- Как сохранять памятники культуры
- Для чего мы храним памятники культуры
- Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского
- Библиографическое описание:
- Как сохранять памятники культуры
- Как сохранить памятники истории и культуры?
- О сохранении памятников культуры
- Как сохранить памятники деревянного зодчества в Сибири?
- Для чего нужно сохранять памятники искусства?
- ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ГОРОДАХ ИТАЛИИ
Как сохранять памятники культуры
Для чего мы храним памятники культуры
В самом деле, для чего? Казалось бы, на такой вопрос ответить легко. С детства нас учили, что литература и искусство помогают понимать смысл жизни, делают нас умнее, восприимчивее, духовно богаче. Все это верно, конечно. Но бывает, что даже правильная мысль, став привычной, перестает тревожить и волновать человека, превращается в расхожую фразу. Поэтому прежде чем ответить на вопрос «Для чего?», и ответить на него по-взрослому, серьезно, надо о многом подумать и многое понять заново.
На берегу реки Нерль близ города Владимира стоит церковь Покрова. Совсем маленькая, легкая, одинокая на широкой зеленой равнине. Она входит в число тех зданий, которыми гордится страна и которые называют обычно «памятники архитектуры». В любой, даже самой краткой книге по истории русского искусства вы найдете упоминание о ней. Узнаете, что эта церковь была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в честь победы над волжскими болгарами и в память погибшего в бою княжича Изяслава; что поставлена была она у слияния двух рек — Клязьмы и Нерли, у «ворот» владимиро-суздальской земли; что на фасадах здания — причудливая и великолепная каменная резьба.
Прекрасна и природа: древние темные дубы чаруют наш взгляд порой не меньше, чем произведения искусства. Пушкин не уставал любоваться «свободной стихией» моря. Но красота природы едва ли зависит от человека, она вечно обновляется, на смену умирающим деревьям растет новая веселая поросль, выпадает и сохнет роса, гаснут закаты. Мы любуемся природой и стараемся беречь ее по мере сил.
Однако столетний дуб, помнящий давно ушедшие времена, не создан человеком. В нем нет тепла его рук и трепета его мыслей, как в статуе, картине или каменном здании. А вот красота церкви Покрова — рукотворна, все это сделали люди, чьи имена давно забыты, люди, наверное, очень разные, знавшие горе, радость, тоску и веселье. Десятки рук, сильных, бережных и искусных, сложили, повинуясь мысли неведомого строителя, белокаменное стройное чудо. Между нами — восемь столетий. Войны и революции, гениальные открытия ученых, исторические потрясения, великие перемены в судьбах народов.
Но вот стоит маленький, хрупкий храм, чуть колышется его светлое отражение в спокойной воде Нерли, нежные тени обрисовывают очертания каменных зверей и птиц над узкими окнами — и исчезает время. Как и восемьсот лет назад, в человеческом сердце рождается волнение, радость — то, ради чего и работали люди.
На такое способно только искусство. Можно отлично знать сотни дат и фактов, понимать причины и следствия событий. Но ничто не может заменить живой встречи с историей. Разумеется, каменный наконечник стрелы — тоже реальность, но в нем нет главного — представления человека о добре, зле, гармонии и справедливости — о духовном мире человека. А в искусстве есть все это, и время не способно ему помешать.
Искусство — память сердца народа. Искусство не только не теряет своей красоты, оно хранит свидетельство того, как предки наши смотрели на мир. Птицы и львы, чуть угловатые человеческие головы на стенах церкви — это те образы, что жили в сказках, а потом и в воображении людей.
Нет, храм Покрова на Нерли, как и сотни других зданий, не просто памятник архитектуры, но сгусток чувств и мыслей, образов и идей, роднящих прошлое и настоящее. Именно роднящих в самом прямом смысле слова, ведь белокаменная церквушка под Владимиром вобрала в себя черты культуры русской, национальной, во всей ее неповторимости. Люди хотят понимать друг друга, стремятся постичь главное, самое существенное в духовной жизни каждой страны.
О многом может заставить задуматься одна — единственная церковь, выстроенная много веков назад, она может всколыхнуть тысячи мыслей, о которых человек и не подозревал прежде, может заставить каждого из нас ощутить свою нерасторжимую связь с историей и культурой Родины. В искусстве поколения передают Друг другу самое ценное, сокровенное и святое — жар души, волнение, веру в прекрасное.
Как же можно не беречь бесценное наследие прошлого! Тем более что среди всех видов искусств именно изобразительное искусство и архитектура уникальны и неповторимы. В самом деле, даже если из миллиона экземпляров «Войны и мира» уцелеет один, то роман останется жить, его напечатают снова. Единственную партитуру бетховенской симфонии перепишут и снова сыграют, стихи, поэмы и песни люди помнят наизусть. А картины, дворцы, соборы и статуи, увы, смертны. Их можно восстановить, и то не всегда, но повторить их такими же невозможно.
Отчасти поэтому они вызывают трепетное волнение, ощущение единственности. Работники музеев внимательно вглядываются в показания приборов — не сух ли воздух, не понизилась ли на градус температура; подводятся под древние здания новые фундаменты, заботливо расчищаются старинные фрески, обновляются статуи.
Читая книгу, вы имеете дело не с рукописью автора, да и не так важно, какими чернилами написан «Евгений Онегин». А перед холстом мы помним — его касалась кисть Леонардо. И для живописи или архитектуры не нужен перевод, мы всегда «читаем» картину в подлиннике. Более того — современному итальянцу язык Данте может показаться архаичным и не всегда понятным, для нас же он просто чужой язык, и мы должны пользоваться переводом. А вот улыбка «Мадонны Бенуа» трогает и нас, и соотечественников Леонардо, она дорога человеку любой нации. И все же мадонна, несомненно, итальянка — неуловимой легкостью жеста, золотистой кожей, веселой простотой. Она современница своего создателя, женщина эпохи Возрождения, с ясным взглядом, словно старающимся разглядеть таинственную суть вещей.
Эти удивительные качества делают живопись особенно драгоценным искусством. Народы и эпохи с ее помощью говорят друг с другом дружелюбно и просто, становятся ближе века и страны. Но это не значит, что искусство легко и без труда открывает свои тайны. Нередко старина оставляет зрителя равнодушным, взгляд его бесстрастно скользит по каменным лицам египетских фараонов, таким одинаково неподвижным, почти мертвым. И, быть может, у кого — то мелькнет мысль, что не так уж интересны шеренги темных изваяний, что вряд ли стоит увлекаться ими.
Может возникнуть и другая мысль — да, исторические ценности нужны науке, но зачем они мне? Почтительное равнодушие обедняет человека, он не поймет, во имя чего люди иногда спасают произведения искусства ценой жизни.
Нет, не проходите спокойно! Вглядитесь в гранитные лица жестоких, забытых деспотов, пусть не смущает вас их внешнее однообразие.
Подумайте о том, почему такими близнецами, словно спящими наяву людьми, изображали скульпторы древности своих царей. Ведь это интересно — люди, наверное, не так уж сильно изменились внешне с тех пор, что же заставляло скульпторов делать статуи именно такими: безучастные плоские глаза, налитое тяжелой силой тело, обреченное на вечную неподвижность.
Как удивительно сочетание совершенно конкретных, неповторимых черт лица, разреза глаз, рисунка губ с отрешенностью, с отсутствием всякого выражения, чувства, волнения. Вглядитесь в эти портреты, полистайте книги. И даже небольшие крупицы знания бросят новый свет на показавшиеся сначала скучными каменные изваяния. Оказывается, культ мертвых заставлял древних египтян видеть в статуях не просто изображения человека, но обитель его духовной сущности, его жизненной силы, того, что в Древнем Египте называли «ка» и что по их представлениям продолжало жить после физической смерти людей.
А если представить себе, что эти скульптуры существовали уже тогда, когда даже Древняя Греция была еще в будущем, что им не одна тысяча лет, а каменные их глаза видели Фивы, разливы Нила у подножия совсем еще новых пирамид, колесницы фараонов, солдат Наполеона. Тогда уже не станешь спрашивать себя, что интересного в этих гранитных фигурах.
