Как разные страны помогают друг другу

Как развивающиеся страны помогают друг другу?

30 ноября 2018 г. (Новости ООН) — В Европе, и особенно в США, растет волна враждебности по отношению к мигрантам и беженцам – мол, они занимают рабочие места и «сидят на шее» у государства. Мало кто знает, что подавляющее большинство мигрантов принимают соседи – такие же развивающиеся страны. Это лишь один пример «взаимопомощи» и сотрудничества, которое в ООН называют «Юг-Юг». С подробностями — эксперт ООН в области сотрудничества Юг-Юг Эдем Бахшиш.

ЭБ: На самом деле «Юг» — это понятие не географическое. Можно сказать, исторически так сложилось, что развивающиеся страны — в противовес тому, что традиционные страны-доноры по большей части были на севере, то группа развивающихся стран обозначила себя как страны Юга. Хотя на самом деле в настоящий момент очень много стран-членов этого глобального «клуба» стран Юга находятся на востоке, на западе, на севере и на юге тоже.

Здесь важно, наверное, рассказать, что такое сотрудничество Юг-Юг. Это модель сотрудничества между развивающимися странами, направленная на достижение общих целей. Это происходит путем обмена знаниями, технологиями и другими ресурсами между самими развивающимися странами. В то время, как сотрудничество Юг-Юг ни в коем случае не призвано подменить традиционные формы сотрудничества, оно скорее является важным, полезным, но дополнением.

Читайте также:  Тип развития страны сингапур

Очень важно также обратить внимание на то, что и развитые страны начинают уделять все больше и больше внимания модели сотрудничества Юг-Юг и принимают непосредственное участие в этом процессе через, так называемое, трехстороннее сотрудничество. Когда традиционная страна-донор действует совместно и в рамках сотрудничества Юг-Юг, но она участвует в этом процессе, который инициирован и движим самими развивающимися странами, как дополнительная сила.

Дело в том, что очень часто сотрудничество Юг-Юг происходит между странами со схожим уровнем развития — как экономического, так и социального, схожими культурными ценностями, иногда даже схожими языковыми характеристиками. Все это позволяет добиться дополнительной экономии ресурсов, таким образом, получить больше пользы от приложенных усилий и от вложенных средств. И традиционные страны-доноры начинают понимать ценность сотрудничества Юг-Юг. Также очень часто решения, принятые в рамках сотрудничества Юг-Юг, по той же причине являются более релевантными и подходящими для решения проблем в контексте данной конкретной страны, так как они были опробованы в очень схожих условиях развития.

ЕВ: Но могут спросить: «Развивающиеся страны друг другу что могут дать?». Ведь сотрудничество Север-Юг — под ним обычно понимается, наверное, финансовая помощь, передача технологий и так далее. А если и та, и другая сторона из разряда бедных, то в чем смысл этого сотрудничества?

ЭБ: Возвращаясь к одному из принципов сотрудничества Юг-Юг — это принцип равноправия и равной ценности стран участниц: предполагается, что любая страна, вне зависимости от уровня социального, экономического развития, потенциально имеет уникальный и ценный опыт и знания, которые могут оказаться полезными другим развивающимся странам. А если каких-то ресурсов недостает или, может быть, частично недостает, то как раз-таки вот эта трехсторонняя форма сотрудничества и призвана заполнить эту нишу с участием либо традиционной страны-донора, либо международной организации, включая ООН.

Читайте также:  Монархия с федеративным устройством страны европы

Сотрудничество Юг-Юг — это модель, которая позволяет им строить международную политику в качестве равных игроков, когда они могут себя позиционировать как источник уникальной экспертизы, знаний и ресурсов, и могут участвовать в переговорах, в диалоге уже не только в качестве «просящего» и «получающего» что-то, но уже быть «дающим». Именно поэтому модель сотрудничества Юг-Юг представляется интересной и с точки зрения стран Восточной Европы и СНГ — нашего региона. Как мы знаем, сложилось исторически таким образом, что страны нашего региона значительно преуспели в области развития технологий, также имеют богатый опыт взаимовыгодного обмена знаниями между экспертными сообществами, ресурсами.

ЕВ: А Вы можете привести какие-то примеры сотрудничества с участием наших постсоветских стран?

