- Федеративные государства
- Содержание
- Основные признаки федеративного государства
- Имитация федерализма
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- Страны Зарубежной Европы с федеративным устройством
- Основные признаки федеративного устройства
- Страны Зарубежной Европы с федеративным административно территориальным делением
- Государственное устройство Германии
- Государственное устройство Австрии
- Государственное устройство Бельгии
- Государственное устройство Швейцарии
- Государственное устройство Испании
- Что мы узнали?
- Федеративные страны Зарубежной Европы по административно-территориальному устройству, список федераций
- Основные признаки федеративного устройства
- Страны Зарубежной Европы с федеративным административно территориальным делением
- Государственное устройство Германии
- Государственное устройство Австрии
- Государственное устройство Бельгии
- Государственное устройство Швейцарии
- Государственное устройство Испании
- Что мы узнали?
- какие страны Европы являются федеративными?
Федеративные государства
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Содержание
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
- В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
- Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Имитация федерализма
Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
«Мягкая федерация»
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».
Источник
Страны Зарубежной Европы с федеративным устройством
Основные признаки федеративного устройства
- Территория государства разделена на отдельные самостоятельные административные единицы. Называются они по-разному: штаты, кантоны, республики.
- Верховная власть принадлежит исключительно центру. Взаимоотношения между подчиненными территориями устанавливаются конституцией.
- Административное устройство построено таким образом, что несмотря на то, что существуют общегосударственные органы судебной, законодательной и исполнительной власти, точно так же устроена власть и в каждой республике. Штат может принять свою конституцию.
- Федеративные страны Зарубежной Европы имеют двухпалатную структуру парламента. Первая палата представляет общегосударственные интересы и население выбирает в нее депутатов из всей страны. А вторая – состоит из представителей республик. Задача депутатов нижней палаты защищать интересы представляемых территорий.
Страны Зарубежной Европы с федеративным административно территориальным делением
Всего в Европе существует пять стран с такой государственной формой. Рассмотрим их список:
Государственное устройство Германии
Германия — это классический образец федерации. Земли, входящие в состав, – не просто провинции, а отдельные небольшие государства со своей конституцией, строго соблюдающие принципы демократии. В землях Германии есть выборные органы – ландтаги, представляющие собой власть.
Рис.1. Административное деление Германии
Согласно закону, главой государства являться федеральный президент. Основная его функция – выбрать и представить парламенту премьер-министра. Он называется канцлер. Именно в руках канцлера сосредоточена вся власть в Германии. Он представляет интересы страны на международном уровне, управляет нижней и верхней палатой. Таким образом, президент хоть и высший чиновник, но управляет страной премьер-министр. Уже 12 лет должность федерального канцлера Германии занимает женщина – Ангела Меркель.
Государственное устройство Австрии
Австрия – демократическая федеративная республика. Это означает, что основная власть принадлежит народу Австрии, который выбирает президента и парламент. Территориально Австрия поделена на 9 округов. Федерацией стала в 1955 году, хотя конституция была принята намного раньше в 1920 и с тех пор существенных изменений в ней не было. Главой является президент.
Государственное устройство Бельгии
Бельгия хоть и федеративная республика, но ее строй очень интересный. Она является конституционной парламентской монархией. Это означает, что на ряду с выборными органами (парламентом) страной управляет наследник династии. Монарх — это правитель, власть которого очень ограничена. Страна поделена на 10 провинций.
Рис.2. Административное деление Бельгии
Народ очень любит своего монарха и называет его “Король бельгийцев”. С 2013 года престол занимает Филипп Леопольд Людовик Мария. В его основные полномочия входит назначение премьер-министра (фактического главу государства), назначение 14 министров. Семеро их них должны свободно владеть французским языком, остальные – нидерландским.
Государственное устройство Швейцарии
Швейцария – очень маленькая, но очень сильная страна. Ее территория была нерушима с конца 17 века. Кроме того, это единственное в Европе государство, не тронутое во времена Первой и Второй мировых воен. Сейчас в Швейцарии 20 кантонов – так называются административные единицы. Все вопросы по благоустройству и жизни людей решаются на местах. Федеральные органы отвечают за проблемы глобального масштаба: война и мир, финансовый бюджет страны, транспортное сообщение.
Рис.3. Политическая карта Швейцарии
Государственное устройство Испании
Испания имеет уникальную историю. После смерти диктатора Франко в 1975 году, власть вернулась к наследному монарху, который объявил о начале демократического устоя. Форма правления так и сохранилась: конституционная монархия. Большинство полномочий сосредоточено в руках парламента, но король остается главой государства и представляет Испанию на международном уровне.
Что мы узнали?
Страны Зарубежной Европы с федеративным устройством — это Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария и Испания. В Бельгии и Испании есть свой монарх, который принимает решение о назначении главы правительства. В Германии вся власть сосредоточена в руках федерального канцлера. Австрией и Швейцарией управляет президент.