Статуи, даже самые древние, далеко не всегда хранятся в музеях. Они «живут» на городских улицах и площадях, и тогда их судьбы тесно и навсегда сплетаются с судьбами города, с событиями, происходившими у их пьедесталов.
Вспомним памятник Петру I в Ленинграде, знаменитого «Медного всадника», созданного скульптором Фальконе. Разве слава этого монумента, одного из лучших памятников мира, только в художественных достоинствах? Для всех нас «гигант на скачущем коне»источник сложных и волнующих ассоциаций, мыслей, воспоминаний. Это и образ далекого прошлого, когда родина наша «мужала с гением Петра», и великолепный памятник политическому деятелю, который «поднял на дыбы» Россию. Этот монумент стал олицетворением старого Санкт-Петербурга, застроенного низкими домами, еще не имевшего гранитных набережных, не обретшего полного своего величия. Лишь один мост, временный, понтонный, соединял тогда берега Невы, как раз напротив «Медного всадника». И памятник стоял в самом центре города, наиболее оживленном его месте, где Адмиралтейская сторона соединялась с Васильевским островом. Мимо него текла толпа, с грохотом проносились кареты, вечерами бледный свет фонарей едва освещал грозный лик царя «ужасен он в окрестной мгле. ». Скульптура стала единым целым с пушкинской поэмой и вместе с ней — символом города. Воспетое поэтом наводнение, грозный гул декабря 1825 года и многое, чем знаменита история Петербурга, происходило здесь — у Гром — камня, постамента статуи. И знаменитые белые ночи, когда туманные прозрачные облака медленно тянутся по светлому небу, словно повинуясь жесту властно простертой руки Петра,разве можно, думая о них, не вспоминать «Медного всадника», около которого много поколений прозрело столько поэтических и незабываемых часов!
Искусство аккумулирует в себе чувства сотен поколений, становится вместилищем и источником человеческих переживаний. В маленьком зале, что в первом этаже парижского Лувра, где благоговейная тишина царит у статуи Венеры Милосской, невольно думаешь о том, скольким людям дарило счастье созерцание совершенной красоты этого смуглого мрамора.
Кроме того, искусство, будь то статуя, собор или картина,это окно в незнакомый мир, отделенный от нас сотнями лет, сквозь которое можно разглядеть не только зримый облик эпохи, но и ее суть. То, как ощущали свое время люди.
Но можно заглянуть глубже: в тщательности мазка голландских живописцев, в их чуткости к прелести материального мира, к обаянию и красоте «неприметных» вещей — любовь к устоявшемуся быту. И это не мелкая обывательская любовь, а глубоко осмысленное, высокое чувство, и поэтическое и философское. Голландцам нелегко давалась жизнь, им приходилось отвоевывать у моря земли, а у испанских завоевателей — свободу. И потому солнечный квадратик на вощеном паркете, бархатистая кожица яблока, тонкая чеканка серебряного бокала в их картинах становятся свидетелями и выразителями этой любви.
Взгляните хотя бы на картины Яна ван Эйка, первого великого мастера нидерландского Возрождения, на то, как пишет он вещи, микроскопические подробности бытия. В каждом движении кисти — наивное и мудрое восхищение тем, что изображает художник; он показывает вещи в их изначальной и удивительно привлекательной сути, мы чувствуем ароматную упругость плодов, скользкую прохладу сухо шуршащего шелка, литую тяжесть бронзового шандала.
Так в искусстве проходит перед нами духовная история человечества, история открытия мира, его смысла, еще не полностью познанной красоты. Ведь каждое поколение отражает ее заново и по-своему.
На нашей планете существует множество вещей, не имеющих утилитарной ценности, не способных ни накормить, ни согреть людей, ни вылечить от болезни,это произведения искусства.
Люди, как могут, защищают их от беспощадного времени. И не только потому, что «бесполезные» произведения стоят миллионы. Дело не в этом.
Люди понимают: памятники культуры — общее достояние поколений, которое позволяет нам ощущать историю планеты как свое личное и дорогое.
Искусство прошлого — юность цивилизации, юность культуры. Не зная его или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став настоящим человеком, сознающим ответственность за прошлое и будущее Земли. Поэтому нас не удивляет, что тратят силы, время и средства на восстановление древних зданий, что картины, как людей, лечат, делают им уколы и просвечивают на рентгене.
Музей, старая церковь, потемневшая от времени картина — для нас это прошлое. Только ли прошлое?
Пройдут многие годы. Будут построены новые города; современные реактивные самолеты станут смешными и тихоходными, а поездка на поезде будет казаться столь же удивительной, как нам — путешествие в почтовой карете.
А вот церковь Покрова на Нерли останется такой же, как восемь веков назад. И картины в Эрмитаже. И статуя Венеры Милосской. Все это уже сегодня принадлежит будущему. Внукам наших внуков. Вот об этом и нельзя забывать. О том, что памятники культуры далеких эпох — это вечный факел, который передают друг другу разные поколения. И от нас зависит, чтобы пламя в нем не поколебалось ни на минуту.
Как ни парадоксально это звучит, но, именно встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего. Того будущего, когда для всех будет ясным и несомненным ценность искусства и человечности. Римляне говорили, что искусство вечно, а жизнь коротка. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших с вами силах хранить бессмертие человечества.
Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского
Дата публикации: 17.06.2014 2014-06-17
Статья просмотрена: 1458 раз
Библиографическое описание:
Сидорова С. Н., Брозе В. Е., Подереча А. В. Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского // Молодой ученый. ? 2014. ? №9. ? С. 453-455. ? URL https://moluch.ru/archive/68/8836/ (дата обращения: 01.10.2020).
Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества. Данное обстоятельство может быть актуализировано при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия совпадаете с сохранением культуры вообще.
Обращение к культурному наследию позволяет лучше понять особенности культуры в разный период существования человечества, позволяя отвечать на многие вопросы. Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России. По замечанию культуролога Ю. М. Лотмана: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества» [3, с.9].
В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», действующего с 2002г., объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации [3].
Названный закон определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». В соответствии с действующим законодательством каждый объект культурного наследия:
1) представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия;
2) обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;
3) является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;
4) представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;
5) ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
6) влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия, в том числе, в части отношений, регулируемых земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям этого закона основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Архитектурное наследие является важнейшей составляющей ценностей классической культуры, которая в настоящее время вытесняется идеалами массовой культуры. В погоне за образами и сюжетами прошлого, массовая культура, используя исторические идеалы прошлого, адаптирует их в обобщенных и примитивных формах. Данное обстоятельство формулирует у человека потребность к организации пространства не по законам красоты, а по законам удобства и комфортно, при этом старина является средством удовлетворения этой потребности. В такой ситуации человеку трудно увидеть разницу между подлинным искусством и его «ксерокопией», причем, подчас свободной, вариационной. В этом заключается одна из главных причин увлечения стилизованными дизайнерскими работами. В большинстве случаев восприятие этих произведений равноценно подлиннику.
Вместе с тем, необходимо отметить, что каждая культура в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро. Наполнение этих культурных форм происходит в разных жизненных ситуациях, в живом поле культуры. Ценности объединяются в систему, представляя собой определённую иерархическую структуру, которая меняется, уточняется с течением времени и обстоятельствами жизни. По замечаниям Большакова В. П. «ключевая нравственная ценность — добро. Другие нравственные ценности не просто связаны с этой, но почти все (во всяком случае основные) лишь модифицируют ее как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру» [1].
В русском искусстве, как и в русской культуре в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности [1]. «Русское искусство — это и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность» — отмечает академик Д. С. Лихачев [2].
Изучение архитектурного наследия в России позволяет нам проследить историю появления и развития городов. Обращаясь к культурному наследию города Вожского Волгоградской области, необходимо отметить, что в настоящее время город Волжский активно развивается: ежегодно в нем воздвигаются все новые и новые здания. Современное состояние города практически не напоминает жителям и гостям города о селе Безродном, существовавшем много лет назад. Вместе с тем, здание старой школы раскрывает нам историю от появления села Безродного до превращения его в город Волжский.