ЭБ: Да, конечно, приведу недавний пример нашего сотрудничества с Международным фондом сельскохозяйственного развития и Исламским банком развития, когда Управление ООН по сотрудничеству Юг-Юг поддержало инициативу восьми стран. Это сотрудничество между двумя регионами на самом деле: арабские страны и Европа, СНГ. В этой инициативе участвовали со стороны Европы и СНГ Турция, Венгрия, Кыргызстан и Узбекистан, а также Алжир, Марокко, Тунис и Судан. Эта инициатива была направлена на использование модели сотрудничества Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества для содействия сельскохозяйственному развитию и повышению уровня продовольственной безопасности этих стран. Это была очень интересная инициатива, она реализовывалась три года. В рамках этой инициативы каждая из стран выступала лидером по одной из тематических сфер. Очень хочется надеяться, что будет и больше таких инициатив, где страны Европы и СНГ будут иметь возможность участвовать в модели сотрудничества Юг-Юг не только в качестве традиционных доноров, потому что и в Восточной Европе, и в СНГ появляется все больше так называемых «новых доноров», но и, исходя из принципов сотрудничества Юг-Юг, будет все больше стран, которые готовы получать и предоставлять экспертизу.

Источник

Почему разные страны помогают друг другу?

Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.

Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:

географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация; новый этап в личной жизни: рождение детей.
2. Структурная безработица

Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.

Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.

3. Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики пребывает в непосредственной взаимосвязи с природными условиями. Наиболее ярким примером такой отрасли, является сельское хозяйство. В сфере строительства и туризма сезонность тоже влияет на количество занятых. Например, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период май-октябрь, держать лишних сотрудников «не в сезон» для них очень затратное дело.

4. Циклическая безработица.

Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

5. Институциональная безработица.

Этот вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы.

несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице); недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Источник

Как страны мира помогают друг другу в борьбе с COVID-19

Пришло время солидарности, а не изоляции, считает генсек ООН Антониу Гутерриш. В среду он представил гуманитарный план противодействия распространению коронавирусной инфекции и борьбы с последствиями пандемии. Среди предложений — всеобщее снятие санкций и ограничений на межгосударственную торговлю. Такие меры потребуют серьезной дискуссии. Пока же мир превращается в глобальную «кассу взаимопомощи»: одним нужны лекарства и медперсонал — другие им это предоставляют; кто-то просит денег на удержание экономики от краха — и некоторые из этих просьб частично удовлетворяются. В этой «кассе взаимопомощи» участвует и Россия: она уже оказала поддержку Италии, Ирану, Монголии, КНДР, Венесуэле и странам постсоветского пространства. Российские дипломаты отмечают, что «простые американцы должны знать: Россия при необходимости будет готова помочь и США». Однако такого запроса в Москву пока не поступало.

В среду Антониу Гутерриш представил гуманитарный план ООН по борьбе с угрозой распространения коронавируса. Предложенные меры касаются как отдельных людей (повышение социальной защиты и доступности кредитов, временный отказ от налогов и т. д.), так и целых стран. Среди пунктов программы — помощь наиболее уязвимым группам населения, в частности беженцам и перемещенным лицам. Для реализации своего плана ООН запросила $2 млрд у лидеров стран G20.

План состоит из 80 страниц и включает пункты по помощи конкретным государствам, в том числе Украине, Афганистану, Ирану, Ираку, Венесуэле, Сирии, Ливии, Мали и Эфиопии. ООН намерена оснастить лагеря временного размещения сантехническими установками для мытья рук, запустить информационные кампании для разъяснения методов защиты от заражения, а также создать транспортные хабы в Африке, Азии и Латинской Америке для доставки гуманитарных работников туда, где в них нуждаются больше всего. План также включает дополнительные меры для поддержки стран, которые продолжают «открывать свои дома и города для беженцев и перемещенных лиц».

По словам генсека, руководить проектом будет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. «При надлежащем финансировании план спасет много жизней и снабдит гуманитарные учреждения и неправительственные организации лабораторными инструментами для тестирования и медицинским оборудованием для лечения больных»,— сказал он.

План был опубликован накануне запланированного на четверг экстренного саммита «двадцатки», посвященного борьбе с пандемией коронавируса и ее влиянием на мировую экономику. Саммит пройдет в духе времени — в режиме видеоконференции.

