Как воруют бюджет страны

Как воруют деньги из бюджета. Основные коррупционные схемы в России

Россия — один из мировых лидеров по уровню коррупции. Например, в индексе восприятия коррупции от Transparency International РФ занимает 119-е место из 167 стран. Фигурантами коррупционных скандалов становятся главы регионов и их заместители, чиновники, ответственные за распределение земли и другой собственности. При этом огромное количество таких преступлений остается нераскрытым.

При незаконной приватизации бюджет государства несет убытки за счет занижения стоимости имущества, которое продается новым собственникам. Отвечающие за ход сделки чиновники находят или сами создают компанию, которая приобретает имущество с незаконной «скидкой». После осуществления такой приватизации имущество перепродается уже по реальной стоимости, а прибыль делится между заинтересованными лицами.

Самая громкая история о незаконной приватизации последних лет — дело «Оборонсервиса». Главной обвиняемой по нему проходила бывшая начальница департамента имущественных отношений министерства обороны Евгения Васильева. По версии обвинения, под руководством Васильевой выбирались перспективные для продажи земельные участки Минобороны. Затем в них вкладывали дополнительные средства, на этих участках строили недвижимость. После этого участки продавали по сильно заниженной стоимости аффилированным компаниям, а потом перепродавали по рыночной цене. Часть полученной прибыли вкладывали в дальнейшую покупку недвижимости по такой же схеме.

Ущерб по делу суд оценил в 550 миллионов рублей. В мае 2015-го суд признал Васильеву виновной, приговорив к пяти годам колонии общего режима, однако уже в августе она была освобождена по УДО.

Бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны России

Откат на госзакупках

При покупке имущества или услуг государством у частных компаний действует обратная схема. Ответственные за сделку чиновники или сотрудники госкомпаний вступают в сговор с руководством дружественной фирмы, либо создают такую сами. Та заявляет завышенную стоимость имущества или услуг; в сумму заранее закладывается «бонус» для участников махинации. Несмотря на обязательный конкурс по всем госзакупкам, чиновники всеми способами стремятся не допустить к участию в тендере сторонние компании и пытаются заранее предопределить победу «своей». Сделать это легко: например, составить условия конкурса так, что под них будет подходить только «правильная» фирма. После осуществления сделки компания возвращает оговоренную долю чиновникам.

Иногда победившая в тендере фирма сама закупает услуги и оборудование у других компаний, своих субподрядчиков. Те, в свою очередь, приобретают материалы у третьих. При каждой такой сделке может закладываться «процент» для участвующих в схеме. Таким образом, конечная стоимость контракта для государства может увеличиваться в несколько раз.

За такие схемы был, например, арестован пришедший в Минобороны на смену Васильевой Александр Горшколепов. По версии обвинения, он (вместе с главой «Промышленно-эксплуатационного управления» Сергеем Дробышем) при закупках имущества для министерства обеспечивал победу фирмам, от которых позже получал деньги. 14 января 2016 года Горшколепов был приговорен к семи годам и девяти месяцам лишения свободы.

Взятки за право доступа к государственному имуществу

У чиновников нередко есть право распоряжаться государственными активами и имуществом. Недобросовестный чиновник может использовать это право ради получения взяток: он обеспечивает доступ к этим активам заинтересованным компаниям — на льготных условиях, но с процентом для себя — и наносит ущерб государству.

За это, к примеру, в ноябре 2015 года были осуждены три чиновника Росреестра в Краснодарском крае. Как установило следствие, они требовали от главы местной строительной компании взятку в размере 12 миллионов рублей. За эти деньги они обещали оформить в собственность фирмы принадлежавший государству земельный участок. По решению суда двое из них были приговорены к трем годам, еще один — к четырем годам колонии общего режима и штрафам по 150–300 тысяч рублей.

Премии самим себе

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун

Находясь на должностях, которые позволяют устанавливать зарплаты и премии самим себе, многие чиновники не пренебрегают воспользоваться такой возможностью. Формально чиновники остаются в рамках закона; этот способ получения денег из бюджета, скорее, относится к области этики.

Так, в октябре 2014 года губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписала закон, согласно которому должна была получать ежеквартальную премию равную 5,5 месячной зарплаты. В законе также устанавливались премии и другим чиновникам. Например, членам правительства области была установлена годовая премия в размере 18 месячных зарплат, а депутатам Мурманской облдумы, которыми этот закон был принят, в размере 13,8 зарплаты. Никаких последствий это не имело, кроме скандала в местных СМИ. В октябре 2014 года Ковтун осталась губернатором на второй срок.

