1. Экономико-географическое положение Германии и Великобритании.
Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).
ЭГП Германии и Великобритании сходства и различия
Великобритания — островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.
Сравнение Германии и Великобритании
ФРГ — федерация исторических немецких земель. После объединения в 1990 г. двух немецких стран в единое государство их насчитывается 16. Каждая из земель имеет свою конституцию, свои парламенты и правительства, но вся полнота законодательной власти в государстве принадлежит двухпалатному парламенту, а исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое федеральным канцлером. По государственным строем ФРГ — федеративная республика.
Обе страны являются членами ЕС и НАТО.
2. Природные условия и ресурсы Германии и Великобритании
Природные ресурсы обеих стран ограничены и истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. В обеих странах имеются значительные запасы каменного угля, хорошо угля. В Великобритании с шельфа Северного моря добывают нефть и природный газ, а в Германии, кроме каменного, разрабатывающие месторождения бурого угля. Страны богаты запасы калийной и поваренной солей.
Месторождения железной руды практически исчерпаны и в настоящее время не имеют большого значения. В Великобритании есть незначительные месторождения свинцово-цинковых, медных и оловянных руд.
3. Население Германии и Великобритании
На численность населения Германии, в отличие от Великобритании, в значительной мере повлияла Вторая мировая война, во время которой погибло 10 млн. человек. Однако страна быстро восстановила численность населения благодаря возвращению 11 млн. немцев с территорий, которые в результате изменения границ Германии в 1945 г. отошли к другим странам. Сейчас идет возвращение в Германию немцев из России и Казахстана. Естественный прирост как в Великобритании, так и в Германии очень низкий, несколько лет даже наблюдалось сокращение численности населения.
ФРГ — однонациональная страна, а в Великобритании, кроме англичан (80%), живут шотландцы, уэльсцы (валлийцы), ирландцы. Эти народы сохранили свои обычаи, культуру и религию. В Великобритании проживает значительное количество выходцев из бывших колоний.
Размещается населения неравномерно, больше всего оно сконцентрировано в промышленно развитых частях страны. Средняя плотность населения почти одинаковая — около 230осиб/км кв. В то же время в Руре (ФРГ) плотность населения достигает 2000 чел / км кв. В Великобритании густо заселена Англия (350 человек / км кв.).
Обе страны выделяются чрезвычайно высоким уровнем урбанизации. Примерно третья часть горожан живет в крупных городах и агломерациях. В обеих странах сформировались мегаполисы.
В структуре занятости населения примерно 60% в Германии и 70% в Великобритании работает в сфере услуг, доля работающих в промышленности сократилась до 37,7% в Германии и 27% в Великобритании, в сельском хозяйстве занято соответственно 4% и 2%.
Источник
Сравнительная характеристика двух стран Азии (эгп)
1 ответ
План характеристики ЭГП
Положение на карте
Находится в Передней Азии, занимает полуостров Малая Азия
Находится в Передней Азии, на материковой части.
Выход в моря и океаны
Имеет выход в Чёрное, Мраморное, Эгейское, Средиземное моря.
На севере есть выход в Каспийское море, на юге в Персидский и Оманский заливы Индийского океана.
На востоке соседями являются Грузия, Армения, Азербайджан, Иран. На юге граничит с Ираком и Сирией. Западные соседи – Греция и Болгария.
Турция находится на пересечении транспортных путей издавна связывающих Европу и Азию. В настоящее время хорошо развит авиационный, морской вид транспорта, а также есть магистрали соединяющие Турцию с зарубежными государствами
В стране развита транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт соединяет страну с зарубежными государствами. Получил развитие авиационный вид транспорта. Располагает двумя морскими портами на Каспийском море и побережье Персидского залива.
Положение по отношению к топливно-сырьевым базам
Турция располагает запасами руд: ртутных, медных, вольфрамовых. Располагает запасами каменного угля. Государство расположено в непосредственной близости от регионов, богатых нефтью (северная Африка, Персидский залив и др).
