План проведения обзорной экскурсии по зоопарку
Муниципальное автономное учреждение культуры « Пермский зоопарк»
614000, ; тел. факс \ 212 26 21
План проведения обзорной экскурсии по зоопарку
Экскурсии рассчитаны на разные возрастные и социальные группы населения. Объем информации, способ ее подачи, продолжительность экскурсий варьирует в зависимости от возраста, эмоционального настроя, степени подготовки экскурсантов. Возможны акценты в ходе экскурсии на определенные виды и систематические группы животных, конкретные моменты деятельности сотрудников (по запросу руководителя экскурсионной группы). Порядок и количество демонстрируемых в ходе экскурсии видов может изменяться в зависимости от сезона, времени дня, активности животных.
Цели и задачи экскурсий:
-познакомить посетителей с некоторыми обитателями зоопарка,
— называя клички, рассказывая о возрасте, привычках, рационе вызвать интерес к животным,
— акцентировать внимание на природоохранной и просветительской деятельности зоопарка,
-сформировать положительное представление о зоопарке как об учреждении культуры и центре сохранения редких видов.
На площади у фонтана
-приветствие, вводная часть, краткий инструктаж по технике безопасности на территории зоопарка.
-краткий рассказ о зоопарке в целом, его истории и опыте размножения редких видов.
Обзорная экскурсия по зоопарку с остановкой у вольеров некоторых животных.
— Первая остановка у вольера белых медведей. Это обусловлено организационными вопросами (многие организованные группы едут издалека и людям необходимо посетить туалет).
Посетители располагаются вокруг вольера. Экскурсовод, находясь за отжимным барьером, демонстрирует элементы тренинга медведей, называет клички, рассказывает краткую историю каждого медведя. Обязательно упоминается о роли Пермского зоопарка в сохранении этого охраняемого вида.
-Остановка у вольера рысей. Краткий рассказ об особенностях этих хищников и о конкретных животных с указанием кличек.
-Прогулка вдоль копытного ряда с остановками около винторогих козлов, гималайских таров. Рассказ о группах этих животных, успехах Пермского зоопарка в размножении этих охраняемых копытных. Краткий рассказ об особенностях горных копытных.
-Остановка около вольера верблюда. Рассказ о конкретном животном, его интересных особенностях.
— Прогулка вдоль вольеров птиц и выдр. Рассказ о некоторых птицах в зависимости от сезона и возможности наблюдения за ними.
-Остановка около вольеров эму и журавлей. Рассказ об особенностях этих птиц. Краткий рассказ о хищных птицах зоопарка с акцентом на том, что некоторые из них попали в зоопарк ранеными, в связи с травмами не могут быть выпущены на волю, в зоопарке получают все необходимое. В зимний сезон указание расположения павильона экзотических птиц и рекомендации его посетить.
-Остановка у вольера амурского тигра. Рассказ о конкретном животном, его характере, рационе, игрушках.
-Остановка у вольера львицы. Рассказ о конкретном животном.
— Остановка у вольера японских макак. Рассказ об особенностях этого вида обезьян, их рационе, о некоторых макаках нашей группы и взаимоотношениях внутри группы.
— Прогулка вдоль летних выгулов обезьян. В летний сезон рассказ о них, в зимний сезон указание, где и какие виды можно увидеть.
— Остановка у вольера лис. Рассказ о конкретных животных, их особенностях. Рассказ о роли лис в наших лесах.
-Посещение павильона экзотических животных, рассказ о конкретных животных и видах в целом (в зимний период). В летний период тропических животных рассматриваем в их летних вольерах в ходе экскурсии.
3. Демонстрация наглядного материала (перьев, рогов, шерсти и пр.) от животных с которыми познакомились в ходе экскурсии.
4. Ответы на вопросы, возникшие у экскурсантов.
Источник
Методическая разработка экскурсии в зоопарк
Экскурсия в зоопарк
( методическая разработка мероприятия).
1 . Психолого-педагогическое обоснование выбора темы .
Сущность экскурсии заключается в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира. Являясь неотъемлимой частью всей идеологической работы. Она способствует формированию мировоззрения человека, повышает эффективность его обучения и воспитания.
Экскурсия состоит из 2 важнейших элементов-
1. показа заранее подобранных зрительных объектов в природе и 2. рассказа о них , который выступает как пояснение зрительного ряда. Экскурсовод одновременно показывает и учит правильно видеть показанное. В этом познавательном процессе огромную роль играет его эмоциональная сторона: экскурсант не просто смотрит и слушает- он переживает.