В частности, Антониу Гутерриш предложил отменить ограничения на трансграничную торговлю, мешающие доставке медицинского оборудования и лекарств. Самой же громкой инициативой генсека стал призыв к лидерам G20 отказаться от политики санкций, чтобы обеспечить доступ к еде, предметам первой необходимости и медицинской помощи. «Это время солидарности, а не изоляции»,— написал он в своем письме лидерам «двадцатки». С призывом снять санкции с Ирана, Венесуэлы, Кубы, Зимбабве и КНДР выступила и верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет. Кроме того, она обратилась к правительствам всех стран с просьбой изучить способы освобождения заключенных, которые особенно уязвимы для COVID-19, в том числе пожилых.

Со своей стороны ранее генсек ООН также призвал к немедленному и полному прекращению огня, так как конфликты мешают битве с коронавирусом. «Пришло время поставить заслон на пути вооруженных конфликтов и сообща сосредоточиться на подлинной борьбе всей нашей жизни»,— сказал господин Гутерриш.

Первые отзывы на призыв о прекращении огня уже поступают, а вот с санкциями сложнее. Из стран—постоянных членов Совбеза ООН официально эту идею генсека поддержали только Россия и Китай. «Генсек ООН призвал G20 отменить санкции для борьбы с пандемией коронавируса. Идея хорошая. Я бы немного ее доработала: ввести санкции в отношении тех, кто не отменил санкции»,— написала в Facebook официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Тем временем в США эту тему никак не комментируют.

Помогают и ждут помощи

На протяжении десятилетий больше всего денег для борьбы с различными эпидемиями другим странам давали Соединенные Штаты. С 2009 года Вашингтон потратил на эти цели более $90 млрд. Предусмотрено выделение денег и на борьбу с коронавирусом. В США международную помощь пострадавшим от COVID-19 странам координирует Госдепартамент. Речь уже идет о планах потратить $100 млн из бюджета самого внешнеполитического ведомства и Агентства США по международному развитию (USAID).

Всего запланировано два канала финансирования. Часть денег получит Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая будет распределять эти средства самостоятельно. Среди целей ВОЗ — подготовка медицинского персонала, разработка планов чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, составление и печать инструкций для медиков, проработка методики вычисления контактов заболевших людей.

Как жители разных стран помогают друг другу во время эпидемии

Вторая часть будет распределяться через другие организации в целях оснащения лабораторий, оповещения населения об угрозе коронавируса, организации мониторинга здоровья людей на крупных транспортных узлах, предотвращения внутрибольничных заражений и лечения заболевших COVID-19. Отдельно предусмотрены и поставки медицинских принадлежностей, в том числе масок, респираторов, хирургических перчаток.

При этом в то же время США просят другие страны о помощи в борьбе с коронавирусом. Как сообщило издание Foreign Policy со ссылкой на информированные источники, Госдепартамент активно ищет возможности получения помощи (в частности, медицинского оборудования) со стороны других стран. Список государств не разглашается, однако, по данным Foreign Policy, России в нем нет.

«Все в одной лодке»

Между тем ранее посол РФ в США Анатолий Антонов заявил, что Москва при необходимости готова помочь в борьбе с коронавирусом Вашингтону. «Наши тест-наборы показали свое высокое качество в Китае, Иране, переданы в Италию. Простые американцы должны знать: Россия при необходимости будет готова помочь и США, как не раз предлагала содействие в тушении пожаров в Калифорнии»,— говорится в сообщении посольства РФ в США в Facebook.

В среду, отвечая на вопрос “Ъ”, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил: «Вирус пришел к нам из-за границы, и сегодня общая задача — объединить усилия в борьбе с пандемией как внутри страны, так и в мире в целом. Россия уже сегодня помогает и будет помогать наиболее нуждающимся в поддержке государствам справиться с массовым распространением инфекции, чтобы не допустить ее дальнейшего проникновения на нашу территорию».

Напомним, что Россия направила в Италию 15 военно-транспортных самолетов, которые привезли оборудование для дезинфекции, лабораторию войск радиационной, химической и биологической защиты, а также около 100 военных специалистов-вирусологов и врачей. Первые команды уже направились на север Италии, в Бергамо.

Хроника эпидемии

Последние новости о коронавирусе в России

Эта инициатива нашла поддержку в ЕС. «Любая помощь приветствуется. Не нужно рассматривать это как повод для споров. Китаю помогали в прошлом, а теперь помогает сам Китай. Россия, к счастью для нее, страдает не сильно. И она в таком положении, что может оказывать помощь одной из самых пострадавших стран Европы — Италии»,— сказал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.

