Какие богатыри были во всех странах

Кем были русские богатыри на самом деле? Чем реальность отличалась от пропаганды?

Не буду вдаваться в долгие предисловия и скажу сразу, что те, кто видел современные мультфильмы о трех богатырях, не знают об этих былинных героях ничего.

Упомянутые мультфильмы по большей части являются лубочной версией голливудской развлекательной продукции, вперемешку с ура-патриотизмом, нравоучениями и хохмами.

Но и советские мультфильмы и кино за образец брать все же не стоит. На самом деле они являются продолжением знаменитой картины Васнецова, где три богатыря стоят на страже земли русской.

Именно художник заложил основы идеологии, которая впоследствии была подхвачена сначала царскими славянофилами, а затем советскими пропагандистами, решившими сделать из богатырей некоторый образец русского человека.

А что в реальности? Какими были богатыри, когда они жили, какой была их мораль и насколько они были сильны? Попробую ответить на эти вопросы и не только на них.

Три богатыря?

Все знают, что старший богатырь – Илья Муромец, средний – Добрыня Никитич, а младший – Алеша попович. В реальности все три богатыря выделяются исследователями в достаточно обширную группу младших богатырей, поскольку старшие куда архаичнее и даже анархичнее.

Читайте также:  Мвф прогноз инфляции по странам

Общее же количество богатырей из русских былин исчисляется примерно тремя десятками. Просто для пропаганды решили выбрать упомянутую троицу, поскольку она очень уж хорошо подходила для этих целей, особенно после тщательной редакции, убравшей все неудобные моменты.

Кто был старшим богатырем?

Точного вопроса на этот ответ нет. Можно только выделить группу старших богатырей, к которым относятся в первую очередь Святогор и Волх Всеславьевич.

Для них характерны магизм, даже шаманизм, сверхъестественная природа силы и навыков. Ни о какой защите Земли Русской в их случае речи не идет, поскольку персонажи явно относятся к столь архаичному периоду, когда не то, что Руси еще не было, но, возможно, еще и сами славяне сформироваться не успели.

В былинах подобной архаики вообще многовато, что наводит исследователей на мысль об их куда более глубоких корнях.

Если же говорить о самых популярных трех богатырях, то старшим из них стали считать Илью главным образом потому, что у него было крестьянское происхождение, так полюбившееся и царским славянофилам и советским пропагандистам.

К тому же в былинах он нередко выступает посредником между богатырями, и часто называется «стар казак». Но по статусу Добрыня будет выше, поскольку происхождение у него знатное и к тому же он наиболее образован и умен в троице.

Следующим за ним стоит назвать Алешу, который формально считается все же поповским сыном. Хотя исследования показали, что «попович» — это скорее всего поздняя адаптация более раннего – еще дохристианского образа.

Все же не стоит забывать, что записаны былины были только в XIX веке, а сложились никак не позднее XVI века. При этом в них сохранились основы, заложенные еще до н. э.

И в более ранней версии Алеша Попович вообще может оказаться ремесленником или шутом-скоморохом, вставшим на воинскую стезю. В таком случае его статус весьма неопределенный.

Являются ли русские богатыри реальными героями русской истории?

Хотя их имена могут совпадать с именами реальных персонажей, считать былинных героев таковыми все же не стоит.

Ничего уникального национального в подобных персонажах обычно нет и это касается не только русских богатырей, но и героев любой другого народа.

Если убрать русские имена, названия городов, местностей, врагов, то останется сюжет, который, словно сказка о Золушке, встречается почти у всех народов. Эти сюжеты подробно описаны, пронумерованы и детально изучены. Встретить среди них что-то в самом деле уникальное крайне сложно.

Откуда взялись русские богатыри?

В принципе можно отметить две теории. Первая гласит, что наши предки просто восприняли какие-то распространенные легенды. Т. е. кто-то однажды сочинил, а потом сказители разнесли эти легенды по всему миру всем народам.

Вторая теория более убедительна и гласит, что эти сюжеты столь распространены, поскольку были унаследованы современными народами от своих далеких предков, которые жили в лучшем случае в период распада родовых отношений, а то и вовсе в первобытнообщинную эпоху.