Махинации с налогами

Если коммерческая компания закупает за границей товар, в стоимость которого заранее включен НДС, она имеет право на возмещение налога от государства — если товар по каким-то причинам не был продан или был списан как испорченный. Вступая в сговор с чиновниками налоговой службы и силовых ведомств, коммерсанты списывают товар и требуют возмещения НДС от государства. Призванные не допустить махинаций сотрудники ведомств получают свою долю возвращенных государством денег.

«Новая газета» провела свое расследование одного из подобных дел. В 2014 году были задержаны руководители столичной компании «Стелс Сервис». Как выяснило следствие, начиная с 2009 года, используя схему с возвратом НДС, они смогли получить более 75 миллионов рублей. В своих показаниях по делу они утверждали, что 40 миллионов рублей ушло руководителям Федеральной налоговой службы и Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД РФ. Из всех многочисленных чиновников, участвовавших, по версии газеты, в совершении этого преступления, привлечена к ответственности была лишь рядовой инспектор ФНС Юлия Гостева, осужденная на пять лет.

Аналогичные махинации расследовал юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский. Он обратил внимание прокуратуры и ГУВД Москвы на то, что документы трех принадлежащих фонду компаний были изъяты сотрудниками ГУВД после обыска, а сами компании оказались перерегистрированы на третьих лиц. Эти лица добивались налоговых возмещений от государства на сумму 5,4 миллиарда рублей. Все обращения привели к тому, что сам Магнитский был арестован и обвинен в соучастии в хищении. Он отказался признать себя виновным и умер в СИЗО 16 ноября 2009 года — обстоятельства этой смерти до конца не выяснены до сих пор. Расследования, проводившиеся после смерти Магнитского (в частности, силами фонда Hermitage и его главы Уильяма Браудера), показали, что к делу о возврате НДС причастны высокопоставленные сотрудники ФНС и следователи, которые вели дело.

Само дело Магнитского получило всемирный резонанс.

Источник

Как украсть миллиард? Похитить бюджетные средства — проще простого

Тема хищения бюджетных денег в последние годы, что называется, в зубах навязла. Что ни государственный мегапроект, то обязательно — уголовное дело. А чаще всего и не одно. Олимпийские объекты в Сочи и космодром «Восточный», стадион «Зенит-арена» и следственный изолятор «Кресты-2». На этих стройплощадках воровали миллиардами. Как такое возможно при наличии, казалось бы, целой системы законодательных норм, позволяющих контролировать каждую государственную копейку? О том, как эта система на самом деле работает, обозреватель нашей газеты Михаил РУТМАН поговорил с заместителем руководителя второго управления по расследованию особо важных дел (преступлений против государственной власти и в сфере экономики) ГСУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Александром ОСИПКИНЫМ.

Иллюстрация Brian A.Jackson/shutterstock.com

— Представьте, Александр Владимирович, что я жулик. Хочется пристроиться к бюджетному пирогу. С чего мне начать?

— Для начала нужно подать заявление на конкурс по выполнению какого-либо госконтракта. И не просто подать, а выиграть его, обойдя всех конкурентов!

Как вы понимаете, честный путь стопроцентной победы не гарантирует. Поэтому надо попытаться договориться с заказчиком, чтобы условия конкурса были написаны прямо «под вас». То есть так, чтобы никто другой удовлетворить им не мог. Тогда с большой степенью вероятности вы окажетесь единственным претендентом.

Процедура проведения конкурса регламентируется законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но детально прописать в нем, как формулировать эти условия, невозможно — каждый случай индивидуален.

Конечно, если проигравшие участники усмотрят явное предпочтение победителю, они могут обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. И нередки случаи, когда, проведя проверку, она объявляет конкурс недействительным. Но всех жуликов ей, конечно, не поймать. Более того, даже когда мы хватаем их за руку, им часто удается от ответственности уйти.

Вот конкретный пример. Поликлиника объявила конкурс на аренду автомобилей «скорой помощи» для обслуживания населения микрорайона. В нем приняли участие два претендента. Первый — давний добросовестный подрядчик этой поликлиники, имеющий парк специализированных автомобилей иностранного производства. Второй — хороший знакомый главврача этой поликлиники и предприимчивый владелец новеньких «Газелей», не приспособленных для оказания соответствующих услуг, но приобретенных аккурат к проведению конкурса. Его организаторы, недолго думая, вписали в конкурсную документацию требования из инструкции по эксплуатации этих самых «Газелей». В результате участник под номером два и стал победителем конкурса.

В отношении главврача нами было возбуждено уголовное дело по злоупотреблению должностными полномочиями. Но суд обвиняемого оправдал — никаких корыстных мотивов в его действиях он не усмотрел.

— Допустим все же, что другие участники конкурса тоже смогли сформулировать подходящие для заказчика условия. Что же делать жулику, чтобы победить?

