Этапы подготовки и методика проведения музейной экскурсии.
- Понятие «музейная педагогика».
- Музей, его виды.
- Экскурсия как ведущая форма работы музея. Классификация экскурсий.
- Методика проведения музейной экскурсии.
- Формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии.
- Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
- Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С. А. и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 192 с.
Вопрос.
Многими исследователями доказана роль искусства в творческом развитии личности ребенка. Немаловажное место здесь занимает работа в музее.
Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту.
В настоящее время все чаще и чаще используется термин «музейная педагогика».
Музейная педагогика – это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии.
Предмет изучения музейной педагогики – культурно-образовательный аспект.
Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой здания, интерьерами залов оказывают эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом.
В зрительном контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.
Расширяются и углубляются исследования музеев по данной проблеме и контакты с детскими садами. Возрастающий интерес родителей к посещению художественных музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов:
-находить специальные помещения для занятий, хорошо оснащенными лабораториями и исследовательскими центрами;
-создавать специальные музейные программы занятий, студии живописи, рисунка, дизайна на базе музея;
-проводить разные формы работы с детьми в музее и детском саду.
Воспитатель становится посредником между детьми и музеем. Это ответственная просветительская работа, направленная в будущее.
Вопрос.
Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы, — храм муз.
В зависимости от содержания коллекции выделяют музеи:
1.Отраслевые. К ним относятся:
— исторические музеи (их работа связана с изучением исторических событий, памятников, археологических находок);
— художественные музеи (собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства);
— литературные (хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством писателей);
— музыкальные (музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры и мемориальные. Музеи музыкальных инструментов собирают уникальные коллекции музыкальных инструментов разных эпох и народов, а также изготовленных великими мастерами. В музеях музыкальной культуры хранятся архивно-рукописные материалы, музыкальные инструменты, изобразительные материалы, фонотеки. Музыкально-мемориальные музеи создаются, как правило, в домах и усадьбах, где жили и работали известные музыканты);
— этнографические музеи (отражают наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их жизни);
— технические музеи (собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями науки и техники на разных стадиях развития человечества);
— естественно-научные музеи (демонстрируются экспонаты, раскрывающие достижения в области изучения живой и неживой природы, развития сельского хозяйства и землепользования).
2. Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.
3. Мемориальные музеи создаются на базе выдающихся памятников архитектуры, живой природы или на базе краеведческих, литературных, музыкальных и других музеев.
Работа музеев различной направленности регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации, о музеях в Российской Федерации».
Собрания музейных предметов классифицируют по типам музейных источников. Выделяют:
- Вещевые (орудия труда, оружие, военное снаряжение, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства, образцы сырья и продукции производства).
- Изобразительные (живопись, графика, скульптура, литография, рисунки, диапозитивы и т.д.).
- Письменные (рукописные и печатные документы, прокламации, законодательные акты и т.д.)
- Документальные, видео- и аудиоматериалы (запись разных шумов, выступлений известных политических деятелей и мастеров искусства и т.п.).
Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, которые строятся на основе принципов научности, предметности, учета особенностей восприятия разнообразной информации разными категориями населения (основной цвет, на котором размещается экспозиция; освещенность, компоновка предметов, аудиосопровождение и т.п.
Основными функциями музея являются: научно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. В качестве просвещения выступают как музейные экспозиции, так и экскурсии, музейные кружки и другие формы взаимодействия с населением. Научно-исследовательская деятельность направлена на изучение музейных предметов. Каждый музей в соответствии со своим профилем осуществляет комплектование музейных фондов. Прежде, чем любой предмет займет свое место в экспозиции музея, научные сотрудники музея определяют его ценность с точки зрения уникальности, типичности, а также эстетической и художественной ценности. Результаты исследований обобщаются и публикуются в каталогах, путеводителях, буклетах, научно-популярной литературе, научных трудах.
Вопрос.
Музейная работа имеет различные формы, которые сложились в результате многолетней научно-исследовательской работы (Бакушинский А.В., Коган М.С., Косова И.М., Левыкин К.Г., Потапова М.В., Рева Н.Д., Романова Н.И., Шацкий С.Т. и др.).
Передача информации может проходить:
— через экскурсии (Кудрина Т.А., Рева Н.Д.);
— музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Иванова Е.И., Моисеева В.С.);
— кружки и клубы (Косова И.М.);
— лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (Грачев М.Н., Михайловская А.И.).
Ведущей формой работы музея является экскурсия, поэтому необходимо рассмотреть ее классификацию, структуру, этапы подготовки.
Экскурсии классифицируются:
— на открытом воздухе.
2. По характеру содержания:
а) обзорные (ознакомление с широким кругом вопросов и просмотр большого количества музейных помещений);
— сквозные (в отведенное время посетителям предлагается познакомиться с рядом исторических событий, уяснить закономерности развития общества, искусства);
— целенаправленные (ознакомление с отдельным периодом, событием, направлением в искусстве или этапом научно-технического прогресса);
— обобщающие (характеристика разных периодов в развитии культуры, науки, искусства, общества и т.п.).
