Какие это имело последствия для экономики страны

Последствия инфляции

Сегодня мы поговорим о том, на что влияет инфляция, каковы ее негативные последствия и положительные стороны. Мы выясним, как она отражается на экономических процессах в стране и поведении потребителей и как она влияет на производство. Для начала вспомним определение этого явления.

Ликбез: что такое инфляция и какой она бывает

Инфляция – это обесценивание денег, которое выражается в росте потребительских цен. Она возникает когда количество денежной массы становится слишком большим. Этот термин ввели в начале XX в., когда большинство стран мира перешли на обращение бумажных денег.

Инфляция – это не исключительно финансовый, а социально-экономический феномен. Она вызывается сразу несколькими факторами: общей нестабильностью в экономике, инфляционными ожиданиями, перепроизводством товаров, вмешательством государства в экономику.

Инфляцию делят на три вида:

  • Ползучая
    • Или умеренная. В этом случае темпы обесценивания денег не разгоняются выше 10% в год. Стоимость национальной валюты кардинально не меняется, все контракты подписываются в номинальных ценах. Такая инфляция несет больше положительных последствий для экономики: цены растут умеренно, и потребители стремятся тратить больше.
  • Галопирующая
    • Или скачкообразная. При таком сценарии цены растут на 10-200% в год Все обязательства рассчитываются с учетом будущего повышения цен, а потребители вкладываются в материальные ценности: недвижимость, землю и просто бытовые товары. Явление свидетельствует о структурном кризисе экономики и часто провоцирует денежные реформы.
  • Гиперинфляция
    • Это самый серьезный случай – цены растут на 50% в месяц, а за год увеличиваются минимум в два раза. Разрушаются экономические связи, беднеют все слои населения, включая самые обеспеченные. Производства останавливаются, а ВВП стремительно сокращается. Такое резкое обесценивание денег невозможно контролировать, поэтому в обязанности правительства входит принятие экстренных мер по стабилизации ситуации.
Читайте также:  Объединенные страны варшавского договора

Изображение с сайта mypropertyprojects.com

Каковы социально-экономические последствия инфляции

Для начала рассмотрим отрицательные последствия инфляции. К ним относят:

  • Нарушение баланса цен
    • Особенно это критично для государственных предприятий, которые не могут менять цены так же быстро, как частные компании. Они вынуждены подтверждать каждое повышение стоимости товаров и услуг конкретными фактами и запрашивать разрешение у надзорных организаций.
  • Нарушение баланса денежных потоков и запасов
    • Финансовые запасы (депозиты, кредиты, остатки на счетах) теряют свою ценность вместе с ценными бумагами компаний. Возникают сложности в эмиссии денег – если Центробанк включает печатный станок, инфляция только ускоряется.
  • Снижение курса национальной валюты
    • Чем меньше покупательская способность денег, тем сложнее их обменять на валюту.
  • Искажение экономических показателей
    • Становится сложнее рассчитывать ВВП, рентабельность производства, проценты по кредитам и вкладам.
  • Снижение реальных доходов бюджетников
    • Население, занятое в бюджетных сферах теряет реальный доход. Чтобы компенсировать это явление, государство вынуждено индексировать (повышать) зарплаты служащим, врачам, военным и всем остальным категориям населения, получающим фиксированный доход от государства. А рост госрасходов еще сильнее подстегивает рост цен.
  • Влияние на производство
    • Здесь возможны два варианта. При оптимистичном сценарии повышение цен вынуждает предприятия производить больше продукции. Это помогает достичь равновесия спроса и предложения, и создать дополнительные рабочие места. Но для этого нужно, чтобы процесс оставался контролируемым – допустимо повышение цен на 4-5%. Во втором случае происходит инфляция спроса, которая провоцирует рост цен, не меняя уровень производства. Затем возникает своеобразная спираль – чем больше растут цены, тем выше инфляционные ожидания, которые вызывают новые всплески спроса.

Изображение с сайта minval.az

Все эти факторы ведут к тому, что население страны беднеет, и государству приходится вкладывать больше средств в экономику. Это приводит к увеличению дефицита бюджета, которое нужно чем-то компенсировать. Как результат, увеличиваются налоги и другие неявные изъятия финансов у населения. Такая политика отрицательно влияет на репутацию правительства в глазах граждан страны.

Помимо этого, усиливаются тенденции к материализации активов. Потребителям становится не выгодно хранить деньги в банках и ценных активах, и они стремятся поскорее вложить их в материальные ценности, чаще всего недвижимость.

Еще одно негативное последствие инфляции – снижение национального производства. Рост цен и снижение спроса приводят к ухудшению экономических показателей предприятий, а гиперинфляция и вовсе парализует их работу. Это приводит к закрытию организаций, росту безработицы, снижению реального объема производства.

Происходит перераспределение доходов: номинальный доход остается прежним, а реальный уменьшается вслед за покупательской способностью национальной валюты. Если правительство контролирует инфляцию, она закладывается в бюджет страны и не вызывает серьезных отрицательных эффектов.