— Однозначно — демпинговать! То есть максимально снижать стоимость своей услуги. Вышеуказанный закон преследует «благородную» цель — экономию бюджетных средств. И потому победу в конкурсе одержит тот, кто предложит наименьшую цену.

При этом на саму фирму — ее финансовое положение, способность выполнить контракт эффективно и в срок и т. п. — внимание практически никто не обращает. Нередки случаи, когда фирмы предоставляют заведомо ложные банковские гарантии, недостоверные сведения о себе, а еще чаще впоследствии заключают договоры субподряда, привлекая к выполнению работ людей с низкой квалификацией. Именно по такой схеме какое-нибудь ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей, штатом сотрудников из нескольких человек и имуществом в виде трех старых компьютеров может получить многомиллиардный заказ.

В нашей практике было уголовное дело, когда фирма заключала многомиллионные контракты на ремонт кровель практически во всех районах города, предоставляя сведения о том, что ее штат укомплектован высокопрофессиональными кровельщиками. На самом же деле в ней работали низкоквалифицированные гастарбайтеры, даже не владевшие русским языком, а ее директор не смог ответить на вопрос, сколько же людей у него числится.

— Хорошо, а как, обеспечив себе победу, еще и получить от государства побольше денег?

— Опять же — договориться с заказчиком. У него есть масса возможностей завысить изначальную цену контракта — ту, с которой начинаются торги.

Один из самых распространенных приемов — запрос предложений (котировок). В несколько «своих» фирм заказчик рассылает письма с предложением оценить данную работу. Оттуда приходят ответы с «атомными» ценами. Их — между прочим, на полном законном основании! — и закладывают в условия конкурса.

При этом в экономии бюджетных денег заказчик совершенно не заинтересован. Более того, ему крайне необходимо до конца года все их освоить, проще говоря — потратить. В противном случае организация будет объявлена неэффективной и на следующий год денежное довольствие ей могут урезать.

А как финансируются бюджетные структуры, вы сами знаете: деньги от государства поступают на счет где-нибудь в ноябре-декабре. Разбираться уже некогда. Часто, чтобы «закрыть год», заказчик «под честное слово» оплачивает недоделанные или даже еще не начатые работы. И даже если изначально он не хотел ничего нарушать, существующая система его к этому просто подталкивает.

Впрочем, «несчастного» заказчика в этой ситуации жалеть особенно не нужно. Он не останется обиженным, если победитель конкурса поделится с ним частью полученных денег. Да-да, те самые знаменитые «откаты». Надо ли говорить, что доказать такую «сделку» чрезвычайно сложно — о ней знают лишь две стороны, и обе они ни в какой утечке информации не заинтересованы.

— А почему исполнитель не боится, что его привлекут к ответственности за плохо выполненную работу?

— А потому, что у него есть масса возможностей этой ответственности избежать. Во-первых, работу можно вообще не делать, а просто скрыться или обанкротиться, получив крупный аванс. «Обманутый» заказчик разводит руками: вот, дескать, какой негодяй! Конечно, здесь можно заподозрить и мошенничество, и взятку. Можно даже попробовать возбудить уголовное дело, но вряд ли оно будет иметь перспективу. Факт сговора очевиден, но попробуй его докажи.

Во-вторых, можно «кинуть» субподрядчиков. Дать им выполнить часть работ, потом отказаться от их услуг, ничего не заплатив, и нанять следующих. Суды по взысканию денег могут длиться годами, но, даже проиграв их, жулики ничего не заплатят, поскольку к тому времени с них уже попросту будет нечего взыскать.

В-третьих, можно «пропихнуть» некачественную или недоделанную работу, прикрывшись липовыми актами приемки. Особо этим строители отличаются.

Вообще-то строительный надзор осуществляют как органы государственной власти и подведомственные им учреждения, так и специальная организация — Госстройнадзор. И до недавнего времени их сотрудников за очевидную «липу» привлекали к уголовной ответственности по ст. 286 УК — «превышение должностных полномочий».

Но теперь заказчики и подрядчики стали умнее — для такого надзора они заключают отдельный контракт или договор с коммерческой структурой. Законом эта «невинная» подмена не возбраняется. Но результат очевиден. Заплатив деньги, можно получить любой «нужный» акт. Только под статью УК его авторы при этом не подпадут — ее действие распространяется на должностных лиц, а предприниматели таковыми не являются.

Возможности для жульничества обусловлены и самой спецификой строительной отрасли. Там, к примеру, много скрытых работ. Какой толщины и марки теплоизоляция лежит под слоем штукатурки? Какие провода «упакованы» в кабельных соединениях, закрытых бетонными панелями? Да, выборочная экспертиза проводится. Но полностью проверить огромный объект — те же, к примеру, «Кресты-2» — просто нереально. Зато можно подвести проверяющих к заранее известному месту, где экспертиза покажет идеальный результат.

