Как подготовить доклад по экскурсиям

Доклад по методической учебе на тему «Учебные экскурсии»

Учебные экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях (биология, экология и др.), знакомство с историческим материалом (история, обществознание, основы права, основы социологии, основы сестринского дела, медицина катастроф), изучение произведений искусства (история, основы этики).

Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.

Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого.
Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута еще в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931 — 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.

Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия и учреждения (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Такие экскурсии получили название комплексных. Они предоставляют широкие возможности для осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.

Читайте также:  Агентства экскурсии по россии

Комплексные экскурсии проводятся в природу и на производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Особую ценность имеют производственные экскурсии, организуемые одновременно по нескольким учебным дисциплинам.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, или предварительные , когда они предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках;

текущие, или сопровождающие , которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения;

итоговые, или заключительные , завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.

Любой из видов учебных экскурсий не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, лекций, практикумов, семинаров. Проведение экскурсий требует тщательной подготовки. Преподаватель (или учителя при подготовке комплексной экскурсии) определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект и тщательно с ним знакомится, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Желательно, чтобы сам преподаватель проводил экскурсию. Если же это по каким-либо причинам невозможно, преподаватель должен дать будущему экскурсоводу необходимые методические рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, явления или процессы следует обратить внимание, какова должна быть продолжительность и последовательность экскурсии, какие объяснения следует сделать студентам при ее проведении.

Например, в плане проведения экскурсии по Э кологии, студентам поясняются этапы работы, перечень наблюдений и материалов, которые должны быть собраны во время экскурсии, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам экскурсии, форма организации учащихся на экскурсии (фронтальная работа, групповая или индивидуальная).

Перед экскурсией студенты получают и уясняют задания, с ними проводят вступительную беседу. В заданиях указывают, какие наблюдения должен провести каждый из учащихся (или группа учащихся), на какие вопросы он должен дать самостоятельные ответы, какие материалы собрать, в какой форме, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии и ее материалы (устное сообщение или письменное сочинение, коллекции, гербарии и т. п.).

При проведении экскурсии по плану изучения такой дисциплины как Основы этики , студентам предлагается оформить отчет об экскурсии в Музей искусства народов Востока. Экскурсионное занятие планируется после изучения тем «Этика Древнего Китая», «Этика Древней Индии». Форму отчета они определяют самостоятельно: это может быть фотоотчет или газета, доклад или сообщение по теме экскурсии. В 2017 году студенты сдали отчет с использованием программы Power Point . Для некоторых студентов интересна тема «История одного экспоната», в этом случае они описывают понравившийся им экспонат, ищут дополнительную информацию и оформляют работу в виде доклада, который является итогом небольшого исследования.

Продолжительность экскурсий зависит от характера объекта, целей проведения и обычно колеблется в пределах от 40-45 мин до 2-2,5 ч (без учета времени, затрачиваемого на дорогу в оба конца). При проведении экскурсии обеспечивается активная работа всех учащихся, возможность проведения наблюдений (хорошая видимость объектов), поддержание дисциплины и порядка, знание и соблюдение правил поведения в общественных местах и правил техники безопасности.

Заключительный этап экскурсии состоит в проведении учителем итоговой беседы (реже – письменной работы), в ходе которой полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний учащихся. Преподаватель дает указания об обработке собранного материала, о подготовке отчетов. По материалам экскурсии можно организовать выставки, провести специальные занятия (например, с разбором сочинений учащихся об экскурсиях), вечера и т п. Собранные на экскурсии материалы можно использовать преподавателем в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках.

Чтобы упорядочить проведение экскурсий (особенно комплексных) в группе и в училище, заместитель директора училища по учебно-воспитательной работе составляет общеучилищный календарный план проведения учебных экскурсий по всем дисциплинам и курсам на учебный год с указанием примерных сроков, объектов и руководителей экскурсий. Такой план составляется в сочетании с аналогичным планом проведения в училище внеучебных мероприятий, работой ЦК различного направления.

Инструктаж обучающихся перед началом работы в группах

1. Преподаватель называет тему или проблему изучения, исследования.

2. Называет цель работы в группе.

3. Объясняет, какую работу выполнить.

4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки).

5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.

6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться.

7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.

8. Если необходимо, распределяет роли в группе или дает специальные задания.

9. Преподаватель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.

10. Преподаватель раздает «карточки взаимооценки и самооценки».