Больше всего от обесценивания денег страдают кредиторы: суммы, которые клиенты банков направляют на погашение кредита, остаются прежними, а покупательская способность денег снижается. Поэтому кредитные организации получают меньше, чем планировали, и это сильно осложняет их работу. Чтобы уйти от последствий инфляции, банки устанавливают такие процентные ставки, которые позволят им получать необходимый уровень дохода. Пример:

Номинальная ставка = 15%

Уровень инфляции = 5%

Реальная ставка = 15% – 5% = 10%

Изображение с сайта aif.by

Кто выигрывает от инфляции

Инфляция имеет и положительные стороны. От обесценивания денег выигрывают, в первую очередь, заемщики. Если ставка по кредиту фиксирована, платеж должника кредитору не меняется. Получается, что расплачиваться с банком можно подешевевшими деньгами, ведь цены выросли, а ставка по кредиту и размер ежемесячного платежа – нет.

Инфляция помогает и правительству государства, если действует прогрессивная шкала налогов. Когда деньги дешевеют, люди стремятся зарабатывать больше. Чем серьезней повышается доход, тем выше вероятность того, что гражданин перейдет в следующую категорию налогообложения. Пример: менеджер Василий зарабатывал 30 000 рублей, государству их них доставалось 10%. В кризис он начал зарабатывать на 7 тысяч больше, и поэтому ставка налогообложения повысилась до 12%.

Выигрывают от инфляции и те, кто экспортируют природные ресурсы или несложные в производстве товары. С удешевлением национальной валюты уменьшается и стоимость продукции для зарубежных покупателей. Если цену снизить незначительно, у производителя появятся лишние средства на модернизацию производства и накопление запасов.

Заключение

Мы рассмотрели, какое влияние инфляция оказывает на экономику страны, кратко осветили, какие негативные и положительные последствия она влечет за собой и какие группы населения выигрывают от удешевления национальной валюты. Контролируемое обесценивание денег (в пределах 4-5%) ускоряет экономический рост – люди охотнее тратят сбережения и стараются зарабатывать больше. Если инфляция подбирается к уровню в 10%, тренд сменяется – население начинает единовременно вкладываться в материальные ценности, пока деньги не потеряли покупательскую способность.

Источник

Большие последствия коронакризиса 2020 года. Как пандемия повлияла на экономику страны

Коронакризис 2020 года повлек за собой цепочку самых различных последствий во всех областях жизни. В первую очередь под его влияние попала экономика и социальная сферы. Причем по масштабу нужно говорить о макрокризисе, поскольку ареал его распространения слишком велик. Примечательно, что в отличие от закономерных кризисов, в основе которых типично лежат экономические и социальные противоречия и диспропорция, локдаун 2020 года – это форс мажор в чистом виде, один из тех, которых в будущем может становиться все больше.

В таких условиях основной удар пришелся на реальный сектор экономики: нарушение и заморозка деловых отношений, частичный разрыв производственных и сбытовых цепочек привел к остановке работы бизнеса. При этом многие не имели финансовой подушки на то, чтобы пережить несколько месяцев простоя. Как следствие, прогнозируемое падение ВВП в 2020 году, которое дает Всемирный банк, составляет 6%. Для сравнения, официальные цифры роста ВВП в 2019 году составили 1,3%, то есть для полноценного восстановления экономики может потребоваться порядка 5 лет. В итоге для выживших возврат к прежней жизни начинается с того, чтобы вытащить себя из образовавшейся финансовой ямы. Однако правительство предусмотрело ряд поддерживающих мер, которыми в настоящее время смогли воспользоваться 32 % предпринимателей России. Хорошая новость в том, что у 37% из них есть четкий план по восстановлению бизнеса. Среди популярных мер господдержки, которыми воспользовались субъекты МСП, – продление сроков предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности, сроков уплаты налогов, страховых взносов, моратории на проверку в 2020 году и на возбуждение дел о банкротстве, продление действия срочных лицензий и иных разрешений, кредитные каникулы и беспроцентные кредиты на выплату зарплат для малых и микропредприятий, работающих не менее года в определенных отраслях.

Среди социальных последствий коронакризиса в первую очередь называется риск сокращения рабочих мест, об этом свидетельствуют данные Минтруда: в мае 2020 года безработица выросла до 4,5 млн человек. Особенно уязвимой оказалась сфера услуг, которая не является областью первой необходимости и продукт которой легко может быть отложен или отменен. Согласно опросам предпринимателей, наибольшей проблемой для бизнеса стала обязанность сохранения заработной платы сотрудникам в период вынужденной самоизоляции. Действительно, за время карантина бизнес стал активно развивать онлайн-форматы для стимулирования спроса, цифровизация влечет сокращение рабочей силы. То есть для части предпринимательства выбор лежал между двумя нежелательными сценариями, из которых предстояло выбрать наименее нежелательный: закрыть бизнес или сократить штат.

