Методика создания экскурсий
Подготовка абсолютно новой экскурсии — это сложный творческий процесс. Поэтому для ее разработки, как правило, создается творческая группа. В работе по созданию новой экскурсии принято выделять два значительных этапа, почти одинаковые по продолжительности времени: предварительная (подготовительная) работа; разработка экскурсии.
Теоретики-экскурсознавцы выделяют также третий завершающий этап «обкатка» экскурсии, ее утверждение и внедрение в практику работы. Завершается работа проведением пробной экскурсии, на которую приглашаются компетентные лица. Это помогает в процессе обсуждения выявить и устранить недостатки и подготовить экскурсию к внедрению. При разработке экскурсии участники ориентируются на определенные качественные стандарты, которые предъявляют требования к организации процесса.
На основе контрольного текста экскурсоводами разрабатываются индивидуальные тексты экскурсии. Эти тексты сохраняют общую основу содержание материала, его трактовки, но строятся согласно движения по маршруту, структуры преподавания, характера экскурсионной группы.
Индивидуальный текст это уже готовая к выполнению экскурсионная рассказ, в котором материалы контрольного текста раскрываются в индивидуально выбранной последовательности, на различных фактах, с использованием различных приемов и языковых средств. Тексты имеют четкую структуру. Каждая из них выполняет свою роль в экскурсии. Вступление должен ознакомить экскурсантов с целью и содержанием экскурсии, настроить на ее восприятие, заинтересовать экскурсантов и одновременно наладить в группе определенную дисциплину поведения во время экскурсии.
В соответствии с задачами вступление состоит из двух частей информационной и организационной. Задачей организационной части является ознакомление экскурсантов с целью экскурсии, ее продолжительности и с лицами, которые ее организуют и проводят (экскурсбюро, экскурсовод, водитель транспортного средства), а также правилами поведения и техники безопасности во время ее проведения. В информационной части подается основное содержание квинтэссенция экскурсионного материала. Основная часть посвящена освещению темы и строится по подтемам, которые раскрываются на экскурсионных объектах. Между подтемами должны быть переходы, которые связывают их в единую, логически последовательную рассказ.
Выделяют переходы двух видов: формальные (конструктивные переходы) и логические (мостики). Формальные переходы с темой не связаны, это просто приглашение перенести внимание на другой объект. Логические мостики позволяют одной подтеме плавно и логично перейти в другую, не разрывая нить повествования, подчеркивая единство темы, что помогает лучше его усвоить. Заключение подытоживает материал увиденного, побуждает экскурсантов к необходимым размышлениям, поощряет к дальнейшей экскурсионно-познавательной деятельности. Он должен быть коротким по времени, до 5 мин, ярким по форме и может содержать в себе элементы ненавязчивой рекламы.
Следующим этапом создания экскурсии является составление «портфеля экскурсовода». Иллюстративная наглядность используется для того, чтобы показать объекты, которые экскурсанты не имеют возможности увидеть непосредственно в натуре, или проиллюстрировать рассказ о каком-то событии, что нельзя сделать на натурном объекте.
Это могут быть карты и схемы; фотографии, картины или рисунки, на которых изображены старинные события, людей, которые принимали в них участие, места и памятники, которые не сохранились или изменили вид, проекты будущих застроек; образцы какой-либо продукции, гербарии и тому подобное. их не должно быть много, чтобы не отвлекать внимание и не подменять натурные объекты, их формат и исполнение должны быть удобными для использования, допускаются краткие аннотации. «Портфель экскурсовода» помогает сделать экскурсионный материал глубоким и содержательным, лучше раскрыть тему, согласно которой он создается.
Следующий этап создания происходит в зависимости от ее вида, цели, характера экскурсионной группы, характеристики маршрута и объектов и строится на знаниях проведения экскурсии. Важным итоговым документом экскурсии методическая разработка, которая представляет собой досье экскурсии. В ней изложен маршрут, последовательность подачи материала, технику показа объектов, руководство по эффективному использованию экскурсионных приемов, достижение задач экскурсии, руководства поведением экскурсантов. На каждом участке маршрута указываются места остановок экскурсионной группы; время их осмотра и перемещения между ними; подается краткое содержание информационного материала.