Источник
Федеративные страны Зарубежной Европы по административно-территориальному устройству, список федераций
Федерации — это такие страны, которые поделены на отдельные административно-территориальные единицы, каждая из которых имеет юридическую и политическую самостоятельность, сама выбирает себе главу, но при этом подчиняется единому центру.
Основные признаки федеративного устройства
- Территория государства разделена на отдельные самостоятельные административные единицы. Называются они по-разному: штаты, кантоны, республики.
- Верховная власть принадлежит исключительно центру. Взаимоотношения между подчиненными территориями устанавливаются конституцией.
- Административное устройство построено таким образом, что несмотря на то, что существуют общегосударственные органы судебной, законодательной и исполнительной власти, точно так же устроена власть и в каждой республике. Штат может принять свою конституцию.
- Федеративные страны Зарубежной Европы имеют двухпалатную структуру парламента. Первая палата представляет общегосударственные интересы и население выбирает в нее депутатов из всей страны. А вторая – состоит из представителей республик. Задача депутатов нижней палаты защищать интересы представляемых территорий.
Страны Зарубежной Европы с федеративным административно территориальным делением
Всего в Европе существует пять стран с такой государственной формой. Рассмотрим их список:
Государственное устройство Германии
Германия — это классический образец федерации. Земли, входящие в состав, – не просто провинции, а отдельные небольшие государства со своей конституцией, строго соблюдающие принципы демократии. В землях Германии есть выборные органы – ландтаги, представляющие собой власть.
Рис.1. Административное деление Германии
Согласно закону, главой государства являться федеральный президент. Основная его функция – выбрать и представить парламенту премьер-министра. Он называется канцлер. Именно в руках канцлера сосредоточена вся власть в Германии. Он представляет интересы страны на международном уровне, управляет нижней и верхней палатой. Таким образом, президент хоть и высший чиновник, но управляет страной премьер-министр. Уже 12 лет должность федерального канцлера Германии занимает женщина – Ангела Меркель.
Государственное устройство Австрии
Австрия – демократическая федеративная республика. Это означает, что основная власть принадлежит народу Австрии, который выбирает президента и парламент. Территориально Австрия поделена на 9 округов. Федерацией стала в 1955 году, хотя конституция была принята намного раньше в 1920 и с тех пор существенных изменений в ней не было. Главой является президент.
Государственное устройство Бельгии
Бельгия хоть и федеративная республика, но ее строй очень интересный. Она является конституционной парламентской монархией. Это означает, что на ряду с выборными органами (парламентом) страной управляет наследник династии. Монарх — это правитель, власть которого очень ограничена. Страна поделена на 10 провинций.
Рис.2. Административное деление Бельгии
Народ очень любит своего монарха и называет его “Король бельгийцев”. С 2013 года престол занимает Филипп Леопольд Людовик Мария. В его основные полномочия входит назначение премьер-министра (фактического главу государства), назначение 14 министров. Семеро их них должны свободно владеть французским языком, остальные – нидерландским.
Государственное устройство Швейцарии
Швейцария – очень маленькая, но очень сильная страна. Ее территория была нерушима с конца 17 века. Кроме того, это единственное в Европе государство, не тронутое во времена Первой и Второй мировых воен. Сейчас в Швейцарии 20 кантонов – так называются административные единицы. Все вопросы по благоустройству и жизни людей решаются на местах. Федеральные органы отвечают за проблемы глобального масштаба: война и мир, финансовый бюджет страны, транспортное сообщение.
Рис.3. Политическая карта Швейцарии
Государственное устройство Испании
Испания имеет уникальную историю. После смерти диктатора Франко в 1975 году, власть вернулась к наследному монарху, который объявил о начале демократического устоя. Форма правления так и сохранилась: конституционная монархия. Большинство полномочий сосредоточено в руках парламента, но король остается главой государства и представляет Испанию на международном уровне.
Что мы узнали?
Страны Зарубежной Европы с федеративным устройством — это Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария и Испания. В Бельгии и Испании есть свой монарх, который принимает решение о назначении главы правительства. В Германии вся власть сосредоточена в руках федерального канцлера. Австрией и Швейцарией управляет президент.
Источник
какие страны Европы являются федеративными?
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации) ; наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы) ; они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский Союз.
Европа
Австрийская Республика
Босния и Герцеговина
Королевство Бельгия
Российская Федерация
Федеративная Республика Германия
Швейцарская Конфедерация
Федеративные государства, существовавшие в прошлом
[править] Европа
Федеративная Республика Испания (1873—1874)
Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992)
Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990), позднее — Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
Союзная Республика Югославия (1992—2003)
Государственный Союз Сербии и Черногории (2003—2006)
Источник