- Организация и проведение экскурсий
- 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
- Читайте также
- Виды мошенничества для кредитной организации — эмитента
- 1.1. Определение потребности организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение
- Ключевые этапы подготовки
- 8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
- Глава 10. Проведение экскурсий
- 10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
- 10.3. Качество экскурсий
- 6. Процесс подготовки
- ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Организация и проведение экскурсий
Организацией и проведением экскурсии занимаются экскурсоводы, гиды-переводчики – специалисты, имеющие профессиональное туристическое образование, изучившие и освоившие экскурсионную теорию и практику.
Экскурсионная теория – сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экскурсионная теория включает такие понятия, как: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.
Экскурсионная теория находит свое отражение в такой системе знаний, как «Экскурсоведение».
Экскурсоведение – комплекс идей, взглядов, положений, лежащие в основе экскурсионного дела в стране, а также это – учебная дисциплина, раскрывающая теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
В законе РБ «О туризме» определено, что экскурсия – это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.
Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира. Особенность этого процесса состоит в том, что он связан с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. Любая обзорная или тематическая экскурсия – это целенаправленный, запрограммированный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.
Основой экскурсии является наличие двух основных элементов – показа и рассказа, определенное сочетание которых позволяет добиться эффективности экскурсии.
Важным качеством экскурсии является ее научный характер.
Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, его доступность по своему содержанию для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.
Каждая экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях современной исторической науки, медицины, биологии, об исследовании космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, крупных изобретениях, новостях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, лекция экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов. Задача экскурсии состоит в том, чтобы не только сообщить аудитории определенные знания, но и вызвать у нее интерес к конкретной проблеме. Так, побывав на литературной экскурсии, некоторые ее участники в дальнейшем могут проявить интерес к конкретному писателю, поэту, будут читать специальную литературу, побывают на лекциях, других экскурсиях, близких к интересующей их теме, ознакомятся с экспозициями музеев и выставок. Экскурсия для многих людей становится началом работы по самообразованию.
В практической работе экскурсия выступает как форма воспитания и обучения, организации культурного досуга, распространения научных знаний, межличностного общения и др.
Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в бывшем Советском Союзе и современной России Б.В.Емельянов сущность экскурсии определил так: «это наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Б.В. Емельянов (1976) выделил семь обязательных для всех экскурсий признаков:
— протяженность по времени проведения от 1 академического часа (45 минут) до 1 суток;
— наличие экскурсионной группы (15–30 человек); ныне до 40-50 чел. (в зависимости от вместимости автобуса);
— целенаправленность показа экскурсионных объектов; наличие определенной темы;
— передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;
— наглядность, зрительное восприятие, показ определенных объектов на месте их расположения;
— активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Главным признаком экскурсии является экскурсионный метод.
Экскурсионный методявляется основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.
Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:
1) наличие экскурсионной группы;
2) наличие профессионального экскурсовода;
3) наличие определенной темы;
4) наличие определенной задачи и цели;
5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.
Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.
Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.
В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.
По содержанию экскурсии делятся на:
2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.
По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:
3) местных жителей;
По месту проведения экскурсии бывают:
5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).
По способу передвижения экскурсии бывают:
На практике чаще всего используется классификация по признакам.
Существует еще несколько классификаций экскурсий.
1. Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.
2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.
3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.
Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.
Всех участников экскурсий можно подразделить на:
1) участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;
2) участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.
Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.
Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.
Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.
Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.
Экскурсии для детей можно разделить на две группы:
1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;
2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.
Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.
Первый этап – подготовка экскурсии. В данный этап включается:
1) выбор темы, целей и задач экскурсии;
2) изучение и выбор экскурсионных объектов;
3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;
4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;
5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;
8) составление технологической карты экскурсии;
9) проведение и утверждение пробной экскурсии.
Второй этап – проведение экскурсии – включает:
1) показ объектов экскурсии;
2) экскурсионный рассказ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Виды мошенничества для кредитной организации — эмитента
Виды мошенничества для кредитной организации — эмитента Утерянные/украденные карты (Lost/Stolen cards)Значительная часть утерянных или украденных карт впоследствии используется злоумышленниками для совершения преступлений. Этот вид мошенничества, имеющий более чем
1.1. Определение потребности организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение
1.1. Определение потребности организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение Нет предела совершенству! «Учиться, учиться и учиться» – этот лозунг не только не устаревает, но и становится с течением времени все более актуальным. В зависимости
Ключевые этапы подготовки
Ключевые этапы подготовки Народная мудрость гласит: «Хорошее начало — полдела». Тщательная подготовка отличает профессионалов высокого класса и успешных людей в любой области. Если вы хотите попасть в их ряды, проверенный способ — составить свой личный контрольный
8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания Услуги питания в туризме выступают как одни из главных, так как удовлетворяют физиологическую потребность туристов в пище. Однако процесс потребления пищи часто совпадает в туризме с процессом общения между
Глава 10. Проведение экскурсий
Глава 10. Проведение экскурсий 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.Можно выделить несколько основных признаков
10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий При проведении экскурсий следует строго соблюдать правила безопасности.Рассмотрим некоторые из первоочередных мер, обеспечивающих безопасность туристов при проведении экскурсий:1) проведение перед экскурсиями
10.3. Качество экскурсий
10.3. Качество экскурсий Любая экскурсия должна соответствовать определенному уровню качества. На качество экскурсии может влиять:1) правильно (не правильно) выбранные цели и задачи экскурсии;2) доходчивость излагаемого материала;3) содержание экскурсии и т. д.Для того,
6. Процесс подготовки
6. Процесс подготовки Распишите для себя поэтапно все действия, которые вам необходимо сделать, просчитайте сроки выполнения каждого необходимого пункта и начинайте работу с наиболее длительных по времени (например, производство и размещение рекламных роликов на радио
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и
Источник