Как провести урок-путешествие?
В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком построении урока могут использовать воображение, фантазию, абстрактное мышление.
Данный метод учитель может использовать в разных формах, одна из самых распространенных — путешествие на корабле. Используя эту форму, учителю необходимо определить роли в классе:
- капитан корабля,
- помощники капитана и
- члены экипажа.
По классу можно расставить столы — острова — в качестве станций, каждый из которых должен иметь свой номер и название. Для более комфортного «путешествия» необходимо заранее подготовить путевые листы с заданиями.
Так как в классе есть ученики разного уровня подготовки, задания должны быть разной сложности. Также необходимо предусмотреть дополнительные вопросы, чтобы дать дополнительный шанс попасть на станции.
Станция контроля должна быть обязательной, ее необходимо пройти всем ученикам, поэтому задания лучше составлять на минимальном уровне сложности.
Подготовка к уроку
Урок-путешествие отличается от рядовых уроков, поэтому и подготовка к нему требуется более тщательная.
Учитель готовит карту с маячками — станциями, которые будут проходить ученики. К каждому маячку прилагаются карточки с заданиями, а также карточки с разными баллами для поощрения, или штрафные карточки за нарушение правил. Можно использовать, так называемые, маячки-сюрпризы, с более сложными заданиями и высокими баллами.
Для заданий можно приготовить презентацию с вопросами, музыкальным или иллюстративным рядом.
Структура урока
- 1 этап. Учитель знакомит с правилами игры, объясняет о поощрительных и штрафных баллах.
- 2 этап. Ученики разбиваются на команды, оптимальным количеством будет 2 – 3 команды, определяют капитана, помощников и другие роли.
- 3 этап. Команды начинают работать по карте и посещать станции.
- 4 этап. Подсчитываются баллы и награждаются победители.
Пример проведения урока
Обобщающий урок по истории на тему «Смутное время». Учитель готовит слайд с картой, на которой указаны станции:
- Причины Смуты.
- Этапы Смуты.
- Личности эпохи.
- Герои эпохи.
- Причины завершения Смуты.
- Влияние Смутного времени на культуру страны (повышенный уровень сложности).
На каждой из станций есть свои вопросы. Например, на первой станции нужно вспомнить все причины и разбить их на три группы: династические, экономические и социальные. Если ученики просто называют причины, им дается 3 балла, если разбивают на группы правильно, 5 баллов. И так на каждой станции.
Шестая станция является добровольной, она может занять более сильную команду, пока остальные проходят основные станции.
На каких уроках использовать метод
Урок-путешествие можно использовать для изучения разных дисциплин, например, «Путешествие в страну цифр» на математике или «Путешествие по Москве» на истории.
Хорошо использовать урок-путешествие в качестве заключительного урока. А вы проводите уроки-путешествия? Поделитесь в комментариях, на какие темы.
Автор: Барбашина Оксана Александровна, учитель истории МБОУ СШ №42 г. Липецка.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник
Статья «Урок – путешествие как одна из форм нетрадиционных уроков»
как одна из форм нетрадиционных уроков.
высшей квалификационной категории
Тираспольского техникума коммерции
Познание начинается с удивления.
В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, педагоги понимают, что процесс обучения не должен сводиться к простой передаче суммы знаний от преподавателя к студенту. Обучение подрастающего поколения должно быть мотивированным, развивающим, личностно – ориентированным, учитывающим способности, потребности и особенности студентов. В этой ситуации особая роль отводится нетрадиционным урокам, которые имеют ряд преимуществ:
— вносят оживление в деятельность студентов на учебных занятиях;
— позволяют вовлекать в учебный процесс всех обучающихся;
— способствуют активизации познавательной деятельности студентов;
— создают прямые и обратные связи между субъектами учебного процесса;
— способствуют оптимизации и интенсификации учебного процесса.