Темы и примерные вопросы, проблемы, которые необходимо осветить в реферате:

1-ая группа: «Жизнь и быт крестьянства Дмитровского края»

Каковы были основные группы крестьянства?

Какое значение в жизни крестьянства имела община?

Каким было положение русских крестьян?

Охарактеризуйте жизнь, быт, нравы крестьян.

В чем было своеобразие жизни крестьян в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни крестьян Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги Н.И. Павленко?

2-ая группа: «Жизнь и быт дворянства Дмитровского края. Семья Олсуфьевых»

Какие факторы определяли жизнь и быт дворянства, русской аристократии?

Что собой представляло дворянство в социальном плане? Было ли оно однородно по своему составу?

Происходили ли изменения в его социальной структуре во времени?

Как жило российское поместное дворянство?

В чем было своеобразие жизни дворян в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни дворянства Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги Н.И. Павленко?

3-ья группа: «Жизнь и быт дворянства Дмитровского края. Семья Апраксиных»

Какие факторы определяли жизнь и быт дворянства, русской аристократии?

Что собой представляло дворянство в социальном плане? Было ли оно однородно по своему составу?

Происходили ли изменения в его социальной структуре во времени?

Как жило российское поместное дворянство?

В чем было своеобразие жизни дворян в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни дворянства Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги Н.И. Павленко?

4-ая группа: «Жизнь и быт дворянства Дмитровского края. Семья Норовых»

Какие факторы определяли жизнь и быт дворянства, русской аристократии?

Что собой представляло дворянство в социальном плане? Было ли оно однородно по своему составу?

Происходили ли изменения в его социальной структуре во времени?

Как жило российское поместное дворянство?

В чем было своеобразие жизни дворян в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни дворянства Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги Н.И. Павленко?

5-ая группа: «Жизнь и быт купечества Дмитровского края»

Как строилась жизнь русского купечества?

Какие факторы определяли их жизнь и быт?

Каков был состав населения городов?

Охарактеризуйте жизнь, быт, нравы купцов.

В чем было своеобразие жизни купечества в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни купечества Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги Н.И. Павленко?

6-ая группа: «Жизнь и быт чиновников и разночинцев Дмитровского края»

Кто такие разночинцы?

Каково было их социальное происхождение?

Чем объясняется их все возрастающая роль в обществе?

Какие факторы определяли жизнь и быт разночинцев?

В чем было своеобразие жизни разночинцев в отличие от других слоев населения?

Какие факты из жизни разночинцев Дмитровского края вы можете привести как примеры, которые иллюстрируют положения книги
Н.И. Павленко?

P . S . Преподаватель оставляет за собой право корректировать вашу работу и настоятельно рекомендует выполнить ее в срок. Обратите внимание на то, что предложенные вопросы являются примерными.

Состав группы и обязанности ее членов

Библиотекарь (желательно житель города Дмитрова) должен составить список источников для реферативной работы и научить других членов своей группы основным правилам написания библиографии. Для этого ему необходимо написать конспект на тему «Правила составления списка литературы». Источник для конспекта можно взять
у организатора или преподавателя.

Пользователь компьютера (Компьютерщик) должен напечатать (составить) текст реферата, соблюдая требования к оформлению работы, используя различные источники. В его распоряжении должны быть тексты источников на электронных носителях, иллюстрации (фотографии).

Печатник должен распечатать текст реферата в двух экземплярах. Один экземпляр сдается преподавателю на проверку, другой остается в группе для дальнейшей работы. В его обязанности можно включить и распечатку фотографий для реферата.

Фотограф должен фотографировать экспонаты музея, иллюстрирующие рассказ экскурсовода (не мешая ему и студентам). Фотографии экспонатов музея перенести на диск и сдать организатору своей группы. Также он должен представить документальные материалы, подтверждающие присутствие на экскурсии членов своей группы (фотографии, билеты музея).

Организатор должен настроить членов своей группы на творческую работу, на отличное написание и правильное оформление реферата. Ему дается право консультироваться у преподавателя по возникающим вопросам. Он должен решать финансовые вопросы, которые могут возникнуть в процессе работы. Например, распечатка текста реферата, фотографий, иллюстраций и т.д. Из членов группы организатор назначает студента для выступления на конференции, семинаре или уроке. За неделю (примерный срок) до конференции организатор сдает подготовленный членами группы материал преподавателю для предварительной проверки.

