Как подвести итоги экскурсии

Подведение итогов экскурсии.

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как размещаются растения и животные в лесу?

— * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Зачем нужен лес?

Приложение.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут вподвальных этажах.Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле наобрывистом бе­регу реки. Так живутласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей,козодой.Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездов видеглубокойямки, а лесной конёк—под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старыхзаболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­докедровка. А коршун—житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителемчердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живётсиничка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпо­читает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут наопределён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но влюбом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах Москвы ранней весной можно встретить птиц: скворца, кукушку, дятла, зяблика и дрозда; зверей: белку, зайца, ежа, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: гриб-сморчок, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет мать-и-мачеху, копытень, волчье лыко (цветущее), ель обыкновенную, сосну, елку, дуб, березу, ясень, клен, липу, орешник, бересклет, жимолость.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.

2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.

3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

Источник

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСКУРСИИ

Беседа.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

— Что такое природа?

— Посмотрите вокруг себя. Какие объекты природы нас окру­жают?

— На уроке мы узнали, что природа бывает живая и неживая. На­зовите предметы, относящиеся к живой природе; к неживой.

— Чем живая природа отличается от неживой?

2. Практическое задание.

— Понаблюдайте за объектами живой природы — насекомыми, птицами. Как они ведут себя, что делают, чем питаются?

После выполнения задания учитель подводит учащихся к выводу, что все живые существа питаются, двигаются; уточняет, что ребята знают о питании растений.

Так же актуализируются знания учащихся о способности живого к росту. Растения, как и животные, — живые, так как они питаются, растут. Обобщая ответы, следует отметить, что важным признаком всего живого является то, что оно рождается, питается, дышит, рас­тет, развивается и умирает. Неживая природа этих свойств не имеет.

3. Дидактическая игра «Живое — неживое».

Учащиеся объединяются в две команды, назначается ведущий, ко­торый называет разные объекты. Если называется живой объект, ре­бята подпрыгивают, а если неживой — приседают. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше участников.

4. Творческое задание.

Учитель предлагает детям составить образное описание сада, неба, деревьев, цветов и т. п. Педагог начинает описание, а дети по очереди добавляют свои предложения. Например: «Небо сегодня, как огромный океан, а облака на нем — белые острова. » Дети продолжают фанта­зировать на эту тему.

Итоговая беседа.

— У кого в гостях мы сегодня побывали?

— Что такое природа?

— На какие две группы делятся природные объекты?

— Чем отличается неживая природа от живой?

— Что относится к неживой природе, а что — к живой? Приведите примеры.

— Какая связь существует между объектами живой и неживой при­роды?

— Чем растения отличаются от животных?

— Какие признаки осени мы наблюдали сегодня в природе?

— Чем вы любовались во время наблюдений?

— Что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии?

Учебник стр. 18-19

Тема урока.Живые организмы, их признаки.

1. Фронтальныйустный опрос.

— Какой предмет мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?

— Кто из вас запомнил, что означает название предмета — «при­родоведение»?

— С чем познакомит нас этот предмет?

— Что такое природа?

Актуализация опорных знаний

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Итоги экскурсии

Ребята рассказывают, что нового они узнали, что их больше всего заинтересовало. Повторяют, как нужно заботиться о птицах, еще раз вспоминают об охране природы и о том, что наносит природе вред.

Составляются схема отрицательного воздействия человека на окружающую среду, а также схема охраны природы. Далее следует их пояснение и как следствие – объяснение.

Анализ сочинений, написанных после проведения экскурсии, показал: речь учащихся насыщена, дети стали больше использовать наречий и прилагательных, предложения распространенные и чувствуется логическая завершенность сочинений.

Анализ рисунков дает представление об улучшении настроения детей. В рисунках отражаются чувства детей, эмоции – на это указываются яркие краски рисунков. Дети творчески подошли к выполнению работы.

Экскурсии на природу – увлекательная форма работы с детьми. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Разнообразные и совершенные по строению и степени приспособленности к среде растения и животные, которых можно наблюдать в природе, – наиболее сильное средство воздействия, формирующее у ребят конкретные представления о природных экологических системах.

Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, чувства любви к родному краю. Но главное значение экскурсии в том, что она является средством, способным корригировать психофизическое развитие умственно отсталого ребенка.

При проведении экскурсии надо учитывать уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Только тогда экскурсия будет давать положительные результаты.

Учитывая возможности умственно отсталых детей, Л. С. Выготский говорил о необходимости всемерно использовать предметно-практическую деятельность, на основе которой можно и нужно развивать практический интеллект, а затем и более сложные формы логического мышления.

Основным принципом обучения и единственно твердой почвой для формирования речи и мышления, наполненных реальным содержанием, Л.С.Выготский считал опору на практическую и трудовую деятельность, воспитывающую умения ставить цели, планировать и мыслить. В процессе предметно-практической деятельности, как показал Л.С.Выготский, формируются не только психические функции, но и сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, что приводит к системному развитию сознания в целом, а уровень развития сознания определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и различных форм сознательной деятельности.

Таким образом, экскурсия приобретает большое учебно-воспитательное и коррекционное значение при условии, если она хорошо подготовлена, организована и продумана педагогом.

Источник

Методика подготовки и проведения экскурсий

Методика подготовки и проведения экскурсии.

Методика подготовки экскурсии.

а) Определить тему и цель экскурсии.

б) Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).

в) Предварительная экскурсия учителя (воспитателя) по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).

Схема составления плана-маршрута экскурсии.

г) Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.

д) Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.

Учащиеся разбиваются на звенья, учитель (воспитатель) назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.

е) Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см.ниже образец).

д) Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т.д.

2. Методика проведения экскурсии.

А). Вводная беседа – включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:

— отличительные особенности времени года, погоды;

Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.

Б). Основная часть экскурсии – работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдение и их запись, 2) сбор растений.

Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.

В). Подведение итогов.

Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель (воспитатель) дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.

Задача учителя (воспитателя) – подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.

2.Обработка материалов экскурсии.

Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.

Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.

Правила гербаризации растений:

1 .Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития, наилучшая фаза развития растения для сбора— — фаза цветения.

2 .Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.

3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.

4 .Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.

5 .У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.

6. Наилучшее время сбора – сухая, ясная погода.

7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:

* название растения (русское или латинское);

* местонахождение (географический пункт);

* местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);

Правила сушки растений:

1 .Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывести его в хорошо проветриваемое помещение.

2 .Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.

3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.

4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка еладется на пол, а на нее накладывается груз 15-20 кг.

5 .Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.

6 .Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.

7 .При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть

8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.

Источник

Читайте также:  Экскурсии по эльбрусу летом
Оцените статью