Как провести экскурсию для дошкольников

«Организация экскурсий для детей дошкольного возраста»

Лилия Бикмурзина
«Организация экскурсий для детей дошкольного возраста»

Ход выступления:

Экскурсия — одна из важных форм организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Экскурсия рассматривается в дошкольной педагогике как особый вид занятия. Так же как и на занятии,на экскурсии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, изучается (в ходе непосредственного наблюдения дороги, движения автотранспорта и пешеходов) программное содержание одновременно всеми детьми конкретной возрастной группы. Основное отличие экскурсии от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей — непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов.

Экскурсии с дошкольниками, изучающими основы ПДД, проводятся в разное время года. Для того, чтобы экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона дошкольного заведения, выбрав варианты максимально безопасные для детей.

Основными методами, применяемыми воспитателем на экскурсии, являются фронтальное наблюдение детей и их беседа с воспитателем, инспектором ГИБДД и т. п., их сочетание. В зависимости от цели и конкретного содержания экскурсиив ходе ее обязательно предусматривается время:

а) самостоятельного наблюдения детьми дороги, движения автотранспорта и пешеходов и т. п. ;

б) движения к месту наблюдения и обратно;

в) игровых упражнений, способствующих выявлению и закреплению представлений о наблюдаемых объектах (если место наблюдения позволяет их выполнять).

Основная сложность в овладении детьми целенаправленным наблюдениям заключается в том, что дети на экскурсии сталкиваются с самыми разнообразными объектами и явлениями, в том числе и незапланированными для ознакомления. Например, детям предстоит наблюдение за многополосным движением автотранспорта, а их внимание привлек светофор. В этом случае надо поставить детей так, чтобы светофор (по возможности) не попадал в их поле зрения. Кроме того, необходимо непосредственно перед экскурсией провести короткую беседу, на которой четко обозначать объекты предстоящего наблюдения, уточнить цель наблюдения.

Читайте также:  Экскурсия по воде золотое кольцо

Воспитателю перед проведением экскурсии необходимо подготовить все необходимое оборудование (красные флажки и др., получить согласие сопровождающих экскурсантов родителей, инспектора ГИБДД или других взрослых, а также продумать план экскурсии. Обязательными пунктами плана экскурсии являются: маршрут экскурсии, последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту; перечень основных наблюдаемых объектов и вопросы воспитателя.

Перед проведением экскурсии воспитатель обязательно получает разрешение у заведующего дошкольным учреждением.

В ходе проведения экскурсии обязательно проводится отработка практических умений дошкольников, например, таких, как движение колонной по тротуару, по обочине (навстречу транспорту).

Сложность экскурсии как формы организации обучения дошкольников делают ее доступной только для детей средней, старшей, подготовительной группы. С детьми младшего возраста проводится своеобразная экскурсия внутри помещения и в пределах детского сада, их продолжительность и содержание весьма ограничены.

Экскурсия в подготовительной группе.

Тема: Наблюдение за правилами уличного движения.

1. Углубить знания детей о правилах уличного движения.

2. Учить соблюдать правила уличного движения.

3. Учить отвечать на вопросы конкретно, грамматически правильно.

4. Воспитывать уважение к работникам милиции.

5. Развивать наблюдательность, сообразительность.

Словарная работа: регулировщик, перекресток, жезл.

Приемы: вводная часть, наглядные, художественное слово, вопросы, пояснение, указания, анализ.

Ход экскурсии:

В группе, в водной беседе сообщить детям цель экскурсии.

— Куда пойдем, зачем пойдем?

— Назовите правила поведения на улице.

Придя к перекрестку вопросы:

— Что такое улица?

— Это длинный ряд домов с правой и левой стороны, между которыми проходит дорога.

— Улица делится на тротуар и проезжую часть дороги. По тротуару ходят люди, а по дороге транспорт.

— Что такое транспорт?

— Какие виды транспорта бывают?

— Что такое специальные машины?

— Почему не сталкиваются машины?