Реферат, оформленный надлежащим образом.

Фотографии с экскурсии на электронном носителе (желательно на диске CD — RW ).

Список группы с указанием обязанностей ее членов и оценкой их работы (краткой характеристикой).

Анкеты членов группы по самооценке их работы.

Информационный диск преподавателя (вернуть в нормальном состоянии).

Безуглова Е.В.,
преподаватель истории
Дмитровского филиала МОМК №4

Источник

Исследовательская работа «Моя первая экскурсия»

Цель исследования: разработать обзорную экскурсию по Самарской набережной для моих одноклассников и гостей нашего города.

Задачи исследования:

1. Изучить литературные и информационные источники по теме.

2. Познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий, чтобы на них всем было интересно.

3. Составить экскурсионные карточки некоторых исторических объектов городской набережной.

4. Провести экскурсию для моих одноклассников и их родителей с использованием презентации и фотографий.

5. Отправить виртуальную экскурсию по набережной Самары своим друзьям в Саратов.

6. Сделать выводы.

Скачать:

Вложение Размер
Моя первая экскурсия 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №10 «Успех»

городского округа Самара

Моя первая экскурсия

Секция « Мир профессий от «А» до «Я»

ученица 4 «Б» класса

Федоренко Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

1.1 Обзор литературы по теме исследования.

1.2 Что такое экскурсия? Кто такой экскурсовод?

2.1 Инструкция по составлению экскурсий для начинающих.

2.2 Моя первая экскурсия.

1.Приложение — экскурсионные карточки.

2.Приложение — отзывы одноклассников.

3. Презентация к работе.

Я живу в Самаре. Н о много ли я знаю о своём городе?

К онечно, мы часто с классом ездим на экскурсии по городу и области.

Ч то-то нам интересно и мы запоминаем, а что-то забывается.

М не очень нравится мой город, потому что он стоит на В олге.

И мне кажется, он не похож ни на какой другой город.

К огда к нам приезжают гости из другого города, не знаю как вы, а мы первым делом рассказываем и показываем нашу набережную.

И я подумала: “ А не провести ли мне свою экскурсию для моих гостей?”

Я постараюсь совместить прогулку и обзорную экскурсию по набережной.

Э то будет очень интересный проект.

Цель моего исследования: разработать обзорную экскурсию по Самарской набережной для моих одноклассников гостей нашего города.

1. Изучить литературные и информационные источники по теме.

2. Познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий, чтобы на них всем было интересно.

3. Составить экскурсионные карточки некоторых исторических объектов городской набережной.

4. Провести экскурсию для моих одноклассников и их родителей с использованием презентации и фотографий.

5. Отправить виртуальную экскурсию по набережной Самары своим друзьям в Саратов.

6. Сделать выводы.

Объект исследования: набережная города Самары.

Предмет исследования: экскурсионный маршрут по набережной реки Волга города Самары.

Актуальность темы состоит в том, что гости города и его маленькие жители мало знают об истории появления городской набережной и её достопримечательностях.

Используем следующие методы:

— И зучение литературных и информационных источников по теме.

— Составление экскурсионных карточек и текста для проведения экскурсии.

— Проведение пробной экскурсии.

— Сбор отзывов об экскурсии, анализ информации , коррекция маршрута.

И когда в следующий раз приедут гости, у нас будет не просто прогулка по набережной, а интересная и познавательная экскурсия.

А может, когда-нибудь я переведу её на английский язык и сделаю видео-экскурсию для иностранных школьников.

И так……. У ра! Я – начинающий экскурсовод.

П одготовленная вами экскурсия запомнится больше, чем прослушанная у другого экскурсовода.

  1. Обзор литературы по теме исследования

Моё детальное и глубокое знакомство по теме моего исследования началось со словарей и энциклопедий. В них я нашла информацию о том, что такое экскурсия, кто такой экскурсовод, краевед и гид.

Большую помощь при подготовке к исследованию мне оказали бабушкины журнал «Самарские судьбы» за 2007 год, прекрасно иллюстрированные и содержащие интересные сведения и факты о судьбе людей, живших в Самаре или посещавших её. В журнале «Земля Самарская» я нашла туристическую карту Самара, где кратко выделены основные достопримечательности города, которые перекликаются с темой моей экскурсии.

