Как весело провести экскурсию

13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально

13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально

Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.

Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.

В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.

Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.

Читайте также:  Отдых с детьми кроме моря

Как правильно выбирать экскурсию

1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами — провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.

2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то — всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» — заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.

3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет — 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.

4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз — не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:

  • Завтрак.
  • Посещение Казанского собора.
  • Прогулка по Невскому проспекту.
  • Экскурсия в Эрмитаж
  • Экскурсия «Ансамбль Стрелки Васильевского острова»
  • Экскурсия в Кунсткамеру

Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск — во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.

5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, — тем более. Сделайте утром музей, а после обеда — квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.

Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)

6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам — и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.

7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» — по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.

8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек — и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах — одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.

9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.

Что делать на самой экскурсии

10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных — держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, — не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.

11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.

12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).

13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой — но если нет, оставьте время на магазин.

Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)

Источник

Как сделать экскурсию интересной, или Методические приемы показа и рассказа

В любой экскурсии сочетаются два элемента – показ и рассказ. Для каждого из них разработано немало методических приемов, которые позволяют сделать прогулку с гидом увлекательным и запоминающимся для туристов мероприятием. Рассмотрим основные способы.

Как показывать?

Методические приемы показа могут быть общими – применимыми для любой экскурсии. К ним относится предварительный осмотр – общее ознакомление с внешним видом объекта. Такое действие занимает пару минут, в течение которых турист получает первое впечатление. Этим способом не стоит пренебрегать, поскольку он обеспечивает переход от одного пункта маршрута к другому и позволяет подготовиться к восприятию нового материала.

Предварительный осмотр – подходящее время для фотографирования

Следующий метод – экскурсионный анализ: гид обращает внимание клиента на отдельные части сооружения, акцентируется на тех или иных деталях. Такой подход дает возможность более глубоко изучить свойства наблюдаемого.

К частным приемам относят следующие:

  • зрительная реконструкция – это мысленное восстановление первоначального вида объекта; применяется в туре по памятным местам, где происходили встречи исторических лиц, военные действия, грандиозные стройки и пр.;

Чтобы помочь туристам представить четкую картинку, гиды используют наглядные пособия: фотографии, рисунки, схемы. Из подобных материалов формируется так называемый «портфель экскурсовода» – комплект визуальных носителей информации.

  • локализация событий – это четкое указание на местности, где совершались те или иные действия; подходит для военно-исторической тематики, например, на поле под Аустерлицем, где проходила знаменитая битва с Наполеоном, гид указывает расположение войск разных стран; такой способ вызывает у экскурсантов чувство сопричастности;
  • зрительное сравнение – это сопоставление различных предметов и явлений: конструктивных особенностей зданий разных эпох, облика старой и новой частей города и пр.;
  • панорамный показ – это обзор объекта в целом с возвышенности, например, пражских улиц с высоты Староместской ратуши (Staroměstská radnice).

Приемы можно совмещать, например, панорамный обзор города и сравнение архитектурных стилей храмов

7 основных приемов рассказа

  1. Экскурсионная справка. Краткие данные об объекте: когда создан, предназначение, размеры и др. Чаще всего используется во время автомобильных туров, когда виды быстро сменяют друг друга за окном.
  2. Описание. Развернутый рассказ о характерных чертах, приметах, качествах достопримечательности.
  3. Объяснение. Раскрытие сущности события и причин, его вызвавших. Применяется в историко-краеведческих и природоведческих экскурсиях, а также при показе произведений искусства – для разъяснения замысла автора.
  4. Цитирование. Это дословный отрывок из какого-либо текста или слова исторической личности, в которых ярко и красочно описывается наблюдаемый объект (например, в Париже при прогулке по Нотр-Даму можно зачитывать выдержки из одноименного романа Виктора Гюго). Цитата позволяет создать у экскурсанта яркий образ исследуемой эпохи.
  5. Вопросы. Используются либо в риторической форме, что помогает привлечь внимание экскурсантов, либо в качестве побуждения к дискуссии.
  6. Репортаж. Рассказ о происходящем на глазах туристов. Применяется при наблюдении за состязаниями, выступлениями, производственными процессами. Стоит использовать, например, при посещении испанского фестиваля прыжков через младенцев (Fiesta del Colacho).

Прием репортажа требует особого умения от гида, ведь ситуация меняется очень быстро

  1. Соучастие. Чтобы отдыхающие «примерили на себя» ту или иную эпоху, можно попросить их представить себя в соответствующих условиях: придворными на балу в Версале или монахами в бенедиктинском монастыре чешского города Кладруби. Такое перевоплощение запомнится надолго.

Применяйте разнообразные методические приемы показа и рассказа, чтобы добавить своим экскурсиям сочных красок, сделать далекие события близкими сегодняшнему человеку, заставить клиента переживать вместе с историческим персонажем. И новые обращения к вам обеспечены, ведь туристы любят такие эмоциональные мероприятия.

Источник

5 секретов увлекательной экскурсии для детей

Опытный экскурсовод и автор оригинальных экскурсий делится своим опытом

Пью кофе и втыкаю гвоздички в апельсины — готовлюсь к экскурсии..

