- Какие бывают виды уроков экскурсий
- Урок — экскурсия статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методика проведения экскурсии: виды, особенности педагогической деятельности
- Особенности урока-экскурсии
- Подготовительный этап
- Особенности построения маршрута
- Рассказ
- Структура
- Задачи преподавателя
- Нюансы процесса
- Методика проведения природоведческой экскурсии
- Применение современных технологий
- Занятия по профориентации
- Методика проведений экскурсий в ДОУ
- Ошибки, которых не надо совершать
Какие бывают виды уроков экскурсий
Цель урока контроля знаний и умений — осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Следует разделять традиционный и современный уроки:
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения . Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.
Источник
Урок — экскурсия
статья на тему
статья о значимости уроков экскурсий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekskursiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.
Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.
Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:
Первая . С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая . Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.
Экскурсия по определенной теме .
Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу.
использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся
углубить знания по пройденному материалу
развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;
развивать наблюдательность, самостоятельность.
прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;
прививать интерес к избранной специальности.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
План урока-экскурсии
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока .
- Организационно-мотивационная часть . Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
- Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть , в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, рефлексия . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги . Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.
Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.
Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605.
Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова.
Научно — меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции.
В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме «Летний сад» . К конспекту прилагается презентация «Летний сад».
Методика подготовки экскурсии учениками.
Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко.
Источник
Методика проведения экскурсии: виды, особенности педагогической деятельности
Каждому человеку известно, насколько трудна и многогранна профессия педагога. Перед преподавателями и воспитателями стоят десятки задач. Все их перечислить сложно, впрочем, сейчас внимание хотелось бы уделить лишь одной теме. И касается она методики проведения экскурсии. В таком формате уроки проводятся довольно-таки часто, у них есть свои особенности и преимущества. Впрочем, обо всем по порядку.
Особенности урока-экскурсии
Это очень интересная форма обучения. Такие уроки способны превратить учебу в весьма увлекательное действие. Дети намного быстрее вовлекаются в те или иные виды деятельности, их познавательная активность мотивируется легче, способности и умения развиваются интенсивнее.
Вам будет интересно: «Крипта» – это обозначение для всего тайного
Благодаря таким занятиям они быстрее устанавливают связь между реальной жизнью и учебой. Дети получают возможность в действительности изучить те или иные процессы, явления и объекты. Если выражаться кратко, то на таких уроках реализуются дидактические принципы научности, доступности, а также связи теории и практики.
По типологии их можно классифицировать следующим образом:
- Вводная экскурсия. Ее педагог проводит в самом начале изучаемой темы, дабы ознакомить с ней учеников. К примеру, первый урок биологии по разделу «Растения» можно провести в ботаническом саду, на пришкольном участке либо на природе. Дети наглядно ознакомятся с деревьями, кустарниками и травами, узнают особенности теневыносливых и светолюбивых, научат различать культурные, дикорастущие, лиственные и хвойные растения.
- Экскурсия по определенной теме. Подход будет более конструктивным. Если, например, ученики проходят творчество Пушкина, то можно будет провести урок в музее имени Александра Сергеевича.
- Итоговая экскурсия. Ее цель – систематизировать знания по целому курсу или разделу. Последние в учебном году уроки географии, обычно, посвящены взаимодействию человека с природой. Их идеальным местом проведения станет экологическая тропа.
Вам будет интересно: Кем был Чингисхан по национальности?
Подготовительный этап
Теперь можно углубиться в тему, касающуюся методики проведения экскурсии. Подготовка – это первый шаг после определения темы, зависящей от учебной программы. Можно выделить такие важные аспекты данного этапа:
- Отбор для маршрута тех объектов, которые будут иметь непосредственное к ней отношение. Также они должны быть интересными, представлять собой познавательную ценность.
- Учет их расположения. Удобная локация важна – путь до места начала экскурсии должен отнять мало времени, а также не причинить неудобств.
- Четкое выстраивание маршрута в логическом или хронологическом порядке.
- Учет требований безопасности. В ветхое здание, например, детей вести категорически запрещено – каким бы ценным оно ни являлось в историческом отношении.
Методика подготовки и проведения экскурсий подразумевает заблаговременное продумывание педагогом того, как именно он будет вести урок, какие методы примет, и как вовлечет школьников в познавательную деятельность. Ведь это самое главное – простимулировать их активное восприятие.
Преподаватель должен подготовить материалы, задействовав разные источники, составить маршрут, а также кратко, емко и интересно описать каждый объект экскурсии. Еще ему придется самостоятельно пройти прописанный путь. Эта проверка нужна, чтобы:
- Быстро ориентироваться на маршруте в момент проведения урока.
- Прикинуть приблизительный хронометраж. Для младших детей максимум – 1 час. Для старших – 1,5.
