- Гид по правам, обязанностям и свободам человека и гражданина в России
- Что такое права и свободы гражданина
- Чем отличаются права от свобод
- Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина
- Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации
- Личные (гражданские) права и свободы
- Экономические права и свободы
- Политические права и свободы
- Социальные права и свободы
- Культурные права и свободы
- Защита прав и свобод граждан в России
- Резюме
- Основные права и обязанности государств
- Основные права государств.
- Право на независимость.
- Право на суверенитет.
- Право на юрисдикцию.
- Право на суверенное равенство.
- Право на самооборону.
- Основные обязанности государств.
- Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения.
- Обязанность решать любые международные споры мирными средствами.
- Обязанность невмешательства в дела других государств.
- Обязанность сотрудничать с другими государствами.
- Обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства.
- Обязанность уважать права и основные свободы человека.
- Заключение.
Гид по правам, обязанностям и свободам человека и гражданина в России
Вашему вниманию представлена одна из самых важных тем школьного курса обществознания. Знания о правах и свободах граждан РФ пригодятся не только на экзамене, но и в повседневной жизни.
Что такое права и свободы гражданина
Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
Кроме того, права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной государствами-членами Совета Европы, в том числе Россией в 1998 году.
Вот одна из классификаций основных прав и свобод граждан:
- личные (гражданские),
- политические,
- экономические,
- социальные,
- культурные.
Чем отличаются права от свобод
Термины «право» и «свобода» во многом пересекаются.
Право — юридическая возможность человека иметь или делать что-либо. Свобода — отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.
При этом различаются ещё и права и свободы человека и права и свободы гражданина. Давайте разберёмся, в чём разница между правовым статусом человека и гражданина.
Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина
Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.
Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы.
Например, право на жизнь, право достоинство личности.
Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться.
Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.
Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».
✅Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека).
А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.
✅Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина).
Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации
Конституционные права и свободы граждан России делятся на несколько категорий в зависимости от сферы жизнедеятельности.
Рассмотрим, что подразумевает под собой каждая категория, и приведём примеры соответствующих статей Конституции.
Личные (гражданские) права и свободы
Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу:
- право на жизнь (статья 20),
- право на достоинство (статья 21, часть 1),
- право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22),
- право на неприкосновенность частной жизни (статья 23),
- право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23).
Экономические права и свободы
Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности:
- свобода предпринимательской деятельности (статья 34),
- право на частную собственность (статья 35, 36),
- право наследования (статья 35, часть 4),
- свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37),
- право на защиту от безработицы (статья 37),
- право на отдых (статья 37).
Политические права и свободы
Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества:
- право на информацию (статья 29),
- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31),
- право на участие в управлении делами государства (статья 32),
- право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2),
- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Социальные права и свободы
Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние:
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41),
- право на благоприятную окружающую среду (статья 42),
- право на образование (статья 43).
Культурные права и свободы
Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности:
- право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44),
- свобода творчества (статья 44).
Защита прав и свобод граждан в России
Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.
Охрана — это установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый вправе защищать свои права и свободы в случае их нарушения, в том числе в суде и с помощью квалифицированных юристов. Закреплена презумпция невиновности — до тех пор, пока вина не доказана в судебном порядке, человек считается невиновным (ст. 49). Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя и близких (ст. 51).
Кроме того, в Российской Федерации существуют различные неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека — например, общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, комитет за гражданские права и другие.
Ещё в статье 46 Конституции РФ предусмотрено право на защиту прав и свобод в межгосударственных органах в случае их ограничения. Исчерпав внутренние средства правовой защиты, можно подать жалобу в другие инстанции — например, в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Порядок подачи жалобы закреплён в статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это не исчёрпывающий перечень способов защиты своих прав. Но главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент.
Резюме
Основные права и свободы человека и основные права и свободы гражданина РФ закреплены в Конституции. Они делятся на несколько категорий: личные, экономические, политические, социальные и культурные.
Помимо этого, есть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные гарантии обеспечения прав и свобод граждан связаны с защитой. Это значит, что вы сможете получить юридическую помощь, будете считаться невиновным, пока вина не доказана в судебном порядке, и не обязаны давать показания против себя и близких.
Источник
Основные права и обязанности государств
Государства, как главные субъекты международного права, по определению наделены способностью обладать правами и нести обязанности по международному праву. Такие права и обязанности могут основываться на различных источниках международного права, включая международные договоры и международное обычное право. Возникает вопрос: существуют ли права и обязанности, неотъемлемо связанные с созданием и самой сущностью государства, и, таким образом, независимые от других источников правовых обязательств договорного или обычного, частного или общего характера. Этим объясняется необходимость использования выражения фундаментальные или основные права и обязанности государств (в отличие от прав и обязанностей государств как таковых, которые охватывают все международное право).