Старая школа была возведена в 1881 году на средства жителей села в самом центре Безродного. Изначально в здании, по словам старожилов, располагалась начальная школа, в которой получали образование дети из села Верхняя Ахтуба, и волостная управа. В разное время здесь существовали и госпиталь, и учительское общежитие, и поликлиника. А с началом Сталинградской битвы здание старой школы было переквалифицировано в военный госпиталь: здесь находили приют раненые в боях солдаты и попавшие под шальную пулю обычные жители. Рядом со зданием старой школы было создано кладбище, где сейчас похоронены тела умерших в госпитале, и установлен мемориал в память о погибших солдатах во времена Гражданской и Великой Отечественной войн.
Одновременно с госпиталем в здании старой школы существовал и пункт сбора призывников — будущий солдат получал здесь все необходимое. И только после войны, в период строительства Волжской ГЭС и возникновения города Волжского, здание вновь приобретает статус школы. Затем школа некоторое время пустовала. В 1972 году страшный пожар в здании старой школы Волжского разрушает практически все здание: внутренние элементы постройки превратились в пепел, уцелел лишь фундамент здания и часть стен.
По постановлению администрации города здание старой школы должно быть снесенным, однако, учитывая его историческую ценность, было предпринято решение о реставрации здания и сохранении его как исторического объекта города. Несколько лет шли реставрационные работы по восстановлению первоначального облика здания. В 1994 году состоялось торжественное открытие картинной галереи в здании старой школы Волжского.
Одним из культурных достояний города является и улица в центре города. В 1954 году ей было присвоено название «Фонтанная» — в честь огромного фонтана, установленного в самом центре улицы Фонтанной. Расположено это популярное место отдыха первостроителей и волжан на проспекте Ленина, напротив Дворцовой площади и дворца культуры ВГС в Волжском. В 1967 году название улицы сменили с Фонтанной на 50-летия Октября. Но спустя 20 лет, в 40-летний юбилей города Волжского, к улице вновь вернулось название улицы Фонтанной. На Фонтанной также расположен дворец бракосочетания и краеведческий музей города Волжского.
Завершением улицы Фонтанной выступает памятник первостроителям города, установленный по инициативе самих первостроителей и при поддержке администрации Волжского.
Мемориал представляет собой белоснежную колоннаду с 12 барельефами в виде знаменательных дат создания Волжской ГЭС и самого города. В центре расположен бассейн, олицетворяющий реку Волгу, внутри которого установлен тетраэдр — именно они использовались при перекрытии русла Волги.
Торжественное открытие памятника первостроителям в Волжском состоялось в 2009 году — в год празднования 55-летия города Волжского. В нетронутом состоянии мемориал простоял недолго: спустя несколько недель хулиганы скрутили двух железных чаек, украшающих памятник первостроителям. Несмотря на то, что мемориал находится под видеонаблюдением, виновники произошедшего не найдены. Позднее, были украдены и другие фигуры чаек — в настоящее время на мемориале осталась лишь одна птица, украшающая верхушку тетраэдра.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что неудовлетворительное состояние, в котором находятся памятники архитектуры, требует привлечения внимания молодежи, преподавателей, краеведов, с целью формирования устойчивого общественного интереса в области охраны культурно-исторического наследия.
2. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.
3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII— начало XIX века). — СПБ.: Искусство — СПБ, 1994. — 399 с
4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Как сохранять памятники культуры
29.09.2020 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2020 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2020 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2020 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»
10.03.2020 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
07.01.2020 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
16.12.2020 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.
Как сохранить памятники истории и культуры?
Как сохранить памятники истории и культуры – вот проблема, над которой размышляет В.М.Песков.
Свое эссе автор с волнением начинает с рассказа о том, как впервые пришел на Красную площадь, как по истертым ступеням поднимался по ступенькам храма Василия Блаженного. Затем его воспоминания сменяются рассуждениями о сохранности памятников культуры. В.М.Песков убежденно говорит о том, что все старинные постройки, храмы и усадьбы России требуют «бережного отношения». Требуют потому, что это история нашего Отечества. Каждый из россиян обязан помнить, считает автор, «откуда пошли и как начинали» наши предки.
Позицию известного публициста определить довольно просто: нельзя медлить в деле сохранения не только памятников архитектуры, но и народных ремесел, древней утвари, старинных книг и документов.
Я разделяю точку зрения В.М.Пескова. Каждый из нас обязан не только восхищаться старинными архитектурными ансамблями, замирать у потрескавшегося лика старинной иконы, вслушиваться в завораживающие слова «Слова о полку Игореве», но и, работая волонтерами, участвовать в субботниках по восстановлению храмов и усадеб, ухаживать за могилами героев войн. Об этом не раз писали наши известные политические деятели, публицисты, писатели.
Так, Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» несколько раз говорил о сохранности российской архитектуры. В письме «АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА» видный ученый советует нам, молодым, на что посмотреть и на что обратить внимание в разных городах России. В Новгороде, третьем по величине и ценности центре древнерусской живописи, «стоит посмотреть иконы». С русской живописью XVIII и XIX веков, по мнению искусствоведа, лучше знакомиться в Костроме, Горьком и Ярославле. Томск и Вологда дороги нам своей деревянной резьбой, Кострома и Ярославль удивительной планировкой, набережными бульварами. Какие ценные советы для тех, кто желает лучше постичь историю своей страны!
Почетный гражданин Петербурга, писатель Даниил Гранин предлагает ввести мораторий на любые вторжения в историческую среду Петербурга — пока не будут созданы новый регламент и новые процедуры, обеспечивающие сохранность памятников.
«Россия в руинах, но вместо облагораживания идет разрушение»,- говорит он.
Могу сделать вывод, что вопрос сохранения памятников истории и культуры очень злободневен. Но есть надежда, что усилия известных в России людей, меценатов, да и каждого из нас позволят сохранить все, что нуждается в заботе человека-гражданина.
Поделись с другом в социальной сети
О сохранении памятников культуры
О сохранении памятников культуры
Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного воспитания общества.
Первая проблема — о необходимости бережного отношения к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Комментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.
Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры — это отражение духовной жизни народа, его национальных особенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляющие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.
Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам культуры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, являются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.
Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олицетворял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надругательством над народной святыней. Это счастье, что по его образу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержинскому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.
Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насильственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и всяческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.
История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни — в созидании, а не в разрушении.
Как сохранить памятники деревянного зодчества в Сибири?
В Иркутске обсудили меры по спасению культурного наследия
17 августа в Иркутске по инициативе ОП РФ и региональной Общественной палаты состоялся круглый стол на тему «Сохранение исторического деревянного наследия: стагнация или развитие?».
Деревянная застройка Иркутска была внесена в предварительный список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, однако в настоящее время архитектурные ансамбли, представляющие наибольшую историческую ценность, могут быть утеряны по причине слабой законодательной и правовой базы. Участники заседания выразили свою обеспокоенность тем, что внимание федеральных структур и ведомств в большей мере сосредоточено на территориях западной части России, тогда как регионы Сибири и Дальнего Востока ощущают недостаток поддержки федеральных органов власти.
Город Иркутск обладает уникальным опытом включения деревянных домов-памятников в культурный и экономический оборот: проекты «130-й квартал» и «Иркутские кварталы» сегодня многими экспертами признаны как передовые и экономически выгодные. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис выразил надежду на успешное продолжение практики сохранения объектов культурного наследия.
«В Иркутске находится большое количество отреставрированных объектов деревянного зодчества, но памятников культуры еще больше, что подтвердил диалог с представителями государственных органов, местной общественности и экспертов. Конечно, существуют серьезные проблемы, требуются поправки в закон №73 „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, который функционирует не в полную силу», — отметил Денис Кирис.
Общественник отметил, что на сегодняшний день есть серьезное недопонимание между властью и обществом, связанное с тем, что имеющаяся нормативная база в сфере защиты памятников зодчества не отражает необходимой действительности.