В пользу этой теории говорит и обилие архаики в русских (и не только в русских) былинах. Впоследствии потомки этих людей, сохранив древние предания и оформившись в разные народы, стали оформлять предания уже в национальном ключе.

Каким князьям служили русские богатыри?

Во-первых, далеко не все они служили. Некоторые обходились и без этого и просто являются героями русского эпоса. Что же до служивших, то их имена просто приписывались к какому-либо князю, который тоже не факт, что был исторической личностью.

В этом вопросе былины вообще нельзя воспринимать как источник достоверных сведений. Аналогичные сюжеты можно найти и у других народов, просто там будут имена другие и сражаться герой будет не скажем с Тугарином, а с Александром Македонским.

Если ли у русских богатыре реальный прототип?

Возможно, когда-то давным-давно и были герои, которые столь потрясли воображение современников, что о них стали ходить легенды. Однако впоследствии на эту ось наслоилось столько домыслов и вымыслов, что сейчас уже вряд ли кто-то сможет достоверно сказать, какая именно часть была исходной.

Что же касается реальных летописных Добрыни или Илии из Киево-Печерской лавры, то здесь, скорее всего, произошло наслоение более поздних образов, которые в силу созвучия имен наслоились на былинные персонажи.

Так древние легенды о смельчаке, мечтавшем дойти до края света в конечном счете, прекрасно впитали в себя вполне реального Александра Македонского, хотя изначально они были вообще не о нем.

Насколько сильны были богатыри?

Это по-разному. Былинные богатыри вообще далеко не всегда связываются с силой. Иногда они могут и вовсе похваляться богатством или красотой, а не силой.

Но у тех богатырей, которые и в самом деле обладали большой силой, она состоит из двух элементов: из магической составляющей и из «науки».

Надо понимать, что никаких первобытных тренажерных залов в природе не существовало. Согласитесь, что сложно себе представить скажем, скандинавских берсерков или библейского Самсона (фактически того же берсерка, только с пейсами), посещающих берсерочьий спортзал в надежде выполнить берсеркерский норматив.

Если предположить, что основа этих легенд и в самом деле сложилась в архаичную охотничье-собирательскую эпоху, то движения этим людям хватало, выносливости у них было и без того в избытке, да и силы им было не занимать.

Отсюда и акцент, который те люди делали на силе, которая выходит за все пределы допустимого и имеет сверхъестественное/колдовское происхождение.

К этому добавлялся навык-наука. Вот ему богатыри и в самом деле нередко обучались, хотя нередко такое обучение шло одновременно с обучением тому же оборотничеству или другой магии.

Но в целом можно сказать, что действительно сильный богатырь русских былин (как и нерусских) – это обычно умелый в битве воин, способный, как сказали бы сейчас, вовремя переходить в измененное состояние сознания/аффекта/амока и т. д.

Богатырская мораль

Эту составляющую редактировали сильнее всего. Нравы богатырей были таковы, что даже по меркам XIX века они показались бы чрезмерно брутальными. К сожалению, правила платформы не позволяют мне приводить примеры этой брутальности.

В личной жизни они тоже были вполне жизненными героями, у которых и измены случались, и внебрачные дети бывали и не только это.

Между собой богатыри тоже имели не всегда простые отношения. Степень хвастовства у них вообще зашкаливала до невероятных пределов. Впрочем, хвастовство в ту пору вообще не считалось пороком.

Единственное в чем богатыри сходились – это в вопросах защиты родной земли от врага. И вот здесь они и впрямь были идеальным материалом, на основе которого можно было создавать образцы национальных героев, которым мог бы подражать народ.

Источник

Сколько на самом деле было богатырей

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно — от дедов к внукам, и, в зависимости от деда — с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: «старшие» и «младшие».

«Старшие» – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», — это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые «младшие богатыри» имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца.

Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Он — представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

Алёша Попович. Богатырь — Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

Михаил Потык — Богатырь Кочевой

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык — представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника.

Чурила Пленкович — Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем.

Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила — олицетворение молодости, дерзости и богатства.

Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Источник

Оцените статью