В книге Моргуна А.Г. (главного архитектора нашего города) я узнала о том, как проектировалась и застраивалась набережная, как выглядела она до застройки. Я нашла много сведений об объектах моей экскурсии, а именно о Струковском саде, о бюсте Пушкина, который “установлен в старинном сквере его имени, возле драмтеатра”[3].

В журнале «Парки и сады Самары» мне понравилось подробное описание истории Струковского сада.

Из фотоальбомов “Крылья над Волгой» и «Куйбышев. Городу на Волге-400 лет» мне было интересно узнать, как выглядел раньше мой город, как он менялся.

А так же мне очень понравилось читать “интересные заметки об истории” на Блоге Самарских Краеведов.

1.2 Что такое экскурсия? Кто такой экскурсовод?

«Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно умеют немногие».

Экскурсия (от латинского «экскурсио»). Это слово в русский язык проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание», «военный побег», затем «вылазка, поездка».

В «Малой советской энциклопедии» сказано: «Экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В «Большой советской энциклопедии»: «Экскурсия — это посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста — экскурсовода».

В словаре С.И. Ожегова читаем: «Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий, руководитель экскурсии».[4]

Смежными профессиями являются: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф.

Люди, занимающиеся этими профессиями, должны иметь хорошие знания по истории, культуре и географии; знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов, а также иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

Чтобы стать экскурсоводом или гидом нужно получить специальное образование на некоторых факультетах ВУЗов по специальности «Экскурсоведение и музееведение».

Эта профессия — достаточно молодая, так как появилась в 70-е годы XX века.

2.1 Инструкция по составлению экскурсий для начинающих.

Я прочитала много литературы по составлению экскурсий. Это были учебники по экскурсоведению, советы экскурсионных бюро, где выяснила, что экскурсии делятся по видам на:

Итак, определяемся с видом нашей экскурсии.

Самое главное — выбор места экскурсии. Определяя место будущей экскурсии, нужно обосновать, что может заинтересовать туристов.

Далее выбираем объекты экскурсии. Определяем достопримечательности, которые на ваш взгляд могут стать объектами экскурсий. Это могут быть как памятники архитектуры, исторические памятники, так и просто интересные и необычные места нашего города.

Правильный отбор объектов, их количество и последовательность их расположения влияет на качество экскурсии.

Выбирая объект экскурсии, мы выделяем:

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов,

Поскольку это увеличивает её длительность, а, следовательно, повышает утомляемость слушателей экскурсии. Отбор объектов заканчивается составлением карточки, в которую вносят необходимые сведения, характеризующие объект.

Карточка объекта заполняется по следующим пунктам:

  1. Наименование.
  2. Местонахождение.
  3. Краткое описание (автор, дата сооружения).
  4. Историческое событие, с которым связан памятник.
  5. Источник сведений о памятнике.
  6. Сохранность памятника.
  7. Фото объекта.

Образцы карточек можно увидеть в Приложении 1.

Теперь нужно подготовить описание выбранных объектов (дать историческую справку). И конечно помнить, что “ краткость – сестра таланта”. Текст экскурсии должен быть не только информативным, но и не скучным, чтобы удерживать внимание слушателей.

Если проведение экскурсии планируется не в одном месте (музее, дворце), то нужно продумать схему движения, т.е. разработать маршрут.

Теперь обозначим наши объекты на карте и проработаем трассу маршрута.

Распишем, с какого места начнется экскурсия, сколько времени слушатели будут проводить возле каждого объекта, и сколько всего по времени будет идти экскурсия. После этого, “проходим” экскурсионный маршрут сами, с целью уточнения времени.

Каждая экскурсия должна иметь цель и тему. Выбрав тему, нужно подумать о её формулировке. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающим, а по возможности — кратким.

2.2 Моя первая экскурсия.

Мест для прогулок в Самаре – великое множество, но два из них определенно нельзя миновать: набережную реки Волги и Струковский Сад.

И я хочу познакомить гостей нашего города с нашей замечательной набережной.

Почему я выбрала это место для экскурсии?

Потому что я сама очень люблю бывать на набережной в любое время года и в любую погоду, потому что она красивая, незабываемая и дающая нам множество развлечений. Это культовый городской объект. С набережной открывается великолепный вид на волжские просторы, правый берег Волги и Жигулевские горы. Я думаю, многие иногородние гости нам завидуют.

Наша экскурсия будет обзорной, по способу передвижения – пешеходной, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту города .