Благодаря своей наглядности, доходчивости экскурсия является эффективной формой передачи конкретных знаний, способствует прочному усвоению и запоминанию фактов.
Природоведческая экскурсия позволяет организовать наблюдение и изучение различных объектов живой природы в естественных природных условиях.
С педагогической точки зрения экскурсия- это одна из форм обучения , в ходе которой экскурсант приобретает новые знания или углубляет уже имеющиеся.
Многообразие тематики, доступность, увлекательность, конкретность, убедительность, делают экскурсию одной из важных и эффективных форм идеологической работы.
Ее идейно- воспитательная направленность органично сливается с познавательной ценностью.
Глубоко научная основа материала , чёткость формулировок, ясность определений повышают познавательный интерес слушателей к материалу , что в свою очередь определяет ее воспитательное воздействие.
Важное значение имеет связь материала экскурсии с жизнью общества и нашей страны.
Цели и задачи экскурсии.
Формировать у учащихся материалистическое мировоззрение.
Воспитывать любовь к родному краю и другим районам нашей страны.
Обогащать знания о животном мире.
Дать представление о разнообразии видового состава фауны нашей страны.
Познакомить с географией распространения животного мира и местами обитания животных.
Прививать бережное отношение к природе.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, наблюдательность и пытливость.
Расширять круг естественно -научных знаний.
Познакомить учащихся с мероприятиями по охране животного мира ( Красная книга, Правила охоты, борьба с браконьерством, организация Заповедников и Заказников).
10. Познакомить с правилами безопасного поведения в зоологическом парке.
Оборудование и оформление.
Наглядные пособия, изображающие основных представителей фауны зоологического парка в природе.
Фотографии редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную Книгу.
Методические пособия и брошюры с законодательными актами об охране животных.
Краткий ход мероприятия .
Экскурсовод заранее проводит работу по изучению и отбору экскурсионных объектов , составляет маршрут экскурсии . Он должен быть составлен компактно. Небольшими должны быть интервалы между объектами.
Затем экскурсовод составляет обход маршрута . Затем составляется текст экскурсии — логически построенный рассказ, включающий в себя все разделы- введение, заключение, характеристику объектов, выводы и обобщения.
Обход представленных в Зоопарке животных по заранее намеченному маршруту осуществляется по следующему плану:
1. Экскурсовод проводит предварительную беседу с учащимися о правилах поведения в зоологическом парке и мерах безопасности: не переходить за ограждения, не кормить, не трогать, не дразнить животных.
2. В ходе экскурсии осмотр животных сопровождается рассказом преподавателя: о внешнем виде, питании, образе жизни, повадках, местах обитания, значении для человека и народного хозяйства, приспособленности к окружающей среде диких животных.
Необходимо рассказать о мерах охраны животных, в том числе хищных, о правилах охоты, борьбе с браконьерством, о значении животных в природе и о сокращении редких и вымирающих видов животных , птиц и рыб, внесенных в Красную Книгу и т.п.
3. Необходимо познакомить учащихся с действующими законодательными актами об охране зверей, птиц и пресмыкающихся, земноводных, а также с законами об охоте и неприкосновенности охраняемых видов.
Во время осмотра используются фотографии животных как имеющихся в зоопарке видов, так и отсутствующих.
Осмотр проводится в следующей последовательности:
Водоплавающие и др. птицы.
Пресмыкающиеся и земноводные.
Экскурсия заканчивается обсуждением преподавателя с учениками наиболее интересных объектов, их особенностей и значения в природе и для человека.
Учащиеся выражают личное мнение об экскурсии и впечатления об увиденном и услышанном, делятся своими знаниями друг с другом.
Источник
КАК СДЕЛАТЬ ПОХОД В ЗООПАРК НАИБОЛЕЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Да, в зоопарк можно ходить и осенью, и зимой. Но для многих наших знакомых поход в зоопарк с детьми даже летом оказывался той еще мукой, если они попадали в него неподготовленными посетителями. «А чего там готовиться?», — можете спросить вы, но мы точно знаем, что если вы последуете нашим советам в следующий раз, ваш поход в зоопарк будет не только более спокойным, но и, безусловно, более познавательным.