«Госпрограммы, такие как „Рубль за метр“, которые есть на сегодняшний день, работают слабо. Тем не менее Иркутск является тем местом, где сохраняются объекты исторического наследия, и мы можем тиражировать его успешный опыт. Сегодня в городе есть целый квартал, где находятся рестораны и иные заведения, извлекающие прибыль. Те, кто вкладывался в развитие этих объектов культурного наследия, сохранили их облик, и теперь люди могут проводить здесь свой досуг. Это общепринятая мировая практика сохранения культурного наследия, которая работает», — сказал Денис Кирис.
На дискуссионной площадке звучали мысли о том, что при должном внимании федерального центра и наличии полной нормативно-правовой базы можно провести масштабную ревизию объектов, пока еще не отнесенных к разряду памятников, спасти от уничтожения многие уникальные объекты культурного наследия, расположенные в черте города Иркутска. Для возвращения городу уникального облика потребуется немало усилий.
«Визитной карточкой Иркутска является деревянная застройка, а сейчас все эти объекты утрачивают свою внешнюю привлекательность, разрушаются, поджигаются либо выводятся из реестра объектов культурного наследия. На их месте строятся современные здания, что разрушает городскую среду. Для нас, иркутян, сейчас очень болезненно видеть, что лицо города стирается», — посетовала Светлана Уралова, член ОП РФ, заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области.
Основные проблемы культурных памятников те же, что и в других городах, считает художник, член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению культурного наследия Сергей Логинов.
«Деревянное зодчество Иркутска нещадно исчезает при отсутствии рычагов, которые могли бы остановить этот процесс. Где-то дома заменяются новоделами, где-то их закрывают баннерами, уничтожают и ставят на их место что-то другое. Нет документов, регламентирующих сохранение памятников, а также каких-то механизмов, чтобы работать с этим памятниками, потому что около 90 процентов из них нуждается в очень серьезной реставрации.
Нерадивые предприниматели и строительный бизнес выкупают памятники культурного наследия и вместо того, чтобы восстановить их, ломают здание и ставят высотку, так как коммерческое жилье сейчас очень прибыльно. В частности, у нас очень агрессивен строительный бизнес, иногда и власти потворствуют тому, чтобы к памятникам относились не очень бережно, хотя памятники деревянного зодчества — это наша история», — сказал Сергей Логинов.
Известный иркутский архитектор Марк Меерович напомнил, что у общественности есть право общественного контроля за деятельностью органов власти в сфере охраны памятников. Являясь председателем общественного совета при службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Марк Меерович «вынужден констатировать, главным органом? уничтожающим историко-культурное наследие, к великому сожалению, является служба по охране объектов историко-культурного наследия».
«Формально все обстоит строго по закону. Служба получает акт экспертизы обследования памятника, выкладывает его на свой сайт и собирает предложения общественности. Все происходит строго по закону: собственник заказывает экспертизу (с целью выведения памятника из реестра), ее проводят аттестованные эксперты. По смыслу все наоборот: работает у нас заезжий эксперт из Выборга, который следует закону, но относится совершенно равнодушно к иркутскому наследию. Мы пишем замечания, которые должны привести к отказу от рассмотрения акта, но служба выносит заключение о нецелесообразности включения здания в реестр памятников», — рассказывает Марк Меерович.
За последние годы выведено и уничтожено шестьсот объектов культурного наследия, а введено всего 5-6. В заключении Марк Меерович привел в пример нынешнюю ситуацию с домом архитектора Рассушина. На днях было подписано распоряжение об исключении здания из перечня выявленных памятников.
Вместе с тем в Иркутске нет ни одного аттестованного специалиста на работу с объектами деревянного зодчества. Не стало специалистов по реставрации, нет кадров, умеющих работать с деревом. Зато есть коммерческие структуры с такими лицензиями. На этом в своем выступлении акцентировала внимание начальник Иркутского территориального отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу Елена Ташак.
«У меня есть предложение: вспомнить опыт прошлого и воссоздать реставрационные мастерские. Только в рамках госзадания хотя бы для обслуживания государственной и муниципальной собственности, чтобы там можно было организовать практическое обучение для работы с деревом», — предложила представитель ведомства.
Организовать такие мастерские Елена Ташак предлагает в «Тальцах» — архитектурно-этнографическом музее, который многие годы восстанавливает, хранит и приумножает уникальные объекты истории сибирских деревень. Что касается экспертизы вновь выявленных объектов культурного наследия, докладчик считает, что заказчиком экспертизы имеет право быть только орган охраны объектов культурного наследия, а не собственники, которые чаще всего заинтересованы в сносе.
По итогам круглого стола была принята резолюция выездного совещания Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия. В частности, предлагается предусмотреть возможность общественного контроля за исполнением закона об объектах культурного наследия.
Для чего нужно сохранять памятники искусства?
Памятники искусства – сокровищница опыта предыдущих поколений, их ошибок, достижений. Они не дают нам забывать о вечных ценностях – любви, дружбе, семье, доброте. Много памятников искусства дошло до наших дней. А сколько «утонуло» в пучине времени, исторических событий и личностных конфликтов! Причин утраты бесценных произведений много. Самая глупая из них – непонимание того, для чего нужно сохранять памятники искусства.
Список аргументов, приведенный выше далеко не полный. Нельзя забывать, что памятники искусства – отображают менталитет народа, традиции, историю. Вот почему произведения вызывают стойкие ассоциации с определенной страной, эпохой. Например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера ассоциируются с Древней Грецией, а стоит лишь услышать название «Война и мир» и воображение рисует битвы с французами, образы Кутузова, Наполеона, светские салоны и поле боя. Только представьте, сколько бы потеряли народы, если бы эти памятники искусства не сохранились!
Ответить на заданный выше вопрос помогут примеры из литературы. Русские и зарубежные авторы касались проблемы значения искусства в жизни человека. Мне очень хочется обратиться к произведению В. Железникова «Чучело». Вначале автор знакомит нас с пожилым мужчиной Николаем Николаевичем Бессольцевым. Он жил в старом доме тетки. Когда Николай Николаевич овдовел, а его тело начали изнурять болезни, в голову мужчины все чаще начали приходить мысли о коллекции картин прадеда. Бессольцев решил собрать коллекцию, для чего ему понадобилось немало средств. Герой отдавал последние деньги, чтобы купить картины, а сам ходил в пальто с заплатками на рукавах.
Вместе с Бессольцевым жила внучка Лена. Девочка ходила в школу. Она была некрасива, поэтому терпела издевательства одноклассников. Однажды девочка пришла заплаканная и рассказала деду о своих бедах. Оказалось, что Ленку прозывали чучелом, постоянно пытались унизить и даже избить. Тогда Бессольцев нашел решение проблемы. Он вспомнил о картине, которая называлась «Машка». На ней была изображена девочка, с полностью остриженными волосами. Бессольцев заметил удивительное сходство между внучкой и этой девочкой.
Это полотно придало Ленке сил и избавило от страха. Девочка тоже остригла голову, надела прожженное одноклассниками платье и в таком виде явилась в компании недругов. Вид Ленки поразил одноклассников, они поняли, какую ошибку совершили.
Этот пример показывает, как произведения искусства могут влиять на внутреннее состояние людей, очищать их души.
Еще одно произведение, к которому стоит обратиться в этом контексте, – «Мастер и Маргарита». Мастер написал произведение об Иешуа Го-Ноцри. В нем писатель раскрыл запрещенные темы, поэтому на него обрушилась критика. Так ценное произведение было утеряно, хоть могло бы многому научить не только поколение Мастера, но и следующие.
Этот пример показывает, что не стоит верить уничтожать произведения из-за глупой критики. Иначе можно потерять бесценное «сокровище», которое невозможно будет восстановить.
Можно сделать вывод, что памятники искусства нужно сохранять, чтобы черпать из них силы, извлекать бесценные уроки, передавать опыт, хранить и познавать вечные истины.
ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ГОРОДАХ ИТАЛИИ
Культурное наследие Италии — не только ценность мирового значения, но и активно эксплуатируемый источник национального дохода. В нем ищут опору художественной традиции, оно продолжает существовать и как активная часть жизненной среды. Для тех слоев, которые чужды ценностям искусства, необходимость бережного отношения к памятникам и их охраны подкрепляется экономическими аргументами.
В Италии еще в 1939 г. был принят закон о сохранении исторических памятников, предусматривающий строгую ответственность виновных за их повреждение и искажение. Закон обязывает владельцев и пользователей исторических сооружений поддерживать их сохранность и не вносить изменений в их облик и пространственную структуру. Нарушение этих требований влечет за собой крупные штрафы. На ответственных возлагается и обязанность возместить стоимость работ, необходимых для исправления допущенных искажений. Надзор за этим осуществляется специальными управлениями по охране памятников, существующими при муниципатетах.
Однако отсутствие квалифицированных кадров, вызванное низкой оплатой муниципальных служащих по сравнению со служащими частных предприятий, не дает возможности вести строгий контроль за состоянием огромного числа ценных памятников культуры (в одной только Венеции их взято на учет более 10 тыс.). Безнадзорность рождает многочисленные злоупотребления. Ради выгод частного предпринимательства губится великое национальное достояние страны.
Нельзя забывать и того, что закон этот имеет чисто запретительный характер. Поддержание и реставрация памятников, находящихся в частном владении (а таких в Италии большинство), не обеспечивается необходимыми средствами.
В октябре 1955 г. была создана общественная организация «Наша Италия», ставящая своей целью помочь сохранению культурных богатств. Средства организации, насчитывающей более 25 тыс. членов, складываются из членских взносов и добровольных пожертвований.
Общество имеет свои отделения во всех крупных городах Италии. Его члены наблюдают за состоянием памятников архитектуры, изучают их, предотвращают попытки их искажения и переделки, популяризируют значение памятников среди населения.
Деятельность общества во многом определяется интересами буржуазных меценатов и частных лиц, владеющих историческими зданиями. В целом, однако, она отражает озабоченность общественности страны состоянием ее культурного наследия и несомненно приносит пользу.
К делу сохранения памятников старины активно привлекаются различные слои общества. Государством и муниципалитетами отпускаются, хоть и недостаточные, но в общем довольно значительные средства, используемые для поддержания памятников, не являющихся частной собственностью. Значителен и приток добровольных пожертвований, не говоря о том, что часть дохода от туризма непосредственно используется для поддержания зданий и памятников. Есть, таким образом, и законодательная охрана, и определенная материальная база. И тем не менее на стенах зданий во многих городах страны — броские плакаты — «Спасем нашу Италию!», так как памятники искусства непрерывно несут потери, подвергаются эрозии. И эта эрозия стала особенно быстрой в последние годы.
На состояние памятников и ансамблей воздействует преобразование пространственной среды городов, связанное с развитием промышленности и транспорта. Капиталистической промышленности не свойствен учет косвенных результатов предпринимаемых мероприятии. Поэтому памятники подчас подвергаются разрушению или угрозе разрушения, несмотря на то что их непосредственно ничто не затрагивает.
Одно из самых страшных последствий неучтенных косвенных воздействий промышленного развития — угроза существованию Венеции. Сейчас совершенно ясно, что историческая часть города, если не будут приняты решительные меры, может просуществовать максимум сто лет. Гибель этого ценнейшего архитектурно-планировочного комплекса стала реальной перспективой.
Загрязнение атмосферы промышленными выбросами привело к разрушению скульптурного убранства ценнейших сооружений Милана, Турина, Неаполя, Виченцы, Болоньи и других городов. Изменение режима грунтовых вод артезианскими скважинами ведет к неожиданным осадкам фундаментов. В некоторых городах Сицилии хищническое использование территории привело к развитию оползней, угрожающих существованию старых построек.
На художественной ценности многих памятников архитектуры Италии отражаются изменения визуальной характеристики окружения. В пределах территории, относящейся к самому памятнику, ничто не меняется — закон о сохранении культурных ценностей таким образом остается не нарушенным. Но хаотические преобразования окружающей среды приводят к диссонансам, нарушающим восприятие композиции здания. Любое произведение архитектуры создается в определенном соотнесении к окружению. Изменение соотношений подчас совершенно искажает замысел.
Примеры подобного рода в Италии довольно многочисленны. Так, рядом со средневековой башней «Страделла» в Павии сооружено высокое здание нового отеля, «погасившее» восприятие вертикальной устремленности композиции памятника (рис. 97). Крепостные стены Перуджи оказались застроенными новыми зданиями, которые их попросту скрыли. В Павии неподалеку от собора построены дома-башни, уничтожающие роль купола в силуэте города.
Рис. 97. Средневековая башня «Страделла» и новое здание отеля в Павии
Возможность восприятия памятника или ансамбля часто нарушается концентрацией автомобильного транспорта. Исторические сооружения кажутся «плывущими» в потоке автомашин, пространства площадей заполняются стоянками. В стоянки превращены такие замечательные архитектурные ансамбли, как площади Сантиссима Анунциата и Питти во Флоренции, Колонна в Риме. Восприятие их стройной гармонии стало невозможным.
Наконец, роковое значение для судьбы многих памятников имеет постепенная эрозия, порождаемая противоречием их функции с пространственной структурой. Жизнь постоянно заставляет вносить мелкие изменения в постройки, чтобы приспособить их к использованию. Сами по себе такие искажения мелки и подчас ускользают от контроля. Но, постепенно накапливаясь, они ведут к полному искажению объекта. Такова, например, судьба некоторых старых дворцов Рима, Милана, Флоренции, занятых конторами промышленных и коммерческих фирм.
Некоторые памятники архитектуры Италии понесли ущерб в результате непродуманного отключения их от жизни города, хотя это делалось для создания лучших условий их сохранности. Однако когда произведение архитектуры становится только памятником, т. е. объектом музейного восприятия, не связанным с жизненными функциями, неизбежно падает его художественная ценность.
Нельзя не отметить и вред, нанесенный некоторым памятникам итальянской архитектуры неосторожной реставрацией. Стремление среди сложных исторических наслоений выявить результаты творчества какой-то определенной эпохи в свое время было свойственно реставраторам Италии (особенно в 30—40-е годы). Подчас уникальные памятники, являющиеся результатом творчества нескольких эпох, после расчистки превращались в безжизненные археологические объекты.
Остановимся на некоторых наиболее характерных и интересных исторических комплексах итальянских городов. Во многих случаях ценностью большого культурного значения является здесь сама исторически сложившаяся пространственная структура города в целом или структура его обширной части (таковы, например, центры Венеции, Флоренции, Болоньи, Сиены, Перуджи, Виченцы, Бари или такие города, как Урбино, Ассизи, Сан-Джиминьяно).
Особый характер имеет проблема сохранения Венеции. Венеция — не просто город. Это — сложная система, в которую входят 550 км 2 лагуны, отделенной от Адриатического моря нешироким 55-километровым валом, острова, где развилась историческая Венеция (включая кроме собственно Венеции Сан-Джорджо, Мурано, Бурано, Торчелло и множество более мелких островков), а также связанные с Венецианской лагуной поселения на материке, возникшие в конце прошлого столетия (Маргера и Местре) (рис. 98). Сложное равновесие этой системы было достигнуто усилиями многих поколений венецианцев. Они повернули течение реки По и отвели от лагуны реки Бренту, Пьяве и Силе. В результате речные наносы не заносили лагуну, не оттесняли море от города, как это случилось со многими историческими портами. Три пролива, соединяющие лагуну с морем, строго регулировались, обеспечивая такую гидродинамическую систему, при которой с одной стороны в лагуну попадали приливные течения, достаточно сильные для того, чтобы обеспечить водообмен на всей ее площади, включая и каналы, прорезающие острова. С другой стороны — проходы были достаточно узки, чтобы защитить лагуну от морской волны.