В сущности, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Итак, следуя плану, выбираем объекты для нашей экскурсии.

Мы начинаем нашу экскурсию со стелы «Ладья» на Октябрьской набережной.

Более четырёх веков назад царь Фёдор Иоаннович своим указом основал прекраснейший город на берегу Волги. В 1986г. наш город праздновал своё 400-летие и открытая на Октябрьской набережной стела, сразу стала символом города. У её подножия проводят фестивали и праздники. К стеле приезжают молодожёны, так как верят, что «Ладья» символизирует лодку “любви” и фотографии на её фоне помогут прожить жизнь в любви и согласии, не взирая на житейские “бури“. Отсюда открывается замечательный вид на Волгу.

Далее мы проходим развлекательный комплекс KIN.UP. Это место для семейного отдыха и развлечений, где к вашим услугам: рестораны, клубы, боулинг, скалодром, парк аттракционов.

Дальше мы совершаем прогулку по набережной до бассейна ЦСК ВВС , любуемся видами и узнаём ещё много нового.

Например, а вы знаете, что нашей набережной повезло, так как берег к Волге спускается террасами, мы имеем несколько пешеходных зон и пляж?

Это видно на фотографии.

Наша набережная — довольно молодая, началась она проектироваться в 1935 году, а наиболее активно перестраиваться в послевоенное время.

А до 30-х годов ХХ века берег Волги оставался не благоустроенным. Набережная была занята складами, лесопилками, конюшнями и мелкими постройками и берег никак не был связан с центром города.

Самарская набережная разделена на четыре участка (очереди) и имеет протяженность около 5 км.

Первая очередь – территория между Некрасовским и Вилоновским спуском.

Протяженность составляет 1350 м.

Вторая очередь – территория между бассейном ЦСК ВВС и комплексом KIN.UP. (1400 м.)

Третья очередь — от Некрасовского спуска — до Речного вокзала.

Четвертая очередь – от комплекса KIN.UP. до Силикатного оврага.

Жители Самары неформально обычно разделяют “старую набережную” – первая и третья очереди и “новую набережную” вторая и четвертая очереди. В 2014 году обещают построить пятую очередь.

Недавно наша набережная прошла реконструкцию и стала ещё красивей и ухоженней. Конечно, весной и летом наша набережная вызывает восторг не только местных патриотов, но и гостей города. Здесь работает масса кафе, детские площадки для детей, спортивные площадки, где можно поиграть в футбол, волейбол и даже в теннис. Вдоль всей набережной – зеленая велодорожка и множество прокатов, где можно взять на прокат ролики, велосипед или сигвей. Прямо под набережной – городской пляж. Длинные зелёные аллеи c лавочками, великолепные клумбы, новые фонари, сделанные под старину. Сохранились старые скульптурные композиции («Купальщица», «Водная лыжница», «Девочка в платке», «Работник с искусственным спутником») и установлены новые, такие как “скамейка для влюбленных” Наша прогулка по новой набережной заканчивается у бассейна ЦСК ВВС, перед цвето — музыкальным фонтаном.

Между второй и первой очередями набережной мы идём вдоль Самарской ГРЭС, чтобы посмотреть ещё две достопримечательности. Самарская ГРЭС была введена в эксплуатацию в 1900 г., её по праву называют «бабушкой»

Самарской энергетики. На момент постройки мощность её составляла всего 200 кВт, что примерно равно мощности 200 современных утюгов или электрочайников. Первоначально станция использовалась только для освещения Драмтеатра, Струковского сада и Дворянской улицы. А сегодня Самарская ГРЭС занимает 4-ое место по отпуску тепла в области.

А мы подходим к проходной ГРЭС , где установлен памятник батареи (радиатору отопления) в октябре 2005 г. в честь полуторавекового юбилея этого изобретения. Автор монумента Николай Куклев. Памятник актуальнейший для поздней осени наших широт. Говорят, если кошке потереть нос — она исполнит любое ваше желание. Попробуем?

Если пройти чуть дальше проходной – увидим ещё одну достопримечательность. В 2010 году в заборе Самарской ГРЭС было установлено декоративное кованое окно . Через него прохожие могут увидеть старый гипсовый фонтан, изображающий группу мальчиков ныряющих с камня в воду. Фонтан был установлен в 30-ых годах ХХ века и 80 лет был скрыт от горожан. Причина уважительная – ГРЭС стратегический объект и свободный вход туда запрещен. Заглянем в окошко?