Меры господдержки экономики, безусловно, стали эффективным инструментом ее восстановления. При этом возможностей ведения реального бизнеса было не много. В кризис выиграла торговля продовольственными товарами и фармацевтика. Усугубило ситуацию падение спроса на внутреннем рынке, так, что предприниматели отчаянно стали смотреть в сторону экспорта: для компаний среднего бизнеса он вырос на 10,7% за время пандемии, сообщает ТАСС. Под ударом оказались субъекты МСП, согласно отчету Высшей школы экономики (ВШЭ) «Влияние пандемии на закупки МСП», для 320 тыс. представителей малого бизнеса региональные рынки государственного и муниципального заказа могли быть единственным источником дохода. С учетом драматического падения спроса в наиболее пострадавших отраслях экономики, институт госзакупок получает дополнительную функцию, помимо обеспечения общественных потребностей, предотвратить расползание кризисных проявлений за пределы этих отраслей. Фактически, государственный заказ в текущих условиях обретает качество одной из ключевых мер структурной политики в рамках общего антикризисного пакета.

Однако представители закупочной отрасли констатируют падение по ключевым отраслям. «За первое полугодие 2020 года рост в госзакупках наблюдался лишь в первые 3 месяца до введения ограничения, далее произошло заметное сокращение количества и объемов размещенных госзакупок, при этом инфраструктурные отрасли первыми показали падение. Так, полугодовые показатели отрасли водоснабжение, водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов сократились на 94% по числу размещенных процедур, на 14% сократилось количество закупок по статье сооружения и строительные работы, на 57% — услуги транспорта и складского хозяйства. Все эти отрасли традиционно входят в ТОП10 отраслей по закупочной деятельности», — комментирует генеральный директор площадки РТС-тендер Владимир Лишенков.

Сокращение закупок по ключевым отраслям, означает общий спад в экономике в целом и в госзаказе в частности. Тут можно сделать ставку на добавочный положительный эффект от бюджетных инвестиций в развитие инфраструктурных проектов как важнейших ресурсов национального развития. В ближайшее время правильным было бы сохранить рабочее состояние сетевых услуг, ЖКХ, транспорта не только для исполнения части майских указов президента, но и для создания импульса экономического развития всех смежных отраслей.

Руководитель направления «Контрактная деятельность и комплаенс-стандарты» ЦСР Ольга Анчишкина также подтверждает основополагающую роль госзаказа в стимулировании и стабилизации экономической системы в целом в разрезе отраслей и регионов и связывает это с целым рядом факторов.

«Во-первых, в российской экономике постоянно увеличивается доля госсектора. В 2016 г. ЦСР оценил долю госсектора в 46%, а ФАС – в 76%. Государственный спрос консолидирован и является самым крупным. На этом фоне в закупках сложился особый сегмент, в котором и заказчиками, и поставщиками выступают государственные организации. Мы называем этот сегмент «государство для государства» или Government to Government (G2G), и посвятили ему самостоятельное исследование. По нашим расчетам не менее 360-400 тыс. госзакупок на сумму 550-670 млрд рублей проходят в таком режиме. Госпоставщики осуществляют коммерческую деятельность на 84 из 88 рынков госзаказа. Последствия роста доли госсектора и формирования G2G сегмента в госзаказе противоречивы. Но будем объективны, государство играет главную роль в самой практике контрактных отношений.

Во-вторых, государство является преимущественным заказчиком для целого ряда отраслей. Речь идет не только о космосе или инфраструктурных объектах. К примеру, рынок медицинских изделий – это на 80% рынок госзаказа. В период пандемии государственный спрос стал драйвером ускорения на этом рынке. По итогам анализа коммерческих тенденций ЦСР отмечает следующее: в сегменте наиболее востребованных медизделий, обеспечивающих защиту и профилактику распространения вирусной инфекции, российские производители запустили производство и начали поставки продукции до этого не выпускавшейся в стране. В инновационном сегменте компании разработали, довели до товарной стадии и вывели на рынок новые и оригинальные решения специфических медицинских проблем, вызванных COVID-19. И, наконец, в сегменте стандартной и типовой продукции увеличился объем реализации.

В-третьих, государство закупает новые, не бывшие в употреблении продукты. Это значит, что госзаказ стимулирует именно производство продукции, создание и сохранение рабочих мест, всю кооперационную цепочку. Такое структурное влияние на экономику имеет чрезвычайно важное значение».

В вышеупомянутом отчете ВШЭ наглядно демонстрируется, как в карантинный период в регионах где выделяются самые большие бюджеты на госзакупки наблюдался экономический рост. Совокупно он составил порядка 32% с февраля-апрель 2020 по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В этих регионах предпринимателям среди субъектов МСП удалось заработать порядка 104 млрд рублей с 1 февраля-20 апреля 2020 года. При этом бизнес говорит о том, доступ к стабильному рынку сбыта более важен, чем доступный кредит.

Таким образом, развитие госзаказа – верный стимул для восстановления экономики в докризисных значениях. Государство ориентирует субъектов экономики на вхождение в его периметр, предлагает успешные практики и готово помогать даже на микроуровне.

Источник

Оцените статью