Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста.
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.
Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммер.банках.
Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:
· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)
· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)
· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)
Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.
ВидыФР— это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.
1. Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:
— государственные инвестиции,
— содержание гос. аппарата,
— оплата государственных запасов,
— финансирование бюджетных организаций,
— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,
— взносы во всемирные организации,
— оказание помощи иностранным государствам,
— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.
Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.
Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.
Пути увеличения финансовых ресурсов:
1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.
2.Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия.(Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы )
Резервы увеличения финансовых ресурсов : увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам.Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.
4. Финансовая система России, хар. её сфер и звеньев. Перспектива развития финансовой системы России.
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.
Звенья финансовой системы.
1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
Уровни бюджетной системы:
федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.
2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.
3. Децентрализованные финансы:
финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;
финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.
4. Фонды страхования.
Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»
Реферат на тему:
«Пути увеличения финансовых ресурсов в РФ. Пути повышения эффективности их использования»
Выполнила: студентка группы БД-2
Соловьева О Л
Научный руководитель:
доц. Гусев А.Ю.
Москва
2010
1. Пути увеличения финансовых ресурсов в РФ.
Под финансовыми ресурсами понимаются «денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей».[1, 22]
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.
Рассмотрим подробнее государственные финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.
Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные финансовые фонды.
Пути увеличения финансовых ресурсов:
Внешние займы – привлечение финансовых ресурсов других государств.
Своеобразный источник финансовых ресурсов – денежная эмиссия.
Еще один путь – стоимость национального богатства, которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через доходы от реализации государственного имущества и приватизации, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы
(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), от реализации бесхозного, конфискованного имущества, от реализации золотого запаса, возврат кредитов некоторыми странами-должниками.
Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов:
1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов.
2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.
3) Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены — как основного фактора.
4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.
Недополучение финансовых ресурсов происходит из-за несовершенства законов и ошибок в принятии управленческих решений в масштабе государства (уход за рубеж огромных капиталов, экономическая помощь другим странам).
Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.
Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну.
В ближайшей перспективе необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:
- инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
увеличение доходов от использования недвижимости, объективной оценки земельных участков и недвижимого имущество, а также взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.
Теперь рассмотрим пути увеличения финансовых ресурсов предприятий. Все источники финансовых ресурсов можно разделить на такие виды как:
— собственные (принадлежащие предприятию, которые не нужно ни кому возвращать и как правило за них не нужно ни кому платить). Эта группа может быть дополнительно разделена на внутренние ресурсы (возникающие внутри предприятия и привлеченные из вне (внешними).
— заемные (их нужно вернуть через определенное время и за пользование ими обычно нужно платить). Эти ресурсы могут быть только привлеченными (внешними).
К собственным источникам относятся:
— собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал;
— отчисления от прибыли;
— иные виды активов (основные фонды, земельные участки, нематериальные активы);
— привлеченные средства в результате выпуска акций или иным образом полученные средства в уставной фонд;
— средства, выделяемые вышестоящими организациями на безвозвратной основе;
— благотворительные или иные аналогичные взносы.
К заёмным (внешним) источникам финансовых ресурсов относятся различные формы заемных средств, представленных на возвратной основе.
Внешними источниками покрытия потребности предприятия в финансовых ресурсах могут быть:
— контрагенты (коммерческий кредит и кредиторская задолженность, покупательский аванс);
— привлечение долгосрочных заемных средств от потенциальных партнеров (инвесторов) на основе предоставления бизнес-планов (авансирование); размещение облигационного займа; кредиты;
— льготное (в т.ч. и безвозмездное) государственное финансирование.
«Для предприятия выбор между перечисленными источниками определяется величиной платы за их использование в виде банковских процентов, платы за авансирование, пени за задержку платежа кредиторам или суммы по векселю, в которую кредитор включает проценты по товарной ссуде».[3]
Поскольку, как правило, реализация инвестиционного проекта носит долгосрочный характер и требует формирования соответствующего инвестиционного бюджета, то использовать для финансирования инвестиций источники краткосрочных финансовых ресурсов весьма затруднительно и рискованно. К тому же в России интенсификация использования указанных источников ограничена.
Так использование коммерческого кредита, в т.ч. с оформлением векселем (распространенного в мировой практике и перспективного инструмента) ограничивается неразвитостью и рискованностью рынка (слабыми гарантиями, а потому и низкой ликвидностью векселей большинства предприятий).
Использование кредиторской задолженности ограничено характером договорных отношений с поставщиками и законодательством (штрафные санкции за просрочку платежей и возможность банкротства). Кроме того, наличие высокой задолженности ограничивает привлечение инвестиционных ресурсов из других источников. Заметным препятствием в развитии предприятия следует считать наличие значительной задолженности по оплате труда (снижает мотивацию и увеличивает текучесть кадров) и задолженности бюджету и внебюджетным фондам.
В любом случае следует стремиться к тому, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была не меньше, чем кредиторской.
Эмиссия облигаций ранее почти не использовавшаяся предприятиями, но сейчас получила развитие. Хотя по-прежнему её объемы невелики, т.к. подавляющее большинство предприятий не могут обеспечить по ним выплату достаточно высоких процентов. К тому же размещение облигационного займа само требует затрат финансовых ресурсов и квалифицированных специалистов.
Интерес к этому виду привлечения средств должен возрасти в случае подъема экономики и завершении массового перераспределения собственности. Важным достоинством облигационного займа для предприятия, является то, что при этом не изменяется структура и состав акционеров, соответственно не меняется распределение контроля за предприятием.
Банковское кредитование реального сектора носит краткосрочный характер (до года) и эти кредиты используются на пополнение оборотных средств. Правда вместе с тенденцией к стабилизации экономики постепенно нарастает доля и объем долгосрочного (инвестиционного кредитования).
Его более быстрый рост сдерживается невысокой капитализацией банковской системы России, невысокой экономической и политической стабильностью в стране и невысокой инвестиционной привлекательностью большинства предприятий, для которых кредиты остаются слишком дороги.
Основное условие эффективного использования заемных ФР – недопущение превышения величины средней расчетной ставки процента за пользование всеми заемными средствами в течении периода, над величиной экономической рентабельности предприятия.
2. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование – один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.
Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
«В процессе финансового планирования определяются: источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период; объемы денежных фондов, создаваемых на их основе; рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе».[2]
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.
В бюджетном послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах 25 мая 2009 г отмечено, что нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
1) поэтапно сократить (вплоть до полной отмены и законодательного запрета на введение) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;
2) усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в региональные и (или) местные бюджеты по месту их формирования, а также снизить негативные эффекты использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;
3) повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;
4) обеспечить доступность для финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты;
5) стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе — с утверждением указанных дотаций на трехлетний период, а также перевести налоговые доходы, распределяемые по дифференцированным нормативам или долям, в межбюджетные трансферты;
6) повысить долю межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, распределение которых утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, сократив объемы предоставления дотаций на сбалансированность и бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации;
7) создать механизм поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник