Как провести экскурсию детям что рассказывать

Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах

Валентина Гордобина
Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах

Методика организации тематических экскурсий.

В современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе.Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов:

оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как

добрые или злые, как красивые или безобразные.

Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку

накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.

Труд – тоже социальное явление. В дошкольном воспитании формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» ставится задача постепенного развития у детей

(с учетом возрастных особенностей) интереса к труду, желания трудиться,

навыков трудовой деятельности, воспитания трудолюбия.

Эта задача решается двумя путями:

— ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)

— участие детей в посильной трудовой деятельности.

Формы работы по ознакомлению с трудом взрослых разнообразны:

— чтение художественной литературы

— рассматривание иллюстраций, картин

— самостоятельная деятельность детей

— использование технических средств обучения — участие в традиционных акциях и выставках детского сада

-экскурсии.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.

Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали

Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения.Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсииидет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри», аудильный («слушай», кинетический (тактильный). Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение.

Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.

В ходе проведения экскурсийпедагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий:

— удовлетворение познавательных потребностей детей;

— развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

— развитие пространственной ориентации;

— совершенствуются двигательные навыки;

— развиваются навыки коммуникативного общения;

— осваиваются основы безопасности;

— развивается связная речь;

— воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

— воспитывается уважительное отношение к природе.

При разработке планов экскурсийнеобходимо учитывать следующие принципы:

— принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно- образовательного процесса;

— принцип учета региональных условий;

— принцип последовательности и систематичности;

Чтобы экскурсиибыли эффективными нужно соблюдать следующие условия:

— учитывать возрастные особенности;

— выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;

— соблюдать меры безопасности;

— готовить детей к экскурсии;

— в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование).

По содержанию экскурсииусловно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку ит. д., а также в зоопарк, ботанический сад; экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, на фабрику, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.

Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.

Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планирую экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды.

Воспитателю необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать (если есть в этом необходимость). Чтобы экскурсия была интересной воспитатель подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.

Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.

Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.

К проведению экскурсий привлечь родителей.

Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Например, лопатки для выкапывания растений, папки для сбора растений, коробки для сбора семян и т. д.

Проведение экскурсий. Природоведческие экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Воспитатель помогает подметить и осознать характерные признаки предметови явлений с помощью следующих приемов:

вопросы, стихи, загадки, обследовательские действия, игровые приемы. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами.

Полезно в процессе наблюдения использовать произведения художественной литературы. Обращение к литературе должно быть ненавязчивым.

По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.

Хозяйственные экскурсии. Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.

Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача- вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие — либо дело (например, покормить животных в зоопарке).

При подготовке к хозяйственным экскурсиям педагог заранее сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени проведения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы ребят с рабочим данной профессии.

Работа после экскурсии. Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно- ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.

Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Актуальность и ценность проекта «Навстречу детям» Представляю на Ваш суд актуальность и ценность проекта, а также название модулей реализации проекта. Из пояснительной записки по проекту.

Источник

Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ

Мария Глазкова
Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ

Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).

В соответствии с примерными режимами дня и временем года экскурсии в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая.

Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

В ходе экскурсии воспитатель привлекает к активному участию в работе всех воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Также педагог сообщает воспитанникам знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.

В конце экскурсии формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке экскурсии. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных воспитанников.

Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной группах не реже 1 раза в месяц.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

• природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:

— Продумать в какое место и с какой целью можно пойти с детьми;

— О чём рассказывать в ходе экскурсии и с чем познакомить воспитанников;

— Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие).

— Будет ли экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель) или нет.

— Заранее обсудить с детьми правила их поведения в месте экскурсии.

Требования, предъявляемые к методам организации и проведения экскурсий.

1. Соответствие содержания интересов детей. При любом восприятии необходимо учитывать психическое настроение, т. е. интерес и внимание ребёнка.

2. Следует основательно продумать, какое число детей может быть вовлечено в ту или другую экскурсию. Чем младше дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

3. Экскурсия не должна носить характер занятия, формального учения. Она должна проводиться живо, увлекательно.

4. Для экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

5. Тщательная подготовка педагога.

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления.

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Основным методом любой экскурсии является наблюдение.

Экскурсии вне учреждения.

Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин.

Экскурсии в природу.

Экскурсия в природу —прогулка с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и её явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к изучению, тем глубже само изучение, тем ценнее приобретаемое значение.

Экскурсиив природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий день ранней весны с первыми проталинами, первой травой и т. п. Зимой это сосульки на крыше.Как много понятий можно дать детям на этом материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки. Приносим сосульки домой, кладем в таз и наблюдаем, как они тают, превращаются в воду. Это и есть наблюдение.

Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных планом. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель,свою задачу:

1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;

2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;

3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;

4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;

5) познакомиться с ручьем;

6) понаблюдать труд дровосека и т. п.

Опираясь на чувственное восприятие какого-либо предмета создаст его образ и детям легче будет запомнить его название. Это расширение кругозора для дальнейшего развития речи. Как прием проверки наблюдений и представлений детей и развития их языка используются беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Воспитатель уже на основе узнанного детьми предлагает тему для составления рассказа. Это закрепляет словарный запас.

К экскурсиям относят также посещение с детьми музеев, выставок.

Требования: соответствие возрасту, количество показываемых объектов должно быть ограничено для ребенка, поскольку у него не хватает усидчивости и внимания.

Во время экскурсий не нужно объяснять детям,что-то или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает словарный запас воспитанников, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.

Одним из методов проверки и представлений детей по итогам экскурсии являются беседы, рассказы. В этом участвует обычно вся группа дошкольников.Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение.

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

Конспект организации и проведения дежурства Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Конспект организации и проведения дежурства старшая.

Конспект проведения экскурсии «Почта». Однодневный проект по формированию знаний о профессиях работников социальной сферы Задачи: -познакомить детей с почтовым отделением связи, с одной из основных функций почты, ее назначением; -расширить знания о профессиях.

Конспект проведения экскурсии в осенний лес для подготовительной логопедической группы. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Конспект экскурсии.

Консультация для воспитателей «Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года» Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года. Аннотация: Данная статья объясняет и раскрывает.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной.

Конспект проведения экскурсии к роднику «Черный Колодец» Конспект проведения экскурсии к роднику «Черный Колодец» Задачи: воспитывать любовь к Родине, познакомить с достопримечательностью села.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми Экскурсии для дошкольников в Детский музей Дом сказок, как один из способов организации непосредственной образовательной еятельности с.

Источник

Читайте также:  Музей васнецова экскурсия для школьников
Оцените статью