- Уточнить описания включенных в маршрут объектов.
- Внести правки, если появится необходимость.
Вам будет интересно: Наиболее крупные операции Второй мировой войны
С методикой проведения экскурсии педагогу придется ознакомиться, даже если вести ее будет специалист, экскурсовод. Так обычно бывает, когда детей приводят в музей, театр или картинную галерею. Педагогу нужно будет также поговорить с экскурсоводом и дать указания, на что именно надо обратить внимание детей, чтобы это раскрыло тему урока.
Особенности построения маршрута
На них следует остановиться подробнее. Любая методика проведения экскурсий по окружающему миру подразумевает придание особого внимания разработке маршрута. Надо соблюсти такие требования:
- Составленный маршрут обязан обеспечить показ выбранных объектов в логической последовательности, а также поспособствовать максимальному раскрытию темы.
- Надо выбрать такую местность, чтобы изучаемые объекты не располагались чересчур близко, или и вовсе заслонять друг друга.
- Переход между выбранными локациями должен занимать максимум 10-15 минут. Долгие паузы в процессе изложения материала на продуктивности и информативности не скажутся лучшим образом.
- Расположение объектов на маршруте обязано обеспечивать непрерывность прогулки. Иначе устойчивого внимания от учеников можно не ждать.
- Нельзя допускать однообразия при выборе объектов. Если, например, планируется обзорная городская экскурсия, то в ней не должны присутствовать только монументы, скульптуры и памятники. В маршрут нужно ввести показ улиц, зданий, парков, площадей и т. д.
- Не должно быть повторных проходов по тому участку, где группа уже была. Это нецелесообразно, а некоторых еще и утомляет.
А вообще, сначала нужно определиться с типом маршрута. Их всего три:
- Тематический. Допустим, «Народные промыслы родного края».
- Хронологический. Например, «Композитор П. И. Чайковский в Клину».
- Тематико-хронологический. Наиболее популярный вариант, если говорить об обзорных экскурсиях. Суть в том, что материал излагается последовательно лишь внутри каждой из множества подтем.
Разумеется, необходимо продумать протяженность маршрута, время экскурсии и возраст учеников.
Рассказ
Разумеется, педагогу придется самостоятельно составить текст экскурсии. Требования к нему предъявляются такие:
- Четкость формулировок и краткость.
- Наличие подробной и интересной информации по теме.
- Полное ее раскрытие.
- Наличие фактического материала – фамилии, даты, названия, цифры, реальные события.
- Грамотная речь, литературный язык.
Начинается экскурсия со вступления. Учитель знакомит школьников с темой экскурсии и ее маршрутом, длительностью, оговаривает время и место ее окончания.
Потом надо изложить содержание мероприятия и собственно его задачи, озвучить подтемы, упомянуть несколько наиболее интересных объекта. Важно, чтобы вводное слово было интригующим, динамичным и кратким.
Объекты тоже надо описывать соответствующе. Каждому дается характеристика, приводится общая информация, связанные значимые события. Затем сказанное обобщается, и делается логический переход к следующей подтеме.
Вам будет интересно: Ангажированный — это приглашенный на танец?
Структура
Изучая методику проведения экскурсии, надо упомянуть, что преподавателю, как и в любой другой день, нужно будет написать план. В целом все будет похоже на структуру обычного урока. Выглядит план так:
- Организационно-мотивационная часть. Учитель создает позитивную, благожелательную атмосферу, сообщает детям тему, цель, а также задачу их необычного урока. Затем оглашает основные вопросы и объекты экскурсии, осведомляет о технике безопасности. Еще можно раздать карточки с вопросами, на которые дети должны будут ответить в ходе экскурсии.
- Актуализация знаний. Этот этап направлен на повторение пройденного материала. Согласно методике проведения экскурсии в начальной школе, можно просто вкратце упомянуть то, о чем говорилось на предыдущем уроке. Для большего просто не будет времени и возможностей.
- Экскурсионная часть. Школьники должны быть не просто слушателями и зрителями. Им надо стать активными участниками процесса. Они должны задавать вопросы, фотографировать заинтересовавшие их объекты, делать зарисовки и записи, наблюдать и т. д.
- Обобщение и систематизация полученной информации. В конце экскурсии подводятся итоги урока, определяется главное. Каждый из учеников должен кратко поделиться впечатлением, рассказать о том, что запомнилось сильнее всего.
Методика проведения учебных экскурсий последним этапом подразумевает оценку педагогом работы учащихся. Преподаватель должен дать им творческие задания на дом. Это может быть все что угодно: фотоотчет, стенгазета, презентация, стенд, отчет, сочинение.
