Как рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли»

Скачать:

Вложение Размер
otsenka_resursoobespechennosti_stran_mira.docx 33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая — способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Источник

Как рассчитать нефть

Как рассчитать нефть?

Для того, чтобы понять, какой запас нефти имеется в стране, и в каждом месторождении отдельно, достаточно воспользоваться специальной формулой: Ресурсообеспеченность = З/Д. Под Д понимаем количество запаса нефти, а Д – добываемый объем. Полученный результат является показателем обеспеченности нефтью, с учетом регулярной ее добычи и потребления.
Стоит учитывать, что показатель ресурсообеспеченности – не статический, а постоянно меняющийся, а значит, в разные периоды времени он будет изменяться.
О том, как рассчитать добычу нефти, рассказывают еще в школе на уроках физики. Но на самом деле далеко не каждый обычный житель страны, не связанный с нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей отраслью, будет этим заниматься. Подробное изучение таких вопросов проводится в специальных нефтяных вузах. Студентов учат, рассчитать выход бензина при газойле нефти, учат рассчитывать коэффициент извлечения нефти, и многое другое.

Запасы нефти в России

Несмотря на то, что сегодня РФ является одним из мировых лидеров по объему добываемой и экспортируемой нефти, ее ресурсы не безграничны. Конечно, специалисты делают все возможное, чтобы находить новые месторождения, улучшают технологии добычи и переработки, способствующие увеличению объемов и снижению потерь. Статистики рассчитали, когда в России кончится нефть, и их прогнозы назвать радужными пока не получается.
По данным специалистов, исходя из сегодняшнего объема добываемой нефти, запасов хватит примерно на 15 – 20 лет. Это значит, что через два десятка лет природные богатства на нашей территории закончатся, и возникнет острый вопрос – где брать нефть для обеспечения потребностей внутри страны? Сегодня нефтедобывающая промышленность – основной источник, влияющий на экономику страны. Есть, конечно, еще металлы, которые также служат источником наполнения бюджета, но уровень доходов здесь значительно ниже.
Если говорить о натуральной величине запасов, то по данным статистиков нефти у нас осталось 9 миллиардов тонн. Конечно, есть еще газ, добываемый в России, но и его запасы на исходе, ведь примерно осталось 14,5 трлн кубометров.

Арктика – источник стратегических запасов нефти

Согласно данным Геологической службы, на территории, покрытой арктическими льдами, скрывается огромный запас «черного золота». Его объем оценивают примерно в 90 млрд. баррелей. Всего за полярным кругом скрывается до 400 млрд баррелей углеводородов, а владельцами большей части (88%) является РФ, Дания и США. Поэтому, даже на самые пессимистичные прогнозы касательно малых запасов нефти в стране можно смотреть сквозь яркий луч надежды.
Конечно, освоить нефтяные поля и организовать нефтедобывающий процесс будет достаточно трудно по причине сложных погодных условий. Понадобятся немалые инвестиции, чтобы провести георазведку и с нуля начать добычу нефти. Но к этому вопросу специалисты подходят комплексно, и уже сейчас детально изучают все аспекты, чтобы в ближайшем будущем запустить добычу «черного золота» на территории Арктики.

Нефтеотдача

Под нефтеотдачей понимают коэффициент извлечения нефти (КИН). Это отношение величины добываемых запасов к величине геологических запасов. На него влияют различные факторы, но средний показатель колеблется от 9 до 75%.
Чтобы спрогнозировать объем добытого сырья, специалисты должны знать, как рассчитать коэффициент извлечения нефти. Для этого проводятся сложные изучения и анализ местности и разных факторов, строятся графики и используются формулы.
На величину КИН влияют разные факторы:

  • Геолого-физические. Учитывается литологический состав коллектора, неоднородная структура продуктивного пласта, а также уровень проницаемости пород и эффективная нефтенасыщенная толщина. Природные факторы – отношение вязкости нефти к вязкости воды.
  • Технологические. В зависимости от используемых методов искусственного воздействия на пласты, показатель меняется. Также здесь учитывается то, какими методами добывается нефть, способы интенсификации, и многое другое.

Важно учитывать, что при разведке и после разбуривания показатели могут кардинально отличаться. Поэтому составляется ТЭО (технико-экономическое обоснование) КИН, при этом, за основу берется опыт тех районов, которые занимаются добычей нефти, и используют аналогичную технику и технологии.
Все залежи, в зависимости от размера, будут иметь различный коэффициент, и для каждого месторождения он будет рассчитываться индивидуально. Поэтому, перед тем, как рассчитать коэффициент извлечения нефти, проводится масштабная разведывательная и аналитическая работа.

Как повысить нефтеотдачу?

Нефтеперерабатывающая отрасль регулярно проводит разведку в регионах, богатых нефтью, для определения предполагаемых запасов. Это дает возможность спрогнозировать объем добываемого сырья. Но помимо этого, специалисты также разработали и регулярно применяют методы, позволяющие повысить нефтеотдачу. Их существует несколько, и каждый из них имеет свои особенности и специфику применения.
Методы, повышающие нефтеотдачу, представляют собой комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы улучшить физические свойства нефтяных коллекторов. Основными свойствами коллектора являются:

  • Пористость.
  • Проницаемость.
  • Трещинноватость.