На территории государства расположены месторождения нефти, газа, разнообразного рудного сырья. Страна расположена в непосредственной близости от регионов, богатых сырьём.
Вывод: Обе страны имеют выгодное ЭГП. Есть возможности для развития экономики, так как располагают запасами сырья и топлива, имеют развитый транспорт, выход в моря и океаны.
Источник
Практическая работа Тема: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Зарубежной Европы».
Данная разработка позволяет провести сравнение двух стран Зарубежной Европы, а табличная форма работы очень ярко показывает характеристику этих территорий.
Просмотр содержимого документа «Практическая работа Тема: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Зарубежной Европы».»
Тема: «Составлениесравнительной экономико-географической характеристикидвух развитых стран Зарубежной Европы».
Цель: углубить теоретические знания по теме Зарубежная Европа, сформировать понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы, закрепить умения работать с различными источниками географической информации.
Ход работы: 1. Познакомитесь с двумя странами Зарубежной Европы
2. Составьте сравнительно экономико-географическую характеристику Королевства Швеции и Греции.
95-е место в мире; 132 тыс. км 2
450 тыс.км 2; 54-е в мире
84-е место в мире; 11млн. чел.
5.Форма территориального устройства
Унитарное государство. Подразделяется на 13 периферий.
Унитарное государство. Швеция состоит из 21-го равноправного административного субъекта – лена.Каждый лен делится на административные районы – коммуны, их общее количество – 290.
Граничит с Албанией, Северной Македонией, Болгарией и Турцией
Государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Граница с Данией,с Норвегией и Финляндией
7. Национальный состав
Большинство населения Греции составляют греки (93 %)
Этнические шведы составляют большинство, около 7,5 млн. человек и более 17 тысяч саамов.
8. Тип воспроизводства
Первый, смертность составляет 10,6 на 1000 человек
Первый; рождалось 11,1 ребёнка, умирало — 8,6 человека.
9. Средняя плотность населения, чел./км 2
Плотность населения — 85,3 жителей на км 2 .
10. Уровень урбанизации, %
В городах проживает 61 %
85 % шведов живут в городах
11. Природные ресурсы
Индустриально-аграрная страна. 4/5 территории — средневысотные горы. Под лесом и кустарником около 44% территории.
два крупных природных района — северный и южный. Водоёмы: 39 959 км² (9%). Площадь сельскохозяйственных земель: 34 313 км² (8%). Площадь лесов: 238 886 км² (53%).
12. Основные полезные ископаемые
Ведется добыча бокситов, пиритов, никелевых руд, магнезитов. Развита металлургическая промышленность, хотя в соответствии с решениями ЕС производство стали в Греции сокращено на 30%.
Главный в Европе экспортёр железной руды; Ведётся добыча урана, пирита, золота, серебра, вольфрама, мышьяка, полевогошпата, графита, известняка, кварца, серы, марганца, редких элементов и флюорита, а также минералов меди , свинца , цинка и сульфидных руд.
13. Ведущие отрасли промышленности
В промышленном секторе преобладают высокие технологии производства оборудования, особенно в области телекоммуникаций; текстильная, химическая промышленность, строительных материалов, машиностроения, транспортного оборудования и электрических приборов.
На первом месте по производству подшипников. В стране высокий уровень новшеств, высокоразвитая и постоянно модернизируемая инфраструктура, отличное состояние техники.
14. Ведущие сельскохозяйственные отрасли
Растениеводство: помидоры, маслины, сахарная свекла,оливки, картофель. Лидер среди стран ЕС- хлопок и табак.
Составляет 1,5 % рабочей силы в стране. Разведение свиней и птицы. Пшеница, рапс и другие масличные культуры, а также сахарная свекла распространены в южной части страны, в то время как ячмень и овёс выращивают на севере.