Задачи преподавателя
Поскольку речь идет об организации и методике проведения экскурсий, нужно уделить внимание и задачам, которые стоят перед самим учителем. Если сильно обобщить, то их две:
- Дидактическая. Педагог должен вооружить своих учеников полезными знаниями.
- Воспитательная. Она заключается в образовании норм поведения, мировидения, а также речевого этикета.
А вот если говорить о компонентах деятельности, то их будет больше:
- Коммуникативный. Педагог устанавливает деловые отношения с группой учеников, водителем автобуса, методистами бюро, экскурсоводом, работниками музея (театра, галереи и т. д.). Преподаватель проявляет приветливость, непринужденность, доброжелательность, при этом не демонстрируя суетливости, нерешительности, спешки и излишней жестикуляции.
- Познавательный. Даже если учитель проводит такое занятие в сотый раз, он должен быть заинтересован в совершенствовании своей методики проведения экскурсий и прогулок. Педагог заинтересован в том, чтобы в максимально занимательной форме передать свои знания учащимся. Он осознает необходимость высокой степени наглядности и отчетливой тематичности материала.
- Конструктивный. Преподаватель основательно занимается отбором и понятным оформлением экскурсионного материала, перестраивает план проведения урока и схему применения методических приемов, определяется с принципами подачи информации.
- Организаторский. Это, пожалуй, основной аспект методики проведения экскурсии для школьников. Педагог должен организовать учеников, смотивировать их к концентрации, правильно подать информацию, а затем направить внимание учащихся на нужные объекты, чтобы обеспечить выполнение учебной программы.
Все перечисленное актуально в любом случае, вне зависимости от темы, возраста обучающихся, дидактической цели и прочих нюансов.
Нюансы процесса
Методика проведения экскурсии в начальной школе (в средней и в старшей тоже, впрочем) требует от педагога проявления множества навыков. Вот что учитель должен проявлять в процессе занятия:
- Речевые знания. Он обязан говорить грамотно и внятно, интересно доносить информацию. Важно, чтобы учитель колоритно интонировал свою речь, а также выражал определенные эмоции, чувства и мысли.
- Пантомимика и мимика. На экскурсии очень важно быть «живым». Эта ситуация аналогична случаям, когда продавец-консультант в крупном магазине заинтересовывает клиентов в покупке определенного товара. Только если там удачным итогом становится успешная сделка, здесь – внимание и заинтересованность учащихся.
- Доброжелательность и добродушие. Экскурсия – это внеклассное мероприятие, и оно может пойти не по плану. Кто-то из учеников способен разбушеваться, кто-то что-то не поделить. Педагогу важно сохранять самообладание, а также в добром, позитивном ключе наладить обстановку, чтобы не прерывать обучающий процесс.
- Актерские и режиссерские навыки. Без них не удастся оказать речевое и жестикуляционное влияние на аудиторию.
В общем, методика проведения экскурсии музее или в любом другом месте подразумевает задействование в полной мере педагогической техники. Сюда относится искусство общаться с людьми, умение подбирать подходящий тон общений, способность руководить вниманием, делиться субъективными и объективными мыслями по теме, призывать к взаимодействию.
Методика проведения природоведческой экскурсии
Занятия данного типа предусмотрены учебной программой во всех начальных классах. В первом и втором такие экскурсии носят сезонный характер, а в третьем их целью становится подробное изучение разных объектов природы родного края.
В средней и старшей школе подобные занятия тоже проводят. Такие экскурсии актуальны, так как в современных условиях проблемы экологии являются важнейшими вопросами человечества. И задача преподавателей – формировать так называемую экологическую культуру личности, которой подвластно постижение многообразия и сложности нравственных, социальных и природных проблем.
Это все важно. Ведь человек будущего – это та личность, которая способна жить в гармонии не только с самой собой, но и с окружающим миром, действующая в соответствии с правилами экологической необходимости.
В любой методике проведения природоведческой экскурсии особое место отводится нравственному аспекту. Такие занятия проводят, чтобы в детях формировалось ответственное, отзывчивое отношение к экологии и окружающему миру. Они должны как можно раньше понять, насколько она прекрасна, многообразна и ценна. Учителя (но в первую очередь родители) должны привить детям осознание необходимости сохранения природы как источника здоровья.
Применение современных технологий
И о них необходимо рассказать, поскольку в XXI веке без инноваций не обойтись. Уже широко распространено понятие виртуальной экскурсии. Методика проведения таких занятий немного отличается, но об этом позже.
Применение в обучении современных средств как прогрессивного инструментария характеризует педагога с лучшей стороны. Всем известно, что хороший преподаватель – тот, который всегда открыт новому опыту, а также продолжает учиться и развиваться сам.
Вам будет интересно: Отделение церкви от государства: экскурс в историю, нормативные акты, последствия
Возможно, в скором времени в школах начнут применять технологию виртуальной реальности, уже прочно укоренившуюся в нашем мире. Но пока преподаватели прибегают к следующим методам:
- Технология создания презентаций.
