Что значит быть конкурентоспособным в современном
Что значит быть конкурентоспособным в современном мире
Конкурентоспособность является в настоящее время основным критерием развития, причем не только экономики. Проблема конкурентоспособности занимает центральное место в политике любого государства. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней иерархии национальной экономики: страны в целом, региона, отрасли, предприятия и продукции (товаров и услуг), организации как основного звена экономики. Но главным звеном в этой цепочке всегда были и будут персональные мозги. И если это мозги такого качества, как демонстрируют многие авторы этого сайта, то беда такой стране, такой экономике и такой культуре.
Конкурентоспособность — это во многом качество мозгов, способных опережать других не только в возможности создавать лучшие товары или объекты, но повышать общий уровень культуры, науки, здравоохранения, инновационного развития мира в целом. Возможно, в этом есть элемент патетики, но мозги и только мозги, соединение высокого профессионализма с универсализмом — вот движущая сила эволюции человечества.
Конкурентоспособность является главным содержанием функционирования рыночной системы, эффективности инновационного использования человеческого потенциала и его способности «проникать в будущее». Ибо продвинутые люди уже давно поняли, что будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено.
И хотя многие продолжают проживать жизнь по старинке, испытывая при этом комфорт, продвинутые люди вынуждены от этого комфорта отказаться и начать радикально менять свою жизнь. Большинству это недоступно и поэтому так много людей продолжают жить самотеком во тьме и защищаться своей дремучестью.
Ключевой концепцией, которая помогает продвинутому человеку самоопределиться в жизни и быть конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке труда, является концепция «lifelong learning», что означает «обучение через всю жизнь», самоопределение, постановка долгосрочных целей и точек приложения усилий. Главное преимущество концепции «life long learning» заключается в том, что она экономит наш самый главный ресурс — время.
Ускорение темпов глобализации, стремительный научно-технический прогресс, ведущий к развитию общества знаний, изменение характера труда, вызывающее необходимость постоянного совершенствования и обновления компетенций, растущая поляризация между интеллектуальными работниками и лицами, не имеющими достаточного уровня знаний, — всё это триггеры вашего внутреннего предназначения и главный фактор успеха. И без свободы выбора, без должного уровня конкурентоспособности, профессиональной компетентности, постоянного расширения знаний, умений и навыков, повышения роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствованиях способности его понять динамику процессов развития и воздействия на их ход — без всего этого сегодня можно только тихо ползти на кладбище, подменяя всё это мультиками ракет, летящими на Флориду…
Конкурентоспособность складывается из огромного количества личностных факторов, таких как талантливость, творческое отношение к делу, ответственность, способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, высокая квалификация, мотивация, профессиональная компетентность, личная организованность, целеустремленность, четкость целей и ценностных ориентаций, независимость, лидерские качества, трудолюбие, способность к риску, нацеленность на успех, стремление к инновациям, толерантность, психологическая готовность к различным сложным ситуациям, уверенность в себе, мобильность, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, создание позитивной репутации и собственного достойного имиджа. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
Поскольку базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность личности, является ее способность к творческому саморазвитию и самореализации, главным приоритетом образования должна стать наряду с высоким профессионализмом именно нацеленность на творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности. Результативность конкурентной деятельности будет тем выше, чем глубже человек осознает ее личную и социальную значимость.
Обеспечение культуры, науки, экономики конкурентоспособными специалистами — одно из условий функционирования инновационной системы, продуктивной эволюции страны. Факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности, — несвобода, отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, наличие психологических проблем в общении, неготовность к интенсивному, каждодневному и продуктивному труду в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.
Американская практика воспитания профессионалов предлагает руководителям определить наиболее эффективных сотрудников, отвечая на следующие вопросы:
1. Кто редко отсутствует?
2. Кто хорошо работает без давления?
3. Кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок?
4. Кто с радостью приложит дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?
5. Кому вы можете поручить работу, чтобы дело не стояло из-за чьего-либо отсутствия?
