Как посмотреть необыкновенное путешествие серафимы

Необыкновенное путешествие Серафимы

27 августа — первый день широкого проката

1943 год. Дочь репрессированного священника оказывается в детском доме. Здесь ее притесняют взрослые и дети, ведь она «дочь попа». В Страстную седмицу от нее требуют отречься от веры. Девочке предстоит чудесное путешествие в необыкновенный мир и встреча со своим небесным покровителем Серафимом Саровским, который приходит к ней на помощь.

27 августа в прокат выходит полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», снятый по мотивам книги Тимофея Веронина. О том, как появилась история девочки Симы и как шла работа над проектом — от пробных эскизов до подбора музыки и голосов, о сложностях и о собственных открытиях рассказывают создатели мультфильма.

Тимофей Веронин, автор сценария, писатель, доцент кафедры истории и теории литературы филологического факультета Свято-Тихоновского православного университета

Образ преподобного Серафима вошел в мое серд­це с первых шагов к вере лет двадцать назад. Помню свои первые неумелые молитвы перед крохотным образком преподобного, а крещение мое происходило бок о бок с большой, в человеческий рост, иконой старца. Светлая радость, исходящая от Серафимова лика, была так нужна моей иссохшей от советского атеизма душе. Через него она начинала узнавать милостивый и кроткий образ Спасителя, нежное тепло Святого Духа.
А потом случилось так, что в издательстве Московской Патриархии мне заказали книгу о православных праздниках. Я помню то блаженное лето 2007 года, которое мы с семьей проводили в далекой деревне, среди цветущих полей, пропитанных ласковым северным солн­цем. Я все думал, как поживее написать эту книгу, и вот однажды, когда жена моя со старшими детьми ушла гулять, а я остался со спящим двухлетним сыночком, вдруг написалась первая фраза: «Фимка плакала. » И меня пронзил образ девочки Серафимы, дочки репрессированного священника, которая живет в послевоенные годы в детском доме, ничего не знает о христианской вере и тоскует по потерянным родителям, а потом заболевает и тут, на грани жизни и смерти, ей является преподобный Серафим и несет на Небеса.
И странное дело, работая над книгой, я почему-то думал, что по ней может быть снят мульт­фильм. И вот в один прекрасный день (причем, это были именины того самого моего сыночка) мне позвонил один из продюсеров будущего мультфильма и предложил работать над сценарием. Я, конечно, воспринял это, как незаслуженный дар преподобного Серафима. Занимаясь этим делом, я счастлив был снова и снова вглядываться в дивный лик старца. А еще за годы создания фильма у нас родилась чудная дочка по имени, конечно, Серафима. Так что хочется посвятить эту работу ей.

Читайте также:  Достопримечательности нового афона пешком

Игорь Мещан, продюсер, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского

Сначала мы думали снять художественный фильм. И тогда возник ряд вопросов: кто сыграет батюшку Серафима? Как сыграет? Ведь играть святого очень непросто, особенно такого, которого знают и почитают во всем мире. Так мы пришли к идее мультфильма, потому что он позволяет не связывать образ преподобного Серафима с конкретным актером.
Съемочная группа посетила места, где жил преподобный, — Дивеево, Саров, изучила практически всю иконографию святого, литографии, которые в свое время выпускали в Дивеевском монастыре. Естественно, всегда советовались с председателем правления фонда Серафима Саровского — митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием, и с игуменьей Сергией, настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря, потому что нам было очень важно их мнение.

Кадр из фильма «Необыкновенное путешествие Серафимы»

В самом начале работы над проектом митрополит Георгий сказал нам: «Не хочется, чтобы в таком мультфильме “микки маусов” нарисовали». И действительно, с первых эскизов мы поняли, что сделать образ Серафима условным (что типично для мультфильма) мы не можем. Серафим Саровский — фигура серьезная и великая настолько, что невозможно «вписать» ее в формат обычного мультика. Поэтому мы старались найти реалистическую стилистику, которая находится на грани мультфильма и настоящего кино. Это крайне непростая работа, но она позволяет максимально точно воссоздать образ батюшки Серафима, показать Преподобного именно таким, каким его представляют люди.