Представлены все виды транспорта. В Греции отсутствуют транзитные поездопотоки. Через Грецию почти никто не ездит.
Представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным и озёрным) и трубопроводным.
16. Структура экспорта
Объем экспорта страны составил 30,2 млрд. евро (26% от ВВП): Оливки, свежие и сушеные фрукты, напитки и табачные изделия; продукция химической промышленности, нефтепродукты, алюминий.
Греция закупает нефть и нефтепродукты, машины и транспортное оборудование, готовые изделия и продукты химической промышленности.
автомобили (9,2 млрд долларов), сырая нефть (7 млрд долларов), автомобильные запчасти (6,24 млрд долларов), очищенная нефть (5,83 млрд долларов) и радиовещательное оборудование (4,09 млрд долларов).
Денежная единица — евро.
19. Членство в организациях
членом Европейского союза, НАТО, ООН, Совета Европы, ОБСЕ.
Член ООН c 19 ноября 1946 года, Европейского союза с 1995 года, Шенгенского соглашения
20. ВВП на душу населения
25 704,028 долларов США
около 40 400 долларов США
22. Уровень безработицы
Швеция занимает четвёртое место. 9,4%
25 место в мире
6-е место в мире
среди мужчин — 77,24 лет, среди женщин — 82,52 лет.
81,3 лет для мужчин и 84,7 года для женщин
Около 97 % населения исповедует православие.
57,7 % формально принадлежит к Церкви Швеции. До 2000 года эта лютеранская церковь
Омывается Эгейским (включая Икарийское и Фракийское моря) Ионическим , Средиземным и Критским морями.
Омывается водами Балтийского моря.
Средиземноморский, альпийский и умеренный
климат умеренный, подверженный сильному влиянию Гольфстрима.
ВЫВОД: Как и любой регион мира, Европу не обошли проблемы. К ним можно отнести:
низкий темп экономического развития – многие эксперты это объясняют социальной ориентированностью экономики;
отставание европейской промышленности в области высокотехнологических отраслей, что требует коренной перестройки отраслевой структуры хозяйства;
во многих странах Европы высокий уровень безработицы;
включение в состав Евросоюза новых членов – стран Восточной Европы, развитие которых требует значительных финансовых вливаний;
предстоящий выход Великобритании из Евросоюза;
рост числа мигрантов и беженцев;
Будем надеяться, что страны Европы во главе со своими правительствами сообща решат возникшие проблемы.
Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе.
Источник
ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»
Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.
Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.
Образовательная– выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.
Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.
Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.
Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.
ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: урок-практикум.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.
Роль учителя
Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).
Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.
2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?
В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?
3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).
4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).
После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?
5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.
Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров
Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.
6. Швеция – Греция (черты сходства):
1. полуостровные, унитарные государства, 2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение, 3. ресурсы минеральные, рекреационные, 4. национальный состав однороден, христианство, 5. много иммигрантов.
1. разная форма правления, 2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции, 3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие, 4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные концерны, 5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии, 6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.
Франция – Польша (черты сходства):
1. материковые страны, унитарные республики, 2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение, 3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные, агроклиматические), 4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов, 5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли, 6. много достопримечательностей, 7. импорт топлива, металлов.
1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна, 2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов, 3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура); 4. транспортная система развита лучше во Франции; 5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.
Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.
7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?
Итак, на экономическое развитие страны влияют:
Географическое положение страны
Природно-ресурсный потенциал
Качество трудовых ресурсов
История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом
8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)
9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….
Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”
Спасибо за урок.
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)
Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.
Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека
Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).
Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.
Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.
Класс делится на группы:
2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
2 группы сравнивают Францию и Польшу;
1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией
Представители каждой из групп делают выводы:
Греция комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)
Швеция экономически развита сильнее
Франция экономически более развитая страна + комфортно для отдыха
Польша экономически развита, расположена ближе к России
Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией
Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.
Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.
Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.
Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”