6. Кто не донимает других своими постоянными советами и руководством?
7. Кто работает столь же хорошо в отсутствие шефа?
8. Кто даст больше советов, чем создает проблем?
9. Кто помогает другим лучше выполнять их работу?
10. Кто постоянно стремится совершенствовать свою работу?
11. Кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?
Такая практика нацелена на развитие таких человеческих качеств, как ответственность, коммуникабельность, эмпатия, стремление к саморазвитию, самостоятельность, аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность и целостность мышления.
Только существенная реорганизации системы высшего профессионального образования может создать необходимые условия для обеспечения конкурентоспособности выпускника университета. Необходимо не простое совершенствование управления, а коренное преобразование его. Необходимо опережающее управление по сравнению с реальными процессами в деятельности учебных заведений.
В новых условиях управление функционирования должно быть заменено целенаправленным и прогностическим управлением развития, обеспечивающим гибкость и подвижность в выборе целей и принятии решений, в самой деятельности. Тогда учебные заведения становятся учебными заведениями развития (а не функционирования), всецело ориентированными на инновационную деятельность. Новый тип учебного заведения выражен в его целях, новизна которых состоит в ориентации высшего профессионального обучения на подготовку конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, готового к сотрудничеству и взаимопониманию людей.
Первейшим фактором конкурентоспособности является социальная и личностная свобода, поэтому авторитарные и, тем более, тоталитарные режимы не просто неконкурентоспособны, но изначально обречены на деградацию и вымирание в мире быстрого политического и экономического роста. Конкурентоспособность современных высокоразвитых стран основана не столько даже на их научных или технологических преимуществах, сколько на социальных свободах и социальных лифтах для талантов и умельцев. Согласно свободному индексу конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index), мировыми лидерами здесь (за исключением Сингапура) являются страны развитой демократии — США, Нидерланды, Швейцария, ФРГ, Великобритания, скандинавские страны, то есть страны с гибкими рыночными экономическими системами, восприимчивыми к инновациям и к быстрой перестройке в соответствии с изменениями на мировом рынке.
Источник
Конкурентоспособность страны
Конкурентоспособность страны на внешнем рынке представляет собой комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффективного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.
Факторы конкурентоспособности страны
Понятие «конкурентоспособность страны» предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов.
Необходимо иметь в виду, что любой товар после выхода на мировой рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Для того чтобы замедлить этот процесс, необходимо постоянно совершенствовать качественные и эксплуатационные характеристики товара, а производство нового товара должно осуществляться планомерно, чтобы создать условия для его выхода на мировой рынок.
Для обеспечения конкурентоспособности страны на международном рынке необходимо постоянно изучать конъюнктуру мирового рынка и уровень развития конкуренции в соответствии с фазами жизненного цикла товара. При этом необходимо учитывать целесообразность выпуска нового товара прежде, чем старый исчерпал свои возможности.
Таким образом, конкурентоспособность страны на мировом рынке характеризуется совокупностью параметров товара, предлагаемого для реализации на внешнем рынке, которые отличают данный товар от товаров-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя и уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.
Конкурентоспособность страны:
- способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках;
- степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США);
- экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития);
- способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.
Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.
В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.
На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, характеризующей не только положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее национальную безопасность.
Рейтинг конкурентоспособности стран мира
Оценка конкурентоспособности страны
Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.
1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):
- внутренний экономический потенциал;
- внешнеэкономические связи;
- государственное регулирование;
- кредитно-финансовая система;
- инфраструктура;
- система управления;
- научно-технический потенциал;
- трудовые ресурсы.
Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:
- характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;
- характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);
- расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);
- характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);
- инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).
2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):
- политический риск (возврат денег);
- экономические перспективы;
- внешняя задолженность;
- долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
- доступ к банковским ресурсам;
- доступ к рынкам капитала;
- предоставление форфейтинговых услуг.
Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:
100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).
Таблица 1. Оценка конкурентоспособности страны