История Мексики
История земли, на которой сейчас находится страна Мексика, берет свое начало десятки тысяч лет назад. За это время американский континент увидел историю становления человека. Увидел зарождение культуры, науки, творчества, расцвет и падение цивилизаций. Увидел кровопролитные войны, которые не останавливаются с момента появления человека в Америке до сих пор.
Историю Мексики условно можно разделить на
три основных периода.
Первый начинается с момента появления человека на американской земле, примерно 50 000 лет назад, и длиться до открытия земель европейцами. Назовем этот период доколумбовым. В это время кочующие племена, пришедшие с Евразии через Берингов перешеек, начинают менять образ жизни и обживаются на американском континенте. Сначала появляются первые небольшие деревушки, которые впоследствии превратятся в крупнейшие города, столицы целых цивилизаций.
Причиной оседлости кочевых племен стало изменение климата. Влажный климат стал более сухим, что заставило кочевников приспосабливаться к новым условиям, заменяя охоту на диких зверей земледелием. Рост оседлого населения вызвал территориальные конфликты между племенами. Тем самым позволив, наиболее сильным племенам разрастись в территории и стать еще могущественнее. Наряду с искусством войны появились задатки культуры и науки. Чтобы удержать воду в засушливый сезон индейцы научились менять русла рек, строить акведуки. Появился первый календарь и письменность. Но процветание индейских цивилизаций было окончено с приходом на американскую землю европейцев.
Второй период колониальный, начинающийся с 1521 года. Это было тяжелое время для коренного населения Центральной Америки и продолжалось оно ровно 300 лет. До тех пор пока не началась ожесточенная война за независимость от Испании. За это время европейцы разграбили останки могущественных цивилизаций майя и ацтеков. Основали на американских землях колонию «Новая Испания».
Возможно, вам также будет интересна статья: История Эквадора
Численность индейцев в испанской колонии за первое столетие сократилось вдвое, что заставило колонизаторов прекратить истребление и грабежи индейцев и перейти к их прямой эксплуатации. С индейских общин стали взиматься подати, а так же была введена обязательная трудовая повинность на рудниках, плантациях и промышленных предприятиях. В качестве рабочей силы испанцы использовали, привезенных с африканского континента, чернокожих рабов. Недовольства среди африканцев и местного населения служили причиной многочисленных бунтов и мятежей, которые впоследствии превратились в десятилетнюю освободительную войну.
Современный период начинается с момента освобождения Мексики от испанской короны в 1821 году и продолжается в настоящее время. Колонизаторское бремя сменилось многочисленными государственными переворотами, а так же войной с США и эксплуатацией со стороны могущественной Англии и Франции. После войны за Техас с США, Мексика потеряла половину своих земель, но и на этом не закончились ее беды. В 1910 г. в стране началась революция, а после в 1926 году гражданская война. Многочисленные реформы и экономические кризисы после Второй мировой войны преследуют Мексику по сей день.
Источник
Как появились страны мексика
ИСТОРИЯ МЕКСИКИ
На территории Мексики человек появился не менее 22-х тысяч лет назад, о чем убедительно свидетельствуют результаты раскопок 1947 года в Тепеспане и других местностях страны. Первые оседлые культуры в Центральной и Южной Мексике, возникшие благодаря регулярному выращиванию маиса, тыквы и бобовых, складываются к 5-6 веку до н.э. Сходный образ жизни был и у племен, населявших бассейны рек Рио-Гранде и Колорадо. К 4—7 вв. н. э. у них установился родовой строй, включающий элементы матриархата.
Ранние цивилизации.
Одна из древних мексиканских культур, известных нам, — это культура ольмеков, существовавшая приблизительно с 12 по 5 вв. до н.э. Ее центры находились в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Серро-де-лас-Месас на территории нынешних штатов Веракрус, Табаско и Герреро. Эта культура существенно повлияла на зарождение более поздних цивилизаций Мексики, которые процветали в 4-9 вв. н.э. и ныне считаются классическими. К ним относят культуру Теотиуакана в центральной долине Анауак; культуру сапотеков в Оахаке и Теуантепеке с центром Монте-Альбан; культуру тотонаков на территории современного штата Веракрус с центром в Эль-Тахине и, конечно, развитую цивилизацию майя, сформировавшуюся в Южной Мексике и в Гватемале. Достижения майя в разных областях искусства и науки поражают: майя имели сложную религиозно-мифологическую систему представлений о мире и глубокие познания в математике и астрономии, разработали точный календарь и создали иероглифическое письмо. Сохранившиеся памятники архитектуры, скульптуры и образцы декоративно-прикладного искусства позволяют судить об утонченности и необыкновенной развитости вкуса и ремесел цивилизации майя. Классические культуры Мексики распались почти одновременно (лишь цивилизация юкатанских майя просуществовала до завоевания Америки испанцами). Распад культур был связан с переселением воинствующих племен: в 8 в. н.э. в Центральную Мексику вторглись завоеватели-аборигены с севера — тольтеки. В 9-10 вв. они создали крупное государство со столицей Толлан, или Тольян (современная Тула). На территории Юкатана образовалось новое государство, столицей которого в 11 в. стала Чичен-Итца, а после ее разрушения в 12 в. — Майяпан. Сапотеков оттеснили на юг другие северные индейские племена — миштеки. Около 12 в. государство тольтеков пало под ударами северных кочевников. Среди них были и ацтеки, которые около 1325 года основали столицу своей империи город Теночтитлан на островах озера Тескоко на месте нынешнего Мехико. Империя завоевателей-ацтеков представляла собой объединение городов-государств со свободно присоединившимися к ним селениями и племенами, обложенными данью. К 16 веку владения императора Монтесумы II простирались на юг до Оахаки, на запад до Мичоакана и на восток до Мексиканского залива. Появление испанцев прервало развитие цивилизации ацтеков.
Испанское завоевание.
Испанские конкистадоры были наслышаны о небывалом богатстве мексиканских земель. Первая встреча европейцев с народами Центральной Америки произошла в 1511 году, когда у полуострова Юкатан потерпело кораблекрушение испанское судно, отправившееся на остров Эспаньолу (ныне Гаити) из Панамы. Один из оставшихся в живых членов команды, Херонимо де Агилар, остался жить с майя, выучил их язык и восемь лет спустя стал переводчиком в экспедиции Эрнана Кортеса. Завоевание Мексики, а вместе с ним и ее исследование началось в 1517 году под руководством губернатора Кубы Диего Веласкеса. Он снарядил сюда три экспедиции: первую в 1517 году возглавил Франсиско Эрнандес де Кордова, вторую на следующий год — Хуан де Грихальва и третью годом позже — Эрнан Кортес, который и завоевал империю ацтеков за два года и стал губернатором завоеванных земель.
Колониальный период.
В 1528 году испанская корона ограничила власть Кортеса с помощью аудьенсии — административно-судебной коллегии, которая подчинялась непосредственно королю. В 1535 году Мексика вошла в состав вновь созданного вице-королевства Новая Испания. Первым вице-королем, то есть личным представителем испанского монарха в Новой Испании, был назначен Антонио де Мендоса. С 1521 года и в течение ровно трех веков Мексика оставалась колониальным владением Испании. Местные и европейские традиции смешивались и взаимопроникали, придавая мексиканской культуре неповторимый колорит. Важнейшим инструментом политического и культурного воздействия на индейцев после их завоевания испанцами была Римско-католическая церковь.
Война за независимость.
Антиколониальная война в Мексике, которая началась после оккупации Испании войсками Наполеона, отчасти вдохновлялась Великой французской революцией и Войной за независимость в США. Освободительное движение в Мексике поначалу возникло не среди потомков испанцев, португальцев и другого белого населения, а в горняцких поселениях индейцев и метисов, и на первых этапах приняло облик настоящей расовой войны. Восстание, начавшееся в селении Долорес 16 сентября 1810 года, возглавил священник Мигель Идальго (1753-1811 гг.). Подчиняясь его призыву «Независимость и смерть испанцам!», вошедшему в историю под названием «Клич Долорес», повстанцы начали поход на столицу. Понимая необходимость удовлетворить требования дискриминированных слоев населения, Идальго попытался отменить рабство, феодальные повинности, упразднить монополии на продажу табака, пороха и др. товаров. Исполненный благих намерений, падре Идальго оказался неудачливым военачальником, и через десять месяцев (в начале 1811 г.) был схвачен испанцами, лишен сана и расстрелян. 16 сентября отмечается в Мексике как государственный праздник — День независимости, а падре Идальго почитается как национальный герой.
Независимая Мексика
В первой половине 19 в. В последующие несколько лет движение за независимость в Мексике приняло характер партизанской войны под руководством местных вождей, а после испанской либеральной революции 1820 года креольские (белые) верхи мексиканского общества присоединились к движению против испанского владычества, обеспечив ему победу. Была выдвинута основная программа: независимость Мексики и утверждение конституционной монархии, сохранение привилегий католической церкви и равенство прав креолов и испанцев. Далеко не сразу после обретения независимости страна сформировала новые политические институты и мексиканцы обрели единство как нация. Кастово-иерархическая структура общества в Мексике сохранилась, только испанцев на вершине социальной пирамиды заменили креолы. Развитию новых общественных отношений мешали церковь, армейское командование и крупные землевладельцы, продолжавшие расширять свои поместья за счет индейских земель. Экономика, колониальная по существу, была целиком ориентирована на производство продуктов питания и добычу драгоценных металлов. Многие события мексиканской истории – более или менее удачные попытки преодолеть последствия колониального наследства и объединить нацию.
Период реформ.
Либеральные реформы, осуществленные Бенито Хуаресом (1806–1872), сначала министром юстиции, а затем и президентом Мексики, представляли собой вторую подлинную революцию в ее истории. Это была фактически буржуазная революция, осуществленная метисами. Но после смерти Хуареса его преемник быстро был смещен настоящим диктатором генералом Порфирио Диасом, удерживавшим власть в своих руках с 1876 по 1911 год. Мексиканская революция. Несмотря на успехи в развитии экономики, диктатура Диаса вызывала все большее возмущение у самых широких слоев населения. Коренное земледельческое население, страдая от произвола помещиков, податей и сокращения общинных земель, требовали земли и свободы. Интеллигенция и либеральные круги, тяготясь деспотическим режимом и властью церкви, добивались гражданских прав и свобод. Зависимость Мексики от иностранного капитала беспокоила нацию и рождала требования полной экономической и внешнеполитической независимости страны.
Источник