Далее мы подходим к краснокирпичным старым зданиям Жигулевского пивзавода. Однажды австрийский подданный Альфред Фон Вакано удивил самарские власти, взяв в аренду землю близ Волги на 99 лет. Он снес старые постройки и в 1881 построил завод по последнему слову техники и инженерной мысли. Так и появился Самарский Жигулевский пивоваренный завод — один из старейших в России. “Удивительно цельный комплекс производственных, складских и служебных помещений, построенный у подножия Иверского женского монастыря на двух участках, связанных между собой подземной конкой”[3]- пишет А.Г.Моргун в своей книге.

Напротив расположен Иверский женский монастырь . Он был основан в 1850 году как община сестер милосердия, которая впоследствии и стала женским монастырем. Изначально община находилась на улице Мечетной (ныне Самарской). Но там не было воды и тогда купцы Назаров и Синягин пожертвовали свои загородные земли на высоком берегу Волги. Монастырь назвали в честь иконы Иверской Божией Матери. В 1882 г. на территории монастыря был заложен первый храм, обитель обнесли каменной оградой. На территории монастыря находились мастерские: ткацкие, белошвейные, золотошвейные, иконописные, переплетные. Известно, что «монахини вышили Самарское знамя, врученное в 1877г. болгарским ополченцам» [1].

В 1889г. при монастыре открыли училище, где обучалось около 100 девушек. А в годы Первой Мировой Войны был организован приют для девочек-сирот и больница для раненых солдат. После прихода Советской власти монастырь в 1919 г. закрыли. Лишь в 1991 г. была организована новая женская община, которая в 1994 г. получила статус монастыря. До сих пор идет восстановление и постройка корпусов, храмов и колокольни монастыря.

На территории Иверского монастыря находится могила Петра Владимировича Алабина, самого выдающегося градоначальника нашего города, которому Самара обязана водопроводом, библиотеками, Самарским ополчением и многим, многим другим.

А теперь мы увидим одно из самых красивых и привлекательных мест в Самаре. Это Пушкинский сквер , находящийся за драматическим театром. Именно отсюда открывается самый прекрасный вид на широкую излучину Волги, Жигулевские Ворота. Сквер был заложен к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В разделе “Очерки культуры» учебного пособия «Самарская область» Э.Я. Дмитриевой и П.С. Кабытова подробно рассказывается о программе празднеств 100-летнего юбилея А.С. Пушкина в Самаре. На месте пустыря были высажены молодые деревья и саженцы, установлен бюст А.С. Пушкина и построен деревянный павильон, и спонсировал это всё тот же Фон Вакано. В павильоне, прозванным Пушкинским, была открыта бесплатная библиотека, в другом крыле павильона занимались французской борьбой. Рядом построили две площадки теннисного корта, которые зимой превращались в каток.

Сейчас в сквере установлен памятник-бюст А.С. Пушкина по проекту архитекторов А.Г. Моргуна и В.Д. Смирнова. Вдохновенный взгляд поэта устремлен на волжские просторы, он прислонился к перилам, напоминающие перила волжской набережной и его руки свободно и красиво лежат на них. А в память первых теннисных кортов в Пушкинском сквере есть скульптура дамы с ракеткой.

А теперь спустимся вниз к Струковскому саду . Это старейший парк Самары, расположен на берегу Волги. Он является памятником садово-паркового искусства конца ХIХ века. Это живая история, это сердце города!

Струковский сад появился еще в 18 веке. Когда-то это был лесной массив на окраине города. Он принадлежал управляющему Илецкими соляными промыслами Г.Н. Струкову, который построил здесь усадьбу, разбил сад.

«С 1828 года правление промыслами перебазировалось в Соль-Илецк. Сад на берегу Волги постепенно пришел в полное запустение. В 1854 году он был конфискован за недоимки владельца и выставлен на торги. Новым хозяином стал поручик Д.Е. Обухов, который, впрочем, тут же изъявил желание уступить его городскому обществу. Позже город прибрел еще несколько участков смежной земли, снес избы с хозяйственными постройками, отделявшие сад от Волги, и его площадь стала составлять более семи гектаров.» [10]

Время шло – появился фонтан и лестница для удобного спуска. Строились теплицы, парники, танцевальный зал, а территорию обнесли забором. С этого времени Струковский сад стал местом проведения многих торжеств. Здесь встречали и устраивали пышные обеды в честь высоких гостей города, массовые гуляния в дни больших праздников, сюда приходили горожане просто отдохнуть, погулять по тенистым аллеям, полюбоваться Волгой. В нём назначают свидания, гуляют с детьми, встречаются, чтобы поиграть в шашки и шахматы.

