- Послание Путина: Поднять экономику, но не попортить экологию и не уронить бизнес! А так можно?
- Выступление президента обошлось без судьбоносных решений, но поставило конкретные задачи правительству
- Спасение в знаниях. Как подстегнуть рост экономики в России
- Новые цели и старые способы
- Почему инновации?
- Что нужно для прорыва
- На кого равняться?
Послание Путина: Поднять экономику, но не попортить экологию и не уронить бизнес! А так можно?
Выступление президента обошлось без судьбоносных решений, но поставило конкретные задачи правительству
21 апреля президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию. Как и предполагалось, значительную часть речи посвятил экономическому блоку вопросов. Еще накануне обращения инсайдеры сообщали, что оно должно дать россиянам образ будущего, от которого они ждут улучшения своего благосостояния и ситуации в экономике.
Возможно, чтобы не портить картину накануне выступления, Росстат не представил данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал в своем докладе «О социально-экономическом положении страны», который был опубликован 20 апреля. В ведомстве объяснили это тем, что пришлось уточнять часть данных, поэтому окончательные цифры будут опубликованы 29 апреля.
Тем не менее Владимир Путин признал, хоть и без конкретных цифр, что пандемия стала ударом по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства и бедности, и отметил, что восстановление, а затем и рост доходов — одна из первоочередных задач властей.
Президент также прокомментировал рост цен, но пообещал, что власть не будет заниматься директивными точечными мерами и определением ценников, так как это может привести к пустым полкам, как в 80-е годы. Вместо этого Путин поставил задачу сформировать условия, которые с помощью рыночных механизмов будут обеспечивать насыщение рынка и справедливое ценообразование.
После блока социально-экономического Путин перешел к макроэкономике. По словам президента, сейчас перед правительством стоит задача всесторонней модернизации экономики, которая станет прямым путем к созданию высокооплачиваемых рабочих мест. При этом модернизация промышленности будет неразрывно связана и с экологией. Эмиссия парниковых газов должна быть в России ниже, чем в ЕС, а бизнес как в новых, так и старых проектах, обязан нести ответственность за нанесенный природе ущерб.
«Получил прибыль — убери за собой», — сказал президент, упомянув аварию в Норильске, и призвал ускорить принятие закона об ответственности бизнеса за экологические катастрофы.
Особое внимание президент уделил поддержке бизнеса. Он поручил правительству проработать новые меры, в том числе в налоговой сфере, пообещал, что страховые взносы для малого и среднего бизнеса будут снижены с 30% до 15% на постоянной основе, поручил упростить условия работы для несырьевых экспортеров и снять ограничения в сфере валютного контроля. Еще одной мерой поддержки может стать организация закупок со стороны госкомпаний. В целом же правительство должно предметно заниматься улучшением делового климата, настроить систему поддержки частных инвестиций.
Затем последовал пассаж, который наверняка заставил крупный бизнес напрячься. Президент отметил, что прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, а потому по итогам года будут приниматься решения по донастройке налогового законодательства. В сторону ли увеличения, президент не уточнил. Зато пообещал поощрять тех, кто не выводит дивиденды, а вкладывает их в развитие.
Одним из самых интересных экономических блоков в послании президента стала часть, посвященная региональному развитию и инфраструктурным проектам, которые могут стать одним из драйверов ускорения экономики. Президент предложил весь объем коммерческой задолженности регионов, превышающий 25 процентов его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года, а также провести реструктуризацию бюджетных кредитов, предоставленных для борьбы с эпидемией и пролонгировать их до 2029 года.
Кроме того, был представлен новый инструмент развития инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 процентов годовых и сроком погашения 15 лет, которых планируется выдать на 500 млрд руб. Приоритетом здесь станут инфраструктурные проекты в сфере строительства дорог, развития городов, ЖКХ, туризма. Впрочем, здесь же президент упомянул и освоение ресурсов Арктики, и цифровое проектирование, а также призвал выделить средства из Фонда национально благосостояния на строительство автомагистралей.
Как считает экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, особых неожиданностей или прорывных решений в экономической части послания президента не было. Гораздо важнее, что оно подтвердило приверженность поставленным ранее задачам и стало четким сигналом для правительства и местных властей о том, что от них ждут конкретный результат.
— Это послание отличается от многих других даже не тем, что оно постпандемическое, а тем, что оно было произнесено после поправок в Конституцию, поэтому его содержательная нагрузка поменялась. У нас многие привыкли ждать от послания президента прорывов и судьбоносных решений. Но по сути их не было, кроме несколько социальных инициатив по поддержанию уровня доходов домохозяйств и выплат на детей, которые позволят удержать показатели бедности.
Что касается всего остального, принципиально важно, что президент четко и однозначно подтвердил, что мы не будем сворачивать с ранее намеченной траектории движения к национальным целям. Хотя, возможно, немного поменяются их параметры, в том числе в сторону более раннего достижения показателей.
Смысл экономической части в том, к 1 июля от приятельства и государственного совета ждут четких и ясных предложений по дальнейшему развитию экономики. Именно тогда должна быть представлена программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. К этому сроку министры должны иметь конкретные дорожные карты и понимание того, какие финансовые ресурсы потребуются для их выполнения.
Президент подтвердил стратегический курс нашего социально-экономического развития с упором на то, чтобы не тешить себя судьбоносными идеями, а спокойно и по-взрослому делать то, что уже наметили. Раз есть срок до середины года, давайте к нему и определяться.
«СП»: — Какие моменты можно назвать самыми важными в экономическом блоке послания?
— Были озвучены срочные меры — это дополнительные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, повышению зарплат. Также принципиальная вещь — комплекс мер по обеспечению долгосрочной стабильности региональных и муниципальных финансов, по крайней мере, до 2030 года, и, конечно, инфраструктурные кредиты. Пока объем их небольшой, полтриллиона рублей, но он может помочь решить многие вопросы.
Важно, что президент признал — ресурсы в стране есть, деньги существуют, но у нас дефицит проектов, в первую очередь, на региональном уровне. Один из знаковых моментов — это вскользь брошенная фраза о том, чтобы правительство не ждало, когда регионы предложат им качественные проекты, а само им помогало. Иначе мы будет топтаться на месте, как в предыдущие годы, когда деньги были, а проектов не было.
Эти моменты кажутся мне достаточно принципиальными. Можно их называть прорывными, а можно — решениями, которые давно назрели. Совокупность относительно негромких инициатив складывается в довольно надежную картину. Курс социально-экономического развития подтвержден, но при этом признано, что многие проблемы не имеют решения. Итог послания — предельно конкретизированное расписание того, что и когда должно сделать правительства, парламент и Госсовет, вплоть до указания по пунктам, какие законы они должны принять в весеннюю сессию. И в этом смысле это определенный прорыв с точки зрения системной работы в государственном управлении.
Мы привыкли к тому, что объявляются громкие инициативы, произносятся лозунги, а потом хоть трава не расти. На сей раз все было в другой тональности. Меньше «судьбоносных инициатив», больше указаний конкретной работы и подтверждения давно поставленных целей, и, конечно, внимание региональному развитию. В прошлых посланиях это говорилось как бы по касательной, а сейчас звучало было большим вниманием к исполнительской дисциплине. Это само по себе кажется мне достижением.
► Читайте онлайн-репортаж «Свободной Прессы» с церемонии Послания президента России Федеральному собранию
Источник
Спасение в знаниях. Как подстегнуть рост экономики в России
Сегодня развитие инноваций — это, вероятно, единственный способ поднять российскую экономику. Опрос, проведенный McKinsey среди руководителей крупных компаний, показал, что более 80% из них считают внедрение современных технологий важнейшим фактором успеха. При этом менее 10% довольны уровнем развития инноваций у себя в компании или вообще занимаются этим вопросом. Это слепок с ситуации в России в целом: об инновациях много говорят, но системной целенаправленной работы по их разработке и внедрению не заметно. А ведь для этого требуется скоординированное взаимодействие крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.
Инновации влияют на все сферы жизни. По данным исследования Granularity of Growth, общая прибыль акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) частных компаний, в которых системно занимаются инновационными технологиями, на 15 процентных пунктов выше средней по отрасли (23,5% против 8,7%). Кроме экономического результата инновации заметно улучшают и качество жизни.
Их использование в здравоохранении и фармацевтике позволяет сократить сроки лечения, повысить эффективность диагностики и предупреждения заболеваний. Возможности, объединяемые модным термином Smart Сities (новейшие технологии городского благоустройства и развития онлайн-сервисов для всех жителей), также кардинальным образом меняют уровень комфорта горожан. Не менее важны и возможности, которые дают технологии для включения незащищенных слоев населения, например инвалидов, в активную жизнь общества.
Перечислять составляющие эффекта от внедрения инноваций можно долго, но в совокупности они напрямую влияют на увеличение ВВП страны (через рост производительности, располагаемых доходов населения, налоговых поступлений) и способствуют развитию любой из отраслей. Исследование «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста» приходит к выводу, что для масштабных инноваций требуется скоординированное взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.
Новые цели и старые способы
В своем недавнем послании Федеральному собранию президент обозначил весьма амбициозные цели: ВВП на душу населения предстоит увеличить в 1,5 раза, а это значит, что ежегодный прирост ВВП в 2021–2025 годах нужно поднять до 5,7%. Если страна сможет достичь этих показателей, Россия обгонит среднемировые темпы роста и войдет в пятерку крупнейших мировых экономик.
Единственное возможное решение столь масштабной задачи — найти новую парадигму роста. Анализ развития российской экономики в течение последних лет неизбежно приводит к выводу: без системной разработки и внедрения инноваций стране не обойтись. После бурного роста в начале 2000-х годов, кризиса 2008 года, последовавшего за ним незначительного подъема, а затем нового кризиса 2014-2015 годов экономика страны вошла в фазу медленного восстановления.