Теория основных прав и обязанностей возникла в XVII веке, когда государства окончательно провозгласили свою независимость и суверенитет с высшей и неоспоримой институциональной властью над социальными явлениями, происходящими в их юрисдикции, на ряду с постепенным созданием системы взаимных отношений с другими государствами. Считается, что этот исторический период начался в 1648 году после Тридцатилетней войны, закончившейся заключением Вестфальского мира. Государства, с одной стороны, подтвердили свою независимость от папства и империи, а, с другой стороны, установили исключительное господство над территориальными сообществами, тем самым обуславливая упразднение различных центров феодальной и общинной власти, сложившихся в течение предыдущих столетий.
Что касается разработки письменных правовых документов, касающихся основных прав и обязанностей государств, то в течение 20-го века были достигнуты определенные результаты. Конвенция Монтевидео 1933 года стала одной из первых попыток включения «прав и обязанностей» государств в многосторонний юридически обязательный документ, однако она не получила широкой поддержки и насчитывает всего несколько подписантов. За этой попыткой последовал разработанный Комиссией международного права ООН и представленный Генеральной Ассамблеи в 1949 году Проект Декларации о правах и обязанностях государств. Тем не менее, из-за недостаточного интереса к нему проект Декларации был на первом этапе отложен и впоследствии Генеральная Ассамблея к нему больше не возвращалась. Многие права и обязанности государств, содержащиеся в проекте декларации, были позднее подтверждены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 году (резолюция ГА ООН 2625). Вышеуказанные документы вместе с Уставом ООН являются важнейшими инструментами, определяющими основные права и обязанности государств.
Основные права государств.
Основные права государства — это те права, которыми государства обладают и пользуются в соответствии с основными принципами международного права. Эти права существуют в силу международного правопорядка, способного определять права своих субъектов. К числу основных прав государства относятся:
Право на независимость.
Право на независимость является основополагающим правом государства. В статье 1 Проекта декларации о правах и обязанностях государств 1949 года независимость определяется как способность государства обеспечивать свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления. Необходимость подчиняться нормам международного права не является отступлением от независимости.
Независимость является правовой категорией. Любая политическая или экономическая зависимость, которая может существовать в действительности, не влияет на правовую независимость государства, если только данное государство не вынуждено официально подчиняться другому государству, в таком случае имеет место зависимый статус.
Право на независимость в международном праве подразумевает ряд прав и обязанностей, например: право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и постоянным населением или право участвовать в акте самообороны в определенных ситуациях. Оно также подразумевает обязанность не вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств.
Право на суверенитет.
Право на суверенитет тесно связано с правом на независимость. По сути, эти два понятия иногда интерпретируются как разные стороны одного и того же атрибута. Это отражается, в частности, на традиционной квалификации независимости как «внешнего суверенитета» государства. Считается, что как атрибут государства, суверенитет, как правило, требует наличия определенной территории и постоянного населения, которыми управляет организованная политическая власть. Право на суверенитет не зависит от власти, которой обладает государство для обеспечения его осуществления, а обусловлено лишь фактом существования самого государства как субъекта международного права.
Суверенитет имеет два аспекта. Во-первых, он означает, что государство обладает высшей неделимой властью над своей территорией – данный аспект является проявлением концепции территориального суверенитета. Во-вторых, суверенитет означает способность государства по собственному усмотрению вступать в двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами, такие как отправлять и принимать дипломатических представителей, участвовать в заключении договоров, а также пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами от юрисдикции других государств – этот аспект связан с концепцией международной правосубъектности.
Суверенитет сегодня имеет гораздо более ограничительное значение, чем в XVIII и XIX веках, когда с появлением могущественных национальных держав право суверенитета было в некоторой степени ослаблено. В настоящее время вряд ли найдется государство не готовое в интересах международного сообществ пойти на определенные ограничения в отношении своей свободы действий. В самом деле право на осуществление суверенитета сегодня не является абсолютным. Государства ограничивают свои суверенные полномочия либо в соответствии с международными договорами или решениями международных организаций, членами которых они является, либо по собственному согласию.
Право на юрисдикцию.
Право на юрисдикцию вытекает из права на суверенитет. Право на юрисдикцию состоит в возможности государства осуществлять власть над своей территорией (сушей, внутренними и территориальными водами и национальным воздушным пространством) и над всеми лицами и вещами, находящимися в пределах его территории, а также в отношении своих граждан, находящихся за ее пределами. Эта власть подразумевает компетенцию государства в принятии законов, обеспечении их соблюдения и вынесении судебных решений в отношении лиц и событий, происходящих в его границах.
Право на суверенное равенство.
В соответствии с принципом суверенного равенства все государства занимают одно и тоже положение в международном сообществе, имеют одинаковую правоспособность и обладают равными правами и обязанностями независимо от их размера, военного, экономического или политического могущества и других различий. Это право, в частности, закреплено, в Декларации о дружественных отношениях 1970 года. Правило, согласно которому par in parem non habet imperium, т. е. ни одно государство не может законно претендовать на юрисдикцию над другим государством, обычно считается одним из конкретных проявлений рассматриваемого принципа.
Право на суверенное равенство также присутствует в законодательстве международных организаций. Например, в рамках системы ООН все государства имеют право на один голос. Однако существуют важные исключения, поскольку, только пять государств – Россия, США, Китай, Франция и Великобритания имеют право заседать в качестве членов Совета Безопасности на постоянной основе, а также обладают правом вето на его решения непроцедурного характера. Еще более очевидные отступления существуют в международных финансовых организациях (в частности, МБРР и МВФ), где право голоса определяется размером взноса страны в их капитал. Еще одним отходом от данного принципа является Совет Европейского сообщества, где каждому государству-участнику предоставляется определенное число голосов в зависимости от его демографического и экономического потенциала.
Право на самооборону.
Право государства на самооборону признается международным обычным правом, а также статьей 51 Устава ООН. Однако это право может осуществляться государством, только если на него будет совершено вооруженное нападение и до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Правомерность реализации права на самооборону обусловлена соблюдением критериев необходимости и пропорциональности (соразмерности).
Хотя относительно предмета самообороны ведутся оживленные споры, в частности по таким вопросам: что именно представляет собой вооруженное нападение, когда конкретно начинается вооруженное нападение, и может ли государство предпринимать какие-либо меры перед лицом неминуемого вооруженного нападения, само право на самооборону является общепризнанным, и остается наиболее значимым исключением из общего запрета на применение силы в международных отношениях.
Основные обязанности государств.
Обладание правами непременно предполагает существование определенных обязанностей. Все государства должны соблюдать свои обязанности по международному праву. Несоблюдение государством своих обязанностей является нарушением международного права, за которое оно несет ответственность. Среди основных обязанностей государства можно выделить следующие:
Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения.
Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций и влекут за собой международную ответственность. Данный принцип, в частности, закрепляется в Декларации о дружественных отношениях 1970 года и дополнительно подтверждается в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года.
Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения включает в себя ряд обязательств, таких как:
- не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН;
- воздерживаться от организации и подстрекательства террористических или подрывных действий, включая действия наемников;
- воздерживаться от военных, политических, экономических или любых других форм принуждения, направленных против политической независимости или территориальной целостности любого государства;
- воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;
- осуществлять сотрудничество в целях ослабления международной напряженности, укрепления международного правопорядка и безопасности;
- принимать эффективные меры, направленные в конечном итоге на достижение всеобщего и полного разоружения.
Однако применение силы допускается и считается законным в соответствии с международным правом в том случае, если оно осуществляется для самообороны, по решению Совета Безопасности ООН, на случай угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
Обязанность решать любые международные споры мирными средствами.
Принцип мирного разрешения споров неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. В статье 2.3 Устава ООН записано что все государства-участники решают свои международные споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. В главе 6 Устава ООН приводится механизм выполнения этой обязанности государствами.
В соответствии с этой обязанностью государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров любыми мирными средствами по своему выбору. В зависимости от обстоятельств и характера спора это могут быть, например: переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.
Обязанность невмешательства в дела других государств.
Государства не должны прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела любого другого государства, независимо от их взаимоотношений. Любые вмешательства в дела другого государства являются нарушением международного права. Государства обязаны воздерживаться от применения экономических, политических или других мер в целях добиться подчинения себе другого государства и получения таким образом преимуществ любого рода. Государства не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве и организовывать или поощрять любую деятельность, направленную на насильственное свержение режима другого государства.
Обязанность сотрудничать с другими государствами.
Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в соответствии с целями и принципами ООН. Такое сотрудничество должно способствовать взаимопониманию и добрососедству между народами, а также содействовать сокращению различий в уровнях экономического развития стран.
Обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН и, общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе с международными соглашениями. Осуществляя свои суверенные права, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.
Обязанность уважать права и основные свободы человека.
Государства обязаны уважать международно-признанные права и основные свободы каждого человека без различия расы, пола, языка и религии. Государства должны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод. Обязанность уважать права и основные свободы человека требует от государств принятие соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных и иных мер в целях полной реализации таких прав и создания механизмов, гарантирующих их эффективную защиту.
Заключение.
Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению роли теории основных прав и обязанностей государств, нельзя отрицать, что нормы международного права, касающиеся таких принципов как независимость, суверенитет и равенство государств, по-прежнему занимают центральную роль в международном правопорядке. Такое положение, однако, не может быть обосновано их иерархическим статусом, но, скорее, должно объясняться из-за особого содержания рассматриваемых прав и обязанностей. По сути, основные права и обязанности государств по-прежнему имеют решающее значение для функционирования международного правопорядка, поскольку они обеспечивают набор основных обязательств, которые поддерживают мирное сосуществование независимых и суверенных государств.
Источник