1|| Заранее раздобудьте карту зоопарка. Если зоопарк хороший, то карта должна быть на его сайте, а в плохой и ходить не надо. Если есть возможность обзавестись печатной картой — еще лучше. Вместе с ребенком изучите, кто где живет, наметьте маршруты, чтобы потом не бродить по воле случая.
2|| Чтобы составить наиболее интересные маршруты, узнайте истории животных, которые живут в этом зоопарке , новости о них (обычно пресс-центр сообщает всю интересную и полезную информацию в соцсетях своего заведения), а также ориентируйтесь на то, какие животные больше всего нравятся вашему ребенку. Может быть, он недавно посмотрел фильм о белых медведях и теперь хочет познакомиться с ними в первую очередь. Среди животных бывают и свои звезды, можно пойти сначала к ним.
3|| Прочитайте о животных, которых планируете увидеть, познавательные книги. Узнайте, какие виды редкие, занесены в Красную книгу, читайте те, которые полны удивительных фактов о животных. Интересно будет наклеить фигурки животных, которых вы планируете увидеть в зоопарке, на те места на карте мира, откуда они родом.
4|| Старайтесь попасть в зоопарк в те дни, когда он устраивает какие-то дополнительные мероприятия. Загляните к ним в афишу, вдруг идут познавательные лекции, демонстрация документальных фильмов о животных зоопарка, выставки, экспозиции. Некоторые зоопарки устраивают показательные кормления животных по расписанию. Это удобно, если вы не хотите разочароваться, увидев лишь носы и хвосты спрятавшегося животного. Во время кормлений животных можно лучше разглядеть, понаблюдать за их естественными повадками, социальным поведением. Некоторые зоопарки на своей территории огранизуют учебные курсы и разовые уроки для юных экологов, биологов, зоологов.
5|| Позаботьтесь о перемещении по территории зоопарка. Если зоопарк большой, а ребенок маленький, обязательно возьмите на входе тележку, в которой ребенок может спокойно ехать, если устанет. Можно, конечно, и со своей коляской приехать, но ее же потом и везти домой придется, а это не всегда удобно.
6|| С дошкольниками старайтесь ходить в будние дни , когда мало народу. Потому что скорее можно устать не от животных, а от людей.
7|| Гуляя по зоопарку, не просто делайте селфи «я и обезьяны», «я и еноты», а говорите с детьми на разные образовательные темы , побуждайте их размышлять, думать, удивляться. Вот список примерных тем для начала:
— Животные, о которых я раньше даже никогда не слышал
— Почему одни животные живут большими группами, а другие — по одиночке или небольшой семьей?
— Как экзотическим животным люди помогают пережить зиму?
— Что такое биом и почему он важен?
— Чем питаются разные виды животных?
— Чувствуют ли себя счастливыми животные в зоопарке?
— Чем похожи животные на людей в своем своциальном поведении?
— Почему некоторые животные пахнут сильнее и неприятнее, чем другие?
— Почему у некоторых животных необычные клювы, хвосты, уши и другие части тела? Почему они эволюционировали именно таким образом?
— Какие уникальные сенсорные системы есть у животных?
— Что общего у групп млекопитающих и птиц?
— Как животные и люди влияют друг на друга?
— Что произойдет с природой, если какой-то конкретный вид животных исчезнет?
— Каковы особенности животных, приспособленных к влажному, сухому, жаркому или холодному климату?
Источник
Методическая разработка «Экскурсия в зоопарк»
Экскурсия в ЗООПАРК
Разработка интегрированного занятия
(непрерывной непосредственно образовательной деятельности)
для детей старшей группы
Матюшкина Елена Александровна
воспитатель дошкольной группы
Экскурсия в зоопарк
Разработка интегрированного занятия
(непрерывной непосредственно образовательной деятельности)
для детей старшей группы
Матюшкина Елена Александровна
воспитатель дошкольной группы
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).
Количество детей: 10 человек.
Тема: «Экскурсия в з оопарк »
Вид занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма организации занятия : непрерывная непосредственно образовательная деятельность.
Время реализации занятия: 20 минут.
Цель: закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8.
формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
совершенствовать умение в количественном и порядковом счете
формировать представление о диких животных, узнавать из по голосу;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
совершенствовать умение отвечать на вопрос: «Который по счету?» (один – первый, два-второй, три-третий, и т.д.).
активизировать словарный запас детей.
способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей посредством физминуток.
Художественно-эстетическое: развивать фонематическое восприятие посредством музыкальных произведений.