3. По целевому назначению:
— научно-просветительские (просвещение посетителей);
— учебные (углубленное изучение какой-либо темы).
4. По составу экскурсионной группы:
— для специалистов одной профессии;
— для других социальных групп.
Вопрос.
Исследователями выделяются этапы подготовки и проведения музейной экскурсии:
- Определение темы и содержания экскурсии.
- Составление плана экскурсии (продумывается маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения).
- Целенаправленный показ экспозиций (собственно экскурсия).
- Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
Экскурсия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.
Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания. Очень важно во вводной части дать установку на восприятие как вербального, как и визуального материала. Это позволит повысить образовательную эффективность экскурсии.
Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.
Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.
Следует отметить, что наибольшей эффективностью обладает цикл экскурсий, который позволяет реализовать принципы непрерывности и преемственности в педагогическом взаимодействии «экскурсант – экскурсовод».
Теперь более подробно о методике подготовки и проведения экскурсии.
Первая проблема, с которой сталкиваются педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста, наиболее сензитивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.
С одной стороны, в литературе упоминается о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» (М.,1993) С. Лупан описывает опыт воспитания своих 5 детей. Важной задачей воспитания она считает художественно-эстетическое развитие, которое осуществляется через ознакомление с изобразительным искусством. Поэтому уже в 1,5-2 года ее дети посещали художественные музеи и выставки.
С другой стороны, в 20-е годы ХХ в. А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и др. доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследователи (Н.Д. Рева, Т.В. Чумакова, Е.Н. Конухова, Н.Л. Кульчинская и др.) так же подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако все они ориентировались на младших школьников. Ныне ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости снизить этот возрастной ценз. С начала 90-х годов проводится работа (А.П. Михеева, Л.В. Пантелеева и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к мировой художественной культуре средствами музея.
Из всего вышесказанного следует, что каждому педагогу и каждой семье предстоит самостоятельно решить, с какого возраста следует начать знакомство с музеями.
Второй вопрос, с которым столкнуться взрослые: с каким видом музея следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой последовательности проводить изучение музейных материалов.
Сегодня уже есть определенный опыт художественно-эстетического развития личности ребенка средствами художественных, литературных, мемориальных и краеведческих музеев. Что же касается других музеев, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой – и вполне перспективной – областью исследований.
Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 7927 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Особенности музейной экскурсии
Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.
Как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. На экскурсии приходит, по выражению И. М. Гревса, «группа ищущих знаний», на момент участия в экскурсии представляющая собой определенное социально‑психологическое целое, основанное на общности интереса, переживаемых эмоций и настрое на восприятие информации (знаний), который экскурсовод должен закрепить и реализовать.
Для всех форм публичности характерен особый психологический климат, который роднит экскурсию со спектаклем или концертом. Каждый участник экскурсии в результате ощущает себя частью единого организма. Это единство возглавляет экскурсовод, организующий все действо согласно своим замыслу и воле.
Организующие признаки музейной экскурсии:
• тематичность – всякая экскурсия имеет заявленную тему;
• наличие маршрута – по этому пути движется вся экскурсия для раскрытия темы.
• приоритет зрительных впечатлений – главный признак музейной экскурсии (Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский). Экскурсовод уделяет большее внимание показу, созерцанию, наблюдению, а рассказ – лишь пояснение к показу;
• моторность – двигательная активность экскурсантов для созерцания объектов в разных ракурсах согласно задумке экскурсовода;
• пространственность (территория всего музея, отдельная экспозиция, фондохранилище), поэтому ее специфику определяют характер музейной среды и экспонаты. Вот почему экскурсии в художественном музее отличны от экскурсии в музее‑заповеднике, краеведческом, естественнонаучном и др.
Все музейные экскурсии подразделяются:
1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).
2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.
3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).
4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.
Но в любом музее огромное значение для впечатления от экскурсии сыграет экскурсовод. От того, насколько виртуозно он владеет экскурсионным методом и учитывает ли в своей работе новейшие тенденции и требования экскурсантов, будет зависеть качество музейной экскурсии.
Экскурсионной деятельностью в музее занимаются сотрудники, различные музейные специалисты; часто они же проводят экскурсии, что особенно характерно для небольших по штату музеев. В крупных музеях экскурсии, как правило, проводят сотрудники экскурсионных отделов (бюро). Также экскурсионной деятельностью занимается методист, который определяет экскурсионную тематику, опираясь как на специфику музея, так и на запросы аудитории, и разрабатывает экскурсии, контролирует документацию, связанную с подготовкой экскурсии.
Подготовка экскурсии проходит поэтапно.
1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.
2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.
3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).
Тенденция последних десятилетий – постепенный отказ от строгой методической разработки и переход к более свободному изложению содержания экскурсии. Однако, несомненно, итоговый документ экскурсии нужен. Именно он утверждается методическим советом по итогам проведения пробной экскурсии.
Экскурсия в музее может быть тематической и обзорной.