Ароматы цитруса и гвоздики напоминают окружающим о зиме. Люди, проходя мимо моего столика, улыбаются. Апельсиново-гвоздичная терапия действует и на меня: я радостно выбегаю на улицу, а там снег. первый в этом году.

Здравствуй, Рождественская экскурсия! Нет, сегодня день рожденьческая. Дети чудесны, а родители — восхитительны!

Мне часто предлагают вести экскурсии у детей, считая это чем-то достаточно сложным. На мой взгляд, детская экскурсия — удивительное дело, простое и сложное одновременно, но важно, что от детей сразу чувствуешь отдачу, признательность и любовь.

Что самое главное в детской экскурсии?

Несколько советов для мам, пап, бабушек и дедушек, которые гуляют с детьми по Петербургу и хотят, чтобы дети слушали и слышали ваши исторические рассказы:

1. Мыслить яркими образами, которые понятны детям.

Сначала вы сами должны увидеть образ того, о чем рассказываете. Картинка должна быть цветная, подробная и вызывать чувства лично у вас.

Например, садовник Елисеев вырастил в оранжерее для графа Шереметьева землянику в Рождество. Гости — в изумлении, граф в волнении восклицает: «Проси, чего хочешь!»

Очень ярко все себе представляю: и камзол графа, и плетеную корзинку, и снег за окном, мороз до -40 и аромат земляники. Поэтому рассказывать легко. И сами собой рождаются вопросы к детям: «Что случилось дальше, как ты думаешь?» Если картинка яркая, то ребята легко придумывают и погружаются в историю. Куда поехали Елисеевы, когда стали свободны? Что стали делать? Легко им было в Петербурге? А что бы ты стал делать на их месте, будь у тебя 100 рублей? И тут хорошо бы от слов перейти к делу.

2. Найдите вещь, деталь, которая характеризует вашего героя, историю.

Проще, конечно, воспользоваться иллюстрацией, картинкой, фотографией. Но лучше всего найти вещь, которую можно потрогать, понюхать, отгадать загадку связанную с ней. Например, с купцами Елисеевыми я даю ребятам апельсин, на нем гвоздикой выложены буквы фамилии. Буквы разбросаны и из них надо составить слово (апельсинами Елисеев стал торговать на Невском проспекте).

Рассказывая про Петра I, люблю давать детям карту местности Петербурга XVIII века и предлагаю проложить примерный план города (это для детей постарше, конечно). Когда идём в Фотосалон — даю фотографию и предлагаю найти точку, с которой она была сделана. В Летнем саду предлагаю ребятам самостоятельно вылепить некоторые из скульптур. Все, что дети потрогали, приложили усилия к разгадке — запомнится им надолго.

Непросто найти то, что попадает, как говорится, в десяточку, но сам процесс того стоит! Лично для меня — это самое интересное в экскурсии: процесс поиска той самой исторической детали.

3. Лучше меньше, но лучше.

Дети даты не запоминают, особенно когда стоят, слушают даже самые интересные истории от силы минут 5-7. Поэтому весь исторический рассказ надо уложить в 15-20 минут, а всю экскурсию в 1,5 часа максимум.

И после такого погружения оставлять у детей желание узнать больше, но уже самостоятельно. Не так, «что я тебе всё рассказал, а вот ещё вспомнил, послушай меня внимательно». Нет! Наполните ваше общение диалогом, поиском, пробежками, фотографированием и открытиями мест.

4. Поощрение, приз, вкусняшка в конце исторической прогулки.

После экскурсии мы идём обедать, ужинать или полдничать. Очень здорово, если еда, которую вы предложите ребятам, будет иметь отношение к сегодняшней прогулке. Пусть не вся, но опять же деталь запомнится надолго и сделает трапезу «исторической» и увлекательной. И даже если вы чувствуете, что дети устали от исторической информации, можно просто сказать, что наш герой любил именно это.

Если у вас мальчишки и вы побывали в музее Суворова, то съесть гречневую кашу и щи в хлебе — это прямо обязательно. А если вашими героями стали императоры — возьмите с собой кружевную салфетку и парочку фарфоровых тарелочек. Даже в военных походах императоры кушали просто, но всегда с серебром и на фарфоре. И этот день станет особым.

5. И последнее, моё любимое: легко забыть, все что вам говорят и всё, что показывают, но мы никогда не забудем атмосферу, когда нам хорошо.

Атмосфера создаётся вашим увлечением, интересом и желанием поделиться открытиями! Не «мои дети должны знать историю города, в котором живут», а — «Ого, оказывается, первый трамвай пошёл по льду Невы, а первый поезд имел такую же скорость, как и сегодняшние электрички, а загранпаспорт мог выдать старший дворник». И таких открытий множество.

Удивляйтесь, играйте, открывайте историю вместе с детьми! Любовь к городу она внутри нас, и ребенок все чувствует и понимает, просто говорить об этой любви надо творчески. К взрослым экскурсиям у меня примерно такой же подход. И пусть это не всегда понимают коллеги по цеху, но разбудить внутреннего ребёнка в серьёзном взрослом — это очень увлекательно!

На заставке фрагмент фото jasoncedit/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0

Источник

Оцените статью