Рис. 98. Макет исторического центра Венеции
Тонко налаженное динамическое равновесие между природной и искусственной средой стало нарушаться по мере того, как материковые пригороды — Маргера и Местре — превращались в крупные промышленные центры. В Маргере был создан порт с постоянно растущим грузооборотом. Старый город утрачивал свои собственные жизненные функции, превращаясь в туристический объект.
Развитие портов потребовало углубления и расширения морских каналов, входящих в лагуну. Был создан и новый канал Маломокко — Маргера.
Создание каналов решало узкую функциональную задачу и проблема гидродинамического равновесия лагуны не была принята во внимание. Нарушение этого равновесия стало одним из факторов, значительно ускоривших разрушение старого города.
Усилившиеся приливные течения ускорили вымывание фундаментов. Воздействие на город нагонной волны и повышения уровня моря под воздействием атмосферного давления и сезонного движения водных масс стало более энергичным. Совместное воздействие этих факторов стало все чаще вызывать повышение уровня воды в лагуне, катастрофическое для города. В течение последних 100 лет вода в лагуне, поднимаясь более чем на ПО см, заливала город 58 раз. Из этого числа 48 наводнений произошли за последние 35 лет, 30 из них — за десять лет. Наводнения стали хроническими, повторяясь до 3—4 раз в год. Они влияют на экономику города и его жизнь — первые этажи венецианских домов, как правило, необитаемы, коммуникации в любой момент могут быть прерваны. Диффузия влаги ведет к разрушению построек. Возрастает число заброшенных зданий (в историческом центре оно уже сейчас превышает тысячу).
Воздействие наводнений на город становится все более значительным из-за ускорившегося опускания его территории — еще одного следствия нарушения сложного баланса природных сил. Часть города, покрываемая водой при том же подъеме уровня моря, становится все более значительной (процент территорий, покрываемых водой при повышении уровня воды на метр, увеличился в полтора раза только за последнее десятилетие). В осенний период площадь Сан-Марко заливает водой почти каждое утро.
Одна из главных причин опускания территории города — растущее водопотребление промышленных предприятий Маргеры. В большой мере оно удовлетворяется за счет артезианских скважин. Из-за изменения режима грунтовых вод водоносные слои грунта под островными частями города уплотняются. Этот процесс дополняет воздействие добычи нефти и газа в районе, прилегающем к Венеции на материке, и со дна Триестинского залива. С 1908 по 1961 г. уровень почвы в городе опустился в ряде мест на 18 см. Археологические исследования и сравнение существующего состояния с «ведутами» венецианских пейзажистов XVI—XVII вв. доказывают, что опускание почвы в городе за последние 50 лет убыстрилось примерно вдвое.
Самое большое в истории Венеции наводнение произошло в 1966 г., когда ее покрыл почти двухметровый слой воды, вместе с которой на город хлынули огромные массы мазута и жидкой грязи.
Наводнения и упадок функций исторической части Венеции привели к резкому сокращению ее населения. Доля населения островных частей Венеции (включая острова Бурано, Мурано и Торчелло) снизилась с 1951 по 1966 г. с 60 до 27%. В 1951 г. здесь была 191 тыс. жителей, в 1966 г.— 136 тыс. За год историческая часть города теряла около 3,7 тыс. человек в среднем. Заметим, что уже в XV в. Венеция с островами имела более 150 тыс. жителей. Особенно резко сократилось число жителей в возрасте от 15 до 45 лет (с 98 тыс. до 57 тыс. за период с 1951 по 1966 г.). Падение численности населения происходит в первую очередь за счет трудоспособных возрастов. Историческая Венеция становится городом стариков. Печать одряхления очень заметно проявляется в жизни города зимой, когда кончается туристический сезон. Жизнь все больше перемещается на материк.
Рис. 99. Венеция. Площадь св. Марка
Рис. 100. Венеция, Большой канал
Брошенные жилые здания в условиях Венеции практически невозможно поддерживать. Почти все они не имеют системы отопления. Единственный вид его — кухонные плиты и камины в некоторых жилых помещениях. Необитаемые дома быстро отсыревают и катастрофически разрушаются. Обезлюдение Венеции, старение ее населения, отсутствие рабочих рук приближают гибель этого уникального создания человеческой культуры.
Выдвинут ряд проектов спасения Венеции. Сохранение города требует создания системы крупных гидротехнических сооружений, позволяющих регулировать водный режим лагуны, ограничения деятельности порта Маргера, строгого регулирования водопотребления промышленных предприятии, особых приемов добычи нефти и газа в близлежащей зоне. Но проведение подобных работ в таких огромных масштабах в условиях капиталистического хозяйства встречает почти непреодолимые трудности.
Кроме того, нет и полной ясности в вопросе восстановления нарушенного баланса природных процессов. Существующее положение определяется взаимодействием многих факторов, далеко не во всем ясных. Любые меры могут иметь непредвиденные последствия и должны использоваться с крайней осторожностью.
Венецию надо спасать как целое. Она ценна не только как коллекция шедевров зодчества, но и как уникальное городское образование. Судьба Венеции —грозное предостережение о возможных последствиях необдуманного воздействия на природу.
С Венецией связан один из наиболее интересных в Италии примеров комплексной реконструкции крупного исторического ансамбля. Это — ансамбль бывшего монастыря. Сан-Джорджо Маджоре (рис. 101). Группа построек на маленьком острове против площади Сан-Марко была создана в XV—XVIII вв. зодчими Джованни Буора, Андреа Палладиои Бальтазаре Лонгена. В XIX в. остров стал базой австрийских войск, затем здесь размещались итальянские, а после 1944 г. — американские воинские части. Исторические здания, пришедшие в полный упадок и сильно переделанные, были реставрированы в 1952—1967 гг. на средства частного пожертвователя (сенатора Дж. Чини) (рис. 102). В постройках бывшего монастыря разместился образовательный центр, включающий художественно-промышленную и мореходную, школы. В его парадных помещениях — Научно-исследовательский институт изучения венецианской цивилизации. Здесь же — библиотека с большим собранием книг по византийскому и венецианскому искусству. За пределами монастырского комплекса (на месте уничтоженных построек военной базы) создан парк, зеленый театр, спортивные площадки и залы, крытый плавательный бассейн (проект реконструкции выполнил арх. М. Л. Виетти, осуществлялся проект под наблюдением арх. М. Э. Перуджини). Таким образом, исторический ансамбль приобрел новые, вполне жизненные функции и вместе с тем хорошо отвечающие сложившейся пространственной структуре.
Рис. 101. Венеция. Остров Сан-Джорджо. Панорама до и после реставрации комплекса
Рис. 102. Венеция. Трапезная монастыря Сан-Джорджо до и после реставрации
Композиция комплекса возрождена такой, какой она сложилась к концу XVIII столетия. Все, что создавалось позднее для военных нужд, было уничтожено. Помещения, отделка которых не сохранилась, получили прежний пространственный объем, но без имитации деталей (даже в тех случаях, когда имелись чертежи и достоверные фиксации прежнего состояния). Для помещений, где удалось вернуться к старому облику, подбирались подлинные предметы обстановки соответствующего времени. Там, где это не удалось сделать, использовано современное оборудование, выполненное в естественных материалах и имеющее предельно скромный, нейтральный характер.
Проблемы комплексного сохранения исторических ансамблей Венеции специфичны. Более обычное явление для Италии —борьба не столько за сохранение построек, сколько против стихийного воздействия новых функций, развивающихся в городах, на характер пространственной среды, в которую входят исторические ансамбли. Развитие финансово-банковского капитала, развитие управленческого аппарата промышленных монополий в последние десятилетия оказали особенно сильное деформирующее влияние на центры городов. Бурное строительство банковских зданий и офисов сопровождалось ростом земельных спекуляций и как следствие ее — высокой интенсивностью освоения территории. Скопление таких построек рождает напряженные транспортные потоки, заполняющие центральные улицы. Особую остроту стала приобретать и проблема пархирования автомашин.
Изменение функций городских центров приводило к ломке и трансформации сложившихся пространственных структур, подчас представлявших весьма значительную ценность.
