Подведение итогов экскурсии.
— Понравилась ли вам экскурсия?
— Какие открытия вы сделали сегодня?
— Как размещаются растения и животные в лесу?
— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
— Зачем нужен лес?
Приложение.
ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ
Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах.Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом берегу реки. Так живутласточки-береговушки.
На нижних этажах живёт соловей,козодой.Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездов видеглубокойямки, а лесной конёк—под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.
А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездокедровка. А коршун—житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.
Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.
Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.
Почти все лесные птицы живут наопределённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».
В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.
При подготовке к экскурсии была использована литература:
1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.
2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.
Источник
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСКУРСИИ
Беседа.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
— Что такое природа?
— Посмотрите вокруг себя. Какие объекты природы нас окружают?
— На уроке мы узнали, что природа бывает живая и неживая. Назовите предметы, относящиеся к живой природе; к неживой.
— Чем живая природа отличается от неживой?
2. Практическое задание.
— Понаблюдайте за объектами живой природы — насекомыми, птицами. Как они ведут себя, что делают, чем питаются?
После выполнения задания учитель подводит учащихся к выводу, что все живые существа питаются, двигаются; уточняет, что ребята знают о питании растений.
Так же актуализируются знания учащихся о способности живого к росту. Растения, как и животные, — живые, так как они питаются, растут. Обобщая ответы, следует отметить, что важным признаком всего живого является то, что оно рождается, питается, дышит, растет, развивается и умирает. Неживая природа этих свойств не имеет.
3. Дидактическая игра «Живое — неживое».
Учащиеся объединяются в две команды, назначается ведущий, который называет разные объекты. Если называется живой объект, ребята подпрыгивают, а если неживой — приседают. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше участников.
4. Творческое задание.
Учитель предлагает детям составить образное описание сада, неба, деревьев, цветов и т. п. Педагог начинает описание, а дети по очереди добавляют свои предложения. Например: «Небо сегодня, как огромный океан, а облака на нем — белые острова. » Дети продолжают фантазировать на эту тему.
Итоговая беседа.
— У кого в гостях мы сегодня побывали?
— Что такое природа?
— На какие две группы делятся природные объекты?
— Чем отличается неживая природа от живой?
— Что относится к неживой природе, а что — к живой? Приведите примеры.
— Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?
— Чем растения отличаются от животных?
— Какие признаки осени мы наблюдали сегодня в природе?
— Чем вы любовались во время наблюдений?
— Что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии?
Учебник стр. 18-19
Тема урока.Живые организмы, их признаки.
1. Фронтальныйустный опрос.
— Какой предмет мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?
— Кто из вас запомнил, что означает название предмета — «природоведение»?
— С чем познакомит нас этот предмет?
— Что такое природа?
Актуализация опорных знаний
|
|
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Итоги экскурсии
Ребята рассказывают, что нового они узнали, что их больше всего заинтересовало. Повторяют, как нужно заботиться о птицах, еще раз вспоминают об охране природы и о том, что наносит природе вред.
Составляются схема отрицательного воздействия человека на окружающую среду, а также схема охраны природы. Далее следует их пояснение и как следствие – объяснение.
Анализ сочинений, написанных после проведения экскурсии, показал: речь учащихся насыщена, дети стали больше использовать наречий и прилагательных, предложения распространенные и чувствуется логическая завершенность сочинений.
Анализ рисунков дает представление об улучшении настроения детей. В рисунках отражаются чувства детей, эмоции – на это указываются яркие краски рисунков. Дети творчески подошли к выполнению работы.
Экскурсии на природу – увлекательная форма работы с детьми. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животные, которых можно наблюдать в природе, – наиболее сильное средство воздействия, формирующее у ребят конкретные представления о природных экологических системах.
Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, чувства любви к родному краю. Но главное значение экскурсии в том, что она является средством, способным корригировать психофизическое развитие умственно отсталого ребенка.
При проведении экскурсии надо учитывать уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Только тогда экскурсия будет давать положительные результаты.
Учитывая возможности умственно отсталых детей, Л. С. Выготский говорил о необходимости всемерно использовать предметно-практическую деятельность, на основе которой можно и нужно развивать практический интеллект, а затем и более сложные формы логического мышления.
Основным принципом обучения и единственно твердой почвой для формирования речи и мышления, наполненных реальным содержанием, Л.С.Выготский считал опору на практическую и трудовую деятельность, воспитывающую умения ставить цели, планировать и мыслить. В процессе предметно-практической деятельности, как показал Л.С.Выготский, формируются не только психические функции, но и сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, что приводит к системному развитию сознания в целом, а уровень развития сознания определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и различных форм сознательной деятельности.
Таким образом, экскурсия приобретает большое учебно-воспитательное и коррекционное значение при условии, если она хорошо подготовлена, организована и продумана педагогом.
Источник
Методика подготовки и проведения экскурсий
Методика подготовки и проведения экскурсии.
Методика подготовки экскурсии.
а) Определить тему и цель экскурсии.
б) Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).
в) Предварительная экскурсия учителя (воспитателя) по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).
Схема составления плана-маршрута экскурсии.
г) Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.
д) Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.
Учащиеся разбиваются на звенья, учитель (воспитатель) назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.
е) Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см.ниже образец).
д) Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т.д.
2. Методика проведения экскурсии.
А). Вводная беседа – включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:
— отличительные особенности времени года, погоды;
Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.
Б). Основная часть экскурсии – работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдение и их запись, 2) сбор растений.
Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.
В). Подведение итогов.
Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель (воспитатель) дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.
Задача учителя (воспитателя) – подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.
2.Обработка материалов экскурсии.
Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.
Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.
Правила гербаризации растений:
1 .Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития, наилучшая фаза развития растения для сбора— — фаза цветения.
2 .Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.
3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.
4 .Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.
5 .У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.
6. Наилучшее время сбора – сухая, ясная погода.
7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:
* название растения (русское или латинское);
* местонахождение (географический пункт);
* местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);
Правила сушки растений:
1 .Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывести его в хорошо проветриваемое помещение.
2 .Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.
3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.
4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка еладется на пол, а на нее накладывается груз 15-20 кг.
5 .Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.
6 .Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.
7 .При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть
8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.
Источник