К нетрадиционным урокам относятся и уроки – путешествия. Заранее готовят эмблемы, карту путешествия, на которой обозначаются специальными значками станции, пункты контроля и прибытия. Чтобы совершить увлекательное путешествие, студентам необходимо пройти все его этапы. Прохождение каждой станции можно отмечать на карте. Студентам предлагается совершить путешествие по нескольким станциям (оптимально по 3-4). Названия станций даются в зависимости от вида учебной деятельности на этапе путешествия: «Практическая», «Расчетная», «Профессиональная».
Пункт контроля является первым этапом путешествия. Его должны пройти все студенты, поэтому задания этого этапа должны быть минимального или общего уровня. Следующая станция «Практическая»предполагает выполнение лабораторной работы. Обязательно следует провести инструктаж по технике безопасности. Можно, чтобы это сделал преподаватель или сами студенты. Станция «Расчетная» предполагает решение расчетных задач. А станция «Профессиональная» включает в себя вопросы, которые имеют межпредметный характер и связывают данную дисциплину с будущей профессией.
Все задания следует подбирать разной степени сложности, так, чтобы каждый студент осуществил путешествие по всем станциям.
Оценки студентам выставляет «Коллегия почетных путешественников», которая состоит из числа педагогов или студентов старших курсов. Им выдаются эмблемы и оценочные ведомости с указанием списка группы и названием всех станций. Студенты, получившие оценку «отлично», получают награду – удостоверение о присвоении звания «Почетный путешественник».
Уроки – путешествия способствуют релаксации, т.е. снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Они развивают общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, умения выделять главное, делать выводы); развивают и поддерживают устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего учебного занятия; развивают коммуникативные умения и навыки и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками учебного процесса. Кроме того, они обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Источник
Урок -путешествие как одна из форм проведение занятий в начальной школе
Урок — путешествие для детей начальной школы
( с примерным конспектом, медиафайлам и методическими рекомендациями).
Система современного образования открывает перед учителем огромные возможности выбора методик проведения занятий. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. В результате изучения всех без исключения предметов начальной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний.
Одной из нетрадиционных форм проведения урок в начальной школе является урок – путешествие. Эту методику можно применять как на начальном этапе обучения, так и для закрепления полученных знаний. Как правило, такие занятия мотивируют учеников к получению новых знаний. Кроме того, урок-путешествие можно назвать творческим процессом, т. к. во время урока дети не только полностью погружаются в тематику, но и получают возможность проявить фантазию, высказать свои предположения и сделать выводы. Куда можно отправиться в путешествие с учениками? Исследовать можно все , что угодно, адаптировав не только возраст детей, но и любой предмет начальной школы. Можно путешествовать во времени, по городам и странам, по историческим местам, планетам, джунглям, пустыням, тропикам, стране и истории цифр и письменности и т . д. В чем уникальность и универсальность уроков- путешествий?
Во — первых, в начале такого занятия учитель создает соответствующую атмосферу, сохраняя интригу и давая возможность детям поразмышлять о теме урока. А значит, мотивация учеников сохраняется и после завершения занятия. Ребенок , заинтересованный в открытии новых знаний, — это цель любого учителя.
Во – вторых, в путешествие можно отправиться и в первом, и в четвертом классе, на уроках по основным предметам , и во внеурочной деятельности. Тематика данной методики неограничена , а следовательно, применима к любому предмету – от обучения грамоте до правил дорожного движения.
В – третьих, проведение уроков- путешествий подразумевают максимальную наглядность : широкое использование современных медийных средств (проектор, прослушивание медиафайлов, просмотр видео)
В – четвертых, на занятиях — путешествиях развиваются творческие и коммуникативные способности каждого ученика, дети учатся работать и индивидуально, и активно участвуют в коллективной работе. Ученикам можно предложить раскраски, например, для путешествия по Африке — раскрасить африканские маски, для исследования столиц мира – флаги государств, смастерить животных или объемные цифры / буквы и т. д. на завершающем этапе урока. Можно предложить командные задания : составление карт, загадок, ребусов.