В поисках образа главной героини — Серафимы

Перед нами стояла еще одна непростая задача: нужно было решить, какой голос должен быть у батюшки Серафима. Ведь он родился больше 250 лет назад, и об этом нет никаких сведений. Нам представлялось, что голос батюшки должен быть богатым — насыщенным, красивым, глубоким, серьезным. Было понятно, что, с одной стороны, озвучивать должен талантливый и опытный актер, а с другой стороны, голос не должен быть узнаваемым до такой степени, чтобы «перебивать» образ батюшки Серафима. Бывают ярко окрашенные голоса, например, как у Алексея Баталова, у Сергея Безрукова, и если вы их услышите, то узнаете с первых слов. Мы долго искали, слушали множество разных голосов — и, наконец, нашли подходящую кандидатуру — замечательного актера Александра Михайлова.
За основу мультфильма мы решили взять книгу Тимофея Веронина и попросили автора написать для нас сценарий. В итоге получилась трогательная история о том, как преподобный Серафим помогает девочке в трудной жизненной ситуации, с неожиданным, но очень хорошим и радостным финалом — доброе семейное кино, которое будет интересно взрослым и детям, церковным и нецерковным людям.

Сергей Антонов, режиссер-постановщик

Как-то раз я шел по парку Царицыно и увидел на скамейке кем-то оставленную книгу под названием «Необыкновенное путешествие Серафимы» — большую, красивую, с изображением девочки и Серафима Саровского на обложке. Чтобы она не пропала, я решил взять ее и подарить своему коллеге, потому что вся его семья очень любит и почитает Преподобного. И спустя время, когда фонд Серафима Саровского обратился в нашу компанию, мой коллега как раз и предложил написать сценарий для фильма по этой книге. А когда автор книги пришел знакомиться с одним из продюсеров, оказалось, что они знают друг друга, ходят в один храм, общаются, просто никогда не разговаривали о том, чем занимаются по жизни. С таких вот неслу­чайных случайностей началась для меня работа над мультфильмом.
Наша студия уже работала с духовной тематикой — мы снимали четырехсерийный мультфильм «Библейские притчи».

Созданная по эскизам трехмерная модель Серафимы в разработке

На одном фестивале мне удалось увидеть реакцию детей: в зале было около 400 школьников, уставших от просмотров, шумных, раздраженных; экран уже не привлекал их внимание, но как только начался наш мультфильм, наступила полная тишина. И это меня приятно удивило. Мне кажется, дело в том, что духовная тема в кино призывает зрителя к некому соучастию, и она не может не притягивать внимание. Может быть, она не производит большого резонанса, но своего зрителя все-таки находит. Поэтому я с большой радостью взялся за работу над мультфильмом про Серафима Саровского. К тому же практически вся наша команда состояла из церковных людей — и автор книги, и художники, и другие, — поэтому во время работы царило полное взаимопонимание.

Движения актрисы переносятся на модель персонажа (в данном случае — Серафимы)

Иван Урюпин, кинокомпозитор, дирижер

Музыка звучит в мультфильме большую часть времени, мы записали множество совершенно разных по стилю фрагментов, но все они объединены лейт­мотивом — темой Серафима. Когда-то Шуман сказал великую фразу: «Музыка — это контрасты». На фоне музыкальных фрагментов, иллюстрирующих мирские страсти, войну, репрессии, темные мистические фантазии, тема Серафима звучит призывом к умиротворению, примирению, покаянию.
Работая над музыкой, я параллельно глубоко изучал житие Серафима Саровского. Я был поражен: сколько в нем было сочувствия к страдающим и сомневающимся — и мне кажется, это то самое чувство, с которого может начинаться все положительное в человеке.

Художник-постановщик Юрий Пронин работает над образом преподобного Серафима Саровского

Духовная музыка интересовала меня всегда, в юности я даже пел в церковном хоре. А так как современный мир семимильными шагами движется к культурной агрессии, искусство все больше стремится шокировать, «оглушить» человека, я стал чаще размышлять о том, какими средствами можно воздействовать на слушателя альтернативно. И как раз во время работы над «Необыкновенным путешествием Серафимы» я понял, что современные кинокомпозиторы совершенно напрасно обходят вниманием литургическую, духовную музыку. Мне хотелось бы реанимировать в памяти слушателя наши музыкальные богатства — те выразительные средства, которые были открыты в XIX веке и впоследствии незаслуженно забыты, привлечь великое наследие наших композиторов, которые трудились на ниве духовной музыки, — Рахманинова, Голованова, Чеснокова, Кастальского, Гречанинова. Главное, что эти средства абсолютно кинемато­графичны, и фильм про преподобного Серафима — отличная возможность вновь ввести их в широкий культурный обиход.

Этапы работы над персонажами (родители Серафимы)

Вся музыка в мультфильме — живая, а не компьютерная. Я это делал принципиально: мне кажется, именно музыка, записанная оркестром, «живой звук», лучше воспринимается слушателем. Поэтому мы пригласили для записи симфонический оркестр и хор — это 73 человека из Большого театра и Российского национального оркестра, а также Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова.

Эскизы к фильму (преподобный Серафим Саровский)

Эскиз к эпизоду — преподобный Серафим ведет Симу в Царствие Небесное

Материалы предоставлены анимационной студией «КиноАтис»

Источник

Необыкновенное путешествие Серафимы: Чистота Веры

26.09.2015 , Блог Жана Филиппова, Рецензии 3 комментария

Не так давно на широкие экраны вышел анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» , в основу которого легла история о маленькой девочке Серафиме, живущей в детском доме во время событий Великой Отечественной Войны. Несмотря на то, что мультфильм по современным стандартам не дотягивает до серьезного проекта с целым вихрем событий, чтобы держать детей у экрана большим количеством спецэффектов, тем не менее картина заслуживает особого внимания. На первый взгляд эта история ни о чем… и обо всём одновременно. Потому что она о чистоте веры .

Серафим Саровский напутствует юную Серафиму Воскресенскую

СЮЖЕТ

Повествование начинается с того момента, как Серафима Воскресенская (озвучивают Алина Михайлова и Виктория Дробина), дочь священника, вместе со своей матерью находится на службе в храме, настоятелем которого является её отец.

Юная Серафима с матерью на службе в храме

К несчастью, церковь подвергается нападению со стороны большевиков: настоятеля убивают на месте, а мать увозят в неизвестном направлении.

1943 год. Серафима живёт в детском доме в окружении других девочек, чьи родители были либо репрессированы, либо вынуждены воевать с фашистами. Главная героиня испытывает чувство одиночества, поскольку постоянно подвергается упрекам в родстве со священником. Однако Серафима проявляет свой сильный характер, когда угроза нависает над девочкой Ритой, чем вызывает недовольство со стороны воспитательницы Ольги Семеновны

Серафима Воскресенская в детском доме

Также Сима узнаёт тайну уборщицы тёти Лизы , хранящей в своей комнате вещи, способные многое рассказать о её прошлом. Именно от неё главная героиня узнаёт о житие Серафима Саровского. … святого, который является её духовным покровителем.

Серафиме предстоит не просто сохранить свою веру, но также и пострадать за неё в условиях непростого времени. Однако путь к Господу тернист, но Он никогда не оставляет своих чад в час нужды…

Образ святого Серафима Саровского в мультфильме

ПРОСТО, НО СО ВКУСОМ

Как уже было замечено ранее, в фильме нет сильной динамики событий. Хотя в названии картины присутствует слово «Путешествие» , на самом деле приключение Серафимы является чисто духовным и среднестатическому зрителю этого может показаться недостаточно. В основе многих современных мультфильмов лежит целый ураган событий, на фоне которого даже самая примитивная идея смотрится вполне представительно. Однако в случае с «Серафимой» , как таковых событий и не происходит. Нет, Сима не попадает в сказочную страну, она не встречает волшебных друзей и не спасает вымышленное королевство от надвигающейся угрозы…

Серафима и ее духовный покровитель во время путешествия в Царствие Божие

Неожиданное путешествие Серафимы в Царствие Божие и знакомство с Серафимом Саровским служит вспомогательным сюжетным эпизодом. Оно не оказывает влияния на историю в целом, однако зритель может почувствовать, как это помогает духовно укрепиться самой Симе.

Несмотря на простоту сюжета , происходящее на экране воспринимается очень хорошо . Внимание зрителя сосредоточено на конкретных деталях и не рассеивается по ходу просмотра. Отношения между героями показаны очень жизненно и повседневно, однако вместе воспринимаются с теплотой в сердце. А это очень важно, поскольку современные мультфильмы чаще всего пытаются удержать зрителя у экранов при помощи абсурдных шуток и дешевых трюков.

Серафима встречает своего отца в Раю

Немного стоит покритиковать анимацию … Она выполнена далеко не на самом высоком уровне. Однако, на удивление, визуальная составляющая улучшается за счёт удачной художественной обработки и приятного сюжета. Через какое-то время качество картинки начинает завораживать, хотя на самом деле оно осталось прежним.

О ПЕРСОНАЖАХ

Но наиболее значимой в мультфильме является проработка персонажей . Картина выделяется среди многих других за счёт того, что в ней просто НЕТ отрицательных героев. Хотя зло в сюжете косвенно обозначено, герои представлены обычными людьми, со своими слабостями и достоинствами.

Замкнутая Рита (Анастасия Бартяева), подруга Симы, тяготеет к волшебной стране, привидениям и магическим существам. Несмотря на хорошее отношение к главной героине, Рита испытывает дикую нелюбовь к христианской вере и стремится всеми силами убедить подругу отречься от Бога. Ради этого она даже в гневе предаёт Серафиму, однако, осознав ужас содеянного, пытается исправить свой поступок и спасти любимую подругу от расправы.

Рита переживает из-за собственного предательства

Тётя Лиза (Вера Васильева) олицетворяет собой пример христианского смирения и истинной добродетели. Будучи наследницей дворянского рода и законной хозяйкой дома, она мужественно терпит лишения, которым подвергла её коммунистическая власть. Несмотря на сильную нелюбовь Риты к тетё Лизе, девочка невольно спасает её, выкрав изобличающие письма о бывшей дворянке…. для того, чтобы просто немного порисовать. В этом проявляется милость и мудрость Божия.

Тётя Лиза — бывшая дворянка

Катя Волкова (Анна Волкова), представленная с самого начала как враг Серафимы, в ходе повествования не раз спасает её от наказания и гнева со стороны директора. Катя не испытывает настоящей ненависти к Симе и в душе очень переживает за неё и искренне радуется её победам. Её подруга Ленка Шкурова (Анна Мещан) ведёт себя куда более злобно и простовато, но и она не стремится причинить настоящее зло кому либо из девочек. Примечательным моментом является эпизод, когда Катя обнаруживает у тёти Лизы спрятанную икону Серафима Саровского. Но когда Ленка пытается выяснить, что это такое, сообразительная Волкова выгораживает тётю Лизу, утверждая, что на картине изображен портрет вождя.