SOS постсоветского масштаба

Впрочем, пока Москва сосредоточилась на помощи в борьбе с коронавирусом на постсоветском пространстве и среди наиболее уязвимых региональных партнеров. Оценить в денежном эквиваленте российскую помощь невозможно: цифр ни одно ведомство не предоставило. Поэтому говорить можно только об объемах.

Так, Роспотребнадзор сообщил, что еще в первой половине марта разослал тест-системы, разработанные государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», для проведения 100 тыс. исследований в 13 странах. Речь идет о членах ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), СНГ (те же плюс Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан), а также об Иране, Монголии, КНДР, Венесуэле. Ожидаются поставки в Сербию и Египет.

Как рассказал “Ъ” глава исполкома СНГ Сергей Лебедев, Россия передает странам Содружества тест-системы и лабораторное оборудование, а также оказывает консультативную помощь, предоставляет доступ к информационным ресурсам Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора. «Страны Содружества на самых различных уровнях, начиная с высшего уровня (я здесь имею в виду и президентов, и премьеров, и нижестоящие органы), постоянно контролируют ситуацию и принимают все необходимые меры, чтобы, во-первых, затормозить распространение коронавируса, а во-вторых, координировать усилия по его локализации и минимизации последствий пандемии. В постоянном контакте находятся ведомства стран СНГ, ответственные за санитарные вопросы»,— сказал господин Лебедев.

“Ъ” изучил, как за рубежом выживают в жестком карантине

Помощью из Москвы эти страны не ограничиваются. Например, Нур-Султан заказал также тесты из США, ОАЭ и Китая. Еще одна поставка пришла от ВОЗ — она распространяет немецкие тесты. В общей сложности Казахстан намерен создать резерв в 100 тыс. тест-систем.

Помощи от Москвы, Пекина и ВОЗ ждут и в Молдавии. Аналогичная ситуация в Бишкеке. Кроме России Киргизии уже помогают Турция, Китай, Япония, США. В частности, Вашингтон передал Бишкеку 10 тыс. хирургических масок, 10 тыс. перчаток, 1,4 тыс. халатов и 200 защитных очков. Кроме того, «для повышения способности Кыргызской Республики реагировать на продолжающуюся пандемию» американское агентство USAID выделило $913 тыс. Но получателем этих денег стал не сам Бишкек, а международные организации, которые оказывают помощь на местах. Точно так же — не напрямую, а через ВОЗ — киргизскому здравоохранению собирается помочь и Германия. Киргизия также может стать первой страной, которая получит помощь на борьбу с коронавирусом от МВФ.

При этом, как стало известно “Ъ”, правительство Киргизии 24 марта направило Москве документ, в котором перечислено все, в чем нуждается республика на фоне разрастающейся эпидемии. Это, в частности, 100 тыс. тест-систем, 300 аппаратов искусственной вентиляции легких, 200 стационарных и 300 портативных тепловизоров, 10 дезинфекционно-душевых автомобилей, 20 тыс. электронных браслетов для отслеживания людей на домашнем карантине, 10 тыс. костюмов биологической защиты. Впрочем, этот список лишь ориентировка, которой Москва может воспользоваться при желании.

Однако пока Россия отправила в Бишкек лишь 17 тыс. тест-систем.

Дополнительную помощь от России ждет и Таджикистан. Как рассказал “Ъ” посол этой страны Имомуддин Сатторов, во вторник Душанбе направил в МИД России письмо «с просьбой рассмотреть возможность оказания гуманитарной помощи». По словам господина Сатторова, таджикские власти хотели бы получить «оборудование и средства защиты», в том числе аппараты искусственной вентиляции легких. Но подробного списка с указанием количества тех или иных предметов в документе нет.

Значительную помощь — не только гуманитарную, а еще и правовую — Россия, по словам таджикского посла, уже оказала. Речь идет о продлении сроков пребывания в России для мигрантов, о котором ранее сообщило МВД РФ.

Всемирная касса взаимопомощи

В той или иной степени свой вклад в глобальную войну с коронавирусом вносят многие страны. Так, уже известно о дополнительных поступлениях в бюджет ВОЗ из Саудовской Аравии, Кувейта и Великобритании. В частности, Лондон направил организации на разработку вакцин и тестовых систем и другие программы £91 млн. Кроме того, Британия обязалась перечислить до £150 тыс. в Трастовый фонд для ограничения и преодоления последствий катастроф — подразделение Международного валютного фонда. Эти деньги позволят развивающимся странам частично купировать экономические последствия коронавируса и сосредоточиться на борьбе с болезнью.