Неравномерность распределения экономических ресурсов страны привела к тому, что разрастание некоторых городов стало особенно быстрым (города Ломбардии, Пьемонта, Лигурии, Неаполь и др.). Необходимость размещения большого числа новых построек и обеспечение движения транспорта порождает сложные проблемы реконструкции центров исторически сложившихся городов.
Реализация предложений по регулированию развития городов и сохранению их культурных ценностей наталкивается на серьезные препятствия, порождаемые в первую очередь капиталистическим строем современной Италии и стихийностью процессов в ее экономике.
Наиболее сложна картина развития Рима — столицы и самого крупного города страны. Культурное наследие, сохраненное здесь, наиболее многообразно. Наряду с отдельными памятниками и ансамблями различных эпох, высокую ценность представляют большие фрагменты планировочной структуры, сложившейся в XVI—XVII вв.
Историческому ядру Рима был нанесен большой ущерб уже в конце XIX столетия. После того как город стал столицей объединенного Итальянского королевства, развернулось большое строительство административных зданий. Наряду с расширением города за пределы старых стен была осуществлена и прокладка новых улиц в их пределах. В восточном направлении от исторического центра были проложены в 1871 г. две крупных магистрали— виа Венти Сеттембре и виа Национале, ведущая к вокзалу. Многие памятники античной архитектуры были уничтожены при этой реконструкции. На расширенной площади Венеции был возведен гигантский монумент Виктора Эммануила II (1855—1911 гг.). Многоярусное нагромождение его эклектических мраморных декораций блокировало вид на Капитолий с северной стороны, скрыло панораму императорских форумов. Пространственное и масштабное единство исторического центра было нарушено.
К значительным искажениям исторических ансамблей привела реконструкция по генеральному плану, разработанному в период фашистской диктатуры (1932 г.). Жилищное строительство было тогда приостановлено, средства шли на создание помпезных декораций для парадных шествий. Остатки античного Рима было задумано включить в эти декорации.
План этот частично осуществлен. Через территорию форума Траяна и форума Цезаря проложена магистраль с 30-метровой проезжей частью — виа дель Имперо (теперь виа Фори Империали). Еще одна магистраль связала виа дель Имперо с дорогой к морю, в Остию и определила тем самым возникновение одного из наиболее напряженных транспортных узлов города, в непосредственном соседстве со старым центром, у стен Колизея. Новая планировка открыла для широкого обозрения некоторые памятники, но единство среды, сложившейся за столетия развития исторического ядра города, было разрушено. Расчищая и акцентируя одни памятники (относившиеся главным образом ко времени императорского Рима), уничтожали другие, подчас не менее ценные. Целью реконструкции было не спасение культурных сокровищ, а использование их в пропагандистских целях фашистской диктатурой.
Виа дель Имперо отделила форумы от города, позволила образовать здесь какое-то отчужденное, обособленное пространство. Изолированный от других частей ансамбля форум Траяна был превращен при этом как бы в ряд обширных непокрытых помещений. Люди заглядывают в них как в колодцы.
Сам комплекс форумов был расчищен от позднейших наслоений (включая оставленные средневековьем и эпохой Возрождения) (рис. 103). Римские руины стали открытыми для обозрения, но потеряли непосредственную связь с городом.
Рис. 103. Рим. Панорама форумов и Капитолия
Когда-то форумы были полны своеобразной жизнью: сочетание античных руин и обжитых построек, быть может несколько причудливое, утверждало неистребимую жизнеспособность города. Теперь этот комплекс, превращенный в платный музей обломков, умер. Вместе с жизнью ушла и возможность полноценного эмоционального восприятия. Мне кажется, что комплекс римских форумов является примером того, как отрешение от жизни, от функционирующего города лишает архитектурный ансамбль важных компонентов и его художественной ценности. Это — и пример обеднения ансамбля уничтожением исторических наслоений.
Рим сохранил еще целый ряд комплексов, куда не входят значительные произведения архитектуры, но вместе с тем образующих «живые» фрагменты среды, в соседстве с которыми приобретают подлинную жизненность шедевры архитектуры. Такова Кампо дель Фьоре, и сегодня занятая цветочным рынком. В непосредственном контакте с окружающими ее старыми кварталами находятся палаццо Канчеллярия и палаццо Фарнезе. Проблема реконструкции таких кварталов пока не находит своего убедительного решения, тем более, что их здания не входят в круг памятников, охраняемых законом.
Спекулятивное строительство, поощряемое высокой стоимостью жилья во внутренних частях города и стремлением фирм обеспечить свои представительства в «зоне престижа», приводит к постепенному разрушению старого центра. Старые постройки, образующие как бы соединительную ткань между ансамблями, заменяют новые постройки — более крупные, нарушающие пространственное и масштабное единство системы города.
Характерным примером реконструкции и развития центров крупных городов Италии может служить Милан, фактически являющийся экономической столицей страны и вторым городом по численности населения (в 1966 г.—1670 тыс. жителей). Его быстрый рост, главным образом за счет притока населения из экономически неразвитых районов, начался уже в прошлом столетии. Исторический центр получил при этом значение делового и торгового района, жилье постепенно вытеснялось на окраины, город быстро раздвигал свои границы. Уже к началу нашего века вся историческая часть получила значение центрального района разросшегося города. В 1966 г. она занимала уже только 4,6% общей площади аморфного массива застройки, лишенного открытых пространств. Здесь была сделана попытка решить проблемы старого города за счет образования новых зон концентрированного развития (рис. 104).
Рис. 104. Милан. Аксонометрический план города 1966 г.
В 1953 г. по генеральному плану было намечено строительство ряда крупных жилых комплексов на свободных землях окраин города. По соседству отводились участки и для строительства новых промышленных предприятий. Новые комплексы должны были также принять на себя часть функций старых районов.
Планом 1953 г. предусматривалось создание нового делового центра для уменьшения функциональной нагрузки старого центра и облегчения его транспортных проблем. Место для нового центра было намечено в северной части города, по соседству с главным городским вокзалом (рис. 105).
Рис. 105. Милан. Панорама нового центра города
Однако реализация замысла не дала положительных результатов. Разгрузить старый город от административных зданий не удалось. В новом центре разместились только сооружения, связанные с развитием новых функций города.
Новые жилые районы приняли в себя некоторую часть населения центра, но здания и участки, освобожденные от жилья, часто использовались для размещения новых учреждений. Так, например, уже в 1956—1958 гг. в непосредственной близости от Соборной площади было построено крупное административно-жилое высотное здание —«Башня Веласка». Это сооружение внесло в силуэт центра высотный акцент, никак не связанный с его сложившейся пространственной системой.
Транспортные потоки, вызванные развитием нового центра и направленные к нему, затронули и старый город, еще более обострив ситуацию. Не удалось добиться и органичного взаимодействия старой и новой застройки.
Чтобы избежать дальнейшего нарушения облика старого города, техническое управление муниципалитета Милана разработало проект детальной планировки его исторического центра. Проект выполнен в масштабе 1 : 1000 с точным указанием красных линий, высоты зданий, которые могут быть построены на пустующих участках. Намечены здания, подлежащие сносу, определены постройки, которые должны быть сохранены и реставрированы (рис. 106, 107).
Рис. 106. Милан. Детальный план реконструкции части центра города вокруг базилики Сан-Лоренцо
Рис. 107. Милан. Развертка улицы Мажента (чертеж из проекта детального плана реконструкции центра города)
При разработке проекта учитывалась необходимость сохранения пространственного характера среды, включающей памятники архитектуры, и общей пространственной структуры исторического центра. Вместе с тем для улучшения санитарно-гигиенических и функциональных качеств застройки предусматривалось некоторое разуплотнение внутриквартальных территорий и реконструкция второстепенных проездов, позволяющая облегчить движение транспорта. В состав проекта входят развертки всех улиц и площадей в масштабе 1 : 200, выполненные на основе фотофиксации.