Вместе с тем новые повороты развития экономической ситуации подчас непредсказуемы, численность трудоспособного населения России заметно снижается, а уровень безработицы сопоставим с развитыми странами (5,1% в России против 4,4% в Великобритании в 2017 году). Так что за счет количественного изменения трудовых ресурсов значительного вклада в рост ВВП ожидать не приходится. В 2017 году мировой ВВП вырос на 3%, что выше российских показателей.
Инвестиции в основной капитал — тоже не вариант. В России они снижаются уже в течение десяти лет. И даже если объем инвестиций восстановится до уровня 2013–2014 годов, то очень сложно рассчитывать на значимый вклад этого фактора в достижение поставленной цели по росту ВВП.
Инновации же способны сделать ощутимый вклад в увеличение экономики, так как напрямую влияют на производительность труда и капитала. Более того, они уже начали оказывать заметное влияние на динамику ВВП. Например, в 2010–2014 годы на них приходилось 1,1% ежегодного прироста российской экономики.
Почему инновации?
Потенциал роста производительности можно рассматривать как разницу между производительностью в России и в «эталонной» стране, являющейся лидером по этому показателю в конкретной отрасли. При таком сравнении оказывается, что наименьший потенциал роста производительности в добывающих отраслях. Здесь российский показатель — 75% от уровня Австралии, чемпиона по производительности добывающих отраслей среди проанализированных стран.
А наибольший потенциал роста в России в области научных исследований и разработок. В этой сфере производительность в стране составляет 21% от уровня США, занимающих первое место.
По нашим оценкам, в современных российских реалиях ставка на повышение производительности наиболее оправданна. Но чтобы к 2025 году ВВП на душу населения вырос в 1,5 раза, фактор инноваций должен приносить более 4% ежегодного прироста ВВП, или 3–6 трлн рублей. Это очень амбициозная заявка, тем более что в базовом сценарии Минэкономразвития прирост ВВП до 2020 года оценивается примерно в 2,2%. Даже такой показатель выше темпов роста последних лет, однако он явно недостаточен, чтобы Россия могла достичь среднемирового уровня.
Минэкономразвития рассматривает и более оптимистичный сценарий, в котором темпы роста ВВП России близки к среднемировым — около 2,6% в год. В этом варианте инновации, наряду с фактором капитала, также являются основным движущим фактором повышения ВВП.
Что нужно для прорыва
Можно рассуждать, что вероятность реализации оптимистичного сценария невелика. И, безусловно, без серьезной и согласованной работы бизнеса и государства так оно и будет. Однако динамика инновационного развития России все же внушает оптимизм. Практически в каждой отрасли можно выделить одну или несколько компаний, которые выстраивают системную работу над инновациями, и это позволяет им превосходить среднеотраслевые показатели по эффективности, рентабельности и росту.
Для наиболее инновационных компаний характерны высокий уровень амбиций, четкие приоритеты, использование полного спектра рычагов роста, высокая скорость изменений, динамичное развитие компетенций и перераспределение ресурсов. В то же время для большинства организаций переход на инновационный режим означает масштабную трансформацию, включая адаптацию операционной модели и культуры.
Инновации требуют широкого круга компетенций и масштабных ресурсов, которых зачастую нет у отдельно взятой организации, поэтому партнерство и эффективное взаимодействие с широким кругом участников инновационного процесса (наука, стартапы, поставщики, компании в смежных отраслях) важно для внедрения новаторских решений и их успешной коммерциализации.
На кого равняться?
Россия уверенно движется вверх в инновационном компоненте рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума: по итогам 2017 года страна заняла в нем 49-е место (в 2013-м она была на 78-м), то есть за четыре года поднялась на 29 пунктов. Хотя, конечно, по сравнению со странами-лидерами по показателю ВВП нереализованный потенциал у России еще очень велик.
Примеров реализации такого потенциала в мире достаточно. Один из самых ярких — Южная Корея. Власти этой страны сделали ставку на развитие человеческого капитала и создали наиболее благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, подкрепив реформы государственным финансированием. В основе успеха лежал осознанный фокус на развитие крупных предприятий в нескольких ключевых отраслях.
Сегодня Южная Корея — одна из наиболее инновационных и эффективных стран мира. В рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности» она занимает 26-е место среди 137 государств, а по показателю макроэкономической стабильности находится на втором месте. 4,2% ВВП страны инвестируется в НИОКР, а ВВП на душу населения составляет $30 000. Конечно, преобразования заняли не одно десятилетие, но результат оправдал все эти усилия. Пример Южной Кореи еще раз подтверждает, что именно повышение производительности за счет инноваций может стать для России тем самым драйвером роста ВВП, который позволит стране выйти на качественно новый уровень.
Источник