Яркий пример применения подобных схем — знаменитое дело Владимира Артеева, основателя группы компаний «Единые решения». Его брат возглавлял городской комитет по строительству, а хороший знакомый Виталий Жданов был заместителем председателя. Надо ли говорить, что «Единые решения» исправно выигрывали конкурсы на исполнение госконтрактов, получали авансы и большую часть работ до конца не довели?

По данным следствия, в период с 2013-го по 2015 год они благополучно присвоили не менее 477 миллионов бюджетных рублей, выделенных на возведение более десяти социально значимых объектов (среди них — поликлиника, детский сад, школа, туберкулезный и реабилитационный центры. ). Артеев и Жданов, который на момент задержания уже занимал должность председателя областного комитета по строительству, дали признательные показания, рассказали о махинациях с конкурсами и взятках. Сейчас дело находится в стадии окончания.

— Как, по вашему опыту, складывается практика расследования подобных дел?

— Они идут очень трудно. Множество экспертиз, огромное количество технической документации. Масса доказательств носит лишь косвенный характер и основывается на оценочных суждениях.

Как, например, доказать изначальный умысел на мошенничество? Обвиняемый говорит: «Я честно хотел все достроить, но возникли финансовые трудности. Подорожали стройматериалы, подвели субподрядчики». Адвокаты, основываясь на подобных аргументах, всеми силами стараются перевести уголовные деяния в область гражданско-правовых отношений.

Также нередки случаи, когда подрядчик по требованию заказчика выполняет не предусмотренные контрактом работы. Например, вместо детской площадки строит дорогу. Как в таком случае быть с ущербом, ведь бюджетные деньги не похищены, но при этом цели, на которые они выделялись, не достигнуты?

Но даже если дело по мошенничеству доходит до суда, это еще далеко не залог успеха. Может статься так, что действия недобросовестных подрядчиков будут переквалифицированы со статьи 159 УК РФ («мошенничество») на ст. 165 УК РФ — «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» или ст. 201 УК РФ — «злоупотребление полномочиями».

Эти преступления небольшой и средней тяжести, по ним практически не применяется такая мера пресечения, как заключение под стражу, и обвиняемые чаще всего отделываются условным наказанием, а то и вовсе штрафом. К тому же у этих статей небольшие сроки давности уголовного преследования.

В качестве примера назову дела о хищениях денежных средств при реконструкции здания Северо-Западной транспортной прокуратуры. Следствие усмотрело в действиях двоих обвиняемых состав мошенничества, но суд изменил квалификацию на 201-ю статью, по которой они были. амнистированы.

— А как наказывают чиновников, которые как минимум поощряют фокусы с госконтрактами?

— Если не удастся доказать их корыстный интерес (получение взятки или участие в хищении), то по ст. 286 УК РФ — «превышение должностных полномочий» и ст. 293 УК РФ — «халатность». Это, конечно, не очень суровые статьи, но и не самые слабые: в случае тяжких последствий первая из них предполагает до 10 лет лишения свободы, вторая — до 7. Так что, считаю, наказание вполне адекватное.

— Выходит, к тем, кто помогает расхищать бюджетные деньги, государство относится более сурово, чем к самим расхитителям. Оправданна ли такая гуманность?

— Мнения по этому вопросу могут быть разные. Мне кажется, Уголовный кодекс необходимо дополнить отдельной статьей за существенное нарушение условий госконтракта. Получил бюджетные деньги и в срок не сделал работу — отвечай по полной!

Кто-то возразит, что для этого уже существуют гражданско-правовые механизмы. Однако законодатель заведомо придал государственным контрактам особый статус — не случайно ведь «ради них» был принят отдельный федеральный закон, регулирующий правоотношения в данной сфере. Отсутствие же ответственности за существенное нарушение условий госконтракта приводит к таким ситуациям, которая сложилась со следственным изолятором «Кресты-2». Контракт на его строительство продлевался несколько раз, а потом и вовсе стал бессрочным!

Честно сказать, не перестаю удивляться. Когда, казалось бы, требуется «закрутить гайки», у нас происходит очередная гуманизация уголовного законодательства в отношении так называемых представителей предпринимательства. Сейчас для них запрещено избирать меры пресечения в виде заключения под стражу.

— Одним словом, воруйте спокойно, граждане!

— Извините, я этого не говорил! Мы работаем, дела уходят в суды, те выносят приговоры. Но проблемы в целом это не решает. Существующее законодательство, по сути, развязывает руки жуликам. Бюджетные деньги продолжают воровать миллиардами. И это реальная угроза как для экономики страны, так и для правосознания ее граждан.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Как украсть миллиард?».

Источник

Читайте также:  Волшебник страны оз главная мысль
Оцените статью