Однако в первую очередь Брюссель озадачен спасением европейских экономик. В частности, в понедельник было одобрено предложение Еврокомиссии временно приостановить действие Пакта стабильности и роста — базового документа еврозоны. Документ ограничивает уровень дефицита бюджета (3% ВВП) и госдолга (60% ВВП) стран ЕС. Приостановка пакта позволит властям без ограничений привлекать кредиты и направлять дополнительные средства на борьбу с последствиями пандемии. Кроме того, Еврокомиссия уже утвердила схемы государственной помощи бизнесу Италии и Португалии, а также одобрила выделение €1 млрд Румынии.

От ЕС не отстают и остальные. Новый банк развития БРИКС одобрил для Китая кредит на $987 млн. Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) направит €900 млн на финансирование отраслей промышленности, пострадавших от пандемии. ЧБТР учрежден правительствами Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Турции и Украины. Страны Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) также создали фонд по борьбе с коронавирусом. Свои вклады туда уже внесли Индия, Шри-Ланка, Непал и Бутан.

Отказать нельзя помочь

При этом не все страны желаемую помощь в итоге получают. Так, Мария Захарова назвала «типичным лицемерием» отказ МВФ выделить $5 млрд Венесуэле на борьбу с коронавирусом из-за неопределенной ситуации с правительством в этой стране (далеко не все страны и международные структуры признают легитимным главой государства президента Николаса Мадуро). При этом Каракас получил 10 тыс. наборов тестов от России. Пришлет тесты и Китай. В страну уже приехали кубинские и китайские врачи. При этом врачи из Венесуэлы вместе с коллегами из Китая и с Кубы отправились в Италию.

Иран также запросил у МВФ срочный транш в $5 млрд, но ответа еще не получил. Впрочем, в Тегеране считают, что американцы сделают все возможное, чтобы Ирану эти деньги не достались. До этого иранцы сами отвергли предложенную Вашингтоном помощь с лекарствами, заявив, что в условиях санкций это все равно что «грязный стакан воды».

Власти США направят триллионы долларов на спасение экономики и простых американцев

Госсекретарь США Майк Помпео за эти дни не раз повторил, что Вашингтон не будет препятствовать отправке в Иран гуманитарной помощи и лекарств: все это не подпадает под санкции. Об этом же заявил и Жозеп Боррель по итогам состоявшегося в понедельник заседания министров иностранных дел 27 государств. «Мы обсудили Иран, где сейчас сложилась драматическая ситуация. Мы ожидаем, что в ближайшие недели сможем выделить €20 млн помощи»,— сказал он, отметив: многие боятся помогать Тегерану, так как думают, что на них распространятся ограничительные меры США, но это не так. В то же время он подчеркнул, что ЕС поддерживает запросы о помощи со стороны Ирана и Венесуэлы, адресованные МВФ, так как эти «страны находятся в очень сложной ситуации, в том числе из-за санкций США».

Между тем еще в начале марта ВОЗ отправила в Иран самолет с тоннами медикаментов, тестовых наборов и расходных материалов на сумму более $300 тыс. Оборудование передали также Великобритания, Франция и Германия. Кроме того, они выделили €5 млн на помощь Ирану через ВОЗ и другие структуры ООН. Только на этой неделе Агентство ООН по делам беженцев доставило в Иран 4,4 тонны медицинских средств. Среди тех, кто оказал финансовую и медицинскую помощь Ирану,— Япония (на сумму $23,5 млн), Азербайджан ($5 млн), Кувейт ($10 млн). Миллионы тонн гуманитарного груза передали Китай, Катар, ОАЭ, Турция, Узбекистан. Россия отправила в Иран 500 систем диагностики коронавируса, рассчитанных на 50 тыс. тестов.

Например, Абхазия и Южная Осетия, в которых пока не зафиксировано случаев заражения, отвергли предложение Тбилиси, считающего обе частично признанные республики собственной территорией. В МИД Абхазии и МИД Южной Осетии предложение помощи назвали «политической спекуляцией» и «пиаром».

Впрочем, Республика Корея вообще не дождалась ответа от КНДР на свое предложение о помощи. В Северной Корее до сих пор ни одного случая заражения коронавирусом не зафиксировано.

Марианна Беленькая, Кирилл Кривошеев, Алексей Наумов, Владимир Соловьев

Коронавирус в мире

Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”

Источник

Оцените статью