Разработанный проект был утвержден муниципалитетом и правительством страны и стал основой для выдачи разрешений на проектирование новых или реконструкцию старых построек. Детальная проработка исходных данных позволяет избежать просчетов в определении качеств пространственной структуры застройки.
Подобная методика может быть с успехом использована и при регулировании застройки центров наших исторических городов. Таким образом можно обеспечить комплексное решение проблем развития сложившихся градостроительных систем при сохранении культурных ценностей.
Наиболее интересной среди реставрационных работ большого масштаба, проведенных в Милане, было восстановление комплекса Оспедале Маджоре, построенного в XV в. архитектором А. Филарете. Комплекс был серьезно разрушен при бомбардировке Милана американской авиацией в 1943 г. Теперь это здание используется миланским университетом (автор реконструкции арх. Л. Грасси).
Пространственная структура комплекса, которой Филарете придавал не только эстетическое, но и символическое значение (план в виде креста, повторяемый и в силуэте), полностью сохранена. Однако при восстановлении было отвергнуто использование подделок и имитаций. Были полностью восстановлены те части здания, которые не требовали дополнений и которые можно было собрать из рассыпавшихся камней. Утраченные детали были заменены деталями обобщенной формы из камня, несколько отличающегося по цвету от старого. «Новоделы», таким образом, ясно выявлены, и в то же время ритм и общий характер композиции сохранены.
Там, где разрушения были слишком велики, чтобы их устранить, не прибегая к большим доделкам, фрагменты старого здания законсервированы в руинах (рис. 108). Полностью разрушенные старые части здания заменены корпусами, выполненными в новых материалах и конструкциях, с помощью которых восстановлена пространственная система. Они очень тактично, с большим мастерством связаны со старыми единством масштаба и ритма (рис. 109).
Рис. 108. Милан. Восстановление Оспедале Маджоре. На первом плане — законсервированные руины
Рис. 109. Милан. Восстановление Оспедале Маджоре. Включение новых фрагментов
В здании созданы все условия для полноценной работы современного учебного заведения. Новое назначение его соответствует пространственной структуре исторического памятника, подвергнутого минимальным и очень тактичным коррективам. Работы осуществлялись на государственные средства (из фонда восстановления разрушений войны).
Подобным примером восстановления исторического здания и приспособления его для новой функции является и монастырь Сан-Витторе в Милане (XVI в.). Здесь также полностью сохранена старая пространственная структура здания, хотя оно оборудовано теперь под музей истории техники имени Леонардо да Винчи.
Такой же метод использован при восстановлении замка Сфорца, пострадавшего от бомбардировки в 1943 г. Внешний вид его восстановлен во всех деталях. В интерьере же воспроизведены лишь объемы помещений и форма их перекрытий без попыток воспроизвести детали отделки. Подлинные фрагменты, оставшиеся от разрушения, выставлены как экспонаты. Нейтральность помещений стала здесь условием активной связи их архитектуры с экспозицией. В их контакте возникает ощущение исторической подлинности, которое вряд ли можно было достичь простой имитацией разрушенного.
Среди итальянских городов, где особую ценность имеет пространственная система целого, один из интереснейших — Неаполь. Здания его исторической части поднимаются по склонам, образуя террасы амфитеатра, обращенного к заливу. Относительная равновысотность этой застройки, образующей компактную структуру, помогает выявить пластику природного ландшафта.
Однако в последние годы в нижней, примыкающей к заливу части города началось строительство высотных зданий отелей. Их объемы отрезают природный амфитеатр от моря, внося резкие диссонансы в сложившуюся панораму.
В непосредственном соседстве с площадью перед замком Кастель Нуово построено в 1966 г. высотное здание отеля «Амбассадор», нарушившее гармонию сложившейся пространственной композиции (рис. 110).
Рис. 110. Неаполь. Площадь перед Кастель Нуово
Хорошим примером сохраненного городского ансамбля является Флоренция. Новые районы здесь располагаются на окраине старого города, окруженного остатками оборонительных стен. Территория новой застройки распространилась и за пределы цепи холмов, опоясывающих город.
В историческом центре запрещены сносы любых старых зданий (за исключением малоценных дворовых построек). Охраняются и входящие в зону целостные комплексы, сложившиеся в конце XIX столетия. В центре запрещена застройка свободных участков, изменение существующих уличных покрытий. Часть территории центра определена как подзона реконструкции — здесь допускается новая застройка в объеме, равном объему сноса разрушенных зданий, не представляющих художественной и исторической ценности.
Новые здания в этой зоне не должны иметь общую высоту более чем 24 м, предписано устройство черепичных кровель и отмостки из флорентийского камня. Ограничение высоты зданий распространяется и на новые районы—лишь за цепью холмов разрешено строительство домов повышенной этажности. Благодаря этому цельность панорамы и силуэта старого города не нарушена (рис. 111).
Многие ансамбли Флоренции в частности площадь Синьори сохранили силу своего художественного воздействия благодаря тому, что их функции практически не изменились.
Рис. 111. Флоренция. Панорама исторического центра
Общественный центр города существует там, где он определился еще в эпоху средневековья. Жизненность функций общественных зданий, расположенных на площади, во многом определяет и их сохранность, и их органическую связь с жизнью города.
Однако настоящим бедствием для исторического центра города стало несоответствие его уличной сети возросшим транспортным потокам. Этот район слишком обширен для зоны пешеходного движения, а задача сохранить его пространственную структуру, являющуюся памятником градостроительного искусства мирового значения, исключает возможность прокладки новых магистралей. Проблема, по-видимому, может быть решена только путем организации на территории исторического центра особых видов общественного транспорта при полном запрещении въезда личных автомашин (рис. 112).
Рис. 112. Флоренция. Площадь Питти, превращенная в стоянку машин
Изучение опыта сохранения памятников архитектуры Италии позволяет сделать ряд выводов общего значения, а именно:
1) разрушение памятников архитектуры, их ансамблей и даже целых городов может происходить не только в результате прямого воздействия на них, но и вследствие косвенных воздействий, порождаемых строительством на близлежащих территориях.
Если изменение водного режима лагуны приводит к разрушению исторического центра Венеции, то изменения режима рек, водоемов и грунтовых вод, связанных с крупными гидротехническими сооружениями, могут оказать неблагоприятное воздействие на ансамбли ряда наших исторических городов. При строительстве таких сооружений необходимо принятие мер для устранения их разрушающих воздействий.
Строительство новых зданий вне пределов исторических центров, но в близком соседстве с ними может снизить архитектурно-художественную ценность исторических ансамблей.
Это можно видеть как па примере центра Милана, так, к сожалению, и центров некоторых наших городов;
2) охране должны подлежать не только отдельные памятники архитектуры, но и комплексы исторической застройки, складывающиеся в пространственную среду, обладающую определенным характером. Нарушение такой среды часто приводит к искажению восприятия образа самого памятника;
3) проблема сохранения памятников архитектуры неотделима от проблемы их правильного использования. Новая функция памятника не должна противоречить его образной характеристике (разумеется, в той переосмысленной оценке образа, которая присуща нашему времени) и пространственной структуре. Этот вопрос в наших условиях должен решаться уже при разработке проектов планировки и застройки городов и уточняться при составлении проектов реставрации памятников архитектуры;
4) для комплексного решения проблем сохранения эстетической ценности памятников архитектуры необходима разработка детальных проектов реконструкции исторических центров, в которых проблемы формирования их среды должны рассматриваться во всем комплексе. Опыт проектирования центра Милана может быть чрезвычайно полезен в такой работе;
5) одной из важнейших проблем сохранения городских ансамблей является организация движения современного транспорта в исторических центрах городов. Необходимо предусмотреть трассировку его потоков, обеспечивающую минимальные коррективы пространственной структуры и наметить места для стоянок автомашин. Там, где невозможны реконструктивные мероприятия, надо предусматривать создание обходных магистралей и подземные автостоянки;
6) при любой реставрации необходимо учитывать весь путь истории, пройденный памятником или ансамблем и запечатленный в их структуре. Должны сохраняться все ценности, накопленные веками. Восстановление «первоначального» облика не может быть самоцелью.
Источник