В «Указаниях по организации» даются рекомендации относительно расположения экскурсионной группы у объекта, обеспечения его наилучшего обзора, скорости передвижения, использования материалов «портфеля экскурсовода», учет бытовых потребностей экскурсантов, правил поведения на объектах и других вопросов организации и техники проведения экскурсии. В «Методических указаниях» указываются методические приемы, которые лучше всего применить при показе того или иного объекта, раскрытии отдельных подтем, а также советы по созданию определенной атмосферы восприятия экскурсионного материала.
Технологическая карта вместе с контрольным текстом экскурсии, схемой маршрута, оформленные и утвержденные надлежащим образом, являются обязательными документами, на основании которых новая экскурсия допускается к использованию в работе экскурсовода или экскурсионного бюро. Документы подписываются членами авторского коллектива, утверждаются руководством экскурсионного бюро или турфирмы Схема маршрута транспортной экскурсии должна быть также утверждена органами ГАИ. После оформления всех необходимых документов происходит «обкатка» экскурсии проведение ее пробного образца с последующим обсуждением и (в случае необходимости) доработкой, утверждение экскурсии.
Источник
Как подготовить и провести экскурсию
Государственное учреждение культуры
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ
(Методические рекомендации для негосударственных музеев Ульяновской области)
I. Музейная экскурсия: характеристики и классификация
Одной из основных форм научно-просветительской работы любого музея, в том числе негосударственного, является экскурсия.
Музейные экскурсии имеют следующие общие характеристики:
1. наличие конкретной тематики
4. организованность осмотра
5. наличие маршрута
К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.
Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.
В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.
Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия.
Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.
Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.
Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.
Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.
Начинающему экскурсоводу рекомендуется подготовить сначала обзорную экскурсию, а затем, если есть необходимость, приступить к разработке тематической экскурсии.
II. Подготовка музейной экскурсии
1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить.
Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.
2. Составление библиографии – списка литературы, необходимой для раскрытия выбранной темы. Сюда входят работы общего характера, краеведческий материал, мемуары, периодика и, безусловно, записи воспоминаний ветеранов войн и труда, накопленные в данном негосударственном музее. При изучении литературы экскурсовод должен фиксировать полученные сведения в форме кратких записей, конспектов, выписок, цитат на карточках и т. п., не забывая делать ссылки на источник.
3. Отбор экспонатов, необходимых для раскрытия выбранной темы.
На каждый из отобранных экспонатов экспозиции составляется карточка, где записывается имеющаяся по нему информация.
4. Составление плана и маршрута экскурсии.
При составлении плана следует помнить, что экскурсия должна включать в себя 3 части: вступительную и заключительную беседы и основную часть.
Маршрут (путь следования экскурсионной группы) разрабатывается в соответствии с планом экскурсии. При этом учитывается расположение экспонатов, возможность их обзора, целесообразность и удобство передвижения группы по экспозиции. Особое внимание обращается на выбор экспоната, с которого начинается экскурсия. Он должен сразу приковать внимание посетителей, заинтересовать их.
Вступительная часть экскурсии включает в себя знакомство с группой, сообщение кратких сведений о музее, название темы и цели экскурсии.
Содержание основной части соответствует плану и маршруту экскурсии.
В заключительной беседе обобщается материал экскурсии, подводятся её итоги, делаются краткие выводы, экскурсовод отвечает на вопросы аудитории.
III. Оформление содержания экскурсии
Подготовка экскурсии – дело творческое. Механическое использование чужого текста делает её сухой, скучной, сковывает экскурсовода, мешает живому контакту с посетителем. Поэтому целесообразно, чтобы экскурсовод разрабатывал собственный вариант экскурсии.
Тем не менее, существуют общие правила оформления содержания (текста) экскурсии:
1. наличие титульного листа, на котором обозначается название музея, тема экскурсии, её продолжительность по времени, ФИО автора, дата составления
2. на 2-м листе формулируется цель экскурсии, излагается её план
3. последующие листы оформляются с учётом плана и маршрута экскурсии, содержания рассказа и методических указаний в виде примечаний по следующей схеме
IV. Методика ведения экскурсии
Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.
Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:
На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.
При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:
1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)
3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)
Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.
Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.
Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).
V. Некоторые правила ведения экскурсии
Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:
— умение установить контакт с группой и т. д.
Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.
VI. Совершенствование экскурсии
Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.
Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.
Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.
Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.
Источник