На первое свойство человек повлиять не может, а вот другие два могут быть изменены под воздействием определенных факторов. Пред тем, как рассчитать ожидаемую и расчетную добычу нефти, специалисты стараются применить один из методов повышения нефтеотдачи.

Гидравлический разрыв пласта. Во время этого метода резко повышается давление. В призабойную зону закачивается большое количество жидкости. Также может быть осуществлен микровзрыв, способствующий появлению трещин и раскупориванию мелких пор в пласте.

Водонагнетание . Чтобы увеличить проницаемость в тех скважинах, на которых уже ведутся работы по добыче «черного золота», принудительно закачивают в пласт воду. Таким образом нефть выталкивается водой за пределами окрестности скважины, и подвергается выкачке. Данный метод эффективен и распространен в зонах, где имеет место кустовая разработка.

РАВ (Реагентно-активационное воздействие ). С помощью данного метода удается осуществлять регулировку устойчивости пласта к внешнему воздействию. В скважину закачивают специальные флюиды, что дает возможность изменить условия на поверхности минералов, и повысить чувствительность нефтегазового пласта.
Это далеко не все методы, которые сегодня известны в нефтедобывающей отрасли и которые активно применяются.
Благодаря вышеуказанным методам, существует возможность принудительно увеличить объем добываемой нефти, а значить, и увеличить объемы производства нефтедобывающей и нефтеперерабатывающих отраслей.

Запасы нефти в мире

Как уже говорилась, залежи нефти существуют по всему миру, и их концентрация значительно отличается в зависимости от регионов. Некоторым странам повезло больше, некоторым – меньше. На территории некоторых государств вообще нефть отсутствует, и чтобы обеспечить бесперебойную работу энергетического комплекса, они вынуждены закупать нефть у стран-соседей, затрачивая для этого немалые средства.
Сегодня специалисты знают, как рассчитать обеспеченность стран нефтью, и используют полученные знания для прогнозирования развития мировой энергетической отрасли.
У каждой страны ресурсообеспеченность нефтью разная, и эти показатели значительно ниже, чем показатели залежи угля или природного газа. В каждой развитой стране, где объем добываемого сырья высокий, существует и большой показатель исчерпывания ресурсов. Другими словами, чем больше добывается, тем меньше остается нефти, а значит, ресурсообеспеченность ниже.
Среди самых богатых нефтью стран мира можно выделить следующие:

  • Ирак. Ресурсообеспеченность данной страны достаточно высокая, но, как известно, этот показатель переменчивый, и постоянно изменяется под воздействием разных факторов. Запасы сырья обеспечат страну сырьем на 304 года.
  • Саудовская Аравия. Согласно разведданным и статистике, основанной на объемах добычи и использования нефти, запасов сырья в этой стране хватит примерно на 96 лет.
  • ОАЭ. 135 лет – именно такой период страна сможет добывать нефть, если считать исходя из сегодняшних объемов добычи и использования.
  • Иран. В среднем, около 80 лет страна сможет осуществлять выкачку нефти.
  • Россия. По статданным, обеспечить страну нефтью можно будет на период 20 лет. Однако, учитывая, что специалисты постоянно ведут разведку и разрабатывают методы добычи в Арктике, то эта цифра может значительно увеличиться.

Сегодня можно рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран на каждого жителя страны, и определить, на сколько лет хватит запасов.

Добыча нефти и воздействие этого процесса на окружающую среду

Как и любой процесс воздействия на окружающую среду, добыча нефти имеет ряд последствий. Этой теме посвящено множество научных работ и разработок, проведены расчеты и прогнозы состояния мест, богатых залежами нефти. Как и любой другой технологический процесс, выкачка нефти подвержена риску возникновения аварийных ситуаций, и самая распространенная из них – возгорание нефти. На местах разработаны и применяются технологии тушения и предотвращения разлива сырья, а также строго соблюдаются инструкции по технике безопасности и ликвидации последствий аварии.
Но, если предотвратить внештатную ситуацию не удалось, специалисты должны знать, как быстро ее устранить, и как рассчитать зоны загрязнения при возгорании нефти. Рассчитывается валовый выброс продуктов горения нефти и оценивается степень экологического ущерба.

Из вышеуказанного следует, что нефть – это ценный ресурс, благодаря которому наша страна и другие государства наполняют экономику, обеспечивают бесперебойную работу промышленного комплекса страны. Мы можем повлиять на объемы добываемой нефти лишь незначительно, поэтому, чтобы увеличить ресурсообеспеченность РФ, стоит приложить немалые усилия для обнаружения и разработки новых месторождений «черного золота».

Источник

Практическая работа по теме «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

развивающая — способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Азия и Тихоокеанский регион

Латинская Америка и Карибский регион

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод — ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

Источник

Читайте также:  Форма правления президентская или парламентская всех стран
Оцените статью