Катя Волкова выгораживает Серафиму

Образы директора Ивана Андреевича (Владимир Левашёв) и воспитательницы Ольги Семеновны (Наталья Грачёва) также не являются сугубо отрицательными. Будучи человеком военным, Иван Андреевич не желает наказывать кого-то из девочек по доносу. Он же искренне переживает за Симу, когда та оказывается в сложной ситуации, но вынужден поступить по уставу. Ольга Семеновна ведет себя куда более агрессивно, но вместе с тем она абсолютно безпомощна перед добрым отношением к ней Симы Воскресенской. Даже после сурового суда Сима без злости предлагает воспитательнице пасхальное яйцо, забыв всё дурное по отношению к себе.

Иван Андреевич и Ольга Сергеевна

Но больше всех выделяется образ девочки Тараскиной (Мария Мещан), являющейся второстепенным героем в истории. Хотя Тараскина появляется в кадре всего несколько раз, именно через неё зритель может увидеть проявление истинной веры в Бога. Девочка очень хочет дружить с Симой и Ритой, однако те отказывают ей, чтобы сохранить в секрете свою связь с тетей Лизой. Именно Тараскина невольно становится виновницей того, что дети находят крест Симы и передают его директору… И именно Тараскина первой просит у Бога прощения за свой проступок. Через образ этой девочки зрителю гораздо проще понять глубину веры. Тараскина никогда не видела Бога и не воспитывалась в христианской семье. Однако на публичное заявление Серафимы, что Бог есть , скромная девочка в оцепенении отвечает: «Я так и знала…» . Таким образом, несмотря на малую роль в сюжете, образ Тараскиной является наиболее важным во всей истории.

Серафима открыто заявляет о том, что Бог есть, на что ошеломленная Тараскина говорит «Я так и знала…»

Возможно, это одна из немногих историй, где зло лишь косвенно обозначено. Мы никогда не увидим преступников, убивших отца Серафимы и тех злодеев, что рушили православные храмы… Однако мы просто принимаем тот факт, что они есть. В то же время добро в мультфильме представлено во всей красе. Серафим Саровский (озвучивает Александр Михайлов) не просто пару раз упоминается в картине, но также и спасает своё духовное чадо от многих опасностей. Именно он помогает девочке увидеть Царствие Божие, встретиться с отцом, набраться терпения… и совершает скромное чудо для защиты юной Воскресенской.

НЕМНОГО О КРИТИКЕ

После выхода на широкие экраны, мультфильм нередко подвергался критике из-за того, что ЯКОБЫ в картине в негативном свете изображен политический строй своего времени. Стоит отметить, что подобные заявления являются безпочвенными, поскольку в фильме период СССР упоминается лишь косвенно, к тому же мужество народа и любовь к Родине представлены через разговор Кати Волковой и Ивана Андреевича о положении дел на фронте.

Представители коммунистической власти закладывают взрывчатку для уничтожения храма

Иным важным аспектом является РЕАЛЬНОСТЬ происходящего. Замалчивать суровое отношение к христианству в тот период хоть и не преступно, но недальновидно. Многие люди из любви к советской власти нередко закрывают глаза на ужасы того времени. Однако нужно всё же иметь мужество признать, что притеснение религии имело место быть.

Иисус Христос: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.»

К тому же ребенку гораздо проще понять самоотверженность юной Серафимы именно на фоне того периода. В настоящее время вера людей является больше объектом насмешек, но никак не притеснения. Именно поэтому решительная позиция Симы в вопросе существования Бога столь важна на фоне пропаганды безверия в обществе.

Серафима не боится пострадать за свою веру

ВЫВОД

«Необыкновенное путешествие Серафимы» — действительно необыкновенный проект, который способен увлечь зрителя именно своей духовной составляющей. Это мультфильм о доброте, дружбе, взаимовыручке и, что самое важное, о самоотверженности. В нём не нужно искать скрытой пропаганды или рекламы. Это просто жизненный фильм о нашем бытие и о том, как Господь может существенно изменить нашу жизнь при помощи самого обыкновенного чуда …

Финал фильма — Серафим Саровский и множество святых в Царствии Небесном

Источник

Оцените статью