Какие основные рекомендации можно дать педагогу для проведения уроков – путешествия?
1. Организационный момент урока.
Чтобы заинтриговать и мотивировать учеников необходимо тщательно продумать первые минуты урока. Я часто использую сундучок, в котором собраны предметы по тематике занятия: распечатанные буквы славянского языка (День славянской письменности), дорожные знаки (ПДД), шахматы (Индия), фигурки кенгуру (Австралия), портреты писателей – сказочников (литературное чтение), свитки с загадками, которые дети могут вытаскивать по очереди и пробовать догадаться, о чем пойдет речь на уроке и куда отправимся в путешествие. Если данную методику применять регулярно, то ученики при виде сундучка (коробки) сразу начнут выстраивать логические цепочки и такой организационный момент станет приятной и захватывающей традицией.
2. Основной этап урока.
Наглядность и яркость информации, которую предоставляет учитель, играет очень важную роль, т. к. путешествие подразумевает особую методику и аттмосферу проведения занятия. Составление презентации, просмотр видео и дальнейшее обсуждение, историческая сводка, портреты известных людей и легендарных произведений искусства должны быть тщательно подобраны педагогом в соответствии с возрастом учеников. Для первого класса подойдут небольшие презентации с минимальным текстом, т . к . малышам будет сложно и неинтересно рассматривать много слов и предложений, исторические даты или знакомиться сразу с несколькими странами. Обязательно нужно учитывать объем информации, которую может воспринять мозг ребенка. Для более старших детей можно предложить медиафайлы более сложного уровня, а презентацию составить из большего количества файлов, добавив подробное описание. Можно предложить дополнить картинки или видео недостающими фрагментами. Так педагог сможет задействовать каждого ребенка в творческий процесс, развивать риторику, связную речь, память и внимание, научить внимательно прислушиваться к высказываниям одноклассников и строить логические цепочки.
Какую бы тему не выбрал педагог для любого возраста детей с целью развития индивидуальных способностей детей оптимально составить ряд фраз, с которых каждый сможет начать свое высказывание и предположения на вопрос учителя.
— По моему мнению.
— Я не согласен с высказыванием, потому что …
— Мне близка это позиция, потому что…
— Я бы хотел дополнить предыдущее высказывание….
— Мне интересен этот факт, потому что..
Фразы вывешиваются на доску в начале урока и прочитываются коллективно детьми с участием учителя.
3. Завершающий этап урока.
Что же касается завершающего этапа урока, то к данному моменту стоит подойти творчески. Зачем? Любой специалист возрастной психологии скажет о том, что для детей младшего школьного возраста последнее задание/ впечатление/ эмоция играют особую роль. На какой «ноте» закончится занятие, с таким настроением дети отправятся домой или на перемену.
Какие средства лучше всего использовать?
Для детей первого — второго классов это могут быть тематические раскраски: одежда славян, флаги, животные, планеты, карточки «Найди лишнее» ( вычеркнуть то, что не подходит к теме урока), несложные пазлы (например, цифры или достопримечательность), наклейки и т. д.
Для более старших детей задания усложняются.
Можно попросить нарисовать свое видение тематики или поразмышлять, «а что было бы, если…», составить карту сокровищ или придумать животное/ планету/ праздник/одежду будущего и т. д. Будет прекрасно, если во время завершающего этапа занятия учитель включит тематическую музыку или видеоряд, чтобы дети могли настроиться и полностью погрузиться в тему урока.
Неважно, какой вид работы выбрал учитель – индивидуальную или коллективную, но при работе по данной методике необходимо поощрение всех участников занятия. Ведь целью урока – путешествия не является оценивание с выставлением оценок, а максимально комфортное и увлекательное открытие новых знаний. Можно устроить выставку работ или подарить свое творчество родителям.