В советские годы, особенно в связи с переходом на пятидневную рабочую неделю, у горожан стало больше времени для отдыха. В Струковском саду появились новые сооружения: закрытый детский плавательный бассейн «Чайка», летний театр, танцевальная площадка, зона аттракционов и развлечений. Летом работал цирк Шапито, на эстраде выступали профессиональные и любительские коллективы, на лавочках вели поединки завзятые шахматисты. Зимой аллеи сада заливались водой и отдавались в распоряжение любителей катания на коньках.

В 20 веке парк был переименован в парк культуры и отдыха имени М.Горького.

В городе Струковский сад пользуется огромной популярностью. Молодожены приезжают сюда фотографироваться на фоне прекрасных видов, а потом молодые мамы приводят своих детей. Для детей, кстати, в парке установлены интересные аттракционы. Всех гостей парка ждут удобные лавочки в тенистых аллеях, а ещё из парка открывается чудесный вид на Волгу.

Существует несколько праздников, которые просто не могут обойтись без парка культуры и отдыха имени М. Горького — «День прессы», «День Города», «Фестиваль цветов».

Спускаемся от Струковского сада на набережную третьей очереди. Этот участок набережной был недавно открыт после ремонта и следует от Некрасовского спуска до Речного вокзала, который был построен в 1973 году вместо старого деревянного. В 2012 году полностью заменили фонтан «Парус», реконструирована Аллея соловецких юнг и памятник «Якорь». Этот памятник установлен соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Это о них написана повесть В.Пикуля «Мальчики с бантиками».

А ещё здесь появился памятник товарищу Сухову из кинофильма «Белое солнце пустыни».

«До Волги доберусь, а там и до Самары рукой подать» — говорит в фильме красноармеец Сухов.

Наша экскурсия заканчивается у речного вокзала. Отсюда можно отправиться на экскурсию по Волге и посмотреть на набережную с воды.

Наша пробная прогулка-экскурсия длилась около 3-х часов.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ.

В ходе своего исследования и составления экскурсии мы многое узнали о Самарской набережной. Были изучены различные источники по теме «Набережная г. Самары». Помимо краеведческой литературы, я использовала учебники, пособия, энциклопедии, фотоальбомы и материалы Интернет-порталов.

Мы изучили правила составления и проведения экскурсий и использовали их при составлении своей экскурсии. Выбрали объект, маршрут и оформили экскурсионные карточки. Некоторые из них можно увидеть в приложении №1.

Я подготовила и провела экскурсию для моих одноклассников и их родителей с использованием презентации и фотографий. Отзывы моих одноклассников я поместила в приложение №2.

Мы отправили эту виртуальную экскурсию нашим друзьям в Саратов.

Экскурсия им очень понравилась, и пообещав приехать летом, они будут очень рады увидеть всё в действительности. А также, будут с нетерпением ждать моей второй экскурсии по “старинным особнякам Самары”.

Я рекомендую своим одноклассникам попробывать себя в этом проекте.

Сочинить свой маршрут, найти информацию в книгах и интернете и удивить своих родных, проведенной экскурсией.

Моя мечта — стать настоящим экскурсоводом. При составлении этого проекта, я узнала много нового о своём городе, убедилась, что в любом месте можно найти достопримечательности. Нужно только быть внимательным и любознательным человеком, любить и беречь свой край, город, деревню.

Наша Самарская область- это живописный край с удивительно богатой природой и разнообразными историческими достопримечательностями. Мне очень хочется, чтобы наш город и область стали одним из самых популярных туристических регионов не только России, но и мира. А я, как будущий настоящий экскурсовод, буду стараться делать всё, чтобы достигнуть этой цели.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

1. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область Учебное пособие. Издание третье. Издательство Самарский Дом печати,2013

  1. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Издательство «Советский спорт»,2007г.
  1. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: заметки об

архитектуре. Куйбышевское книжное издательство,1986г.

  1. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1978г.

5. Журнал «Земля Самарская» Специальный выпуск. Издатель ООО

Источник

Оцените статью