— Потому что, водители знают правила уличного движения и знаки светофора.

— Как работает светофор?

* Если свет зажегся красный,

Значит двигаться опасно.

Желтый свет- предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

А зеленый говорит,

Проходите — путь открыт.

— Где должен переходить улицу пешеход?

— Как обозначают пешеходные дорожки?

— Почему нельзя на ходу прыгать в трамвай?

— Кто покажет путь движенью, если выйдет из строя светофор?

— Чем он покажет путь к движенью?

В группе проводится анализ экскурсии.

Можно прочитать рассказ: «Дядя Степа- милиционер».

Беседа по правилам дорожного движения с использованием ИКТ. «Если бы…» Пояснительная записка Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда.

Презентация «Учимся переходить дорогу» Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Находясь на проезжей части или играя на ней,.

Источник

Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах

Валентина Гордобина
Методика проведения тематических экскурсий в старшей и подготовительной к школе группах

Методика организации тематических экскурсий.

В современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе.Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов:

оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как

добрые или злые, как красивые или безобразные.

Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку

накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.

Труд – тоже социальное явление. В дошкольном воспитании формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» ставится задача постепенного развития у детей

(с учетом возрастных особенностей) интереса к труду, желания трудиться,

навыков трудовой деятельности, воспитания трудолюбия.

Эта задача решается двумя путями:

— ознакомление детей с трудом взрослых (профессии)

— участие детей в посильной трудовой деятельности.

Формы работы по ознакомлению с трудом взрослых разнообразны:

— чтение художественной литературы

— рассматривание иллюстраций, картин

— самостоятельная деятельность детей

— использование технических средств обучения — участие в традиционных акциях и выставках детского сада

-экскурсии.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.

Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали

Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения.Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсииидет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри», аудильный («слушай», кинетический (тактильный). Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение.

Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.

В ходе проведения экскурсийпедагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной.

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий:

— удовлетворение познавательных потребностей детей;

— развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

— развитие пространственной ориентации;

— совершенствуются двигательные навыки;

— развиваются навыки коммуникативного общения;

— осваиваются основы безопасности;

— развивается связная речь;

— воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

— воспитывается уважительное отношение к природе.

При разработке планов экскурсийнеобходимо учитывать следующие принципы:

— принцип системно- организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно- образовательного процесса;

— принцип учета региональных условий;

— принцип последовательности и систематичности;

Чтобы экскурсиибыли эффективными нужно соблюдать следующие условия:

— учитывать возрастные особенности;

— выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;

— соблюдать меры безопасности;

— готовить детей к экскурсии;

— в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование).

По содержанию экскурсииусловно делят на два вида: природоведческие – в парк, лес, на реку ит. д., а также в зоопарк, ботанический сад; экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, на фабрику, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.

Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.

Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к экскурсии. Воспитатель, планирую экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды.

Воспитателю необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать (если есть в этом необходимость). Чтобы экскурсия была интересной воспитатель подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.

Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.

Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.

К проведению экскурсий привлечь родителей.

Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Например, лопатки для выкапывания растений, папки для сбора растений, коробки для сбора семян и т. д.

Проведение экскурсий. Природоведческие экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Воспитатель помогает подметить и осознать характерные признаки предметови явлений с помощью следующих приемов:

вопросы, стихи, загадки, обследовательские действия, игровые приемы. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами.

Полезно в процессе наблюдения использовать произведения художественной литературы. Обращение к литературе должно быть ненавязчивым.

По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.

Хозяйственные экскурсии. Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.

Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача- вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие — либо дело (например, покормить животных в зоопарке).

При подготовке к хозяйственным экскурсиям педагог заранее сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени проведения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы ребят с рабочим данной профессии.

Работа после экскурсии. Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно- ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.

Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Актуальность и ценность проекта «Навстречу детям» Представляю на Ваш суд актуальность и ценность проекта, а также название модулей реализации проекта. Из пояснительной записки по проекту.

Источник

Оцените статью