- Использование геоинформационных систем (виртуальные карты, например).
- Создание графических карт.
- Использование панорамных композиций.
- 3D-моделирование.
Также можно прибегнуть к интернет-ресурсам. В наше время, находясь в каком-нибудь небольшом городке отдаленного российского региона, вполне можно углубиться в виртуальную экскурсию по Эрмитажу, Лувру, музею Галилея и т. д.
Это очень удобная, убедительная и эффективная технология, поскольку благодаря ей можно создать полную иллюзию присутствия. А если говорить о структуре проведения урока, то она будет стандартной. Просто преподаватель будет проводить экскурсию, не перемещаясь по маршруту вместе с детьми, а самостоятельно регулируя обстановку при помощи гаджетов.
Занятия по профориентации
Выше были рассмотрены методики проведения экскурсий в природу, в музеи, а также изучены особенности данного процесса. Но это еще не все. Надо также рассказать о профориентационных экскурсиях, которые, как правило, проводят либо в конце средней школы, либо в старшей.
Данное мероприятие подразумевает поход класса во главе с педагогом на какое-либо предприятие. Это – отличная форма проведения профориентационной работы, которая активизирует самоопределение школьников.
Ученики в рамках такой экскурсии должны не просто наблюдать за тем, как трудятся специалисты. Чтобы у них сложилось правильное впечатление о той или иной профессии, они должны изучить суть самой деятельности.
Каждый ученик обязан самостоятельно проанализировать специальность. У многих это получается успешно, так как в ходе экскурсии активно развивается познавательность. Школьники не просто получают информацию от экскурсовода (директора предприятия, начальника) – они знакомятся с методами ее анализа, возможно, даже осваивают некоторые специфические детали, что-то пробуют делать на профессиональном уровне.
Это очень важно. Именно навык анализа, приобретаемый в процессе таких экскурсий, помогает в дальнейшем разобраться в многогранном мире профессий, а затем обоснованно, мотивированно выбрать подходящую сферу деятельности.
Методика проведений экскурсий в ДОУ
Данная тема заслуживает особого внимания. Проведение уроков-экскурсий сложно в любом случае, а для малышей дошкольного возраста тем более.
Воспитатель обязан организовать занятие в определенной системе, связать его с повседневной жизнью детей. Им должно быть легко применить их в свободной деятельности и понять, о чем именно идет речь.
Наибольшее внимание уделяется началу экскурсии – воспитатель организовывает детское внимание, ставит перед малышами творческую или учебную задачу, внятно и доступно разъясняя способы ее выполнения.
Привлекая учеников к активному участию в работе, учитель должен помнить об их индивидуальных особенностях. Это важно для успешного формирования навыков учебной деятельности и развития способности оценивать, а в дальнейшем и контролировать осуществляемые действия.
Еще необходимо обращать внимание детей такого возраста на понятие строгой логической последовательности. Но тем не менее любое знание обязано опираться на субъективный опыт ребенка, его устремления, склонности, интересы, ценности. Все это определяет своеобразие восприятия малышом окружающего мира.
Согласно методике проведения экскурсии в детском саду, финальная часть занятия подразумевает формулирование общего итога познавательной деятельности. Важно, чтобы итоговое суждение сформулировали сами дети. Они должны как минимум дать эмоциональную оценку экскурсии.
Ошибки, которых не надо совершать
Рассматривая методику проведения урока-экскурсии, надо еще поговорить о том, чего делать точно не нужно. Занятие не принесет должного результата при следующих условиях:
- Учитель может увлечься рассказом, и это выйдет в ущерб показу. Такой подход (не всегда специальный) нарушает сам принцип наглядности. Если есть такая возможность, то дети сами должны все посмотреть, изучить, потрогать и т. д. Им надо на практике ознакомиться с предметом. Конечно же, речь не идет о ценных экспонатах под стеклом, картинах и т. д.
- Иногда преподаватель показывает объекты по отдельности, не связывая их между собой. Это тоже может быть интересно, однако в итоге получается калейдоскоп. В нем будет сложно найти нечто общее для всех элементов, в особенности детям.
- Ученики не вовлечены в познавательную деятельность совсем. А потому являются пассивными получателями знаний. Это происходит, если преподаватель неграмотно составил вопросы и задания для детей, не поставил перед ними точную цель, а также не объяснил задачи.
Также не получится продуктивным то занятие, в процессе которого педагог не соблюдал логику показа объектов, нарушал хронологический порядок, путал последовательность. Это лишь привносит сумятицу и сильно затрудняет восприятие. Чтобы этого не произошло, педагог обязан тщательно изучить методику подготовки и проведения экскурсий.
Источник