Какие этические нормы объединяют народы нашей многонациональной страны простые нормы нравственности

«Нравственные ценности российского народа»
статья по обществознанию

Материал статьи посвещен такому важному вопросу в формиовании патриотизма у обучающихся как духовно-нравственным ценностям народа, и может быть использован как на уроках обществознания, так и на уроках в 5 классе по курсу ОДНКНР, а так же на классных часах.

Скачать:

Вложение Размер
духовно-нравственные ценнсти российского народа 18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные ценности российского народа

История российского государства показывает, что в моменты экстремальных потрясений власть использовала традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это необходимо, как никогда ранее.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 2015 г. подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.

Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков. Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью .

В рамках государственной Стратегии развития воспитания в 2015г. была принята Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (ФГОС), построеная на основе базовых национальных ценностей российского общества. Прграмма направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Источник

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Светская этика. Урок «Россия — наша Родина», 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_rossiya-nasha_rodina.docx 24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия №540 Приморский район г. Санкт-Петербург

Учитель начальных классов Набегаева Яна Геннадиевна

Курс «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Примерный план урока

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель: Формирование целостного образа России как многонационального государства.

Основные термины: ценности, духовность , внутренний мир

Средства наглядности: карта России, презентация к уроку

Примерный ход урока:

I этап: Определяем проблему урока:

— Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? (возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)

— Что можно увидеть на этой карте?

— По-вашему мнению, с чего начинается Родина? (варианты ответов)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

— Не всё в своей жизни человек может выбрать сам при рождении:

— Что объединяет всех граждан нашей страны – России? (запись на доске)

II этап: Вспоминаем то, что знаем:

  1. Диалог учитель – ученики

— Как вы понимаете следующие высказывания?

• Наше государство – Россия

• Символы государства: флаг, герб

• Москва – столица России

• Мы – граждане России

• Россияне – люди разных национальностей

• Высокое чувство любви к Родине

• Они защищали Родину

• Сила Родины – в труде её граждан

• Как государство защищает права своих граждан (Основной Закон России)

— Какие ещё вопросы можно задать друг другу на эти темы?

(В процессе такого «диалога» появляется возможность обнаружить уровень осведомлённости о разных сторонах жизни нашей страны, осознать недостаточность и приблизительность этих знаний и представлений. После коллективного предъявления мнений и обмена ими создаётся список нерешённых вопросов, т.е. пока оставшихся без ответа. Тем самым определяются будущие, наиболее значимые для ребят направления разговора о России).

III этап: Решаем проблему, открываем новые знания:

  1. Совместный просмотр презентации к уроку

(подготовлена заранее, возможно, самими учениками)

— Что нас объединяет? Единая Россия:

→ • общие ценности, духовные традиции

И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

(на доску выносятся эти понятия, — на этапе закрепления задание – продолжи ряд своими примерами)

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую традицию.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Вопрос для обсуждения:

— Что такое, по-вашему, духовные традиции?

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

IV этап: Сравниваем свой вывод с авторским:

  1. прочитать текст в учебнике (подчеркнуть в тексте учебника основные мысли темы)
  2. обсудить, какие важные вопросы темы ещё не прозвучали на уроке
  1. Коллективное обсуждение результатов работы

(самооценка и оценка ответов учениками класса)

Вывод: Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые

помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом.

V этап: Применяем новые знания:

— Какие слова и словосочетания в названии нашего учебника стали теперь понятнее?

— Как можно точнее объяснить их смысл?

— Какими из них можно дополнить наш список на доске?

— Помогут ли слова, которые мы сегодня с вами записали, ответить на главный вопрос сегодняшнего урока:

Что объединяет всех граждан нашей страны – России?

Домашнее задание: Подготовка к уроку-практикуму и проекту по теме.

Возможный материал презентации к уроку:

1. Гнездо слов «Родина»

Род, родители, родиться, родной, родня, родственники, родич, родом, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский, зарождение, народ, народный, природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш…

2. Государственные символы

(герб, флаг, гимн), история создания, значение символики

Родина – род, народ, родные, родители, рождение, родился,

Россия – могущественное государство

Президент — выборный глава государства

Отечество — страна предков (отцов)

Патриот- человек, преданный своему народу, Отечеству

Любовь – великое чувство

Гордость – сильное чувство, которое испытывает патриот по отношению к своей Родине

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут-

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

5. Портреты великих людей России

6. Слайд с вопросом:

Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой, Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1.

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс).

Урок по модулю «Основы светской этики» раскрывает понятия «счастье» и «смысл жизни». Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст.

Рабочая программа ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн.

Данный конспект курса ОРКСЭ , тема: «Долг и совесть». 4 класс.

Обзор работы на уроках по модулю Светская этика .Выступление на конференции Западного учебного округа в рамках подготовки к ХХIII Международным Рождественским образовательным чтениям» Духовно-нр.

Технология построения урокаСистемно-деятельностныйТема урока Рождество Христово ПасхаУчебник«Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВП.

Источник

Читайте также:  Лучшие страны для спорта
Оцените статью