Ниже приведен пример урока — путешествия в загадочную Индию. Все сопровождающие файлы можно найти в приложении. Урок рассчитан для детей 2 класса, но может быть адаптирован для любого возраста.
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» по теме «Путешествие в дальние края. Индия»
Оборудование: проектор, колонки, карта Индии, упаковка чая, картинки слона, обезьяны, картинка или игрушка тигра, раскраска Тадж Махала (см. приложение)
1) Вводная часть.
На столе сундук. Содержимое : упаковка чая «со слонами», свитки с загадками и картинками- отгадками, шахматы, фото Тадж Махала.
Ребята, сегодня мы с вами не просто отправимся в путешествие, а побываем в настоящей стране чудес. Посмотрите, что это за листочки? Посмотрим? Учитель вытаскивает по очереди свитки и читает.
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это — наш огромный .
Не нужны другие страны:
Там, где джунгли, где лианы,
Где кокосы и бананы,
Дом родной для . (Обезьяны)
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный. (чай).
Как выдумаете, для какой страны это настоящие символы, визитные карточки?
Конечно, это Индия! Давайте внимательно рассмотрим карту. Что вы можете сказать про Индию? Есть ли в этой стране море, а может быть, океан?
На ковре ( на доске) карта материка, рядом лежит большой игрушечный тигр.
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости прямо из Индии! Это Шива, и обитает он в джунглях Индии.
2. Основная часть.
Просмотр презентации с комментированием.
Посмотрите, какую большую территорию занимает Индия. (Слайд 1)
А это столица Индии — красивейший город Дели. Слайд 2) Посмотрите, сколько домов, построек, зданий. Как вы думаете, много человек живет в этом городе? (Слайд 3)
А какие красочные, интересные люди живут в этой удивительной стране! (Слайд 4, 5)
А каких индийских животных вы знаете? (Слайд 6, 7)В джунглях обитают обезьяны, тигры. (Слайд8,9)А вот слоны стали настоящими жителями городов, они живут рядом с людьми, помогают им выполнять тяжелую работу, дружат с ними. (Слайд 10)
Посмотрите, все вы знаете, кто это (корова). (Слайд 11) Оказывается в Индии корова считается священным животным, их мясо не употребляют в пищу. Этим животным поклоняются, и коровы свободно могут разгуливать со своим хозяином по улицам города.
Ребята, мы с вами отгадали загадку про чай. А как этот напиток связан с Индией, с ее культурой?
Оказывается, именно там произрастают огромные чайные плантации. (Слад 12) Работники бережно собирают чайные листья, обрабатывают их и доставляют в другие страны. Индийский чай один из самых известных и вкусных в мире. Огромное количество его сортов выращивают на территории Индии.
Но не зря Индию называют сказочной. Это очень древняя страна, со своей культурой и религией, которая отличается от нашей. Религия Индии называется индуизм. Она возникла в глубокой древности. Главные божества — Брахма, Вишну, Шива (Слайд 13) Люди с давних пор поклонялись им, и в их честь строили огромные, живописные храмы. Многие из них ( а точнее их руины) сохранились до наших дней. Туристы со всего мира приезжают в Индию полюбоваться на древнейшие постройки храмов. (Слайд 14, 15, 16). Но, пожалуй, самый известный, огромный и впечатляющий храм — это Тадж Махал. (Слайд 17)
Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур. Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.
3.Просмотр видео ( Активная ссылка https://yandex.ru/search/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8E&lr=193#/videowiz?filmId=15023574789514751735)
4.Раскраска Тадж Махала с музыкальным сопровождением индийской музыки (см. приложение)
1. Примерные тематические треки для прослушивания:
Eli Kazah — The Search Is Over (Original Edit).mp3
Amira Alaf — Aldala (Andalusi Mix).mp3
Lazy Action — You Are The Sunshine (Vocal Mix).mp3
Источник