В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа будут тема, раздел, комплекс экспозиции (от 2 до 4 залов осмотра, в каждом – 30–40 предметов). Показ объектов целиком зависит от темы экскурсии, а также от очередности раскрываемых подтем, иначе нарушится смысл экскурсии. Также большое значение в тематических экскурсиях имеют хронологические и тематические переходы, назначение которых – связать по смыслу содержание отдельных залов, разделов, комплексов.
Во время обзорной экскурсии по музею экскурсанты пройдут 10–12 залов, но в каждом осмотрят лишь 5‑10 предметов, наиболее ярко отражающих освещаемые события или явления. Материал излагается тезисно (основные характеристики), последовательное повествование в данном случае невозможно.
Основа музейной экскурсии – экспозиционный предмет, источник уникальной информации и эмоционального воздействия на посетителя‑экскурсанта. Все экспонаты можно подразелить на основные (наиболее значимые, без которых нельзя раскрыть тему экскурсии) и дополнительные (обогащают рассказ об основных экспонатах, но если их изъять из экскурсии, тему это не обеднит). Основные экспонаты выделяют экспозиционным фоном или месторасположением, хотя такое выделение условно. Ведь основной для одной экскурсии экспонат легко превращается в дополнительный при особенностях экскурсионной аудитории. Так, если группа состоит из детей, им будут неинтересны письменные памятники – дневники, письма и др. Также дополнительный в обзорной экскурсии экспонат легко становится основным в экскурсии тематической.
Маршрут экскурсии по экспозиционным залам строится по хронологическому, тематическому или тематико‑хронологическому принципу. Либо экскурсовод просто переводит группу из зала в зал (особенно если залы уже расположены по хронологии, что характерно, например, для исторических музеев), либо продуманно ведет от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме.
Дополнительных пауз на маршруте в музее нет. При всей своей компактности и небольшой протяженности музейная экскурсия крайне насыщена экспозиционным материалом – это одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки.
Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:
• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);
• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).
Экскурсии по залам экспозиции длятся в зависимости от возраста экскурсантов: 45–50 мин для младших школьников, 1,5 ч – для школьников старших классов, для взрослой аудитории – 2 ч.
Методика проведения экскурсий в музеях также имеет свои особенности. Так как музейные и выставочные экспозиции специально готовятся для осмотра экскурсантами, методика их показа проще по сравнению с показом во время городских экскурсий, и методических приемов здесь намного меньше, зато есть специфические приемы.
Основные приемы показа для музейной экскурсии:
• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;
• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;
• зрительное сравнение экспонатов;
• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.
Также во время музейных экскурсий группе экскурсантов, возможно, будет предложен просмотр видеозаписей, слайдов и иных иллюстративных материалов, связанных с темой экскурсии, прослушивание аудиозаписей. Демонстрация видеоролика и прослушивание звукозаписи должны укладываться в 2–3 мин, на просмотр научно‑популярного фильма отводится до 5 мин.
Рассказ экскурсовода должен быть краток, но при этом емок и выразителен. Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:
• описание и характеристика объекта;
• цитирование подлинных документов или их копий;
• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;
• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);
• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).
Специфический музейный лекционно‑иллюстративный прием выходит за границы экскурсионного метода, поскольку преобладает речь экскурсовода, а экспонаты используются только как иллюстрации к рассказу.
Особенностью также экскурсии в музее является прием создания установки на узнавание. Чтобы сосредоточить внимание группы на определенном предмете, экскурсоводы взывают к знаниям экскурсантов, полученным до данной экскурсии. Именно в музее экскурсант может впервые увидеть памятник, прежде знакомый только по фотографиям, оригинал рукописи произведения, знакомого по школьной программе, и т. д. Музей документально подтверждает то, что экскурсант знал и до посещения экскурсии, а теперь еще больше укрепился в своих знаниях. Благодаря такому узнаванию обогащается восприятие экскурсанта. А когда экскурсовод, указывая на оригинал плана, хранящийся в музее, говорит: «Запомните конструкцию этой церкви, так строились все храмы этой эпохи», – экскурсант сможет при случае «узнать» подобную конструкцию в другом памятнике, причем в оригинальном виде, уже не только на плане. Но наиболее эффективен прием создания установки на узнавание, если экскурсовод подготавливает таким образом экскурсантов к встрече с самым ценным экспонатом в коллекции музея. Достаточно будет несколько раз (на протяжении всей экскурсии) упомянуть этот экспонат, подчеркнув его уникальность, и к моменту знакомства с ним аудитория уже будет максимально открыта для его восприятия.
Что касается техники проведения музейной экскурсии, то экскурсовод должен учесть:
• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;
• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;
• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;
• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;
• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).
В целом особенности подготовки и проведения экскурсий по экспозиционным залам схожи с городскими экскурсиями. Основой успешной музейной экскурсии является продуманный отбор экспонатов, логично намеченный маршрут, гармоничное сочетание показа и рассказа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите особенности техники проведения музейной экскурсии. В чем отличие от городской экскурсии?
2. Какие методические приемы показа и рассказа наиболее часто используются при разработке экскурсии по музею? С чем это связано?
Источник