Как сделать экскурсию по биологии 6 класс

Урок-экскурсия по биологии на тему «Мир растений малой родины». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

Задания для экскурсии: 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 4. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 5. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о природе.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Летом рады мы свежей
Ягодке медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.(Малина)

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра “Найди свое дерево” (приложение 2)

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

    Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  1. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  2. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Источник

Экскурсии на уроках биологии в 6 классе
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.

Скачать:

Вложение Размер
cikl_ekskursiy_na_urokah_biologii_v_6_klasse.docx 157.61 КБ
ekskursii_na_urokah_biologii.pptx 1.53 МБ
ekskursiya_1.docx 16.3 КБ
ekskursiya_2.docx 16.64 КБ
ekskursiya_3.docx 148.5 КБ
ekskursiya_4.docx 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

  1. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
  2. Показать многообразие растений и животных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе
  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Обсуждение представленных творческих работ.
  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

Зимние явления в жизни растений

Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка.

  1. Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой;
  2. определит влияние факторов среды на рост и развитие растений;
  3. развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  4. проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
  1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
  2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
  3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
  4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
  5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
  6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

  1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

  1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

  1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
  2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.

4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
  3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.

Мир растений малой Родины

Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка

  1. Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка;
  2. научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона;
  3. научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев;
  4. воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
  2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
  3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

Птичья гречиха, спорыш

Клевер ползучий (белый)

4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
  5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
  2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
  3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.

6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»

Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

Природное сообщество и человек

Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

  1. Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
  2. Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
  3. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
  4. Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
  1. Опишите сообщество школьного парка по плану:
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
  2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
  3. Изучение сообществ происходит по плану:
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
  2. Беседа предложенным учителем вопросам:
  1. Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
  2. Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
  3. Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
  4. Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
  5. Что растет у самой земли?
  6. В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
  3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.

6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек

Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема : Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе

Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

Экскурсия № 2 Тема : Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.

Экскурсия № 3 Тема : Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

Источник

Читайте также:  Сантьяго южная америка достопримечательности
Оцените статью