрасту, общественным группам и т.д.). Качественные характеристики — это показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т д
Показатели численности трудовых ресурсов рассчитываются по состоянию на конкретный момент времени для определенной административно-территориальной единицы (района, области, республики и т.д.). Одним из показателей количественных изменений трудовых ресурсов является коэффициент естественного прироста, исчисляемый как отношение естественного прироста трудовых ресурсов к их среднегодовой численности за определенный период, умноженное на 1000.
Деление трудовых ресурсов по возрасту и полу также относится к числу важных количественных характеристик. Соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную структуру. При изучении трудовых ресурсов принято выделять четыре основные возрастные группы: молодежь 16-29 лег; лица 29-49 лет, лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 лет); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше и женщины 55 лет и старше), занятые в общественном хозяйстве. В научных и практических целях наряду с укрупненными возрастными интервалами изучаются также возрастные группы с пяти- или десятилетними интервалами.
Независимо от территориального размещения трудовая активность населения, принадлежащего к одним и тем же возрастным группам, имеет общие закономерности. Так, в возрастной группе 16-29 лет большая часть молодежи до 22 лет занята обучением, получением профессиональной подготовки, военной службой. Этот контингент активно включается в общественное производство к 23-25 годам. Поэтому наиболее высокая активность и наиболее полная занятость характерны для населения в возрасте 25-49 лет. У лиц старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается. Особую группу составляет население старше трудоспособного возраста — пенсионеры. Определенная часть лиц пенсионного возраста продолжает трудиться в общественном производстве, однако их трудовая деятельность остается относительно активной лишь в течение первых трех-пяти лет после оформления пенсии.
Структура трудовых ресурсов по полу также является их важной количественной характеристикой и имеет большое значение для формирования эффективной занятости. Этот показатель определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном подсобном хозяйстве, а также занятых на учебе с отрывом от производства. Структура трудовых ресурсов по полу различается по регионам и сферам занятости. Это обусловлено, в частности, миграцией трудоспособного населения: в местах выбытия доля мужчин сокращается, в районах интенсивного освоения — увеличивается.
Структура трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовке является важной качественной характеристикой трудовых ресурсов, показателем интеллектуального потенциала общества. При анализе трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовке учитываются следующие параметры: уровень образования трудоспособного населения (общего, специального); соотношение численности занятого населения и численности лиц с высшим, средним (полным и неполным) и начальным образованием; динамика численности учащихся по видам обучения и т.д. Важное значение при этом имеют изучение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, определение удельного веса работников по видам деятельности, уровню квалификации и т.п.
В связи с научно-техническим прогрессом претерпевают существенные изменения профессии, специальности, квалификации. Профессия — это род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими, специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки и опыта работы3. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, вещественными факторами труда. В рамках общих профессий, установленных по производственному признаку, выделяются специальности. Специальность -это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которого необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые также путем специальной подготовки и опыта работы.
Одной из качественных характеристик трудовых ресурсов является их квалификационный состав. Квалификация — это степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам, определены в Едином тарифно-квалификационном справочнике и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Группировка трудовых ресурсов по уровню образования, профессиям и квалификациям и исчисляемые на этой основе абсолютные и относительные показатели используются для организации вовлечения трудовых ресурсов в народное хозяйство.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2925 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Развитие трудовых ресуросов в регионе
Тема 1
1. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов
Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов
Важной составной частью социального и экономического потенциалов региона является его трудовой потенциал , представляющий собой совокупную рабочую силу и совокупную общественную способность населения к труду. Как экономическая категория, трудовой потенциал отражает производственные отношения по поводу воспроизводства психофизиологических, квалификационных, духовных и социальных качеств трудоспособного населения. С количественной стороны трудовой потенциал представляет собой запасы труда, которые определяются общей численностью трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, образовательным уровнем и возможностями их использования.
Трудовые ресурсы региона –это часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями к труду и которая представляет собой действующую и потенциальную рабочую силу.
Фактически к трудовым ресурсам относятся:
- население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны IиIIгрупп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);
- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудовые ресурсы как страны, так и региона могут быть охарактеризованы такими параметрами, как:
- образовательный уровень, отражающий долю лиц с начальным, средним, средним специальным и высшим образованием;
- профессионально-квалификационная структура, характеризующая трудовые ресурсы по видам деятельности, профессиям, специальностям и уровню квалификации;
- половозрастная структура, отражающая соотношение возрастных и дифференцированных по полу групп;
- социально-экономическая неоднородность работающих, связанная со сложностью труда у тех или иных групп (неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный труд; для руководителей – руководители высшего, среднего, низшего звена).
Для оценки состояния трудовых ресурсов страны или региона используется следующая система показателей:
а) общая численность трудовых ресурсов;
б) среднегодовая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве;
в) уровень занятости населения;
г) состав работающих по полу и возрасту;
д) отраслевая структура занятости населения;
е) уровень образования и профессиональная подготовка кадров.
Государственное регулирование трудового потенциала региона– неотъемлемая составная часть механизма регионального управления. Оно охватывает демографический, социальный и экономический аспекты объекта регулирования, его воспроизводственный цикл – формирование, распределение и использование. Необходимо отметить, что рыночный механизм принципиально не способен решить проблемы занятости (безработицы), поэтому рыночные силы и государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала объективно призваны дополнять друг друга. Система государственного регулирования рынка труда представляет собой совокупность конкретных законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, которые базируются на рыночных отношениях.
Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач:
- обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по республике, в отдельных областях и районах;
- достижение рациональной занятости населения, то есть создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;
- обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;
- рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).
Государственное регулирование рынка труда и трудового потенциала осуществляется по следующим основным направлениям: прогнозирование и планирование демографического развития, трудовых ресурсов и рынка труда; регулирования занятости; социальная защита населения.
Система государственного регулирования трудового потенциала основывается на учете и использовании политических, социальных, экономических и правовых факторов. Она предполагает использование прямых(административных) икосвенных(экономических) методов управления. Кпрямым методам регулированияотносятся такие воздействия на трудовой потенциал регионов, которые непосредственно определяют его состояние через деятельность специальных фондов и разработку программ содействия занятости, создание соответствующих нормативных актов, тарифно-квалификационных систем, систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирования заработной платы.Косвенные(экономические)методыизменяют мотивацию (заинтересованность) хозяйствующих субъектов в развитии трудовых ресурсов региона и реализуются посредством налоговой, кредитной системы, индикативного планирования.
В свою очередь всю совокупность мер государственного воздействия на уровень занятости (безработицы) можно разделить на две группы: активныеипассивные.Активные мерынепосредственно направлены на разрешение проблемы безработицы и повышение уровня занятости (создание рабочих мест, субсидирование, льготное налогообложение, организация общественных работ, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантированный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.п.). Наряду с вышеперечисленными мерами, неправлеными на увеличение спроса на рабочую силу, активные меры государственного регулирования трудового потенциала включают в себя воздействия, нацеленные на сокращение предложения рабочей силы (увеличение продолжительности обучения в школе, отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и т.п.). Кпассивным методамгосударственного регулирования рынка труда относятся ассигнования на выплату пособий по безработице и частичному возмещению, безработным их потерь в доходах.
Источник