картины животных (зоопарк);
цифры от 1- 8 для нумерации клеток;
карточки с точками и числами от 1-10 (билеты);
интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет ( CD или видео ролик);
фонограмма «Песенка друзей»;
запрещающие знаки поведения в зоопарке
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, решение проблемных ситуаций.
(знания, умения, навыки и качества, которые закрепят дети в ходе занятия)
вызвать интерес к бережному отношению к природе;
научить отвечать на вопрос: «Который по счету?».
совершенствовать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками;
побудить к сопереживанию за окружающий мир.
вызвать интерес к данной образовательной деятельности,
заинтересовать совместной деятельностью с педагогом и сверстниками;
вызвать позитивную самооценку своих познавательных и способностей.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий
Данный компонент направлен на формирование
следующих предпосылок универсальных учебных действий (УУД):
расширение кругозора дошкольников;
формирование умения делать выводы в результате совместной работы;
умение применять правила и пользоваться инструкциями.
умение осознавать свои возможности, соотносить поступки с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
умение ориентироваться в межличностных отношениях;
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки.
учиться работать по предложенному педагогом сценарию;
развивать способность к самоконтролю;
принимать образовательную или творческую задачу;
осознавать и управлять своими эмоциями; уметь удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
слушать и понимать речь других;
владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
развивать умение сотрудничества со сверстниками.
Анализ непосредственно образовательной деятельности
«Экскурсия в зоопарк»
Тема представленного занятия (непрерывная непосредственно образовательная деятельность) по математике «Экскурсия в зоопарк». Реализуемая приоритетная образовательная область «Познавательное развитие» в интеграции с ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Целью которого закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 8. В рамках данного занятия решались следующие задачи по образовательным областям:
формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
совершенствовать умение в количественном и порядковом счете
формировать представление о диких животных, узнавать из по голосу;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
совершенствовать умение отвечать на вопрос: «Который по счету?» (один – первый, два-второй, три-третий, и т.д.).
активизировать словарный запас детей.
способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей посредством физминуток.
Художественно-эстетическое: развивать фонематическое восприятие посредством музыкальных произведений.
Во вводной части педагог мотивирует детей на освоение темы, используя игровые формы, через создание игровой ситуации «Поездка на экскурсию на автобусе», психологически настраивает детей на сотрудничество, используя фонограмму детской веселой песни «Веселые друзья».
Педагог организовал игру конструирование автобуса из стульчиков, с номерами мест от 1 до 10, по количеству участников, причем построение вагонов по прямому порядковому счету до 10, создав проблемную ситуацию. Это способствовало приобщению детей к совместной деятельности, формированию представлений о числовом ряде первого десятка.
Решалась задача социально-коммуникативного развития по формированию у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
В основной части занятия решались задачи приоритетной образовательной области « Познавательное развитие»: совершенствовать умение в количественном и порядковом счете; формировать представление о жизни диких животных в зоопарке; упражнять в узнавании животного по голосу, правила поведения в зоопарке с использование символов (запрещающих знаков) способствовало развитию внимания, памяти, логического мышления. Таким образом , решались задачи социально-коммуникативного развития. В образовательной области « Речевое развитие»: совершенствовать умение отвечать на вопрос: «Который по счету?» (один – первый, два-второй, три-третий, и т.д.); активизировать словарный запас детей.
Через создание ситуации «Приезд в зоопарк» повторяет с детьми правила хорошего тона и развивает внимание и речь.
Педагог, организуя совместную деятельность, формировал представление о животных. В игровой ситуации «Доскажи словечко» дети имели возможность хором ответь на загадку и у называть животного.. Задание в игре «Кто в какой клетке живёт?» активизировало внимание на порядковом счету «первый, второй, третий по счету», назвать соседей между числами. С целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей проведена динамическая пауза «»Жираф». В организуемой педагогом двигательной деятельности дети также осваивают внешний вид и отличительные признаки животных .
В заключительной части , организуется возвращение домой, повторяется изученное на занятии (рефлексия). Детям подарены открытки с целью поддержания интереса к теме «Зоопарк» и «Правила поведения в общественных местах».
ННОД соответствовала принципу развивающего образования. Воспитатель создавал образовательные ситуации в зоне ближайшего развития.
Таким образом, все задачи, поставленные в соответствии с возрастными особенностями, решены. Формат ННОД соответствует «занимательному делу». Весь сюжет занятия построен в форме путешествия в зоопарк.
Источник